Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Страховка и помощь в гимнастикеСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Безопасность занятий гимнастикой зависит от ряда мер, применяемых преподавателем и самими студентами. Наряду с правильной подготовкой места занятий и снарядов, инвентаря должны соблюдаться санитарно-гигиенические нормы, требования к организации и методике обучения упражнениям, к поведению занимающихся в зале. Для предупреждения травматизма и достижения лучших результатов в процессе занятий необходимо соблюдать следующие правила: бережно обращаться с оборудованием и инвентарем, правильно готовить их к занятиям и затем убирать; аккуратно обращаться с магнезией, после каждого занятия убирать зал; находиться в зале (на гимнастической площадке) только в гимнастических костюмах и тапочках; во время занятий точно выполнять указания преподавателя, помогать товарищам; изучить правила безопасности и приемы страховки, самостраховки, выполнять упражнения, заданные преподавателем; входить в зал и уходить из него, только получив разрешение преподавателя; при выполнении упражнений использовать подводящие упражнения, облегчающие освоение упражнений, разучиваемых на данном занятии. Неуклонное выполнение указанных правил и систематическая воспитательная работа преподавателя способствуют улучшению учебного процесса и предупреждению травм. Важную роль в этом играет также физическая помощь при овладении упражнениями, страховка и самостраховка. Физическая помощь преподавателяв процессе обучения гимнастическим упражнениям способствует формированию у учащихся более четких представлений о движении, помогает быстрее и лучше овладевать разучиваемым упражнением. Физическая помощь может быть кратковременной: подталкивание в отдельных (наиболее ответственных) фазах движения и поддержка (чаще всего в статических положениях - исходных, промежуточных и конечных). Страховка - это готовность преподавателя или партнёра (учащегося) своевременно поддержать исполнителя упражнения при какой-то его ошибке в технике движения, которая может привести к неудаче, падению. Проводка (по движению) способствует точному выполнению упражнения исполнителем, не стесняя его движений, но вместе
Самостраховка - умение самого учащегося находить нужный выход из создавшейся ситуации (при ошибке в технике выполнения упражнения, возможном срыве со снаряда и т.д.) и избежать падения или травмы. Страховку и помощь студенты осваивают одновременно с разучиванием гимнастических упражнений.
Контрольные вопросы: 1. Занятия какими видами физических упражнений объединяет гимнастика? 2. Когда впервые начали проводиться соревнования по гимнастическим видам спорта? 3. С какого момента берет начало современная история гимнастики? 4. Назовите основные этапы развития отечественной гимнастики. 5. Кого из выдающихся отечественных гимнастов Вы знаете? 6. Охарактеризуйте спортивные виды гимнастики. 7. Каковы общие принципы спортивной тренировки? 8. Какие гимнастические упражнения используются в вузовской программе по физической культуре? 9. Каким видам гимнастики, по Вашему мнению, следует отдавать предпочтение при занятиях оздоровительной физической культурой? 10. Как часто в неделю следует тренироваться и сколько времени, чтобы тренировка была достаточно эффективной? 11. Как организуются занятия по гимнастике? 12. Что такое гимнастическая терминология? СПОРТИВНОЕ ОРИЕНТИРОВАНИЕ 4.1. Краткая историческая справка
Спортивное ориентирование - увлекательный и достаточно «дешевый» вид спорта, для занятий которым не требуются дорогие спортивные сооружения, что определяет его популярность в мире. Спортивным ориентированием занимаются более чем в 40 странах мира. В большинстве стран этот вид спорта стал наиболее широко распространяться в 30-х годах ХХ столетия. Поскольку спортивное ориентирование - военно-прикладной вид спорта, то руководители многих государств использовали его для увеличения своего военного потенциала. Спортивным ориентированием начали заниматься уже в середине XIX века в шведской армии, однако первые соревнования
