Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Чешихина В.В., Кулаков В.Н., Филимонова С.Н.Стр 1 из 20Следующая ⇒
Ч-57 Физическая культура и здоровый образ жизни студенческой молодежи: Учебное пособие. – М.: Изд-во МГСУ «Союз», 2000. – 250 с.
Предлагаемое учебное пособие подготовлено на основе действующей программы по физическому воспитанию и валеологии для студентов высших учебных заведений. В учебном пособии соединены материалы по теории физической культуры, теории физического воспитания, теории спорта, по оздоровительной физической культуре и валеологии. Учебное пособие предназначено для студентов дневного, вечернего и заочного обучения гуманитарных вузов, а также социальных работников в сфере физической культуры и спорта.
Допущено УМО МГСУ в качестве учебного пособия для студентов гуманитарных вузов
ББК 75.0
© Чешихина В.В., Кулаков В.Н., Филимонова С.Н. ВВЕДЕНИЕ
Наиболее важными условиями успешности и эффективности профессиональной подготовки социальных работников являются укрепление здоровья, всесторонняя физическая подготовленность к профессиональной деятельности, приобретение практически важных знаний по физической культуре. Выполнение студентами требований дисциплины «Физическая культура» способствует созданию этих условий. Практика последних лет показала, к каким серьезным негативным последствиям приводит недооценка влияния физической культуры на жизнедеятельность каждого человека и нации в целом. Несмотря на свои специфические особенности, предмет «Физическая культура», как и любой другой предмет в учебном плане вуза, требует активной и систематической работы студента над собой.
Учебное пособие призвано служить руководством для студентов в их повседневной учебной, физкультурно-оздоровительной Учебное пособие состоит из 2 частей. В первой части дается характеристика основных понятий физической культуры, сообщаются знания об основах спортивной тренировки, предлагается информация о сущности здоровья и факторах, влияющих на здоровый образ жизни людей, их личной и общественной гигиене, использовании средств и методов физической культуры непосредственно в прикладных целях - в режиме учебы, труда и отдыха. Значительное место в первой части отведено проблеме занятий со студентами специальной медицинской группы (охарактеризованы виды упражнений, предложены комплексы упражнений, рекомендованных для выполнения при различных заболеваниях). Вторая часть учебного пособия включает материал по основным видам физической подготовки, предусмотренной программой: гимнастике, легкой атлетике, лыжному спорту, спортивному ориентированию. Большое внимание уделяется истории развития предлагаемых видов спорта, технике физических упражнений, даются рекомендации по овладению ею. Овладеть техникой упражнений - значит приобрести жизненно важные навыки - в беге, прыжках, передвижении на лыжах; спортивно-игровые, туристские и др. В учебном пособии даны контрольные вопросы (к каждой главе) для проверки и закрепления знаний, приведен список рекомендованной литературы. Настоящая книга представляет первый опыт создания учебного пособия, интегрировавшего знания по физическому воспитанию, оздоровительной физической культуре и валеологии.
Авторы с благодарностью примут замечания и пожелания, которые будут учтены в дальнейшем при создании следующего издания учебного пособия по теории и методике физической культуры.
Ч А С Т Ь 1 1. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Теория и методика физической культуры, как и всякая обобщающая научная дисциплина, требует при знакомстве с ее содержанием четкого определения наиболее общих исходных понятий, относящихся к изучаемому объекту, и уточнения их связей с основными смежными понятиями. Речь идет в первую очередь о понятиях “физическая культура”, “физическое воспитание” и “система физического воспитания”, а также о таких непосредственно связанных с ними понятиях, как “физическое развитие”, “физическое совершенство” и “спорт”. Физическая культура
Основная позиция современной философии с точки зрения деятельностного подхода определяет физическую культуру как часть общей культуры общества и личности, как одну из сфер социальной деятельности, направленную на укрепление здоровья и повышение дееспособности человека. Физическая культура (в широком смысле слова) составляет важную часть культуры общества - всю совокупность его достижений в создании и рациональном использовании физических упражнений и естественных сил природы для направленного физического совершенствования человека. Когда говорят о физической культуре личности, подразумевают под этим воплощенные во-первых, все то ценное, что создает и использует общество во-вторых, позитивные результаты использования этих средств, методов и условий, выраженные в физическом совершенстве человека (результативная сторона физической культуры). Функционально-обеспечивающую сторону физической культуры наиболее полно характеризует состояние системы физического воспитания - прогрессивность заложенных в ней идей и организационных форм, научно-практические достоинства ее содержания, степень методической разработанности, а опосредованно - условия, обеспечивающие ее качественное функционирование: обеспеченность кадрами специалистов, медицинское, информационное и материально-техническое обеспечение, отражение физической культуры в произведениях искусства, архитектуры и т. д.
