Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Классификация соревнований в избранном виде спорта
Сутью спорта являются соревнования, они составляют его отличительную особенность. Без соревнований не может быть и спорта. Соревнования представляют собой: цель, средство и метод подготовки спортсмена. Сущность соревнования заключается в установлении сильнейших спортсменов и коллективов и распределения их от первого до последнего места. Конкурентные отношения – неотъемлемая особенность спортивного соревнования, основным продуктом которого является результат (занятое место, победа, зрелище). Соревнование определяется как специальная сфера, в которой осуществляется деятельность спортсмена, позволяющая объективно сравнивать определённые его способности и обеспечить их максимальное проявление. Соревнования ведутся в пределах утвержденного кодекса правил под контролем специальных лиц (спортивных судей, членов жюри). Спортивное соревнование состоит из элементов: предмета состязаний, судейства, спортсменов-участников соревнований, болельщиков и зрителей. Соревнования являются составной частью учебно-тренировочного процесса. Педагогическое значение соревнований состоит в том, что они как бы подводят итоги учебно-воспитательной работы, выявляют отдельные слабые стороны учебно-тренировочного процесса, способствуют повышению его качества, показывают достижения спортивных команд, тренеров, спортсменов. Соревнования в современном спорте являются не только способом выявления победителя, но и важнейшим средством подготовки спортсмена, совершенствованием спортивного мастерства, контроля, за уровнем подготовленности и т.д. Это объясняется тем особым эмоциональным и физиологическим фоном, который усиливает воздействие физических упражнений и может способствовать максимальному проявлению функциональных возможностей организма. Только в процессе соревнований спортсмены могут достичь уровня предельных функциональных, напряжений организма и выполнить такую нагрузку, которая в процессе тренировочных занятий является непосильной. Содействуя развитию физической подготовленности, совершенствованию психических и двигательных функций, росту спортивного мастерства, нравственному воспитанию спортсмена, соревнования содействуют всестороннему воспитанию личности.
Стимулируя активность занятий спортом, направленность к высшим достижениям, соревнования являются способом воздействия общества на формирование личности. Важное значение имеет классификация соревнований, которая осуществляется на основе целей и задач, контингента соперников, условий организации, рангу и т.д. I. По целям и решаемым задачам соревнования подразделяются: 1. Основные; 2. Коммерческие; Вспомогательные 1. Основные – это календарные соревнования, которые предусматриваются единым календарным планом спортивных мероприятий и проводятся согласно утвержденному положению. Все крупнейшие спортивные соревнования можно разделить на три группы: 1. Олимпиады, Чемпионаты и Кубки Мира, Европы Универсиады и др. 2. Ежегодные соревнования на первенство России по видам спорта. 3. Соревнования всероссийского масштаба, посвященные знаменательным датам, а так же на призы, учрежденные различными государственными и общественными организациями. - Олимпиады – крупнейшие международные комплексные соревнования, проводящиеся каждые четыре года ( летние и зимние). - Чемпионаты или первенства – соревнования среди сильнейших спортсменов (команд), возраст которых определяется положением о соревнованиях. Победителям присваиваются звания чемпиона, а участникам соответствующие разряды. - Кубковые соревнования, где победителям вручаются кубки. Отличие от первенств или чемпионатов – после поражения команды выбывают из соревнований. Таким образом, производится последовательный отбор лучших. - Универсиады – комплексные студенческие спортивные соревнования. Проводящиеся один раз в два года (летние и зимние) под эгидой международной федерации университетского спорта. - Спартакиады – комплексные соревнования включающие несколько видов спорта (школьников, студентов и т.д.) Проводящиеся раз в два года. - Классификационные, позволяющие оценить уровень спортивной подготовленности и выполнить требования единой спортивной классификации. Их цель выполнение соответствующих спортивных нормативов, для присвоения званий и разрядов, а также допуск к более крупным состязаниям.
