Основные направления в развитии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные направления в развитии



ДИСЦИПЛИНА СПЕЦИАЛИЗАЦИИ

ТЕХНОЛОГИЯ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ

Учебное пособие

Курсы

 

Ставрополь

 

 

СПОРТ,

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В РАЗВИТИИ

 

Спорт (английское слово) – это многогранное социальное явление, занимающее значительное место в физической и духовной культуре общества. Он тесно связан со всеми сторонами существования общества: политикой, идеологией, экономикой, культурой, образованием и т.п.

Социальная значимость спорта состоит в том, что он представляет собой совокупность наиболее эффективных средств и методов физического, эстетического и этического воспитания, одну из основных форм подготовки человека к активной жизнедеятельности и удовлетворения духовных запросов личности и общества, расширяет взаимопонимание и сотрудничество между народами и странами.

Спорт возник на заре нашей цивилизации. В древней Греции возникли и получили большую популярность спортивные состязания и спортивные игры. Спортивных игр тогда было много – немейские, пифийские, дельфийские, но самыми популярными были Олимпийские игры, которые превратились в явление общекультурного масштаба.

Затем произошло нечто необъяснимое – из спорта исчез элемент состязаний, спорт стал приятным досугом, забавой, удовольствием и развлечением. Он как бы стал деталью народных праздников. И до конца XYIII века спорт рассматривался главным образом как время провождение и развлечение. Спорт в современном его понимании получил распространение во всем мире только в течение XIX-XX вв. В настоящее время он занял такое место в жизни общества, которое он не занимал никогда в истории человечества.

В научном плане «спорт» рассматривают в узком и широком значениях.

Спорт в узком смысле слова – это собственно соревновательная деятельность, направленная на достижение наивысших результатов.

Достижение высоких результатов невозможно без хорошей системы подготовки спортсмена, которая осуществляется на различных уровнях, начиная от спортивного коллектива и заканчивая соревнованиями различного международного уровня. Поэтому спорт в широком понимании, представляет собой собственно соревновательную деятельность, специальную подготовку к ней, специфические межличностные отношения, поведенческие нормы и результаты, достигнутые в процессе этой деятельности.

Ядро спорта составляет специфическая соревновательная деятельность, проходящая по определенной форме, правилам и способам оценки.

Таким образом, спорт – это исторически сложившаяся сфера деятельности развития, выявления и сравнения возможностей человека в борьбе за наивысшие спортивные достижения (результаты).

Однако спорт нельзя сводить только к соревновательной деятельности, он имеет более глубокий смысл. Это обусловлено социальной сущностью и назначением спорта в нашем обществе. В настоящее время не вызывает сомнений факт вовлечения государства в спорт. Причины этого вовлечения весьма разнообразны. В их основе лежит удовлетворение и развитие определенных потребностей личности и общества

.

КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ СПОРТА

Развитие спорта во всем мире привело к возникновению и распространению множества отдельных видов спорта, которых насчитывается в настоящее время более 200. Каждый из них характеризуется своим предметом состязания, особым составом действий, способами ведения спортивной борьбы и правилами соревнований. 'Наиболее распространенные виды спорта включены в программу зимних и летних Олимпийских игр.

Все виды спорта, получившие в настоящие время широкое распространение, можно сгруппировать по определенным признакам.

Группировка видов спорта по определенному признаку называется классификацией. Существует несколько классификаций, группирующих виды спорта по различным признакам.

 

I. По особенностям предмета состязания и характеру двигательной активности соревнующихся (Л.П. Матвеев 1977):

1 группа – виды спорта с предельно активной двигательной деятельностью, результаты которой зависят от собственных двигательных возможностей спортсмена и выявляются в процессе соревнований (бокс, борьба, гимнастика, плавание, легкая атлетика, тяжелая атлетика, спортивные игры).

