Подготовительный Соревновательный Переходный 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Подготовительный Соревновательный Переходный



/ \

Обще Спец-подгото-ный 1. Предсоретельный 1. Восстановительно-

\ 2. Соревновательный поддерживающий

Мезоциклы: Мезоциклы: 3. Восстан.поддерживающий 2. Восстановительно-

1. Втягивающий 1. Базовый 4. Восстан.-подготовительный подготовительный

2. Базовый 2. Контрольно-

подготовительный

3. Шлифовочный

 

 

Продолжительность периодов зависит: 1) специфики вида спорта, 2) этапа многолетней тренировки, 3) календаря соревнований.У мастеров спорта подготовительный период короткий, а соревновательный длинный; у новичков наоборот.

Критерии спортивной формы: 1) спортивный результат, 2) сравнение самочувствия в начале и конце года (Матвеев), 3) врачебно-педагогический контроль, 4) тестирование всех видов подготовки (физической, психологической, технической, тактической).

При формировании спортивной формы изменения протекают в 2-х направлениях: 1) повышение работоспособности систем организма (дыхательной, сердечно-сосудистой, двигательной); 2) улучшение координации всех органов и систем под руководством ЦНС.

В результате:

1. Повышается врабатываемость.

2. Повышается экономичность, можно тренироваться 2-3 раза в день.

3. Улучшаются все виды подготовки

4. Ускоряются восстановительные процессы.

 

 

,,

 

ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА

Планирование – это определение условий, средств, методов, организационных форм решения задач спортивной подготовки, т.е. предвидения тех результатов, которые должны быть достигнуты раскрыв возможности спортсмена.

Планирование должно быть реальным, обоснованием, конкретным.

Предметом планирования является:

1) Цели и задачи.

2) Средства и методы.

3) Объем и интенсивность тренировочных и соревновательных нагрузок.

4) Контрольные нормативы.

Требования к планированию:

1) Учет задач.

2) Преемственность планов – один вытекает из другого.

3) Планы должны быть вариативны.

4) Необходима простота начального планирования.

5) Обязательная проверка запланированного.

6) Учет уровня всех сторон подготовки.

Планирование бывает: Индивидуальное и коллективное.

Виды планирования:

1. Перспективное (ряд лет 2 – 5).

2. Текущее (1 год – 05 лет) (период, этап).

3. Оперативное (этап, месяц, неделя, занятие, упражнение).

Перспективное планирование – это создание программы поэтапного овладения спортивном мастерством на несколько лет (олимпийский цикл) – 4-летний обязательно согласуется с календарем соревнований.

Планируются:

1.Цели и задачи подготовки в целом и по годам (прогнозируется результат в соревнованиях).

2.Динамика тренировочных и соревновательных нагрузок – периодизация тренировки в годовых циклах.

3.Уровень подготовленности (физической, технической, психологической, тактической, теоретической, интегральной).

4.Меры профилактики и восстановления.

5.Врачебно-педагогический контроль.

Документ планирования – перспективный план.

Текущее (годовое) планирование – является составной частью перспективного планирования и разрабатывается на каждый год, сезон, исходя из годичного календаря соревнований и решаемых на данном этапе задач. Текущее планирование – это конкретная программа подведения спортсмена в оптимальной и спортивной форме к соревнованиям, текущее планирование основано на закономерностях развитии тренированности (мера приспособленности-адаптации организма к работе) и кумулятивном эффекте видов подготовки.

Планируется:

1. цели и задачи периода, этапа,

2. сроки соревнований,

3. периодизация тренировочного цикла,

4. задачи и содержание периодов и этапов,

5. динамика тренировочных соревновательных нагрузок,

6. распределение времени на различные виды подготовки по периодам и этапам,

7. средства и методы тренировки,

8. контрольные требования по разделам подготовки,

9. формы и сроки врачебно.-педагогического. контроля,

10. методы и средства восстановления работоспособности.

