Характеристика гимнастики, ее виды и разновидности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характеристика гимнастики, ее виды и разновидности



 

Оздоровительные виды гимнастики. Основная гимнастика является разделом учебной программы для вузов. На занятиях основной гимнастикой применяются строевые, общеразвивающие, прикладные, простейшие акробатические упражнения и упражнения художественной гимнастики, аэробики; неопорные и элементарные опорные прыжки. Техника этих упражнений простая, поэтому облегчается процесс обучения им. Оздоровительная направленность обеспечивается подбором необходимых и доступных упражнений. При подборе упражнений учитываются индивидуальные особенности студентов, их состояние здоровья, уровень физической подготовленности.

Основная гимнастика имеет и прикладное значение, так как
на занятиях формируются, совершенствуются необходимые навыки в ходьбе, беге, равновесии, метании, лазании, преодолении препятствий и др. Кроме того, основная гимнастика обогащает двигательный опыт. Освоив разнообразные по структуре упражнения, юноши и девушки успешнее будут овладевать новыми движениями, выполняя их с большой точностью по пространственным и временным параметрам, по степени мышечных усилий. Поэтому основную гимнастику можно по праву считать подготовительной ступенью для перехода к спорту. На занятиях основной гимнастикой также успешно решаются воспитательные задачи: соблюдаются строгий порядок, дисциплина, большинство упражнений выполняется единообразно (под счет или музыкальное сопровождение).

Гигиеническая гимнастика оказывает оздоровительное воздействие на занимающихся. Ежедневные занятия гигиенической гимнастикой усиливают кровообращение в тканях организма, улучшают деятельность сердечно-сосудистой системы и обмен веществ, нервно-мышечного аппарата, положительно воздействуют на психику человека. Утренняя ежедневная гимнастика способствует переходу от пассивного состояния после сна к активному, необходимому для предстоящей деятельности.

Атлетическая гимнастика предназначена преимущественно для физически подготовленных юношей. Каждый молодой человек стремится стать сильным, ловким, красивым. С этой целью необходимо выполнять более сложные комплексы упражнений, используя различные предметы: гантели, гири, набивные мячи, амортизаторы и др. Упражнения повторяются с большим числом повторений,
с максимальной амплитудой движений и большим напряжением тех или иных мышечных групп.

Спортивные виды гимнастики

Спортивная гимнастика. Мужское многоборье современной гимнастики включает в себя вольные упражнения, упражнения
на коне, кольцах, брусьях и перекладине, прыжки (опорные).
Женское многоборье - опорный прыжок, упражнения на брусьях разной высоты, гимнастическом бревне и вольные упражнения.

Развитию спортивной гимнастики способствовала введенная в 1935 г. Единая Всесоюзная спортивная классификация, а также регулярно проводимые в нашей стране спортивные соревнования различного масштаба (начиная с 1928 г.) и участие в международных встречах (начиная с 1937 г.), Олимпийских играх, Кубках мира, первенствах Европы.

Команда советских гимнасток побеждала на всех Олимпийских играх (с 1952 по 1980 г. включительно), команда гимнастов также была первой (однако с 1960 по 1976 г. занимала второе место).
На чемпионате мира 1979 г., на Олимпийских играх 1980 г. и первенстве мира 1981 г. снова занимала первое место. Из советских гимнастов абсолютными чемпионами Олимпийских игр были Б. Шахлин, Н. Андрианов, В. Чукарин (дважды), А. Дитятин. Среди женщин чемпионами Олимпиад становились М. Гороховская, Л. Латынина, Л. Турищева, Е. Давыдова, С. Хорхина.

В условиях вуза занятия по спортивной гимнастике ведутся на основе Единых классификационных программ, включающих упражнения для гимнастов всех разрядов и мастеров спорта.

Спортивная акробатика включает в себя прыжковую акробатику, парные упражнения, пирамиды. С 1939 г. разрабатываются классификационные программы по акробатике и проводятся первенства страны. С 1957 г. советские акробаты начали участвовать в международных товарищеских встречах, а с 1974 г. в чемпионатах мира, на которых завоевали большинство из разыгрываемых медалей. Непрерывно растет их мастерство. Наряду с усложнением произвольных упражнений повышается и исполнительское мастерство, композиции выступлений акробатов становятся более эмоциональными.

