Условия раннего когнитивного и языкового развития. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Условия раннего когнитивного и языкового развития.



· Реагирующее окружение: дети для нормального развития должны получать реакцию извне на свои действия (игрушки должны отвечать звоном, писком, движением).

· Умеренно обогащенная когнитивная среда: игрушки несколько опережают развитие ребенка, чтобы он мог учиться ими пользоваться (в противовес обилию игрушек и их чрезмерной сложности или примитивности).

· Активная роль родителей и воспитателей: организовать безопасное место для исследовательско-ориентировочной деятельности и обеспечить ребенка набором привлекательных предметов, которые он мог бы отыскивать, перемещать, и т.д.; разговаривать с ребенком (называть его по имени, проговаривать свои действия, объяснять происходящее); имитировать действия ребенка и стимулировать его к подражанию; играть с ребенком во время купания, используя различные плавающие игрушки; начинать играть с детьми в такие игры, как «ку-ку», «найди спрятанное»;

· Эмоциональная отзывчивость социального окружения: теплое, доброжелательное общение родителей и ребенка.

Общение с матерью является ключевым моментом в развитии младенца.

Подражание мимике взрослого, сосредоточение на лице матери ребенок демонстрирует уже в первые недели.

Комплекс оживления – это эмоционально-положительная реакция, которая сопровождается движениями и звуками. Это – первый акт общения со взрослым, который говорит об окончании кризиса новорожденности (первый месяц жизни).

Специфическая реакция улыбки на лицо матери (3 месяца)является показателем того, что социальная ситуация психического развития ребенка уже сложилась. Это социальная ситуация связанности ребенка со взрослым, ситуация «Мы». Ребенок ничего не может без взрослого человека. Жизнь и деятельность ребенка как бы вплетены в жизнь и деятельность ухаживающего за ним взрослого. В общем, это ситуация комфорта, и центральный элемент этого комфорта – взрослый человек.

Общение непосредственного эмоционального типа в младенческом возрасте очень ярко выражено. Со стороны взрослого ребенок становится предметом деятельности. Со стороны ребенка можно наблюдать возникновение первых форм воздействия на взрослого. Так, очень скоро голосовые реакции ребенка приобретают характер эмоционально активного призыва, хныкание превращается в поведенческий акт, направленный на взрослого человека. Это еще не речь в собственном смысле слова, пока это лишь только эмоционально-выразительные реакции.

Общение в этот период должно носить эмоционально-положительный характер. Тем самым у ребенка создается эмоционально-положительный тонус, что служит признаком физического и психического здоровья. Постепенно общение принимает характер диалога, т.к. с освоением целенаправленных движений, ребенок получает возможность активно общаться со взрослым через жесты, мимику, пантомимику; возникает привязанность.

Привязанность – связь, которая формируется между ребенком и другим человеком в результате долговременных отношений. Характеризуется сильной взаимозависимостью, интенсивностью чувств и жизненно важными эмоциональными отношениями.

Компоненты привязанности (формы поведения ребенка):

· сигнализирующее поведение (плач, улыбка, голосовые сигналы),

· ориентирующее поведение (поиск родителя взглядом),

· движения, вызванные появлением другого человека (следование, приближение),

· активные действия, направленные на достижение физического контакта.

Привязанность делает общение матери с ребенком взаимным и полноценным.

Дефицит же общения в этот период вызывает значительные нарушения в психическом развитии ребенка, и это накладывает неизгладимый отпечаток на всю его жизнь. Дети, лишенные возможности полноценных отношений в паре мать-дитя, отличаются от сверстников замедленными темпами психического и физического развития.

Развитие речи

Речь начинается с нечленораздельного крика новорожденного. Вскоре младенцы вырабатывают систему различных криков и плачей, других видов коммуникативного поведения, которые в течение нескольких месяцев после появления ребенка на свет учатся различать матери и те, кто заботятся о нем. В возрасте около 6 недель начинается гуление.

Гуление и лепет. С самых первых минут жизни новорожденные пробуют издавать разнообразные звуки. Они, как правило, начинают с гласных и губных согласных: «а-ба-ба-ба». Но уже ко 2-му месяцу они начинают произносить ряд согласных, а также издавать щелкающие, булькающие звуки, звуки, напоминающие хрюканье, и ряд других, причем некоторые из них отсутствуют в их родном языке. Это «случайное» производство звуков нарастает приблизительно до возраста 6 месяцев; затем сфера употребляемых ребенком фонем начинает сужаться и постепенно ограничивается рамками его родного языка.

Лепет представляет собой цепочки слогов, и все больше напоминает членораздельную речь. Он является для младенца формой коммуникации и взаимодействия с другими людьми, а также своего рода опытом решения задач, познавательной активностью. Лепеча, малыши попутно постигают способы произнесения звуков, которые встречаются в родном языке. Эти «разговоры» родителей с младенцами играют важную роль в овладении устной речью.

Понимание речи возникает задолго для того, как научаются их произносить.Плод уже в течение третьего триместра беременности способен к различению некоторых речевых звуков, а младенцы в возрасте 2 дней способны отличить их родной язык от другого, так как, еще находясь в утробе, они слышали речь своих родителей. Таким образом, еще до рождения, младенцы подготавливаются к восприятию речи, реагированию на нее и к изучению языка.

Годовалые младенцы способны следовать указаниям взрослых, а их поведение говорит о том, что они понимают значение таких слов, как, например, «до свидания». При этом активно используют жесты и привычные схемы поведения – например, жесты взрослых также часто подсказывают детям, что от них требуется.

Вопросы для самоконтроля

1. Какие формы поведения характерны для новорожденного?

2. Объясните, что такое привязанность, и в чем ее психологический смысл.

3. Какие внешние факторы определяют интеллектуальное развитие ребенка в этом возрасте?

Творческое задание

Устройте с коллегой по учебе или другом «прогулку доверия». Завяжите себе глаза и предоставьте вашему партнеру руководить вами, по крайней мере, 15-20 минут. Ваш партнер должен попытаться заставить вас испытать всевозможные ощущения. Пусть он проведет вас по разным дорогам, даст дотронуться до каких-нибудь предметов, понюхать или даже попробовать что-нибудь на вкус. Затем поменяйтесь ролями.

После того как вы закончите эксперимент, потратьте немного времени на обсуждение ваших переживаний. Было ли временами трудно доверять партнеру? Что значит зависеть от другого человека?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 781; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.160.156 (0.005 с.)