Стремительное развитие ориентирования в Скандинавии После второй мировой войны начинается новый этап в истории спортивного ориентирования. В 1946 году был создан Совет спортивного ориентирования Северных стран, объединяющий Швецию, Норвегию, Финляндию В 50-60-х годах спортивным ориентированием стали активно заниматься в Швейцарии, Англии, Германии, Венгрии, Болгарии, Чехословакии, Румынии, Советском Союзе. В 1961 году на учредительном конгрессе в Копенгагене была создана Международная федерация по спортивному ориентированию (ИОФ), которая объединила федерации одиннадцати государств. В 1962 году в Норвегии был проведен первый чемпионат Европы по спортивному ориентированию, а с 1966 года регулярно проводятся чемпионаты мира. Первые отечественные соревнования по ориентированию были проведены летом 1963 года в окрестностях города Ужгорода. Именно с этого года ведется официальный отсчет истории спортивного ориентирования в нашей стране. Лучшими ориентировщиками оказались в то время представители Прибалтийских республик, Ленинграда и Москвы. Летом 1986 года федерация спортивного ориентирования нашей страны была принята в Международную федерацию, став тридцать третьим членом ИОФ. Вступление в Международную федерацию по спортивному ориентированию и получение возможности участвовать в чемпионатах мира и Европы предъявило более высокие требования к совершенствованию всей системы подготовки отечественных спортсменов-ориентировщиков. 4.2. Общая характеристика соревновательной деятельности
Соревновательная деятельность в спортивном ориентировании характеризуется не только большими физическими нагрузками, связанными с бегом по пересеченной местности, но и напряженной мыслительной деятельностью, включающей комплекс операций и процессов, обеспечивающих целенаправленное передвижение по незнакомой местности с использованием спортивной карты и компаса. Существенное влияние на уровень соревновательной деятельности в ориентировании имеет способность к продуктивной мыслительной деятельности на фоне интенсивного бега. Физиологический фон соревновательной деятельности в спортивном ориентировании в целом сходен с другими видами спорта, где выносливость является определяющим фактором физической подготовленности. Тренировка ориентировщиков также создана
Практически все время на дистанции занимает бег по пересеченной местности с различным рельефом и состоянием грунта. Основная задача ориентировщика - найти оптимальную скорость передвижения, при которой с учетом требований техники ориентирования и физического состояния достигается лучший конечный результат. Одним из условий достижения успеха в соревнованиях по ориентированию является обеспечение высокого уровня физической подготовленности - фундамента, на котором строится мастерство спортсмена. Степень физической подготовленности спортсмена оказывает значительное воздействие на технику и психологию ориентирования. Средняя скорость движения ориентировщика по трассе соревнований зависит не только от его подготовленности, но и от характера местности, точности карты, погодных условий, техники бега. Неровность и мягкость грунта, рельеф и проходимость местности являются примерами тех факторов, которые предъявляют многосторонние требования к технике бега ориентировщика. Спортивная карта, с которой работает ориентировщик, должна быть точной, объективной, с хорошим полиграфическим качеством и служить залогом спортивной справедливости. Скорость бега ориентировщика заметно меняется в зависимости от характера местности. В Норвегии были проведены измерения скорости на различных участках местности (453). Скорость бега (мин/км) менялась следующим образом: дорога - 3.30-4.00 хорошая тропа - 4.00-4.30 плохая тропа - 4.30-5.30 болото - 5.00-6.30 равнинная залесенная местность - 6.00-7.30 пересеченная залесенная местность - 7.30-10.00 крайне гористая местность - 10.00 Влияние перепадов высот на скорость ориентировочного бега довольно заметное. Так, при беге под уклон скорость уменьшается только на крутых склонах. Однако при беге в гору падение скорости примерно пропорционально крутизне подъема. Это необходимо учитывать при выборе варианта движения. Кроме указанных факторов на скорость бега влияет также степень трудности задач ориентирования. Существует четкая взаимосвязь между сложностью ориентирования и скоростью бега ориентировщика. Эти два фактора - тип местности и сложность ориентирования - определяют различия в скорости бега не только в различных соревнованиях, но и между отдельными контрольными пунктами (КП) на одной и той же трассе.
Различают эффективную и фактическую скорости в ориентировании. Под эффективной скоростью понимают ту, с которой спортсмен должен был бы преодолевать путь по прямым между КП, Время, затраченное на прохождение дистанции, можно разделить на три составляющие: время истинного перемещения по трассе («чистый бег»), время технических остановок (отметки на КП) Важное место для обеспечения эффективной соревновательной деятельности имеет техническая подготовка, под которой в спортивном ориентировании понимают совокупность навыков обращения Специалисты выделяют следующие элементы техники ориентирования: чтение карты, слежение за местностью, работа с компасом, контроль расстояния, отметка на контрольных пунктах.