Художественная гимнастика - наиболее молодой вид спорта
и одно из основных средств физического воспитания девушек. Программа по художественной гимнастике и ее методика направлены на развитие именно тех двигательных качеств и навыков, которые необходимы для укрепления здоровья и повышения работоспособности учащихся девушек.

В основе интереса, привлекающего девушек к систематическим занятиям художественной гимнастикой, лежат прежде всего присущие ей эстетические свойства. Она удовлетворяет естественное стремление занимающихся к танцевальным движениям. Танцевальный характер упражнений художественной гимнастики вытекает
из их динамичности и ритмичности. Слитные, плавные и мягкие движения не только интересны, но и полезны. Выполняя упражнения под музыку, учащиеся развивают слух и чувство ритма, дополняя свое физическое совершенствование эстетическим.

В многоборье входят: для младших разрядов – 3 упражнения, для 2-го разряда – 4 упражнения, для 1-го разряда, кандидатов
в мастера спорта, мастеров спорта – 5 упражнений (как без предметов, так и с предметами).

С 1946 г. художественная гимнастика была признана самостоятельным видом спорта и начала развиваться во многих городах страны. С 1950 г. введена в спортивную классификацию. С 1963 г. стали проводиться первенства мира по художественной гимнастике, а затем и соревнования на кубок Европы. Сейчас художественная гимнастика - один из ведущих видов спорта для женщин. С 1984 г. она стала олимпийским видом. В условиях вуза работа ведется по Единым классификационным программам.

Прикладные виды гимнастики

 

Производственная гимнастика, включаемая в режим рабочего или учебного дня студентов, повышает работоспособность и укрепляет их здоровье.

Профессионально-прикладная гимнастика - составная часть профессионально-прикладной физической подготовки. С ее помощью совершенствуется профессионально важные физические качества
и двигательные навыки, от которых в значительной степени зависит успех в процессе овладения учащимися избранной профессией.

На занятиях применяют упражнения без предметов и с предметами (гимнастические палки, набивные мячи, скакалки, гантели
и др.), упражнения на гимнастической скамейке, стенке, лестнице, канатах, шестах, гимнастическом бревне и других снарядах, а также простые акробатические упражнения, неопорные и опорные прыжки, прыжки на батуте.

В практике физического воспитания учащихся ПТУ профессионально-прикладная гимнастика используется на обязательных учебных занятиях, а также на секционных занятиях и в утренней зарядке.

Военно-прикладная гимнастика по своей направленности сходна с профессионально-прикладной, но ее средства используются с контингентом допризывников и служат основой физической подготовки военнослужащих различных родов войск.

Спортивно-прикладная гимнастика является составной частью физической подготовки в различных видах спорта и включает в себя разнообразные гимнастические упражнения для развития силы, гибкости, выносливости, быстроты и ловкости. Для совершенствования физических качеств, способствующих повышению спортивных достижений, применяют упражнения, сходные с двигательными действиями в конкретном виде спорта.

Ритмическая гимнастика (аэробика), войдя в сферу массовой физической культуры, вот уже несколько десятилетий прочно удерживается в ней. Особенно популярна она в молодежной женской аудитории, которая составляет примерно половину студенческого контингента. Возможности ее как средства физического воспитания трудно переоценить, однако особой популярностью среди преподавателей физического воспитания в вузах она не пользуется, несмотря на многие преимущества.

Наиболее оправдано использование ритмической гимнастики
в качестве разминки, а также как средства развития общей и специальной силовой выносливости. При любой направленности комплекса параллельно тренируются координационные способности
и гибкость. Разнообразие средств ритмической гимнастики позволяет подобрать соответствующие варианты комплексов для студентов с различным состоянием функциональных систем организма, разными уровнями подготовки.

Так, можно избежать ударной нагрузки, например, для студентов со слабым опорно-двигательным аппаратом, избыточным весом или высокой степенью миопии, включив в занятия низкоударную аэробику или степ-аэробику, в которой не используются прыжковые упражнения. Интенсивность здесь наращивается за счет амплитуды, значительных перемещений, увеличением темпа музыки, а при достаточном уровне общей физической подготовки и отсутствии противопоказаний – за счет отягощений (не больше 0,5 кг на каждую руку) или сопротивлений (резиновый жгут). Напротив, для здоровых и подготовленных студентов тренировочный эффект увеличивается из-за включения высокоударных упражнений, комплексов со скакалкой и др.