2 группа –виды спорта, основу которых составляют действия по управлению различными средствами передвижения, где спортивный результат обусловлен внешними движущими силами и умением рационально пользоваться ими (велоспорт, автоспорт, парусный спорт, бобслей).

3 группа –виды спорта, где двигательная активность жестко лимитирована условиями поражения цели, из специального спортивного оружия (стрельба из лука, пулевая стрельба, стендовая стрельба, дартс).

4 группа –виды спорта, где сопоставляют результаты модельно-конструктивной деятельности спортсменов (авиамодельный, автомобильный спорт).

5 группа – виды спорта, где состязательная деятельность определяется характером абстрактно-логического обыгрывания соперника (шашки, шахматы, бридж, нарды и т.п.).

6 группа – виды спорта, составленные из нескольких спортивных дисциплин, входящие в различные группы видов спорта (спортивное ориентирование, охота на лис, биатлон, служебное многоборье и т. п.).

 

II. По структуре движений В.С. Фарфель группирует все виды спорта в 3 группы:

1 группавиды спорта с циклической структурой движений – там, где идет постоянное повторение одного цикла, то есть после завершения цикла тело вновь оказывается в исходном положении, что дает возможность повторять двигательное действие слитно без остановок (плавание, беговые дисциплины, велоспорт, лыжные гонки, и т.п.).

2. группа – виды спорта с ациклической структурой движения – отличаются от предыдущих тем, что после осуществления двигательного действия тело оказывается в другом, по сравнению с исходным, положении, что исключает возможность многократного слитного повторения таких действий (гимнастика, акробатика, единоборства, спортивные игры).

3. группавиды спорта с комбинированной, смешанной структурой движения – т.е. в которых присутствует циклическая часть движения и отличная от неё часть движения (прыжки с разбега, с шестом, метания и т.п.).

 

III. По способу определения спортивного результата

Спортивный результат является количественной мерой итогов соревновательной деятельности спортсмена или команды. Все виды спорта по способу определения результата В.С., Келлером объединены в 4 группы:

 

1 группавиды спорта с метрически измеряемыми результатами – временем, расстоянием, массой снарядов, точностью попадания в цель.

Данная группа может быть разделена на две подгруппы:

- спортивные дисциплины с относительно постоянными внешними условиями соревнований (легкая и тяжелая атлетика, плавание, вело­сипедный спорт на треке, стрельба и др.);

- спортивные дисциплины, связанные с непостоянными внешними условиями соревнований, с изменчивостью профиля трасс и внешних погодных условий, течениями водных потоков (лыжный, горнолыж­ный, парусный, конькобежный спорт, велосипедный спорт на шоссе, гребля, спортивное ориентирование, триатлон и др.).

2 группавиды спорта, где результат оценивается субъективно судьями в баллах (условных единицах) по внешнему восприятию сложности, точности и эффективности и красоты выполнения соревновательных программ комбинаций или отдельных упражнений. Данная группа может быть также разделена на две подгруппы:

- виды спорта, в которых выставляется одна суммарная условная оценка в баллах (спортивная и художественная гимнастика, акроба­тика, синхронное плавание, прыжки в воду и др.);

- виды спорта, где окончательная оценка складывается из двух различных показателей. Например, прыжки на лыжах (оценка даль­ности полета и стиля прыжка); фигурное катание (оценка упражнения в баллах и сумма занятых мест, присужденных судьями по общему впечатлению).

3 группа – виды спорта, в которых результат оценивается в набранных баллах, очках, где:

- виды спорта, в которых результат определяется конечным эф­фектом (счетом) за определенное, лимитированное регламентом, вре­мя (футбол, хоккей, гандбол, баскетбол и др.);

- виды спорта, в которых победа определяется лимитированным конечным счетом, но сам поединок не ограничен временем проведения (теннис, настольный теннис, волейбол, городки и др.).

- виды спорта, в которых, несмотря на лимитированное регламен­том время поединка, возможно ускоренное достижение победы (борьба, бокс, фехтование, шахматы и др.)