 

В среднем в течение года может быть 1 или 2 спортивных сезона (осенне-зимние и весенне-летние). Каждый тренировочный цикл или периодизация (структура) тренировочного процесса определяется закономерностями становления спортивной формы (СФ), сохранения ее и временной утраты. Структура цикла состоит из подготовительного, соревновательного периодов. Приобретается спортивная форма в подготовительном периоде, которая подразделяется на 2 этапа: 1.общеподготовительный этап в котором создаётся фундамент для создания СФ. 2. Специально-подготовительный – где идёт непосредственное создание СФ. В соревновательном она достигает максимума и в переходном идет ее временная утрата.

I. Подготовительный период - (2-4 и 5-6) месяцев подразделяется на три этапа:

1. Общеподготовительный - создание предпосылки для создания СФ Развитие основных физических качеств расширения фонда двигательных умений и навыков.

ОФП – 50% времени; техническая – 30-35% времени, тактическая – 15-20 % времени, интегральная – 15% времени.

2. Специально-подготовительный этап – создание и становление СФ: повышение уровня специальных физических качеств, технической, тактической и интегральной подготовок:

СФП – 20 - 25%; техническая – 25%; тактическая – 25%; игр – 25%

II. Соревновательный период - (1,5-2 мес. и 4-5 мес.) основной – где идет реализация спортивной формы в спортивных достижениях Главная задача – сохранение и реализация СФ и на этом фоне ее повышение на протяжении всего периода:

СФП – 15; технико-тактическая – 25; интегральная – 65%.

Переходный период (3-4 нед. и 6-8 нед.) необходим для:

1. предупреждения перетренированности;

2. восстановление работоспособности организма.

В этом периоде идет постепенная смена нагрузки и ее направленности; активный отдых.

Т.О. Периоды представляют собой последовательные стадии – процесса управления развитием СФ.

- постепенное смены нагрузки, акт. опр.

Докум. тем. планирования – план-график, тренировочная программа, где идет распределение времени на отдельные виды подготовки в различные периоды и этапах.

 

Критерии СФ: 1. спортивный результат;

2.тестирование всех видов подготовки (технической, тактической, психологической, теоретическая, физическая. интегральная);

3.врачебно-педагогический контроль.

 

 

Оперативное планирование – составляется на отдельный период, этап, месяц, недели микроцикл, и занятие в основу оперативного планирования положен микроцикл –(3-7 дней) комплекс тренировочных занятий с различной или одинаковой направленностью с варьированием объема и интенсивности нагрузки. В микроцикле решаются определенные задачи этапа тренировки.

Серии микроциклов складываются в мезоцикл – где планируется:

1. цели и задачи;

2. динамика нагрузок;

3. направленность и последовательность применяемых средств и их объём;

4. контроль за выполнением упражнений и восстановлением работоспособности;

5. отдых.

Микроциклы Мезоциклы
1) Тренировочный 2) Подводящий 3) Соревновательный 4) Восстановительный 1) Втягивающий 2) Базовый 3) Контрольно-разгрузочный 4) Предсоревновательный 5) Соревновательный 6) Восстановительный

 

в основе планирования занятия и микроцикла лежат закономерности восстановления работоспособности, а в основе построения мезоцикла – кумулятивный эффект – суммарный.

Документов планирования являются: рабочий план; план-конспект на каждую тренировку, где планируется каждое упражнение и его объём.

Оперативное планирование предусматривает: конкретные средства, методы, дозированная нагрузка и отдыха. План составляется на 1 микроцикл вперед – т.к. по уходу необходимо вносить изменения по мере усвоения материала.

 

 

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

Спорт в узком смысле слова -это собственно соревновательная деятельность, направленная на достижение наивысших результатов.

Спорт в широком понимании, представляет собой собственно соревновательную деятельность, специальную подготовку к ней, а также специфические межличностностные отношения и поведенческие нормы и достижения, возникающие в процессе этой деятельности.

Классификация видов спорта -это группировка видов спорта по определенному признаку называется.

