Упражнения специальной направленности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Упражнения специальной направленности



 

Упражнения специальной направленности применяются для улучшения деятельности отдельных органов и систем организма.
К ним относятся упражнения на воспитание осанки, увеличение подвижности грудной клетки и ритмичности дыхания, коррегирующие упражнения и др.

Упражнения для воспитания осанки. В результате ослабления мышц ног и туловища, неправильного или вынужденного положения отдельных частей тела при работе или дома осанка ухудшается. Включение в занятия специально подобранных упражнений поможет воспитать правильную и красивую осанку.

Упражнения для увеличения подвижности грудной клетки и ритмичности дыхания. Хорошо тренирует функцию дыхания ритмичная ускоренная и быстрая ходьба, медленный бег, плавание, лыжные прогулки, различные наклоны и выпрямления туловища, которые помогают обучающимся правильно сочетать вдох и выдох с движениями.

Коррегирующие упражнения в основном носят профилактический характер. Их используют при искривлении позвоночника, плоскостопии, расслаблении определенной группы мышц, а также в случаях слабого физического развития. Упражнения, как правило, подбираются с таким расчетом, чтобы целенаправленно воздействовать на определенные мышечные группы (обычно на растягивание сгибателей и укрепление разгибателей). Например, для укрепления мышц туловища, задней поверхности бедра и т.д.

Вначале выполняются простые коррегирующие упражнения для отдельных частей тела (рук, туловища, ног и т. д.), затем более сложные.

 

Прикладные упражнения

 

В эту группу входят ходьба, бег, прыжки, метание, лазанье
и другие упражнения, имеющие большое прикладное значение в жизни людей. Цель их - совершенствование естественных движений, повышение уровня физической подготовленности, улучшение функционального состояния сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма. Эти упражнения способствуют более полной координации деятельности отдельных органов и систем организма. Большинство прикладных упражнений заимствованы из спортивной, трудовой и обыденной жизни человека, поэтому выполнение их не связано с какими-либо трудностями. Эти упражнения способствуют развитию навыков овладения телом, поддержанию правильной осанки, вырабатывают красивую походку, учат ориентации во времени, пространстве, улучшают двигательную координацию, повышают выносливость, силу, гибкость, быстроту, ловкость.

Ходьба – один из самых необходимых жизненных навыков, незаменимое средство оздоровления людей, занимающихся в специальных медицинских группах. Она легко регламентируется и дозируется в зависимости от длины шага, темпа и длительности выполнения, рельефа маршрута и расстояния. Применять ее можно в любое время года.

По физиологическому воздействию ходьба может быть упражнением малой, умеренной и большой интенсивности. Поэтому, умело подбирая нагрузку, можно добиться улучшения обмена веществ, укрепить мышцы ног, овладеть правильной, экономной
и красивой походкой.

Ходьба способствует улучшению подвижности суставов ног, нормализует питание суставной и околосуставной ткани, тренирует вестибулярную функцию организма. Трудно переоценить ее роль
в воспитании ритмичного дыхания, что достигается многократным повторением ритмичных движений, сочетанием вдоха и выдоха
с определенным количеством шагов.

Ходьба - незаменимое средство восстановления всех органов
и систем организма после большой физической нагрузки. Она широко применяется после выполнения упражнений с максимальной
и большой интенсивностью в сочетании с упражнениями, обеспечивающими углубленное дыхание и максимальный выдох.

Во время занятий следует широко практиковать ходьбу обычную, строевым и прикладным шагом, вперед, назад, в стороны, на носках, пятках, на наружной и внутренней сторонах стоп, в полуприседе, выпадами, с высоким подниманием бедер.

Бег – замечательное оздоровительное упражнение, которому
в группах здоровья последнее время уделяется все больше внимания. Он незаменим для укрепления сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма, а также для улучшения обмена веществ.

Физиологическое воздействие бега проявляется в учащении сердцебиения, дыхания, повышении артериального давления.
При его применении необходимо строго учитывать состояние здоровья и уровень физической подготовленности занимающегося.

Широко применяются подготовительные и беговые упражнения: сгибание и разгибание ног из различных исходных положений, махи ногами, пружинистые приседания, выпады вперед, в стороны, назад; ходьба выпадами, в глубоком приседе; бег на месте, высоко поднимая бедро; то же в движении; имитация движений руками при беге; бег с захлестыванием голенью назад на месте и с продвижением вперед; прыжки на одной и двух ногах на месте и в движении.

Прыжки способствуют укреплению мышц ног, развивают координацию движений. Вызывая легкое ритмическое сотрясение органов брюшной полости, они тем самым оказывают положительное влияние на функции желудка, печени, кишечника.

Хорошо подготовленным занимающимся рекомендуются простые прыжковые упражнения на одной и двух ногах на месте, с продвижением вперед, прыжки в длину с места толчком одной и двумя ногами, прыжки на скамейку, маты, соскоки с них, прыжки со скакалкой.

Метания теннисных, волейбольных, баскетбольных, набивных мячей, гранаты, толкание ядра укрепляют силу мышц, увеличивают подвижность почти во всех суставах, влияют на совершенствование координации движений и быстроту реакции.

 

Спортивные и подвижные игры

 

В программе занятий групп здоровья играм принадлежит одно из первых мест. Они повышают интерес к уроку. Игры проходят с большим эмоциональным подъемом, оказывают сильное воздействие на центральную нервную систему, успокаивают ее, отвлекают занимающихся от умственной и предшествующей физической работы.