4. группа – комплексные виды спорта, много­борья, в которых оценка результатов происходит по правилам сорев­нований, предусмотренным для составляющих их спортивных дисци­плин, и где результат, выставленный в одном из видов, может быть компенсирован в другом (десятиборье, семиборье, пятиборье, биатлон, лыжное двоеборье, горнолыжное двоеборье).

 

IY. По особенностям проявления физических и технических способно­стей спортсмена все виды спорта можно разделить на 6 групп.

1. Скоростно-силовые виды спорта. К ним относятся прыжки, ме­тания, тяжелая атлетика, прыжки на лыжах, спринтерские дистанции в беге, плавании, коньках и велоспорте и др.

2. Циклические виды спорта, требующие преимущественного про­явления выносливости, с продолжительностью соревновательного упражнения свыше 1,5 минут (бег, плавание, ходьба, гребля, лыжи, коньки, велосипед, триатлон).

3. Сложно-координированные виды спорта, в которых оценивается сложность и красота выполняемых движений (гимнастика спортивная и художественная, прыжки в воду, фигурное катание на коньках, ак­робатика, конный спорт, горнолыжный спорт и др.).

4. Спортивные игры как одиночные, так и командные.

5. Единоборства (бокс, все виды борьбы, фехтование, кикбоксинг, восточные единоборства).

6. Многоборья - состоящие из упражнений, относящихся к разным, группам (легкоатлетические многоборья, лыжное двоеборье, совре­менное пятиборье и др.).

 

Y. По целевым установкам: спорт высших достижений (рекордный) и базовый спорт (массовый).

 

YI. По масштабу и организации в рамках международного спортивного движения: олимпийский и не олимпийский.

YII. По характеру экономических отношений: коммерческий и некоммерческий спорт.

 

YIII. По основному роду деятельности человека: профессиональный и любительский спорт.

IX. По формам организации занятий: учебный спорт как обязательный процесс, осуществляемый в системе общего и специального образования. И самодеятельный – как добровольный процесс, проводимый в свободное время.

 

X. По возрастным категориям: детско-юношеский спорт, спорт взрослых и спорт ветеранов.

 

XI. По социально-профессиональному статусу: школьный, студенческий, военный, и т.д.

 

XII. По характеру применения спорта для подготовки в какой-либо деятельности: профессионально-прикладной и военно-прикладной.

 

XIII. По характеру использования его в сфере досуга: оздоровительно-рекреационный и физкультурно-кондиционный.

 

XIY. По характеру отклонения в состоянии здоровья спортсменов: спорт для людей с ограниченными физическими возможностями (слепых, глухонемых и др.).

 

 

Физические способности

обеспечивающие эффективность и надежность техники – тактическихдействий

(силовые, скоростно-силовые способности быстрота выносливость ловкость и гибкость)

 

Морфологические признаки

(рост, вес, величина рычагов, строение мышц, суставов)

 

 

Структура соревновательной деятельности определяет ряд факторов, влияющих на эффективность игровой деятельности:

1. Социально обусловленные черты личности и мотивация к высоким достижениям.

2. Высокая технико-тактическая подготовленность (арсенал технико тактических действий).

3. Высокий уровень обшей и специальной подготовленности специфичной для соревновательной деятельности.

4. Высокий уровень психологической подготовленности: морально-волевых и нравственных качеств, эмоциональной устойчивости.

5. Высокий уровень развития интеллектуальных способностей и психических процессов (анализ и обобщение, антиципация – предвидение, память, внимание, принятие решений).

6. Высокое функциональное состояние, способность к быстрому восстановлению после больших нагрузок.

7. Антропометрические показатели (рост, вес, объем грудной клетки и т.д.)

8. Оптимальный возраст 20-27 лет и стаж 4-13 лет

9. Успешная соревновательная деятельность в соревнованиях.