Структура классического комплекса аэробики. Классический комплекс аэробики состоит из пяти частей. Первая часть - разминка. Ее длительность 5-10 мин. В нее включаются упражнения с малой
и средней амплитудой, выполняемые в медленном и среднем темпе. Начинается разминка с упражнений на изолированные группы мышц, например: наклоны головы, круговые движения плечами, предплечьями, сгибание и разгибание туловища. Затем включаются упражнения, охватывающие одновременно множество мышечных групп, например: приставные шаги с движением рук, потягивание вперед, в стороны, небольшие выпады с наклоном туловища и движением рук.
В конце разминки выполняются упражнения на гибкость.

Вторая часть - аэробная серия. Ее задача - развитие выносливости, тренировка сердечно-сосудистой системы. Упражнения здесь выполняются с большой амплитудой, без пауз. Темп музыки - от 130 до 160 ритмических акцентов в минуту. Аэробная серия занимает 20-30 мин и состоит из трех частей. Первая часть – аэробная разминка. В нее уже может быть включен легкий бег, чередующийся, например, с приставными шагами, подниманием ног, согнутых в коленях. Все упражнения сопровождаются движениями рук. Вторая часть - аэробный пик. Здесь используются бег с энергичными движениями рук, выпады с широкими движениями рук, поднимания рук с подскоками, махи ногами, махи с продвижением. Третья часть - аэробная заминка. Амплитуда движений уменьшается, ограничиваются передвижения, замедляется темп, снижается интенсивность. Выполняется несколько дыхательных упражнений.

Третья часть классического комплекса аэробики, следующая за аэробной серией и ставящая своей задачей снижение частоты сердечных сокращений (ЧСС), - заминка. Ее длительность от 5 до
10 минут. Музыкальный темп - меньше 100 ритмических акцентов
в минуту. В заминке выполняются широкие ритмичные движения низкой интенсивности, ходьба, полуприседы.

Четвертая часть комплекса. Задачей этой части является развитие силы различных мышечных групп и силовой выносливости. Длительность 15-20 мин. Темп - 120 ритмических акцентов в минуту. Сюда включаются упражнения на развитие силы мышц брюшного пресса, спины, конечностей, различные виды отжиманий, поднимание ног вперед, в стороны, назад из разных положений.

Пятая часть комплекса - заключительная заминка, направленная на снижение пульса, восстановление работоспособности.
Длительность - 5-10 мин. Темп очень медленный. В эту часть включаются упражнения на развитие гибкости и на расслабление.

Приведенная структура комплекса аэробики не может быть незыблемой. В зависимости от задач тренировки могут удлиняться или укорачиваться различные его части. В некоторых случаях исключаются те или иные виды упражнений (например, бег, прыжки и др.) и даже часть. При необходимости некоторые части комплекса могут использоваться отдельно. Используя знания, опыт и фантазию, можно решить средствами ритмической гимнастики огромное количество задач физвоспитания, сделать занятия эмоциональными, эффективными и разнообразными.

Использование средств ритмической гимнастики для развития общей выносливости. Как нагрузка, выполняемая в длительном аэробном и смешанном режимах, до утомления и с его преодолением, аэробика, несомненно, способствует развитию общей выносливости. При высоком эмоциональном уровне, легче преодолевается утомление. Направленность внимания на внешнюю форму движения не оставляет места для мыслей о его физической тяжести.

Оптимальным для развития общей выносливости является интервальный метод. При этом в основной части комплекса происходит циклическая смена аэробного и анаэробного режимов работы. Весь комплекс должен занимать не менее 60 мин. При этом нагрузка в основной части наращивается постепенно, от первой к восьмой неделе занятий.

Музыка и упражнения должны быть разнообразными настолько, чтобы не вызвать привыкания и не допустить эмоционального спада, поддерживать высокую концентрацию внимания. Дозировка каждого упражнения определяется с учетом необходимости проработать в комплексе все основные мышечные группы и сохранить заданную интенсивность нагрузки. Упражнения при всей физической тяжести сохраняют привлекательность, особенно в танцевальных комплексах, а сердечно-сосудистая система совершенствуется не менее эффективно, чем при любой циклической нагрузке.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 461; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.89.72.221 (0.016 с.)