Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: Методы обучения. Классификация средств обучения.

Поиск

Цель: проверка и закрепление знаний по организации учебного процесса, формирование умений применять полученные знания при анализе педагогических ситуаций.

План:

1. Организации учебного процесса. Понятие о методах обучения.

2. Классификация методов обучения.

3. Понятие о приёмах и средствах обучения. Их классификация

4. Обоснование выбора учителем методов, приёмов, средств обучения.

 

Основная литература:

21. Бордовская, Н.В., Реан, А.А. Педагогика: Учебник для вузов / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. – СПб.: Питер, 2011. – 300 с.

22. Борытко Н.М. Педагогика (2-е изд., стер.) учеб. пособие. – М.: Академия, 2009. - 496 с.

23. Загвязинский В.И. Педагогика (1-е изд.) учебник. – М.: Академия, 2011. - 352 с.

24. Пидкасистый П.И. Педагогика: Учебное пособие для вузов (2-е изд.). – М.: Изд-во Юрайт, 2011.- 502 с.

25. Подласый И.П. Педагогика: Учебник для вузов (2-е изд.). М.: Издательство Юрайт, 2011.- 574 с.

Дополнительная литература:

1. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании (6-е изд., стер.) учеб. пособие. – М.: Академия, 2010. - п., 192 с.

2. Матяш Н.В. Инновационные педагогические технологии: Проектное обучение (1-е изд.) учеб. пособие. – М.: Академия, 2011.- о., 144 с.

3. Осмоловская И.М. Наглядные методы обучения (1-е изд.) учеб. пособие. – М.: Академия, 2009. - п., 192 с.

4. Осмоловская И.М. Словесные методы обучения (1-е изд.) учеб. пособие. – М.: Академия, 2008. - п., 176 с.

5. Пидкасистый П.И. Педагогика / Под ред. Пидкасистого П.И. (1-е изд.) учебник. – М.: Академия, 2010.- п., 512 с.

6. Полат Е.С. Дистанционное обучение в профильной школе / Под ред. Полат Е.С. (1-е изд.) учеб. пособие. – М.: Академия, 2009.- п., 208 с.

7. Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования (3-е изд., стер.) учеб. пособие. – М.: Академия, 2010. - п., 368 с.

8. Хуторской, А.В.Педагогическая инноватика (2-е изд., стер.) учеб. пособие.. – М.: Академия, 2010. - п., 256 с.

9. Хуторской А.В. Современная дидактика. Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2008. - С. 322 - 323.

10. Перминова Л. М. Теория обучения в информационном обществе. Он-лайн служба «Ист Вью». URL: http://www.ebiblioteka.ru/searchresults/article.jsp?art=18&id=26491649

11. Ермаков, В.Г., Нечаев, Н.Н. КОНТРОЛЬ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ: ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ, БУДУЩЕЕ/В.Г. Ермаков, Н.Н. Нечаев // Вестник Московского государственного лингвистического университета. – 2007. - № 531. С. 3-36. Научная электронная библиотека. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=13288502

12. Горшкова B.B. ДИАЛОГ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ / В.В. Горшкова // Педагогика. - 2011. - № 2. С. 68-76. Научная электронная библиотека. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=16356663

 

Методические указания:

Повторите теоретический материал по теме. Выполните задания соответственно пунктам плана (1. - задания № 1, 2; 2. - задания № 3, 4).

Задание № 1, имеющее тестовый характер, и задание № 2 ориентированы на проверку ключевых понятий темы.

Задание № 3 предусматривает анализ конкретной педагогической ситуации по вопросу выбора учителем соответственно типу, виду урока методов, приёмов, средств обучения.

Задание № 4 предполагает проектирование фрагмента занятия с обоснованием целесообразности использования по ходу занятия оптимальных средств обучения.

 

Ход выполнения:

Задание № 1. Тест.

● Что понимают под методом обучения?

а) путь движения мысли от учителя к учащимся с целью передачи знаний;

б) исходные закономерности, которые определяют организацию учебного процесса в школе;

в) способ деятельности педагога и учащихся, направленный на достижение цели обучения.

● Можно ли анализ, синтез, индукцию, дедукцию считать методами обучения?

а) нет, т.к. это методы логического мышления;

б) да, т.к. они показывают путь овладения знаниями;

в) нет, т.к. они не ведут к достижению цели обучения.

● Какие методы обучения относятся к группе наглядных методов?

а) демонстрация

б) наблюдение

в) лабораторный

● Укажите главное условие применения беседы в обучении.

а) соответствие дидактической задаче;

б) наличие у учащихся запаса представлений по изучаемому вопросу;

в) возраст учащихся.