Таким образом, структура соревновательной деятельности и факторы, влияющие на эффективность игровой деятельности, определяют основные компоненты учебно-тренировочного процесса: виды подготовки (физическая, техническая, тактическая, психологическая, интегральная, теоретическая и игровая). Следует учитывать, что степень совершенства каждой из сторон подготовленности зависит от других её сторон, определяется ими и, в свою очередь, определяет их уровень развития.

Физическая подготовка – это педагогический процесс, направленный на развитие физических качеств спортсмена и повышение его функциональных возможностей.

Техническая подготовка – это педагогический процесс, направленный на освоение спортсменом двигательных навыков (технических приемов) и доведение их до определенной степени совершенства.

Тактическая подготовка – это педагогический процесс, направленный на приобретение спортсменом знаний, умений и навыков способов ведения спортивной борьбы.

Психологическая подготовка – это педагогический процесс, направленный на адаптацию психики спортсмена к условиям тренировочной и соревновательной деятельности.

Теоретическая подготовка – это педагогический процесс, направленный на освоение спортсменом системы знаний и умения их использовать в тренировочной и соревновательной деятельности.

Интегральная подготовка – это педагогический процесс, направленный на объединение результатов всех видов подготовок в единый соревновательный эффект.

Каждая из видов подготовки имеет свои задачи, средства и методы, позволяющие эффективно осуществлять учебно-тренировочный процесс. Однако удельный вес их разный.

Объем и время, и главное содержание каждого вида подготовки меняется на различных этапах многолетней подготовки, так в занятиях с детьми занятиям ОФП основное время, обеспечивая полноценное развитие растущего организма у квалифицированных спортсменов, содержание физической подготовки пересматривается и главное внимание уделяется специальной физической и технико-тактические подготовкам.

Техника физического упражнения – это рациональный способ выполнения двигательного действия. Под рациональностью понимается целесообразность, эффективность, экономичность.

Техника игры – это совокупность специальных приемов, обусловленных правилами, и используемых в игре в различных сочетаниях для достижения цели игры.

Технический прием – это рациональный способ выполнения двигательного действия, специфичного для определенной игры, направленный на целесообразное и эффективное решение, игровой ситуации.

Тактика игры – это совокупность целесообразных индивидуальных и коллективных действий игроков, направленных на достижение наилучшего результата.

Тактический прием – это рациональное использование технических приемов, направленное на решение тактической задачи. Выделяют индивидуальные, групповые и командные тактические действия в защите и нападении.

Соревновательная деятельность – это совместная деятельность спортсменов, тренеров и специалистов, направленная на достижение результата (победы) в условиях официальных соревнований.

 

 

Вспомогательные

1. Основные – это календарные соревнования, которые предусматриваются единым календарным планом спортивных мероприятий и проводятся согласно утвержденному положению.

Все крупнейшие спортивные соревнования можно разделить на три группы:

1. Олимпиады, Чемпионаты и Кубки Мира, Европы Универсиады и др.

2. Ежегодные соревнования на первенство России по видам спорта.

3. Соревнования всероссийского масштаба, посвященные знаменательным датам, а так же на призы, учрежденные различными государственными и общественными организациями.

- Олимпиады – крупнейшие международные комплексные соревнования, проводящиеся каждые четыре года ( летние и зимние).

- Чемпионаты или первенства – соревнования среди сильнейших спортсменов (команд), возраст которых определяется положением о соревнованиях. Победителям присваиваются звания чемпиона, а участникам соответствующие разряды.

- Кубковые соревнования, где победителям вручаются кубки. Отличие от первенств или чемпионатов – после поражения команды выбывают из соревнований. Таким образом, производится последовательный отбор лучших.

- Универсиады – комплексные студенческие спортивные соревнования. Проводящиеся один раз в два года (летние и зимние) под эгидой международной федерации университетского спорта.

