Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 8. Ранний детский возраст (от 1 года до 3-х лет)
В раннем детстве ситуация слияния ребенка и матери в одно целое неизбежно разрушается, когда ребенок делает первые шаги, и начинает использовать слова для общения. В возрасте от 1 года до 3 лет ребенок активно осваивает окружающее его пространство, доступные предметы и способы их использования. Это возраст активного развития восприятия, речи и самосознания. Развитие восприятия. Точность восприятия в этом возрасте велика, но само восприятие имеет свои особенности: оно фиксирует одно качество объекта, и в последующем ребенок ориентируется на это качество при узнавании объекта; также восприятие аффективно окрашено и тесно связано с практическим действием. Развивается слуховое восприятие, особенно восприятие речи, в основе которого лежит фонематический слух: от восприятия слов как целостных звуковых комплексов ребенок постепенно переходит к восприятию их звукового состава. Звуки разных типов начинают выделяться в слове и опознаваться ребенком в определенной последовательности – сначала гласные, потом согласные. Как правило, к концу 2-го года жизни дети дифференцируют все звуки родного языка. Происходит выделение пространственных отношений между предметами: теперь он начинает осваивать направления, расстояния, многомерность, сложные пространственные отношения объектов (снизу, под, над, справа, на и т.д.) на собственном опыте. Мышечное чувство становится мерой отсчета расстояния и пространственного расположения предметов. Ребенок также начинает пользоваться категорией времени — мир делится на «сейчас» и «не сейчас». Ребенок узнает базовые формы и цвета: на третьем году жизни он способен усвоить представления о 5-6 формах (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, многоугольник) и 8 основных цветах, хотя еще плохо называет их и не всегда различает тонкие оттенки и различия между ними. Сенсорные эталоны формируются у ребенка благодаря активному развитию представлений о мире, когда свойство одного предмета превращается в образец, мерку, которой он «измеряет» свойства других предметов. Длина палки становится меркой для расстояния, форма отверстия в коробке – меркой для вкладывания туда игрушек и т.д. В связи с освоением зрительного соотнесения ребенку 2,5 – 3 лет становится доступным зрительный выбор по образцу (сначала по форме, потом по величине, а позже всего – по цвету), требующий от него осознания, что существует много разных предметов с одинаковыми свойствами (например, «желтое», «круглое», «мягкое» и т.д.). Образцами при выделении свойств предметов детям служат закрепившиеся в памяти представления о свойствах некоторых предметов, хорошо известных из собственного опыта. Например, при определении предметов круглой формы ребенок говорит: «как мячик».
Наглядно-действенное мышление – этомышление, непосредственно включенное в практическое действие. Оно также развивается под влиянием восприятия и манипуляций с предметами: ребенок практически взаимодействует с вещами и схватывает связи между ними. Развитие речи происходит в этом возрасте чрезвычайно интенсивно. Связано это, в частности, с тем, что слово в раннем возрасте выступает для ребенка как орудие, которое, он использует гораздо чаще, чем любое другое. Взрывной характер развития речи виден в количестве слов, которые использует ребенок: если для годовалого ребенка средний показатель составляет до 30 слов, то в 2 года это 300, а в 3 года – 1200-1500 слов! Качественный состав речи также меняется. · 1 год. Слабое развитие грамматических структур; употребление отдельных слов в основном в неизменном виде («мама», «да», «киска» и т.п.). В основном это существительные и глаголы. При этом развивается понимание речи (пассивный словарь) при незначительном росте активного словаря (слова, употребляемые в речи). · 1,5 – 2 года – двусловные комбинации («пить сок», «мой мишка» и т.п.). Ребенок проявляет активный интерес к миру, названиям предметов и явлений. Комбинирование слов, их объединение в 2-3х словные фразы. Начало интенсивного формирования грамматической структуры предложения (предложение перестает быть набором разрозненных слов, связанных только общей мыслью, а становится довольно связной речью). Выравнивается состав пассивного и активного словаря. Употребляются прилагательные и причастия. · 2,5 – 3 года – начинает употреблять более длинные и сложные выражения («Положи карандаши сюда», «Что это на столе?» и пр.). Внимательное слушание речи взрослых, чтения. Речь состоит в основном из простых предложений.