Соревнования представляют собой – цель, средство и метод подготовки спортсмена.

Спортивные игры – это протекающее в рамках правил противоборство двух сторон, направленное на достижение преимущества одной из сторон, оцениваемого по количеству достижений обусловленной цели игры.

Правила – общепринятые ограничения, регламентирующие деятельность играющих.

Спортивная форма- этосостояние оптимальной готовности спортсмена к высоким спортивным достижениям.

Физические упражнения – это двигательные действия подчиненные педагогическим законам и направленные на решение задач физического воспитания.

Физическая подготовка – это педагогический процесс, направленный на развитие физических качеств спортсмена и повышение его функциональных возможностей.

Тренированность – это мера приспособленности организма к конкретной работе, достигнутая путем тренировки.

Техническая подготовка - это педагогический процесс, направленный на освоение спортсменом двигательных навыков (технических приемов) и доведение их до определенной степени совершенства.

Тактическая подготовка - это педагогический процесс, направленный на приобретение спортсменом знаний умений и навыков способов ведения спортивной борьбы.

Психологическая подготовка - это педагогический процесс, направленный на адаптацию психики спортсмена к условиям тренировочной и соревновательной деятельности.

Теоретическая подготовка - это педагогический процесс, направленный на освоение спортсменом системы знаний и умения их использовать в тренировочной и соревновательной деятельности.

Интегральная подготовка - это педагогический процесс, направленный на объединение результатов всех видов подготовок в единый соревновательный эффект.

Техника физического упражнения – это рациональный способ выполнения двигательного действия. Под рациональностью понимается целесообразность, эффективность, экономичность.

Техника игры – это совокупность специальных приемов, обусловленных правилами и используемых в игре в различных сочетаниях для достижения цели игры.

Технический прием – это рациональный способ выполнения двигательного действия, специфичного для определенной игры, направленный на целесообразное и эффективное решение, игровой ситуации.

Тактика игры – это совокупность целесообразных индивидуальных и коллективных действий игроков направленных на достижение наилучшего результата.

Тактический прием – это рациональное использование технических приемов, направленное на решение тактической задачи. Выделяют индивидуальные, групповые и командные тактические действия в защите и нападении.

Соревновательная деятельность – это совместная деятельность спортсменов, тренеров и специалистов направленная на достижение результата (победы) в условиях официальных соревнований.

- Олимпиады – крупнейшие международные комплексные соревнования, проводящиеся каждые четыре года ( летние и зимние).

- Чемпионаты или первенства. Победителям присваиваются звания чемпиона, а участникам соответствующие разряды.

- Кубковые соревнования, где победителям вручаются кубки. Отличие от первенств или чемпионатов – после поражения команды выбывают из соревнований. Таким образом, производится последовательный отбор лучших.

- Универсиады – комплексные студенческие спортивные соревнования. Проводящиеся один раз в два года (летние и зимние) под эгидой международной федерации университетского спорта.

- -Спартакиады – комплексные соревнования включающие несколько видов спорта (школьников, студентов и т.д.) Проводящиеся раз в два года.

- Классификационные, позволяющие оценить уровень спортивной подготовленности и выполнить требования единой спортивной классификации. Их цель выполнение соответствующих спортивных нормативов, для присвоения званий и разрядов, а также допуск к более крупным состязаниям.

- Отборочные – цель: выявление сильнейших команд для участия в следующем этапе соревнований. Кроме этого с целью выявления сильнейших спортсменов для комплектования сборной команды.

- Коммерческие - крупные международные, национальные, региональные соревнования в различных видах спорта, с участием сильнейших спортсменов, команд, которым выплачивается гонорар (бонус) за участие и занятое место.

- Вспомогательные соревнования помогают лучше подготовиться к основным, их проводят для проверки готовности и подведения спортсмена к основным соревнованиям на промежуточных этапах подготовки. К ним относятся:

Подготовительные или тренировочные цель которых адаптация спортсменов к условиям соревновательной борьбы, приобретение соревновательного опыта, повышение уровня подготовленности

- турниры, матчевые встречи, контрольные игры. Они могут быть плановыми и служат средством подготовки к календарным играм.