- Спартакиады – комплексные соревнования включающие несколько видов спорта (школьников, студентов и т.д.) Проводящиеся раз в два года.

- Классификационные, позволяющие оценить уровень спортивной подготовленности и выполнить требования единой спортивной классификации. Их цель выполнение соответствующих спортивных нормативов, для присвоения званий и разрядов, а также допуск к более крупным состязаниям.

- Отборочные – цель: выявление сильнейших команд для участия в следующем этапе соревнований. Кроме этого с целью выявления сильнейших спортсменов для комплектования сборной команды.

2. Коммерческие – крупные международные, национальные, региональные соревнования в различных видах спорта, с участием сильнейших спортсменов, команд, которым выплачивается гонорар (бонус) за участие и занятое место.

3. Вспомогательные соревнования помогают лучше подготовиться к основным, их проводят для проверки готовности и подведения спортсмена к основным соревнованиям на промежуточных этапах подготовки. К ним относятся:

Подготовительные или тренировочные, цель которых адаптация спортсменов к условиям соревновательной борьбы, приобретение соревновательного опыта, повышение уровня подготовленности

Турниры, матчевые встречи – они могут быть плановыми и служат средством подготовки к календарным играм.

Уравнительные или с «гандикапом» (форой) в которых шансы участников уравниваются за счет предоставления слабому определенных льгот (форы), уменьшение дистанции, добавление баллов, очков и т.д. Они организуются для участников с различным уровнем подготовленности

Показательные встречи – соревнования, основной целью которых является не выявление победителя, а демонстрация возможностей спортсменов, достоинств вида спорта, с целью расширения круга занимающихся и зрителей.

Контрольные соревнования проводятся в ходе учебно-тренировочных занятий, цель которых – педагогический контроль за состоянием тренированности и спортивными достижениями занимающихся.

Показательные соревнования – для популяризации различных видов спорта.

Сокращенные соревнования (блицтурниры), проводятся в один день (сокращенное время игры, уменьшение количества очков). Проводятся обычно в праздничные дни, т.к. соревнования являются неотъемлемой частью учебно-тренировочного процесса, их характер и сроки проведения планируются заранее.

II. По возрастным категориям и квалификации спортсменов:

- детские (мальчики и девочки: 7-8; 9-10; 11-12; 13-14 лет);

- юношеские (юноши и девушки: 15-16 и 17-18 лет);

- молодежные (19-21 и 22-24 г);

- взрослые (спортсменов разрядников и мастеров);

- ветеранов.

III. По характеру организации соревнования могут быть:

1. Закрытые – в которых, участвуют спортсмены только данного ведомства (в классе, школе, спортивном клубе).

2. Открытые – участвуют команды, отдельные спортсмены различных коллективов, которые полноправно оспаривают призовые места, медали и т.д.

3. Заочные – проводящиеся в условиях когда команды, спортсмены находятся в разных местах, городах, странах и не встречаются непосредственно (шашки, шахматы и т. п.) ходы передаются по почте, интернету.

4. Товарищеские: соревнования по предварительной договоренности между командами школ, ДЮСШ, и т.д.

5. Традиционные, матчевые, кубковые и т.д.

Первенства.

 

ТРЕНИРОВКА КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ, ЕЁ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

Спортивная деятельность характерна для спорта как многогранного общественного явления, т.к. она затрагивает различные сферы деятель­ности человека. Достижение максимального результата невозможно без вовлечения в сферу спорта большого количества специалистов различных профессий. Социологи,физиологи, врачи, педагоги,тренеры,психологи, строители, инженеры, менеджеры, юристы и многие другие обеспечивают функционирование спорта в стране.

Для осуществления эффективной соревновательной деятельности и достижения значимых результатов необходима четко отлаженная система подготовки спортсмена. Включающая следующие компоненты:

-систему соревнований;

-систему тренировки;

- систему дополнительных факторов, повышающих эффективность тренировочной и соревновательной деятельности.