● К какому методу обучения следует отнести работу учащихся над решением задач?

а) лабораторная работа

б) упражнение

в) практическая работа

● Можно ли считать, что лишь некоторые специальные методы стимулируют интерес и потребность учиться, побуждают учащихся к учению?

а) нет, это общая функция всех методов, применяемых в школе;

б) да, лишь отдельные методы, например контроль, побуждают уч-ся к учению; остальные - нейтральны;

в) ни один метод специально не направлен на побуждение к учению.

● Из перечисленных утверждений выберите факторы, определяющие выбор методов обучения.

а) цель обучения б) уровень мотивации в) тип урока г) степень знакомства учащихся с учебным материалом д) принципы обучения е) содержание учебного материала ж) уровень подготовленности учащихся и учителя з) условия обучения

● Что понимают под приёмами обучения?

а) способ существования учебного процесса;

б) совокупность идей человека, в которых выражается теоретическое овладение предметом;

в) составляющие метода обучения, которые в совокупности обеспечивают достижение цели.

● Что такое средство обучения?

а) предметная поддержка учебного процесса;

б) способы овладения знаниями, умениями, навыками;

в) внешнее выражение деятельности.

● Является ли речь педагога средством обучения?

а) нет, т.к. речь - это средство общения;

б) да, т.к. речь - это инструмент деятельности учителя в учебном процессе.

Задание № 2.

● Упорядочите по нарастающей степени полисенсорности воздействия на учеников перечисленные ниже методические действия: показ рисунка, представляющего горизонтальный разрез горной цепи; выполняемый учащимся опыт по сухой дистилляции угля; показ цветного звукового фильма; фрагмент лекции преподавателя на тему "Анализ физических свойств серы".

Задание № 3.

· Ознакомьтесь с педагогической ситуацией.

"Урок в четвёртом классе одной из московских школ проходит несколько необычно.

Ученики на Красной площади. Они внимательно смотрят на величественные кремлёвские стены и башни, на расписные купола собора Василия Блаженного, на памятник Минину и Пожарскому.

Почему же эта площадь называется Красной? - начинает свой рассказ учительница. - Красная площадь получила своё название после перестройки её в конце XVII века, когда она была обстроена красивыми каменными зданиями. Красная - значит красивая. В наше время понятие Красная площадь имеет и другой смысл. Красная - значит революционная.

До середины XVII века Красная площадь называлась Пожар, так как здесь были деревянные торговые ряды, которые часто горели. В 1698 году по приказу Петра I эти ряды были снесены. Площадь приобрела нарядный праздничный вид. История Красной площади начинается с того времени, когда были построены вот эти современные кремлёвские стены и башни.

Когда это было? - обращается учительница к классу.

Это было в конце XV века при Иване III, - отвечает одна из учениц.

Из группы ребят выходит "экскурсовод". Мальчик рассказывает о том, как возводились кремлёвские стены, башни и дворцы.

Иллюстрацией к его рассказу звучат стихи Натальи Кончаловской, которые с выражением читает наизусть девочка.

Здесь, у стен Кремля, стихи звучат особенно торжественно и проникновенно.

Затем ребята идут со своей учительницей дальше… Урок продолжается.

Учительница говорит о чудесном соборе Василия Блаженного, о его искусных строителях, рассказывает легенду об их трагической судьбе, читает отрывки из поэмы Д. Кедрина "Зодчие".

Перед глазами ребят встаёт другая картина: исчез вымощенный камнем пологий спуск к облицованной гранитом набережной. Они стоят на крутом обрыве над рекой. А на высоком холме, на самой его вершине, вознёсся дивный, сказочный храм…

Урок окончен, но звонка не будет, - улыбаясь, говорит учительница. Ребята весело смеются.

А вы не забыли, что вам задано на дом?

Нет! Конечно, помним! - хором отвечают ребята и почти слово в слово повторяют план будущего сочинения о Красной площади."

· Проанализируйте ситуацию по алгоритму.

1. Учебный предмет и тема занятия. 2. Участники образовательного процесса. 3. Этапы занятия (урока). 4. Сущность деятельности учителя на уроке. Решаемые им цели, задачи. 5. Деятельность учащихся, её характер. Наличие мотивов. 6. Форма обучения. 7. Тип и вид урока. 8. Методы, приёмы обучения. 9. Средства обучения.

· Дайте письменное обоснование применённых учителем методов, приёмов, средств обучения.

· Сделайте вывод о соответствии их форме занятия, его содержанию и целевым установкам.

Задание № 4.