4.3. Содержание и методика физической подготовки
В спортивном ориентировании, как и в других видах спорта, различают общую и специальную физическую подготовку. Общая физическая подготовка (ОФП) ориентировщика ставит своей целью всестороннее развитие спортсмена. Средствами ее служат самые разнообразные физические упражнения: кроссовый бег, гимнастика, упражнения на гибкость, координацию, с отягощениями и без них, спортивные игры, плавание, лыжные гонки, гребля и др. Задачи специальной физической подготовки (СФП) в спортивном ориентировании заключаются в совершенствовании физических качеств, наиболее характерных для этого вида спорта: специальной Исследователи в нашей стране, Швеции, Чехословакии проводили оценки соотношения объемов технической и физической подготовки на различных стадиях занятий спортивным ориентированием. Их результаты оказались достаточно сходными и указывают на то, что с повышением спортивного мастерства соотношение между этими двумя видами подготовки систематически изменяются
Тренировочная деятельность ориентировщика характеризуется выполнением большого объема бега, продолжительного в аэробном режиме. В этом отношении здесь много общего с легкоатлетическим кроссовым бегом и бегом на длинные дистанции. Согласно вышесказанному, для достижения высоких результатов в ориентировании необходима разносторонняя физическая подготовка, в которой главным физическим качеством, обусловливающим результат, является выносливость, что требует использования высоких по объему тренировочных нагрузок. Таблица 3 Соотношение времени, рекомендуемого для технической и физической подготовки ориентировщиков различных категорий (в %)
Контрольные вопросы: 1. Расскажите кратко историю развития спортивного ориентирования. 2. Перечислите виды спортивного ориентирования. 3. Назовите компоненты, необходимые для прохождения дистанции в спортивном ориентировании. 4. Особенности общей физической подготовки в спортивном ориентировании. 5. Особенности специальной физической подготовки в спортивном ориентировании. 6. Какова сущность интеллектуальной деятельности в спортивном ориентировании? Список литературы 1. Акимов В.Г., Кудряшов А.А. Спортивное ориентирование / Беллоруск. Гос. ун-т. - Минск, 1977. - 95 с. 2. Амосов Н.В., Муравов И.В. Сердце и физические упражнения. - Киев: Здоровье, - 1985. 3. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1968. - 338 с. 4. Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. - М.: Медицина, 1976. - 447 с. 5. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. - М.: Физкультура и спорт, 1982. - 256 с. 6. Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого. - М.: Физкультура и спорт, 1988. - 208 с. 7. Бардина Р.А. Сотвори себя. Здоровье и физическая культура: Энциклопедия. - М.: Олимп, ООО «Издательство АСТ», 1996. - 480 с. 8. Билич Г.Л., Назарова Л.В. Основы валеологии. - СПб.: Водолей, 1998. - 560 с. 9. Вайцеховский С.М. Книга тренера. - М.: Физкультура и спорт, 1971. - 311 с. 10. Введение в теорию физической культуры. / Под ред. Л.П. Матвеева. - М.: ФиС, 1983. 11. Виленский М.Я., Ильинич В.И. Физическая культура работников умственного труда. - М.: Знание, 1987. - 107 с. 12. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика, 1991. - 480 с. 13. Гимнастика: Учебник для ин-тов физ. культ. 2-е изд. / Под ред. А.М. Шлемина и А.Т. Брыкина. - М.: ФиС, 1979. - 215 с. 14. Гимнастика с методикой преподавания: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. № 1910 «Физ. культура» / И.Б. Павлов, В.М. Баршай, В.Н. Ихильчук и др.; Под общ. ред. И.Б. Павлова, В.М. Баршая. - М.: Просвещение, 1985. - 208 с. 15. Граевская Н.Д. Влияние спорта на сердечно-сосудистую систему. - М.: Медицина, 1975. - 279 с. 16. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена. - М.: Физкультура и спорт, 1970. - 200 с. 17. Ильин Е.П. Психология физического воспитания: Учеб. пособие. - М.: Просвещение, 1987. - 287 с. 18. Карпман В.Л., Белоцерковский З.