"Система подготовки спортсмена " - понятие значительно шире, чем спортивная тренировка и представляет собой совокупность различных знаний, средств, методов, организационных форм и условий, взаимодействующих между собой на основе определенных принципов, правил и обеспечивающих наилучшую степень готовности спортсмена к достижениям, а также практическая деятельность по его подготовке.

Основной формой подготовки спортсмена является спортивная тренировка, которая осуществляется в виде обязательных тренировочных и самостоятельных занятий проходящих под руководством тренера. Спортивная тренировка представляет собой специализированный педагогический процесс, направленный на развитие физических, духовных, и психологических способностей.

Важнейшим компонентом в системе подготовки спортсмена является система соревнований. Она определяет цели и направленность подготовки спортсменов, а также используется как одно из важнейших средств специализированной тренировки, позволяющей сравнивать и повышать уровень подготовленности спортсменов. Соревнования выступают как цель, средство и метод подготовки спортсмена. Соревнования - важный фактор познания человеческих возможностей и формирования этических взаимоотношений, а также форма общения между людьми или группами людей. Соревнование – это специальная сфера, деятельности позволяющая объективно сравнивать способности спортсменов и обеспечивать их максимальные проявления.

Конечным результатом соревновательной деятельности является спортивные достижения (результат), которое характеризуется количественным уровнем показателей. Спортивное достижение - это показатель спортивного мастерства и способностей спортсмена, выраженный в конкретных результатах.

Кроме спортивной тренировки, соревнований в систему подготовки спортсмена входят факторы, усиливающие, дополняющие и оптимизирующие эффект тренировки и соревнований к ним относят:

- подготовку кадров – специалистов и тренеров;

- систему отбора и спортивной ориентации, направленных на выявление одаренных детей, подростков и спортсменов на основе изучения задатков, способностей и индивидуальных особенностей занимающихся;

- научно-методическое и информационное обеспечение;

- медико-биологическое обеспечение;

- финансирование;

- организационно-управленческие факторы;

- факторы внешней среды.

Необходимо различать понятия спортивной тренировки и подготовки спортсмена. (Так если спортсмен выполняет физические упражнения, идет спортивная тренировка, а если он изучает противника, просматривая видеозапись, идет подготовка спортсмена, а тренировки нет.)

Подготовка спортсмена – это многосторонний процесс использования всей совокупности факторов (знаний средств, методов, организационных форм и условий), с помощью которых обеспечивается наивысшую готовность спортсмена к спортивным достижениям, а также сама практическая деятельность по его подготовке.

Готовность – это достигнутый уровень, физической и психологической работоспособности и степень совершенства необходимых умений и навыков.

Спортивная тренировка – это часть и основная форма подготовки спортсмена, построенная на основе методов упражнения.

Спортивная тренировка – это специализированный педагогический процесс, основанный на использовании физических упражнений с целью совершенствования различных качеств, способностей, сторон подготовки обеспечивающих спортсмену достижение наивысших показателей в избранном виде спорта.

Целью спортивной тренировки является подготовка спортсменов к активной жизнедеятельности, защите Родины, а затем к достижению максимально возможного для данного спортсмена уровня подготовленности, гарантирующего запланированный результат в соревнованиях, т.е. развитие личности спортсмена и на этом фоне достижение высоких спортивных результатов.

Для достижения этой цели в процессе тренировки решаются следующие основные задачи:

1. Укрепление здоровья содействие оптимальному физическому развитию;

2. Развитие основных двигательных качеств – силы, быстроты, ловкости, выносливости и гибкости;

3. Обучение и совершенствование жизненно важных двигательных навыков и умений (ходьба, бег, прыжки, метания, плавание и т.д.);

4. Развитие специальных физических способностей и повышение функциональных возможностей организма, обеспечивающих успешное выполнение соревновательных упражнений.