· К 4 годам развитие речи достигает почти уровня взрослого. В речи ребенка этого возраста присутствуют специфические конструкции: холофраза – одиночное слово, предназначенное для выражение целого комплекса идей; жесты, заменяющие слова; аморфные слова (расширение значения: например, «киса» – кошка, шуба, перо – по одному внешнему признаку); сужение значения (кошка – только своя кошка). Предметно-манипулятивная деятельность – ведущая в этом возрасте. Это предметная деятельность, направленная на усвоение общественно выработанных способов действия с предметами. В связи с ее возникновением меняется отношение ребенка к окружающим его предметам, тип ориентировки в предметном мире. Вместо вопроса «Что это?» при столкновении с новым предметом у ребенка возникает вопрос «Что с этим можно делать?» Интерес к предметному миру чрезвычайно расширяется. При свободном выборе предметов и игрушек ребенок стремится вовлечь в свою деятельность наибольшее их количество. Увеличивается время действия с каждым предметом, появляется многообразие действий. Элементы предметно-манипулятивной деятельности напрямую связаны с развитием отдельных психических функций: · предмет и действия с ним – стимулируют развитие восприятия и мышления: во взаимодействии с миром ребенок познает пространственные, временные и прочие его характеристики, а также учится взаимодействовать с предметами на более высоком, социальном уровне; · социальная сущность, которая скрыта в предмете – требует развития речи, без которой трудно выяснить функции предмета (задать вопрос, поделиться открытием); · взрослый, который выступает в качестве эксперта по миру предметов – стимулирует развитие общения. Общение ребенка со взрослыми изменяется под влиянием развития самосознания, речи и предметной деятельности. Это общение характеризуется М.И. Лисиной как ситуативно-деловое и начинает формироваться с 6 месяцев, сменяясь после 2,5 – 3 лет внеситуативно-познавательным. Отличительной чертой ситуативно-делового общения является связь коммуникации с практическим взаимодействием ребенка и взрослого. Помимо внимания и ласки, у ребенка возникает потребность в сотрудничестве со взрослым. Такое сотрудничество не сводится к простой помощи взрослого в игре или действиях ребенка – теперь ребенку требуется соучастие взрослого, он хочет быть рядом со взрослым и жить общей с ним жизнью, выполнять общее дело. Только такое сотрудничество обеспечивает ребенку достижение практического результата при своих ограниченных возможностях и одновременно позволяет ребенку овладеть вниманием взрослого и испытать его благожелательность. Сочетание 3 моментов (доброжелательности, внимания и сотрудничества) характеризует сущность новой потребности ребенка в общении. Ведущими в раннем детстве становятся деловые мотивы общения, которые появляются в ходе удовлетворения потребности в активной деятельности, как результат необходимости в помощи взрослых. С ними тесно связаны мотивы личностные и познавательные. В общении в раннем детстве главное место отводится речи, хотя в 1-1,5 года ребенок может еще использовать действия, позы, движения. Овладение речью позволяет детям преодолевать ограниченность ситуативного общения и перейти от чисто практического сотрудничества со взрослыми к сотрудничеству «теоретическому».
Дети в этом возрасте не вступают в активное взаимодействие со сверстниками, однако делают важные шаги в этом направлении. · 14 мес. – у детей проявляется враждебность к старшим братьям и сёстрам, негативизм. · 1,5 г. – наблюдается одностороннее воздействие одного на другого. · 2 г. – происходит поворот к субъектным отношениям, инициативные действия с коммуникативной целью. · В 2,5 года дети уже могут по просьбе или на основе примера взрослого позаботиться о другом ребёнке. Социальные акты начинают преобладать над агрессивными, что связано с развитием речи. Развиваются взаимопомощь и соперничество. · К 3-м годам развивается так называемая «игра-наблюдение»: ребенок смотрит, как играют другие, задаёт им вопросы, советует, но сам в игру не вступает. Развитие личности в этом возрасте характеризуется появлением самосознания. · Физическое Я. В год ребенок имеет некоторые представления о себе, об отдельных частях собственного тела; в 1,5-2 года узнает себя в зеркале, на фотографиях и в рисунках; в 3 года появляются игры перед зеркалом – гримасничания, переодевания. · Пол. В 1,5 года ребенок знает свой пол, и в 3-4 года ясно различает пол у других. · Психологическое Я. У ребенка возникают собственные желания. К концу раннего возраста желания ребенка становятся обобщенными и аффект (проявления кризиса) тем сильнее, чем с более обобщенными желаниями он связан. Появляется чувство собственности. · Социальное Я. Уже с младенчества ребенок проявляет чувство любви, привязанности к близким людям. В раннем детстве в связи со становлением нового уровня самосознания и продвижением в общем интеллектуальном развитии ребенок уже стремится получить ласку, похвалу и огорчается, если взрослые им недовольны. К середине 2-го года, если ребенок общается с другими детьми, чувства симпатии, любопытства переносятся и на них. Дети сочувствуют друг другу, стараются помочь, если с кем-то случилась неприятность; если ребенок кого-то обидел, то через некоторое время старается загладить вину, принося свои любимые игрушки, сладости. Феномен «Я сам» отражает новый уровень развития самосознания, и означает не только возникновение внешней самостоятельности, но и одновременное отделение ребенка от взрослого.
Кризис трех лет – это перестройка социальных отношений ребенка, смена его позиции по отношению к окружающим взрослым и прежде всего к авторитету родителей – он пытается установить новые, более высокие формы отношения с окружающими. Его проявления: негативизм, упрямство, стремление сделать все самостоятельно, протест против норм воспитания, повышенная раздражительность, конфликтность, демонстрация власти. Вопросы для самоконтроля 1. В чем проявляется развитие самосознания в раннем детстве? 2. Общения какого типа свойственно ребенку этого возраста со взрослым? Почему? 3. Почему про раннее детство говорят, что это возраст развития восприятия? Творческое задание Игрушки – это своеобразный тренажер для ребенка. Подберите 3 любых игрушки для детей этого возраста и охарактеризуйте, отвечая на следующие вопросы. Чем они могут привлечь ребенка? Каким психологическим потребностям они отвечают? Что развивают?
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 139; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.174.55 (0.017 с.) |