Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Стадия конкретных операций (7 – 11 лет)

Поиск

На стадии конкретных операций ребенок в своих рассуждениях пользуется логическими операциями с идеальными объектами, что позволяет ему подняться над реальной наблюдаемой ситуацией – в отличие от предыдущей стадии, где мышление привязано к восприятию. Это, в свою очередь, дает ребенку большую свободу и гибкость мышления.

Дети осваивают простые операции мышления: классификацию по различным признакам, сериацию (выстраивание последовательности – например, действий); понимают обратимость действий и принцип сохранения; начинают оперировать математическими понятиями).

Однако логическое мышление в этом возрасте возможно только при условии, что оно применяется к реальным или, по меньшей мере, к воображаемым в конкретной форме объектам или событиям – отсюда и название стадии. Ребёнок пока не способен совершать умственные действия с абстрактными понятиями, размышлять о гипотетических, возможных проблемах.

Учет точек зрения других людей и умение координировать, соотносить их между собой приводит к формированию новых отношений со сверстниками – появляется дружба, товарищество. Если поведение дошкольника строится на модели подчинения и уважения, то у младших школьников отношения опираются на взаимное уважение и совместный договор. Так, правила игры для младших школьников не являются абсолютными, и их можно менять, но для этого все участники должны быть с ними согласны.

В отличие от детей, находящихся на дооперациональной стадии, дети, достигшие уровня конкретных операций, способны теоретически рассуждать о мире, в котором живут. Они размышляют о том, что может произойти в ближайшем будущем, и ожидают наиболее вероятные события; строят догадки по поводу определенных условий и в дальнейшем проверяют свои предположения.

Достижения стадии:

· Гибкость и обратимость мышления

· Выход за пределы «здесь и сейчас»

· Меньшая эгоцентричность

· Способность делать логические выводы (умозаключения)

· Понимание причинно-следственных связей и признание случайностей

4. Стадия формальных операций (11-15 лет). Переход на стадию формальных операций позволяет подросткам использовать абстрактное мышление. Как и младшие школьники, они могут пользоваться логикой в своих рассуждениях, но при этом обретают способность использовать ее за пределами актуальной, конкретной ситуации.

Это проявляется в следующих новых возможностях:

· Рассуждать о будущем и строить рассчитанные на него планы

· Анализировать возможные причины событий, размышлять о прошлом.

· Понимать юмор, метафоры, выражения с двойным смыслом.

· Размышлять о себе: своих качествах, способностях, когнитивных возможностях.

· Создавать воображаемые миры и «жить» в них (увлечение ролевыми играми, фэнтези)

· Сопоставлять различные гипотезы, оценки, мнения.

· Продумывать решение задач в разных направлениях.

На этой стадии ребенок получает способность освоить начала наук, перейдя в среднее звено общеобразовательной школы. Также на этой стадии развивается своё отношение к социальным вопросам, своей индивидуальности.

Эгоцентризм мышления частично сохраняется и на этой стадии, но проявляется в специфических феноменах, при обращении к личностно значимым и сложным темам, касающимся самого подростка:

1. Эффект «воображаемой аудитории»: подростки ощущают себя объектом критического оценивания со стороны окружающих.

2. «Персональный миф» ­– иллюзия собственной исключительности и уникальности, вплоть до идеи личного бессмертия

3. «Фантазия найденыша» – неспособность понять, как у «обычных» людей мог родиться такой «уникальный» ребенок

4. Чрезмерная сосредоточенность на себе: «меня никто не понимает».

К концу подросткового возраста эгоцентризм постепенно исчезает, и подросток приобретает более реалистичные представления о себе, других и о мире отношений.

Вопросы для самоконтроля

1. Чем отличается эгоизм от эгоцентризма?

2. Какая стадия развития по Пиаже приходится на возраст от 2 до 6 лет?

3. В чем отличия логики ребенка на стадии формальных и конкретных операций?

Творческие задания

Подумайте, как объяснить детям на, находящимся разных стадиях развития по Пиаже, сущность таких понятий, как «цвет», «баобаб», «справедливость». На всех ли стадиях это возможно?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 208; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.156.26 (0.008 с.)