- уравнительные, они организуются для участников с различным уровнем подготовленности (слабой команде - фора).

- показательные встречи.

Контрольные соревнования проводятся в ходе учебно-тренировочных занятий, цель которых – педагогический контроль за состоянием тренированности и спортивными достижениями занимающихся.

Показательные соревнования для популяризации различных видов спорта.

Сокращенные соревнования (блицтурниры), проводятся в один день (сокращенное время игры, уменьшение количества очков). Проводятся обычно в праздничные дни, т.к. соревнования являются неотъемлемой частью учебно-тренировочного процесса, их характер и сроки проведения планируются заранее.

 

1. Быстрота - способность выполнить двигательное действие за минимальное время (быстрота простой и сложной двигательной реакции, быстрота одиночного движения и быстрота темпа движения)

2. Вид спорта – исторически сложившийся в ходе развития спорта конкретный вид соревновательной деятельности. Он характеризуется: 1) предметом состязания; 2) правилами соревнований; 3) техникой и тактикой.

3. Вид соревнований - вид соревновательной деятельности в рамках отдельного вида спорта.

4. Выносливость- способность длительное время выполнять работу не снижая интенсивности и противостоять утомлению (аэробная, анаэробная).

5. Гибкость- способность к достижению наибольшей амплитуды в выполняемом движении (общая и специальная, активная и пассивная, статическая и динамическая).

6. Игровой метод - двигательная деятельность организуется на основе содержания, условий и правил игры.

7. Интегральная подготовка - процесс выработки взаимосвязи всех сторон подготовки спортсмена.

8. Интервальный метод - характеризуется изменением нагрузки после каждого интервала отдыха (с прогрессирующей, убывающей и варьирующей нагрузкой- специальная выносливость).

9. Классификация- группировка по определенному признаку.

10. Контроль в спортивной тренировке- измерение и оценка различных показателей в циклах тренировки с целью определения уровня подготовленности спортсмена (этапный, текущий, оперативный)

11. Ловкость- способность быстро овладевать новыми движениями и перестраивать двигательную деятельность в зависимости от меняющейся обстановки (общая и специальная, телесная и ручная).

12. Микроцикл - этап тренировочного процесса продолжительностью от 5 до 10 дней.

13. Мезоцикл - этап тренировочного процесса продолжительностью от 3 до 6 недель.

14. Макроцикл - этап тренировочного процесса продолжительностью до года (одноцикловой- в году один макроцикл, двухцикловой- в году два макроцикла, трехцикловой- в году три макроцикла. Макроцикл состоит из трех периодов: подготовительный, соревновательный и переходный.)

15. Метод - способ применения физических упражнений.

16. Нагрузка- это мера воздействия физических упражнений на организм человека (объем и интенсивность).

17. Переменный метод - длительное выполнение упражнения с изменяющейся нагрузкой (специальная выносливость).

18. Повторный метод - одинаковые порции нагрузки следуют через определенные интервалы отдыха (быстрота, сила, гибкость, техника)

19. Планирование (технология планирования)-совокупность установок, определяющих на конкретный отрезок времени задачи, средства, методы, формы занятий, а также составление конкретной документации (перспективное, текущее, оперативное).

20. Подготовка спортсмена - многосторонний процесс использования средств, методов, условий для обеспечения готовности спортсмена к спортивным достижениям.

21. Подготовленность - результат всех сторон подготовки спортсмена (физической, технической, тактической, психологической)

22. Принцип спортивной тренировки - основное положение, определяющее построение, содержание, методы и организацию процесса обучения и воспитания.

23. Психологическая подготовка - процесс адаптации психики спортсмена к условиям и задачам тренировочной и соревновательной деятельности (общая и подготовка к конкретному соревнованию)

24. Равномерный метод- нагрузка не прерывается интервалами отдыха и не изменяется по внешней величине (длительный равномерный бег, гребля, плавание - общая выносливость).