5. Развитие и совершенствование психических, интеллектуальных, морально-этических, волевых, эстетических качеств обеспечивающих максимальное проявление усилий спортсмена во время тренировок и соревнований;

6. Освоение техники и тактики избранной спортивной дисциплины;

7. Приобретение теоретических и практических знаний, позволяющих рационально строить тренировку.

8. Комплексное совершенствование способности к реализации достигнутого уровня подготовленности в соревнованиях.

С точки зрения педагогики спортивные достижения не являются самоцелью, т.к. на пути к ним и через них достигаются существенные для общества и личности ценностей. Крепкое здоровье, высокоразвитые физические и психологические способности, повышенная трудоспособность. Спортивные качества входят составной частью в общую систему воспитания гармонически развитой личности. Положительный эффект спортивной тренировки должен выражаться в:

- повышенном уровне, функциональных возможностей организма,

- общей и специальной работоспособности,

- в большой степени совершенства двигательных умений и навыков.

Эти характеристики состояния спортсмена определяют его тренированность.

Тренированность – обычно связывают с биологическими (функциональными и морфологическими), приспособительными изменениями, происходящими в организме под воздействием тренировочных нагрузок и выражающихся в работоспособности. Изменения в организме протекают в двух направлениях:

1. Увеличиваются функциональные возможности различных органов и систем организма на базе структурных и биохимических изменений.

2. Совершенствуется координация их деятельности со стороны ЦНС и ее само регуляция.

Таким образом, тренированность – это мера приспособленности организма к конкретной работе, достигнутая путем тренировки.

Различают общую тренированность – степень приспособленности к различным видам деятельности и специальную – степень приспособленности к требованиям данного вида спорта.

Подготовленность - понятие более ёмкое, чем тренированность – это все то, что дает спортсмену подготовка:

- определенную степень развития физических качеств (физическая подготовленность);

- уровень спортивно-технического мастерства (технико-тактическая подготовленность;

- необходимый уровень психологической готовности и твердую целевую установку (психологическая подготовленность);

- необходимый уровень интеллектуального развития, тактического мышления и теоретических знаний (теоретическая подготовленность).

Подготовленность и тренированность имеют тенденцию к повышению, при этом они цикличны.

Высшей формой тренированности – является состояние спортивной формы – это состояние оптимальной готовности к спортивным достижениям.

Следовательно, спортивная тренировка – есть процесс управления спортивной формой.

Спортивная форма имеет три фазы развития:

Первая фаза – становления (накопление) спортивного мастерства – повышение функционирования деятельности организма (накопление строительного материала).

Вторая фаза – стабилизации спортивной формы – соединение всех видов подготовки в единый эффект, повышенное функциональное состояние всех органов и систем, а также координация ЦНС их деятельности, высокая экономичность работы и врабатываемость и ускоренное восстановление работоспособности.

Третья фаза – временная утрата спортивной формы.

Критерии спортивной формы:

1. Спортивные результаты.

2. Высокие показатели педагогического контроля всех видов подготовленности.

3. Хорошие показатели врачебного контроля.

4. Экономичность и эффективность спортивной деятельности.

5. Быстрая восстанавливаемость работоспособности.

Условия осуществления тренировочного процесса:

1. Режим труда, учебы, тренировки.

2. Углубленный врачебно-педагогический контроль.

3. Условие восстановления, реабилитации.

4. Эффективность тренировочного процесса.

В подготовке спортсмена принято различать следующие органически связанные между собой виды: физическую, техническую, тактическую, теоретическую, психологическую и интегральную подготовки.

Система спортивной тренировки – это совокупность знаний, достижений и практическая деятельность по организации и проведения тренировочного процесса.

Динамика развития нагрузок.

1. Прямолинейно- восходящая форма нагрузки - от занятия к занятию постоянное повышение нагрузки используется у новичков и у спортсменов в восстановительный период.