- Отборочные – цель: выявление сильнейших команд для участия в следующем этапе соревнований. Кроме этого с целью выявления сильнейших спортсменов для комплектования сборной команды. 2. Коммерческие – крупные международные, национальные, региональные соревнования в различных видах спорта, с участием сильнейших спортсменов, команд, которым выплачивается гонорар (бонус) за участие и занятое место. 3. Вспомогательные соревнования помогают лучше подготовиться к основным, их проводят для проверки готовности и подведения спортсмена к основным соревнованиям на промежуточных этапах подготовки. К ним относятся: Подготовительные или тренировочные, цель которых адаптация спортсменов к условиям соревновательной борьбы, приобретение соревновательного опыта, повышение уровня подготовленности Турниры, матчевые встречи – они могут быть плановыми и служат средством подготовки к календарным играм. Уравнительные или с «гандикапом» (форой) в которых шансы участников уравниваются за счет предоставления слабому определенных льгот (форы), уменьшение дистанции, добавление баллов, очков и т.д. Они организуются для участников с различным уровнем подготовленности Показательные встречи – соревнования, основной целью которых является не выявление победителя, а демонстрация возможностей спортсменов, достоинств вида спорта, с целью расширения круга занимающихся и зрителей. Контрольные соревнования проводятся в ходе учебно-тренировочных занятий, цель которых – педагогический контроль за состоянием тренированности и спортивными достижениями занимающихся. Показательные соревнования – для популяризации различных видов спорта. Сокращенные соревнования (блицтурниры), проводятся в один день (сокращенное время игры, уменьшение количества очков). Проводятся обычно в праздничные дни, т.к. соревнования являются неотъемлемой частью учебно-тренировочного процесса, их характер и сроки проведения планируются заранее. II. По возрастным категориям и квалификации спортсменов: - детские (мальчики и девочки: 7-8; 9-10; 11-12; 13-14 лет); - юношеские (юноши и девушки: 15-16 и 17-18 лет); - молодежные (19-21 и 22-24 г); - взрослые (спортсменов разрядников и мастеров); - ветеранов. III. По характеру организации соревнования могут быть: 1. Закрытые – в которых, участвуют спортсмены только данного ведомства (в классе, школе, спортивном клубе). 2. Открытые – участвуют команды, отдельные спортсмены различных коллективов, которые полноправно оспаривают призовые места, медали и т.д. 3. Заочные – проводящиеся в условиях когда команды, спортсмены находятся в разных местах, городах, странах и не встречаются непосредственно (шашки, шахматы и т. п.) ходы передаются по почте, интернету. 4. Товарищеские: соревнования по предварительной договоренности между командами школ, ДЮСШ, и т.д. 5. Традиционные, матчевые, кубковые и т.д. Первенства.
ТРЕНИРОВКА КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ, ЕЁ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ Спортивная деятельность характерна для спорта как многогранного общественного явления, т.к. она затрагивает различные сферы деятельности человека. Достижение максимального результата невозможно без вовлечения в сферу спорта большого количества специалистов различных профессий. Социологи,физиологи, врачи, педагоги,тренеры,психологи, строители, инженеры, менеджеры, юристы и многие другие обеспечивают функционирование спорта в стране.
Для осуществления эффективной соревновательной деятельности и достижения значимых результатов необходима четко отлаженная система подготовки спортсмена. Включающая следующие компоненты: -систему соревнований; -систему тренировки; - систему дополнительных факторов, повышающих эффективность тренировочной и соревновательной деятельности. "Система подготовки спортсмена " - понятие значительно шире, чем спортивная тренировка и представляет собой совокупность различных знаний, средств, методов, организационных форм и условий, взаимодействующих между собой на основе определенных принципов, правил и обеспечивающих наилучшую степень готовности спортсмена к достижениям, а также практическая деятельность по его подготовке. Основной формой подготовки спортсмена является спортивная тренировка, которая осуществляется в виде обязательных тренировочных и самостоятельных занятий проходящих под руководством тренера. Спортивная тренировка представляет собой специализированный педагогический процесс, направленный на развитие физических, духовных, и психологических способностей. Важнейшим компонентом в системе подготовки спортсмена является система соревнований. Она определяет цели и направленность подготовки спортсменов, а также используется как одно из важнейших средств специализированной тренировки, позволяющей сравнивать и повышать уровень подготовленности спортсменов. Соревнования выступают как цель, средство и метод подготовки спортсмена. Соревнования - важный фактор познания человеческих возможностей и формирования этических взаимоотношений, а также форма общения между людьми или группами людей. Соревнование – это специальная сфера, деятельности позволяющая объективно сравнивать способности спортсменов и обеспечивать их максимальные проявления. Конечным результатом соревновательной деятельности является спортивные достижения (результат), которое характеризуется количественным уровнем показателей. Спортивное достижение - это показатель спортивного мастерства и способностей спортсмена, выраженный в конкретных результатах. Кроме спортивной тренировки, соревнований в систему подготовки спортсмена входят факторы, усиливающие, дополняющие и оптимизирующие эффект тренировки и соревнований к ним относят:
- подготовку кадров – специалистов и тренеров; - систему отбора и спортивной ориентации, направленных на выявление одаренных детей, подростков и спортсменов на основе изучения задатков, способностей и индивидуальных особенностей занимающихся; - научно-методическое и информационное обеспечение; - медико-биологическое обеспечение; - финансирование; - организационно-управленческие факторы; - факторы внешней среды. Необходимо различать понятия спортивной тренировки и подготовки спортсмена. (Так если спортсмен выполняет физические упражнения, идет спортивная тренировка, а если он изучает противника, просматривая видеозапись, идет подготовка спортсмена, а тренировки нет.) Подготовка спортсмена – это многосторонний процесс использования всей совокупности факторов (знаний средств, методов, организационных форм и условий), с помощью которых обеспечивается наивысшую готовность спортсмена к спортивным достижениям, а также сама практическая деятельность по его подготовке. Готовность – это достигнутый уровень, физической и психологической работоспособности и степень совершенства необходимых умений и навыков. Спортивная тренировка – это часть и основная форма подготовки спортсмена, построенная на основе методов упражнения. Спортивная тренировка – это специализированный педагогический процесс, основанный на использовании физических упражнений с целью совершенствования различных качеств, способностей, сторон подготовки обеспечивающих спортсмену достижение наивысших показателей в избранном виде спорта. Целью спортивной тренировки является подготовка спортсменов к активной жизнедеятельности, защите Родины, а затем к достижению максимально возможного для данного спортсмена уровня подготовленности, гарантирующего запланированный результат в соревнованиях, т.е. развитие личности спортсмена и на этом фоне достижение высоких спортивных результатов. Для достижения этой цели в процессе тренировки решаются следующие основные задачи: 1. Укрепление здоровья содействие оптимальному физическому развитию; 2. Развитие основных двигательных качеств – силы, быстроты, ловкости, выносливости и гибкости; 3. Обучение и совершенствование жизненно важных двигательных навыков и умений (ходьба, бег, прыжки, метания, плавание и т.д.); 4. Развитие специальных физических способностей и повышение функциональных возможностей организма, обеспечивающих успешное выполнение соревновательных упражнений. 5. Развитие и совершенствование психических, интеллектуальных, морально-этических, волевых, эстетических качеств обеспечивающих максимальное проявление усилий спортсмена во время тренировок и соревнований; 6. Освоение техники и тактики избранной спортивной дисциплины; 7. Приобретение теоретических и практических знаний, позволяющих рационально строить тренировку.
8. Комплексное совершенствование способности к реализации достигнутого уровня подготовленности в соревнованиях. С точки зрения педагогики спортивные достижения не являются самоцелью, т.к. на пути к ним и через них достигаются существенные для общества и личности ценностей. Крепкое здоровье, высокоразвитые физические и психологические способности, повышенная трудоспособность. Спортивные качества входят составной частью в общую систему воспитания гармонически развитой личности. Положительный эффект спортивной тренировки должен выражаться в: - повышенном уровне, функциональных возможностей организма, - общей и специальной работоспособности, - в большой степени совершенства двигательных умений и навыков. Эти характеристики состояния спортсмена определяют его тренированность. Тренированность – обычно связывают с биологическими (функциональными и морфологическими), приспособительными изменениями, происходящими в организме под воздействием тренировочных нагрузок и выражающихся в работоспособности. Изменения в организме протекают в двух направлениях: 1. Увеличиваются функциональные возможности различных органов и систем организма на базе структурных и биохимических изменений. 2. Совершенствуется координация их деятельности со стороны ЦНС и ее само регуляция. Таким образом, тренированность – это мера приспособленности организма к конкретной работе, достигнутая путем тренировки. Различают общую тренированность – степень приспособленности к различным видам деятельности и специальную – степень приспособленности к требованиям данного вида спорта. Подготовленность - понятие более ёмкое, чем тренированность – это все то, что дает спортсмену подготовка: - определенную степень развития физических качеств (физическая подготовленность); - уровень спортивно-технического мастерства (технико-тактическая подготовленность; - необходимый уровень психологической готовности и твердую целевую установку (психологическая подготовленность); - необходимый уровень интеллектуального развития, тактического мышления и теоретических знаний (теоретическая подготовленность). Подготовленность и тренированность имеют тенденцию к повышению, при этом они цикличны. Высшей формой тренированности – является состояние спортивной формы – это состояние оптимальной готовности к спортивным достижениям. Следовательно, спортивная тренировка – есть процесс управления спортивной формой. Спортивная форма имеет три фазы развития: Первая фаза – становления (накопление) спортивного мастерства – повышение функционирования деятельности организма (накопление строительного материала). Вторая фаза – стабилизации спортивной формы – соединение всех видов подготовки в единый эффект, повышенное функциональное состояние всех органов и систем, а также координация ЦНС их деятельности, высокая экономичность работы и врабатываемость и ускоренное восстановление работоспособности. Третья фаза – временная утрата спортивной формы. Критерии спортивной формы: 1. Спортивные результаты. 2. Высокие показатели педагогического контроля всех видов подготовленности. 3. Хорошие показатели врачебного контроля. 4. Экономичность и эффективность спортивной деятельности. 5. Быстрая восстанавливаемость работоспособности. Условия осуществления тренировочного процесса: 1. Режим труда, учебы, тренировки. 2. Углубленный врачебно-педагогический контроль. 3. Условие восстановления, реабилитации. 4. Эффективность тренировочного процесса. В подготовке спортсмена принято различать следующие органически связанные между собой виды: физическую, техническую, тактическую, теоретическую, психологическую и интегральную подготовки. Система спортивной тренировки – это совокупность знаний, достижений и практическая деятельность по организации и проведения тренировочного процесса.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 4714; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.181.231 (0.048 с.) |