Разработайте вариант проведения фрагмента занятия по курсу "Теория обучения" с использованием дидактических средств обучения. При этом учитывайте следующие дидактические требования:

  1. цель занятия, его содержание, логика изучения материала;
  2. главные элементы, которые должны быть усвоены на занятии;
  3. этап и цель использования оптимальных средств обучения;
  4. методы и приёмы, с помощью которых будет обеспечена познавательная деятельность учащихся.

Самостоятельная работа № 5

Задание № 1.

● Выпишите основные понятия дидактики:

Методы обучения - ……………………………………………………………………………..

Приемы обучения - ……………………………………………………………………………..

Средства обучения - ……………………………………………………………………………..

Задание № 2.

● Составьте таблицу.

"Основные подходы к классификации методов обучения в педагогической теории".

Авторы Основание типологии Разновидности методов обучения
     

Задание № 3.

Познакомьтесь с классификацией методов продуктивного обучения.

       
   
Методы продуктивного обучения.
 
 

 


- методы наук - интуитивные методы - методы учеников
- методы учебных предметов - алгоритмические методы - методы учителя
- метапредметные методы - методы эвристики - административные методы

(Хуторской А.В. Современная дидактика. Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2008. - С. 322 - 323.)

● Ответьте на вопросы:

- Что понимают под когнитивными, креативными, оргдеятельностными методами?

- В чём преимущество данной классификации?

Задание № 4.

Учитывая, что выбор методов обучения определяется смысловыми целями образования, особенностями учебного курса, целью урока, возможностями школьников, имеющимися средствами обучения, временем, особенностями используемой учителем дидактической системы и т.д., предложите рекомендации по использованию возможных методов на одном из семинарских занятий (по выбору) по курсу "Теория обучения".

Задание № 5.

Прочитайте текст:

"Высокий уровень познавательной активности школьников обеспечивается различными средствами, в том числе и ситуацией успеха, которую педагог создаёт для учащихся. Исследователи определяют её как «комплекс оптимальных приёмов, который способствует включению каждого ученика в активную учебную деятельность на уровне его потенциальных возможностей и развивает эти возможности, воздействуя на эмоционально-волевую и интеллектуальную сферы личности школьника».

«Ситуация успеха становится не просто педагогическим приёмом, но условием воспитания такого отношения к учению, которое способствует проявлению и развитию познавательной активности учащихся. Ситуация успеха "перерастает" из приёма в педагогическое условие активизации учебной деятельности только в том случае, если происходит смена позиции учащегося в учебном процессе: из пассивного объекта он должен стать субъектом, творцом учебной деятельности, ощутить в себе уверенность, обрести себя как личность. <…>

Ситуация успеха становится условием перерастания положительного отношения к учению в активное, творческое, если формирует у субъекта деятельности: положительные эмоции в деятельности; приятное чувство успеха, вызванное преодолением трудностей, предложенных учителем; эмоции радости, интеллектуального подъёма в процессе решения учебных задач; удовлетворение, вызванное преодолением трудностей, выбранных самим учащимся; осознание недостаточности своих знаний, умений в ситуациях преодоления; формирование устойчивой потребности в самообразовании.»"

· Как вы думаете, можно ли создать на уроке ситуацию успеха для всех учащихся сразу?

· На основе анализа опыта педагогов сделайте вывод о том, как каждый из них обеспечивает условия для достижения успеха учащимися или создаёт ситуацию успеха.

 

Задание № 6.

● Проанализируйте приведённые ниже фрагменты уроков. Результаты внесите в таблицу.

Урок Метод обучения Приём Средство
       

1) Урок географии, тема: "От чего зависит погода. Воздушные массы." Учитель обращается к ученикам: "Как вы помните, несколько дней назад у нас стояла солнечная, тёплая, настоящая весенняя погода. А вчера после полудня вдруг подул слабый, но неприятный, холодный ветер с севера. Ночью и утром сегодня был туман, а сейчас - видите? - мелкий, холодный дождь моросит и с севера тянет всё тот же противный ветер. Интересно, почему так изменилась погода? И какую погоду мы можем ожидать завтра?" После этого учитель ставил перед учениками ряд вопросов. Ученики отвечали на них, затем следовали другие вопросы: "Какая, мы сказали, была погода на днях? А почему не такая, как зимой? А какое значение имеет высота солнца и продолжительность дня? А как изменилась влажность воздуха за эти тёплые дни? Какой воздух принёс северный ветер? и т.д."

2) Урок физики, тема "Инерция". Учитель: "На моём столе находится штатив с подвешенным к нему на нити грузом, к которому снизу привязана вторая нить. Вверху нить натянута грузом, и если дёрнуть за нижнюю нить, то можно ожидать обрыва именно верхней нити. Но вот я произвожу опыт. Вы видите, что оборвалась не верхняя, а нижняя нить. Причиной обрыва является новое для вас свойство тел, которое носит название инерции..."