Наиболее же существенным выражением результативной стороны физической культуры являются: общий уровень физической подготовленности и физического развития людей, а также высшие спортивные достижения и другие показатели, свидетельствующие о фактических результатах внедрения физической культуры в жизнь народа. Эти две стороны физической культуры едины, но между ними бывают несоответствия. Первая сторона как бы переходит во вторую на основе системы физического воспитания прежде всего благодаря практической деятельности по физическому воспитанию. Физическая культура, как и культура в целом, - продукт созидательной деятельности общества. На каждом историческом этапе она изменяется в зависимости от возможностей, предоставляемых для ее развития той или иной общественной формацией, и в то же время наследует переходящие культурные ценности, созданные человечеством на предыдущих этапах (научные знания о закономерностях физического совершенствования человека, объективно оправдавшие себя средства и методы физического воспитания, произведения искусства, спортивные сооружения, отражающие эстетические ценности физической культуры, материально-технические достижения и т.п.). Наряду со своей ролью в физическом совершенствовании человека физическая культура может оказывать существенное влияние и на его духовный мир - мир эмоций, эстетических вкусов, этических и мировоззренческих представлений. Однако какие именно взгляды, убеждения и принципы поведения формируются при этом - зависит в первую очередь от идейной направленности физкультурного движения, от того, какие социальные силы его организуют Физическое воспитание
Для уточнения представлений о соотношении физической культуры и физического воспитания следует отметить, что при всем органическом единстве этих явлений они не сводятся друг
Физическая культура, являясь одной из граней общей культуры, во многом определяет поведение человека на производстве, Из сказанного о физической культуре понятно, что она имеет существенное значение для личности и общества в целом. Результаты физического воспитания, которые выражаются в показателях совершенствования человека, а также все то, что обеспечивает достижение этих результатов и создается в связи с практикой физического воспитания (специальные системы знания, средства, методы и т.п.), представляют значительную общекультурную ценность. В данном качестве физическое воспитание относится к физической культуре общества. Понятие “физическое воспитание” – о чем говорит уже сам термин – входит в общее понятие “воспитание” в широком смысле. Это означает, что, так же как и воспитание в целом, физическое воспитание представляет собой процесс решения определенных воспитательно-образовательных задач, который характеризуется всеми общими признаками педагогического процесса (направляющая роль педагога-специалиста, организация деятельности в соответствии с педагогическими признаками и т. д.) либо осуществляется в порядке самовоспитания. Отличительные же особенности физического воспитания определяются прежде всего тем, что это процесс использования физических упражнений, направленный на формирование двигательных навыков и воспитание так называемых физических качеств (способностей) человека, совокупность которых в решающей мере определяет его физическое развитие, физическую подготовленность, а следовательно, его работоспособность. Физическое воспитание есть вид воспитания, специфика которого заключается в обучении движениям (двигательным действиям) и воспитании (управлении развитием) физических качеств человека. В прикладном отношении физическое воспитание представляет собой процесс физической подготовки человека к социально обусловленной деятельности (трудовой, военной, учебной
В физическом воспитании различают две специфические стороны: обучение движениям (двигательным действиям) и воспитание физических качеств (способностей). Обучение движениям имеет своим основным содержанием физическое образование, то есть системное освоение человеком В определенном смысле можно сказать, что суть воспитания физических качеств заключается в управлении их развитием. Непосредственным объектом и одновременно фактором управления является процесс двигательной деятельности. С помощью двигательной деятельности, организованной соответствующим образом (физических упражнений), и других средств физического воспитания можно в широком диапазоне изменять функциональное состояние организма, направленно регулировать его и тем самым вызывать прогрессивные приспособительные изменения в нем (совершенствование регуляторных функций нервной системы, мышечную гипертрофию, увеличение функциональных возможностей сердечно-сосудистой и дыхательной систем и т. д.). Совокупность их приводит не только к количественным изменениям функциональных возможностей организма в целом. Воспитывая таким путем физические качества, достигают при известных условиях существенного изменения степени и направленности их развития. Это выражается в прогрессировании тех или иных двигательных способностей (силовых, скоростных и других), повышении общего уровня работоспособности, укреплении здоровья и в других показателях совершенствования естественных свойств организма, в том числе и свойств телосложения (разумеется, в той мере, в какой это допускают генетически закрепленные особенности конституции человеческого организма). Развитию физических качеств в процессе их воспитания придается, таким образом, направленный характер, что и позволяет в этом смысле говорить об управлении их развитием. Такое управление, строго говоря, не может рассматриваться как полное, поскольку развитие человека, и в частности развитие его физических качеств, зависит от многих внешних факторов и условий, лишь частично охватываемых физическим воспитанием.
1.3. Физическая подготовка
Наряду с термином “физическое воспитание” применяют термин “физическая подготовка ”. Второй термин подчеркивает одну из прикладных сторон физического воспитания по отношению к трудовой или иной деятельности, требующей определенной физической подготовленности, которая является результатом систематической физической подготовки и воплощается в достигнутой работоспособности, в сформированных двигательных навыках, необходимых Физическое воспитание - общественное явление. Оно возникает вместе с обществом и развивается по законам общественного развития. Идеи, направляющие социальную практику физического воспитания, и формы ее организации всегда обусловлены конкретными общественными отношениями, что находит свое выражение
|
|||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 254; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.199.162 (0.023 с.) |