Большое значение имеют игры для развития таких физических качеств, как быстрота реакции на движущийся объект, выносливость, сила, равновесие, точность выполнения упражнений и др.
Во время проведения игровых упражнений движения непрерывно изменяются, напряжение чередуется с расслаблением мышц.

В зависимости от построения урока и применяемых методических приемов игры могут вызывать в организме умеренные, большие и максимальные физиологические сдвиги. Вследствие этого во время занятий необходим строгий педагогический контроль за уровнем нагрузки всей группы в целом и отдельных занимающихся.

В занятиях со специальными медицинскими группами наибольшее применение нашли подвижные игры, а также волейбол
и баскетбол.

Подвижные игры широко используются в основной и заключительной частях занятия, где им обычно отводится от 3 до 7 минут.
К таким играм относятся: “Третий лишний”, “Тяни в круг”, “Защита укреплений”, “Гонка мячей по рядам” (над головой, между ногами, по кругу), “День и ночь”, различные эстафеты с ходьбой, бегом, передачей мяча и др.

Волейбол приемлем для людей, занимающихся в группах здоровья, однако прежде, чем приступить к самой игре, необходимо обучить занимающихся некоторым подводящим упражнениям
к этой игре.

Упражнения без мяча: выпады вперед, назад, в стороны, перекаты из низкой стойки вперед, назад, в стороны, перемещения приставным шагом левым и правым боком, вперед, то же, но в высокой, средней или низкой стойке; передача мяча волейбольным пасом на дальность (с ловлей и без ловли).

Упражнения для овладения техникой передачи мяча сверху: передача мяча в парах (поймать, подбросить вверх и волейбольным пасом передать партнеру); передача мяча по кругу с одним центровым игроком (5-6 человек); передача мяча по кругу соседу слева, справа, через игрока и т.д. (по заданию руководителя); передача мяча по кругу из средней или низкой стойки; передача мяча волейбольным пасом на дальность (с ловлей и без ловли).

В такой же последовательности возможно изучение приемов передачи мяча одной и двумя руками снизу. И изучение нижней прямой и нижней боковой подач в парах, отработка подач у стенки, подачи во встречных колоннах, со сменой мест внутри колонны, подачи с места нападения через сетку, с места подачи, подачи
на точность и др.

Упражнения для овладения игрой через сетку: передача мяча вдоль сетки в парах, во встречных колоннах, передача мяча у сетки.

Баскетбол. Игра в баскетбол также оказывает большое физиологическое и эмоциональное воздействие на организм человека.

На занятиях в специальных медицинских группах проводят игры по упрощенным правилам: броски в корзину и ведения; передачи, удары мяча о землю и ловля его; удары мяча о землю поочередно то одной, то другой рукой; передачи мяча от груди сверху, снизу, сбоку, от плеча в парах, по кругу; передача мяча по заданиям руководителя (например, поймать мяч, ударить о землю или обвести себя левой или правой рукой и передать партнеру слева или справа, через игрока и т.д.); передача мяча по кругу по 5-6 человек со сменой места по ходу передачи, ведение мяча одной, затем другой рукой шагом, бегом; ведение и ловля мяча, передача мяча во встречных колоннах с ведением и без ведения, броски мяча в корзину с места снизу, сверху одной и двумя руками, с остановкой
и без остановки, то с левой, то с правой стороны щита, игра с ограничением беговых элементов по упрощенным правилам: 8*6, каждый игрок находится в строго определенной зоне, передвигаться
на площадке с мячом разрешается не более двух шагов; мяч передают только рядом стоящему. Игра продолжается не более 3-5 минут по 2-4 периода, между периодами отдых -спокойная ходьба или броски мяча в корзину с места и т.д.

 

Плавание

 

Плавание – прекрасное средство общей физической подготовки человека, имеющее большое прикладное значение. Плавание способствует развитию общей и специальной выносливости, укреплению дыхательной мускулатуры, увеличению жизненной емкости легких
и подвижности грудной клетки, повышению обмена веществ, лучшей адаптации организма к изменениям температуры внешней среды.

 

Лыжный спорт

 

Лыжи – замечательное средство укрепления здоровья и закаливания организма. Они хорошо развивают опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую, двигательную и другие системы, повышает работоспособность и выносливость организма. У лиц, систематически занимающихся лыжами, отмечаем меньшую частоту пульса, более низкое кровяное давление, хорошо развитую дыхательную систему, более высокую жизненную емкость легких, размах грудной клетки, меньшую частоту дыхания в покое.

Природа, чистый воздух, ритмичные свободные движения успокаивают нервную систему. Ходьба на лыжах развивает общую
и специальную выносливость, быстроту, силу, увеличивает подвижность в суставах туловища и конечностей. При ходьбе на лыжах по пересеченной местности совершенствуются специальные двигательные навыки, вестибулярные функции, перефирическое зрение, ориентировка во времени и пространстве.

Основной задачей занятий физической культурой со студентами специальной медицинской группы является укрепление здоровья, лечение и профилактика различных заболеваний. Основная особенность группы заключается в том, что она комплектуется студентами с различными травмами и заболеваниями, с неодинаковой степенью физической подготовленности. Поэтому занятия в этих группах должны строиться с учетом индивидуальных особенностей и дифференцированной нагрузки. Желательно разделить занимающихся на группы
с аналогичными заболеваниями. Ниже приводятся заболевания, наиболее часто встречающиеся, обобщенные в группы, и комплексы физических упражнений, эффективных при использовании на занятиях по физическому воспитанию в специальных медицинских группах.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 204; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.203.219.117 (0.03 с.)