3) Урок природоведения по теме "Дикие звери зимой". Учитель начинает урок с показа соответствующих рисунков, расположенных в два ряда: "Звери осенью" и "Звери зимой". В первом - рисунки лисы, ежа, медведя, барсука, волка, лося; во втором - лисы, волка, лося. Задание: "Рассмотреть внимательно рисунки зверей в обоих рядах. Что заметили? Что заинтересовало? Сравните оба ряда."

4) Урок ботаники, тема "Строение семян". "Ребята, наша новая тема - "Строение семян". Объяснять я вам её не буду. Посмотрим, сможете ли вы с ней справиться сами. Откройте учебник на 36-й странице. Что написано вверху страницы? ("Семена и посев".) А ниже, помельче, но тоже жирным шрифтом? ("Строение семян".) Ещё ниже? ("Строение семени фасоли".) Со всем этим материалом вам следует познакомиться. Читайте внимательно, не торопясь. Рассмотрите рисунок. На рисунке найдите всё, о чём говорится в тексте. Когда закончите читать, ответьте на вопросы, которые записаны на доске."

Задание № 7.

Прочитайте описание особенностей класса и оснащённости школы учебными пособиями.

● По согласованию с преподавателем определите тему урока. Какие методы обучения в данной ситуации вы бы выбрали? Дайте обоснование.

1) Класс общеобразовательной школы в посёлке городского типа. Отличников нет, неуспевающих по вашему предмету - тоже. Общий уровень знаний и учебных навыков невысок. Интерес к вашему предмету проявляют 1-2 человека, остальные слушают вас внимательно, только если интересно, если же материал сложен для понимания, предпочитают "не напрягаться". Навыки самостоятельной работы в зачаточном состоянии. Владение материалом в основном на репродуктивном уровне. В классе часты проблемы с дисциплиной, на уроке учащиеся отвлекаются, занимаются своими делами, не слушают учителя. В школе неплохой набор наглядных пособий, но ТСО в основном старые, большей частью неисправные.

2) Очень сильный гимназический класс. Абсолютное большинство учащихся помимо школьных заданий занимается самостоятельно, читают дополнительную литературу. В классе высокий общий интеллектуальный уровень, ребята владеют учебным материалом, имеют неплохие навыки учебной и частично-поисковой работы. В классе, как правило, деловая рабочая атмосфера, хотя нередки споры по острым вопросам. Школа хорошо оснащена всеми необходимыми учебными пособиями.

3) Класс общеобразовательной средней школы. Два отличника, трое неуспевающих по вашему предмету, несколько учащихся глубоко интересуются вашим предметом, занимаются в предметном кружке, читают дополнительную литературу, участвуют в научно-исследовательской работе. В целом класс имеет достаточно высокий уровень знании по предмету, правда, вызванный не интересом, а требовательностью учителя. Проблемы с дисциплиной редки, вызваны бывают лишь плохим поведением 1-2 учащихся. Школа оснащена необходимыми учебными пособиями.

Практическая работа № 6

Тема: Образовательная диагностика. Контроль и учёт в процессе обучения

Цель: сформировать представление студентов об образовательной диагностики; изучить современные технологии оценки достижений учащихся: рейтинг, «портфолио», тестирование; сформировать умение студентов по использованию технологии оценки достижений учащихся при решении педагогических задач.

План:

1. Место и функции проверки и оценки знаний в учебном процессе. Факторы, влияющие на объективность проверки и оценки знаний в учебном процессе.

2. Процесс проверки и оценки результатов обучения.

3. Формы и методы проверки и оценки результатов обучения.

4.Развитие оценочной системы обучения Современные средства оценивания результатов обучения.

Основная литература:

26. Бордовская, Н.В., Реан, А.А. Педагогика: Учебник для вузов / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. – СПб.: Питер, 2011. – 300 с.

27. Борытко Н.М. Педагогика (2-е изд., стер.) учеб. пособие. – М.: Академия, 2009. - 496 с.

28. Загвязинский В.И. Педагогика (1-е изд.) учебник. – М.: Академия, 2011. - 352 с.

29. Пидкасистый П.И. Педагогика: Учебное пособие для вузов (2-е изд.). – М.: Изд-во Юрайт, 2011.- 502 с.

30. Подласый И.П. Педагогика: Учебник для вузов (2-е изд.). М.: Издательство Юрайт, 2011.- 574 с.