2. Ступенчатая форма нагрузки - изначальная величина нагрузки должна быть полностью освоена и только после этого т.е. через определенное время должно предлагаться новое повышение нагрузки. Данная форма используется у гимнастов, фигуристов, (в сложно-координационных видах спорта.)

 

3. Волнообразная - постепенное повышение, затем спад нагрузки - основная форма тренировки (величина волны зависит от вида спорта).

4. Ударная (стрессовая) - постепенное увеличение нагрузки, организм адаптируется, и ударный объем нагрузки, а затем уменьшение (у высококвалифицированных спортсменов, легкая атлетика, тяжелая атлетика, коньки, велоспорт, лыжи).

Нагрузка дает три вида эффекта (Платонов):

1. Срочно-тренировочный эффект (однократно).

2. Серединный (промежуточный) эффект (недельный).

3. Суммарно-кумулятивный (нарастающий) эффект (несколько месяцев, год).
Для достижения спортивной формы необходимо их правильно сочетать.

 

Классификация нагрузок:

1. по характеру нагрузки бывают - тренировочные и соревновательные, специфичные и неспецифичные

2. по величине - большие (предельные), значительные (околопредельные) средние, малые

3. по направленности - общего характера и избирательного характера, способствующие развитию отдельных физических качеств.

4. по координационной сложности на: выполняемые в стандартных, стереотипных (неизменных), условиях и выполняемые в меняющейся обстановке в вариативных условиях.

5. по величине воздействия: развивающие (большие и значительные), поддерживающие (стабилизирующие - средние) и восстановительные (малые);

6. по зонам мощности: 1- зона –малой мощности (ЧСС- 130 –140), 2зона – умеренной мощности (ЧСС- 140 -160), 3 - зона- большой мощности (ЧСС -= 160 - 180), 4 зона – субмаксимальной мощности (ЧСС – 180 190), 5 зона – максимальной мощности (ЧСС- 190 и более) (В.С. Фарфель)

7.Средне месячные, средне годовые (Матвеев).

Структура методов физического воспитания зависит от чередования нагрузки и отдыха и есть ли он вообще, т.е. непрерывный и интервальный характер нагрузки.

Отдых - это не только процесс восстановления, но и в зависимости от его характера отдых влияет на развитие физических качеств.

По характеру отдых бывает:

- активный (переключение на другую двигательную деятельность),

- пассивный (относительный покой),

- смешанный.

По продолжительности отдых бывает:

- жесткий - когда следующая нагрузка попадает в фазу недовосстановления работоспособности,

- полный - ординарное восстановление когда следующая нагрузка попадает в фазу полного восстановления работоспособности,

- экстремальный – когда следующая нагрузка попадает на фазу сверх восстановления- супперкомпенсации,

- профилактический - длинные интервалы отдыха, когда следы предыдущего выполнения нагрузки почти утрачены (борьба с перетренированностью),

Компоненты нагрузки:

Тренировочные нагрузки определяются следующими показателями:

1. Интенсивностью работы.

2. Объем работы

3. Продолжительностью и характером отдыха.

4. Характером упражнений.

Внешние признаки нагрузки:

1. Осанка.

2. Выражение лица.

3. Характер окраски кожи.

4. Потоотделение.

5. Характер дыхания.

6. Тембр голоса.

7. Характер движения конечностей.

8. Изменение кровяного давления.

По КУРАМШИНУ 73- 82

Метод – это способ использования физического упражнения

Методы должны отвечать требованиям:

1. Они должны быть разнообразны, и сочетаться друг с другом.

2. Соответствовать принципам обучения (сознательности, активности, систематичности).

Все параметры внешней нагрузки, а также реакция организма на задаваемую нагрузку, имеют существенное значение для характеристики методов спортивной тренировки. Кроме того, следует учитывать координационную сложность и психологическую напряженность двигательной деятельности.

Способ регулирования дв



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 444; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.114.38 (0.179 с.)