25. Сила- способность преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счет мышечных усилий (абсолютная и относительная сила)

26. Соревнование- это специальная сфера, в которой осуществляется деятельность спортсмена, позволяющая объективно сравнивать определенные его способности и обеспечивать их макси­мальные проявления.

27. Спортивное достижение - это показатель спортивного мастерства и способностей спортсмена, выраженный в конкретных результатах.

28. Соревновательный метод - это метод организации упражнений в форме соревнований.

29. Спорт – собственно соревновательная деятельность, специальная подготовка к ней и специфические отношения, нормы и достижения, возникшие в процессе этой деятельности, взятые в целом.

30. Спортивная квалификация – определяется званиями и разрядами, которые присваиваются за выполнение норм и требований вида спорта.

31. Спортивная тренировка- планируемый педагогический процесс, включающий обучение спортивной технике и тактике и развитие его физических способностей.

32. Спортивная форма – состояние оптимальной готовности спортсмена к достижениям (фазы спортивной формы:1-рост, 2- стабилизация, 3- временная утрата)

33. Спортивное достижение – показатель спортивного мастерства и способностей спортсмена, выраженный в конкретных результатах.

34. Спортивная дисциплина- составная часть вида спорта (например: в л/а- бег, ходьба, прыжки

35. Спортивный отбор- система мероприятий, на основе которой определяются задатки и способности спортсмена.

36. Средства спортивной тренировки - то, с помощью чего осуществляется тренировка.

37. Тактика - способ ведения спортивной борьбы.

38. Тактическая подготовка- процесс обучения способам ведения спортивной борьбы (тактика защиты и нападения, индивидуальная, групповая и командная тактика).

39. Теоретическая подготовка - процесс освоения специальных знаний.

40. Техника физического упражнения (технический прием)- наиболее рациональный способ выполнения двигательного действия.

41. Техника игры - совокупность специальных приемов, обусловленных правилами и используемых в игре в различных сочетаниях для достижения цели.

42. Техническая подготовка- процесс формирования двигательных навыков спортсмена и доведения их до необходимой степени совершенства (общая и специальная).

43. Тренированность - мера приспособленности организма к конкретной работе, достигнутая путем тренировки (общая и специальная).

44. Физическая подготовка- процесс развития физических качеств спортсмена (ОФП, СФП).

45. Функции спорта – присущие спорту свойства воздействовать на человека и человеческие отношения, удовлетворять и развивать определенные потребности личности и общества.

46. Физические способности — это комплекс морфологических и психофизиологических свойств человека, отвечающих требованиям вида мышечной деятельности и обеспечивающих эффективность ее вы­полнения.

47. физичес­кие качества являются выражением достигнутого уровня отдельных физи­ческих способностей.

48. Под режимом подразумевается точно установленный порядок че­редования работы, и интервалов отдыха между упражнениями в рамках одного занятия или в системе занятий.

49. Неравномерность развития физических способностей означает, что прирост показате­лей физических способностей на одних этапах может быть более значитель­ной, чем на других.

50. Гетерохронность развития физических способностей означает несовпадение во времени моментов, соответствующих началу интенсивного прироста от­дельных физических способностей.

51. сенситивными (чувствительными или критическими) периодами называют определенные возрастные периоды жизни человека в которые имеются благоприятные возможности для воздействия на разви­тие способностей, так как темпы прироста некоторых из них будут более высокими, чем в иные возрастные этапы.

52. Такое явление, когда направленное изменение в уровне развития одной способности влечет за собой изменения в уровне развития другой, получило название «перенос физических способностей».

53. способность мышц накапливать и использовать энергию упругой деформации ее определили как реактивную способность.

 

 

Принципы – это научно – практические положения, которые определяют основные требования к построению, содержанию, методам и организации процесса обучения и воспитания, обеспечивающие необходимую эффективность его.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 1693; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.174.55 (0.061 с.)