Тема 8. Ранний детский возраст (от 1 года до 3-х лет) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 8. Ранний детский возраст (от 1 года до 3-х лет)



В раннем детстве ситуация слияния ребенка и матери в одно целое неизбежно разрушается, когда ребенок делает первые шаги, и начинает использовать слова для общения. В возрасте от 1 года до 3 лет ребенок активно осваивает окружающее его пространство, доступные предметы и способы их использования. Это возраст активного развития восприятия, речи и самосознания.

Развитие восприятия. Точность восприятия в этом возрасте велика, но само восприятие имеет свои особенности: оно фиксирует одно качество объекта, и в последующем ребенок ориентируется на это качество при узнавании объекта; также восприятие аффективно окрашено и тесно связано с практическим действием.

Развивается слуховое восприятие, особенно восприятие речи, в основе которого лежит фонематический слух: от восприятия слов как целостных звуковых комплексов ребенок постепенно переходит к восприятию их звукового состава. Звуки разных типов начинают выделяться в слове и опознаваться ребенком в определенной последовательности – сначала гласные, потом согласные. Как правило, к концу 2-го года жизни дети дифференцируют все звуки родного языка.

Происходит выделение пространственных отношений между предметами: теперь он начинает осваивать направления, расстояния, многомерность, сложные пространственные отношения объектов (снизу, под, над, справа, на и т.д.) на собственном опыте. Мышечное чувство становится мерой отсчета расстояния и пространственного расположения предметов. Ребенок также начинает пользоваться категорией времени — мир делится на «сейчас» и «не сейчас».

Ребенок узнает базовые формы и цвета: на третьем году жизни он способен усвоить представления о 5-6 формах (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, многоугольник) и 8 основных цветах, хотя еще плохо называет их и не всегда различает тонкие оттенки и различия между ними.

Сенсорные эталоны формируются у ребенка благодаря активному развитию представлений о мире, когда свойство одного предмета превращается в образец, мерку, которой он «измеряет» свойства других предметов. Длина палки становится меркой для расстояния, форма отверстия в коробке – меркой для вкладывания туда игрушек и т.д.

В связи с освоением зрительного соотнесения ребенку 2,5 – 3 лет становится доступным зрительный выбор по образцу (сначала по форме, потом по величине, а позже всего – по цвету), требующий от него осознания, что существует много разных предметов с одинаковыми свойствами (например, «желтое», «круглое», «мягкое» и т.д.). Образцами при выделении свойств предметов детям служат закрепившиеся в памяти представления о свойствах некоторых предметов, хорошо известных из собственного опыта. Например, при определении предметов круглой формы ребенок говорит: «как мячик».

Наглядно-действенное мышление – этомышление, непосредственно включенное в практическое действие. Оно также развивается под влиянием восприятия и манипуляций с предметами: ребенок практически взаимодействует с вещами и схватывает связи между ними.

Развитие речи происходит в этом возрасте чрезвычайно интенсивно. Связано это, в частности, с тем, что слово в раннем возрасте выступает для ребенка как орудие, которое, он использует гораздо чаще, чем любое другое. Взрывной характер развития речи виден в количестве слов, которые использует ребенок: если для годовалого ребенка средний показатель составляет до 30 слов, то в 2 года это 300, а в 3 года – 1200-1500 слов!

Качественный состав речи также меняется.

· 1 год. Слабое развитие грамматических структур; употребление отдельных слов в основном в неизменном виде («мама», «да», «киска» и т.п.). В основном это существительные и глаголы. При этом развивается понимание речи (пассивный словарь) при незначительном росте активного словаря (слова, употребляемые в речи).

· 1,5 – 2 года – двусловные комбинации («пить сок», «мой мишка» и т.п.). Ребенок проявляет активный интерес к миру, названиям предметов и явлений. Комбинирование слов, их объединение в 2-3х словные фразы. Начало интенсивного формирования грамматической структуры предложения (предложение перестает быть набором разрозненных слов, связанных только общей мыслью, а становится довольно связной речью). Выравнивается состав пассивного и активного словаря. Употребляются прилагательные и причастия.

· 2,5 – 3 года – начинает употреблять более длинные и сложные выражения («Положи карандаши сюда», «Что это на столе?» и пр.). Внимательное слушание речи взрослых, чтения. Речь состоит в основном из простых предложений.

· К 4 годам развитие речи достигает почти уровня взрослого.

В речи ребенка этого возраста присутствуют специфические конструкции: холофраза – одиночное слово, предназначенное для выражение целого комплекса идей; жесты, заменяющие слова; аморфные слова (расширение значения: например, «киса» – кошка, шуба, перо ­– по одному внешнему признаку); сужение значения (кошка – только своя кошка).

Предметно-манипулятивная деятельность – ведущая в этом возрасте. Это предметная деятельность, направленная на усвоение общественно выработанных способов действия с предметами.

В связи с ее возникновением меняется отношение ребенка к окружающим его предметам, тип ориентировки в предметном мире. Вместо вопроса «Что это?» при столкновении с новым предметом у ребенка возникает вопрос «Что с этим можно делать?» Интерес к предметному миру чрезвычайно расширяется. При свободном выборе предметов и игрушек ребенок стремится вовлечь в свою деятельность наибольшее их количество. Увеличивается время действия с каждым предметом, появляется многообразие действий.