Б., Гудков И.А. Тестирование 19. Книга тренера по легкой атлетике. / Под ред. Л.С. Хоменкова. – М., 1987.- 452 с. 20. Кожин В.И. Самостоятельная физическая подготовка учащихся и студентов: Учеб. пособие. - Ростов-на-Дону: Изд-во Рост. ун-та, 1993. - 86 с. 21. Колбанов В.В. Валеология: Основные понятия, термины и определения. - СПб.: ДЕАН, 1998. - 232 с. 22. Лыжный спорт. Краткий курс дисциплины. 3-е изд. - М.: РГАФК, кафедра лыжного спорта. - 1998. - 32 с. 23. Максименко А.М. Основы теории и методики физической культуры: Учеб. пособие для студентов бакалаврского уровня высшего физкультурного образования: В 2 ч. - М.: РГАФК. – 364. 24. Легкая атлетика: Учебник для институтов физической культуры / Под ред. Н.Т. Озолина, В.И. Воронина, Ю.Н. Примакова. – М.: ФиС, 1989. - 671 с. 25. Лесгафт П.Ф. Избранные труды. - М.: ФиС, 1987. 26. Лисовский В.С. Молодежь и образование на пороге ХХI века // Молодежь: цифры, факты, мнения. - 1995. - № 2 -3. - С. 61-67. 27. Матвеев Л.П., Полянский В.П. Прикладность физической культуры: понятийные основы и их конкретизация в современных условиях // Теория и практика физической культуры. - 1996. - № 7. - С. 42-47. 28. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Учебник для институтов физической культуры. - М., 1991. - 543 с. 29. Набатникова М.Я. Специальная выносливость. - М.: Физкультура и спорт, 1972. - 267 с. 30. Озолин Н.Г. Молодому коллеге. - М.: Физкультура и спорт, 1988. - 288 с. 31. Петленко П. Познай и сотвори себя: Основные проблемы педагогической валеологии: Здоровье и образование. Концептуальные основы педагогической валеологии. - Материалы Всерос. науч.-практ. семинара. – (СПб., 7-9 декабря 1983) - СПб., 1994. - С. 26-28. 32. Платонов В.Н. Теория и методика спортивной тренировки. - Киев: Вища школа, 1984. - 346 с. 33. Пономарев Н.И. О законах функционирования и развития физической культуры: Лекция. - Л.: ГДОИФК, 1989. - 20 с. 34. Попов В.Б., Суслов Ф.П., Ливандо Е.И. Юный легкоатлет. – М.: ФиС, 1982, - 221 с. 35. Родионов А.В. Влияние психологических факторов на спортивный результат. - М.: Физкультура и спорт, 1983. - 111 с. 36. Современная система спортивной подготовки. - М.: СААМ, 1995. - 448 с. 37. Спортивная гимнастика: Учебник для ин-тов физ. культ. / Под ред. Ю.К. Гавердовского и В.М. Смолевского. - М.: Физкультура и спорт, 1979. - 327 с. 38. Суслов Ф.П. Пульсометрия - средство дозировки тренировочной нагрузки: Метод. рекомендации. - Рига, 1976. - 22 с. 39. Суслов Ф.П., Гиппенрейтер Е.Б., Холодов Ж.К. Спортивная тренировка в условиях среднегорья. - М., 1999. - 202 с. 40. Суслов Ф.П., Кулаков В.Н., Королев Г.И. Систематизация нагрузок бегунов и скороходов // Легкая атлетика. - 1986. - № 12. - С. 5-7. 41. Физиологические критерии профессиональной пригодности подростков к различным профессиям / И.Д. Карцев и др. - М.: Медицина, 1977. - 176 с. 42. Физиология человека: Учебник для ин-тов физ. культ./ Под ред. Н.В. Зимкина. - М.: Физкультура и спорт, 1975. - 496 с. 43. Физическая культура, спорт и здоровье нации: Материалы междунар. конгр. (СПб., Россия). – СПб: ГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 1996. - С. 359. 44. Филимонова С.И. Формирование готовности специалиста физической культуры к педагогической самореализации: Дис....канд. пед. наук. - СПб.: ГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 1997. - 167 с. 45. Филин В.П., Фомин Н.А. Основы юношеского спорта. - М.: Физкультура и спорт, 1971. - 326 с. 46. Чешихина В.В. Научно-методические основы взаимосвязи физической и интеллектуальной деятельности в процессе спортивной подготовки: Дис.... док. пед. наук. - М.: РГАФК, 1997. - 387 с. 47. Чешихина В.В. Физическая подготовка спортсменов-ориентировщиков: Учеб. пособие. - М., 1996. - 96 с.
ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение 1
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 2174; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.42.25 (0.011 с.) |