Элементы предметно-манипулятивной деятельности напрямую связаны с развитием отдельных психических функций:

· предмет и действия с ним – стимулируют развитие восприятия и мышления: во взаимодействии с миром ребенок познает пространственные, временные и прочие его характеристики, а также учится взаимодействовать с предметами на более высоком, социальном уровне;

· социальная сущность, которая скрыта в предмете – требует развития речи, без которой трудно выяснить функции предмета (задать вопрос, поделиться открытием);

· взрослый, который выступает в качестве эксперта по миру предметов – стимулирует развитие общения.

Общение ребенка со взрослыми изменяется под влиянием развития самосознания, речи и предметной деятельности. Это общение характеризуется М.И. Лисиной как ситуативно-деловое и начинает формироваться с 6 месяцев, сменяясь после 2,5 – 3 лет внеситуативно-познавательным. Отличительной чертой ситуативно-делового общения является связь коммуникации с практическим взаимодействием ребенка и взрослого.

Помимо внимания и ласки, у ребенка возникает потребность в сотрудничестве со взрослым. Такое сотрудничество не сводится к простой помощи взрослого в игре или действиях ребенка – теперь ребенку требуется соучастие взрослого, он хочет быть рядом со взрослым и жить общей с ним жизнью, выполнять общее дело. Только такое сотрудничество обеспечивает ребенку достижение практического результата при своих ограниченных возможностях и одновременно позволяет ребенку овладеть вниманием взрослого и испытать его благожелательность. Сочетание 3 моментов (доброжелательности, внимания и сотрудничества) характеризует сущность новой потребности ребенка в общении.

Ведущими в раннем детстве становятся деловые мотивы общения, которые появляются в ходе удовлетворения потребности в активной деятельности, как результат необходимости в помощи взрослых. С ними тесно связаны мотивы личностные и познавательные.

В общении в раннем детстве главное место отводится речи, хотя в 1-1,5 года ребенок может еще использовать действия, позы, движения. Овладение речью позволяет детям преодолевать ограниченность ситуативного общения и перейти от чисто практического сотрудничества со взрослыми к сотрудничеству «теоретическому».

Дети в этом возрасте не вступают в активное взаимодействие со сверстниками, однако делают важные шаги в этом направлении.

· 14 мес. – у детей проявляется враждебность к старшим братьям и сёстрам, негативизм.

· 1,5 г. – наблюдается одностороннее воздействие одного на другого.

· 2 г. – происходит поворот к субъектным отношениям, инициативные действия с коммуникативной целью.

· В 2,5 года дети уже могут по просьбе или на основе примера взрослого позаботиться о другом ребёнке. Социальные акты начинают преобладать над агрессивными, что связано с развитием речи. Развиваются взаимопомощь и соперничество.

· К 3-м годам развивается так называемая «игра-наблюдение»: ребенок смотрит, как играют другие, задаёт им вопросы, советует, но сам в игру не вступает.

Развитие личности в этом возрасте характеризуется появлением самосознания.

· Физическое Я. В год ребенок имеет некоторые представления о себе, об отдельных частях собственного тела; в 1,5-2 года узнает себя в зеркале, на фотографиях и в рисунках; в 3 года появляются игры перед зеркалом – гримасничания, переодевания.

· Пол. В 1,5 года ребенок знает свой пол, и в 3-4 года ясно различает пол у других.

· Психологическое Я. У ребенка возникают собственные желания. К концу раннего возраста желания ребенка становятся обобщенными и аффект (проявления кризиса) тем сильнее, чем с более обобщенными желаниями он связан. Появляется чувство собственности.

· Социальное Я. Уже с младенчества ребенок проявляет чувство любви, привязанности к близким людям. В раннем детстве в связи со становлением нового уровня самосознания и продвижением в общем интеллектуальном развитии ребенок уже стремится получить ласку, похвалу и огорчается, если взрослые им недовольны.

К середине 2-го года, если ребенок общается с другими детьми, чувства симпатии, любопытства переносятся и на них. Дети сочувствуют друг другу, стараются помочь, если с кем-то случилась неприятность; если ребенок кого-то обидел, то через некоторое время старается загладить вину, принося свои любимые игрушки, сладости.

Феномен «Я сам» отражает новый уровень развития самосознания, и означает не только возникновение внешней самостоятельности, но и одновременное отделение ребенка от взрослого.

Кризис трех лет – это перестройка социальных отношений ребенка, смена его позиции по отношению к окружающим взрослым и прежде всего к авторитету родителей – он пытается установить новые, более высокие формы отношения с окружающими. Его проявления: негативизм, упрямство, стремление сделать все самостоятельно, протест против норм воспитания, повышенная раздражительность, конфликтность, демонстрация власти.

Вопросы для самоконтроля

1. В чем проявляется развитие самосознания в раннем детстве?

2. Общения какого типа свойственно ребенку этого возраста со взрослым? Почему?

3. Почему про раннее детство говорят, что это возраст развития восприятия?

Творческое задание

Игрушки – это своеобразный тренажер для ребенка. Подберите 3 любых игрушки для детей этого возраста и охарактеризуйте, отвечая на следующие вопросы. Чем они могут привлечь ребенка? Каким психологическим потребностям они отвечают? Что развивают?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 139; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.174.55 (0.017 с.)