Дополнительная литература:

1. Андриади И.П. Теория обучения / Под ред. Андриади И.П. (1-е изд.) учеб. пособие. – М.: Академия, 2010.- п., 336 с.

2. Борытко Н.М. Педагогика (2-е изд., стер.) учеб. пособие. – М.: Академия, 2009. - п., 496 с.

3. Загвязинский В.И. Педагогика (1-е изд.) учебник. – М.: Академия, 2011. - п., 352 с.

4. Зайцева, Л. А. Современные средства оценивания результатов обучения: Учеб.-метод. пособие к спецкурсу / Л. А. Зайцева; Науч. ред. А. А. Ор­­лов. – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л. Н. Толстого, 2006.– 119 с.

  1. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании (6-е изд., стер.) учеб. пособие. – М.: Академия, 2010. - п., 192 с.

6. Зайцева, Л.А. Практикум по решению профессиональных задач:Учебно-методическое пособие для студ. педагогических вузов/Л.А.Зайцева.-Тула: Изд. ТГПУ им. Л.Н.Толстого, 2009.-116с.

  1. Звонников В.И. Современные средства оценивания результатов обучения (4-е изд., стер.) учеб. пособие. – М.: Академия, 2011. - п., 224 с.

8. Сергеева, В. П. Современные средства оценивания результатов обучения / В. П. Сергеева, Ф. В. Каскулова, И. С. Гринченко.- М.: АПКиППРО, 2006. – 116 с.

9. Сластёнин В.А. Психология и педагогика (8-е изд., стер.) учеб. пособие. – М.: Академия, 2010. - п., 480 с.

Ход занятия:

Задание № 1.

● Выпишите основные понятия дидактики:

Образовательная диагностика - ………………………………………….

Контроль - это …………………………………………………………………………………….

Проверка - это …………………………………………………………………………………….

Учёт - это …………………………………………………………………………………………

Оценивание - это …………………………………………………………………………………

Оценка - это ………………………………………………………………………………………

Отметка - это ……………………………………………………………………………………..

Задание № 2.

Познакомиться с вопросами образовательной диагностики, контроля, учёта и оценки в процессе обучения по учебным пособиям в области педагогики и дидактики В.А. Сластёнина, И.П. Подласого, П.И. Пидкасистого, В.И. Звонникова.

● Выпишите ключевые понятия, оформив записи в таблице:

"Основные подходы к понятиям контроля и учёта в процессе обучения".

Понятия В.А. Сластёнина, И.П. Подласый П.И. Пидкасистый В.И. Звонникова.
Образовательная диагностика        
Контроль        
Учёт        
Оценка        
Отметка        

Задание № 3.

Изучите вопрос о методах контроля и самоконтроля в учебном процессе, используя для этих целей выше обозначенные учебные пособия по педагогике.

● Изобразите схематически взгляды современных дидактов на методы контроля:

- В.И. Звонников - - -

- И.П. Подласый - - -

- П.И. Пидкасистый - - -

● Подумайте, почему наблюдаются различия в точках зрения авторов.

Задание № 4.

Пользуясь учебным пособием И.П. Подласого, познакомьтесь с основными требованиями к опросу учащихся на уроке.

● Сделайте краткие выписки, оформив записи следующим образом:

Вид опроса Цель, задачи Объём и хар-р материала Кол-во субъектов контроля Формы, методы Критерии оценки На каких этапах урока применим
1. Фронтальный            
2. Индивидуальный            
3. Комбинированный            

Задание № 5.

● Проведите анализ дидактической системы Френе по вопросам диагностики и оценки результатов учебной деятельности.

Селестен Френе (1896-1966) - французский педагог, создавший оригинальную систему школьного обучения, основанную на природоестественной, трудовой и самоорганизующей деятельности детей.

Френе считал, что наиболее эффективный путь усвоения знаний - не наблюдение, не объяснение и не демонстрация, составляющие основные приёмы традиционной школы, а экспериментальное "нащупывание" - естественный и универсальный метод познания. При этом выставление отметок успеваемости и классификация учеников в принципе ошибочны.

Основой учебного процесса в школе Френе является создание учениками так называемых свободных текстов на учебную тему, которую они выбрали. Это небольшие сочинения, в которых дети описывают свои впечатления от экскурсий, рассказывают о своих делах, друзьях, планах на будущее. Лучшие из свободных текстов обсуждаются на занятиях, рассматриваются и отдаются всем детям; те подшивают их в специальную тетрадку, играющую роль учебных пособий.

Для публикации и размножения текстов организуется школьная типография - главное техническое средство данной системы обучения, которое обслуживают сами учащиеся.

Традиционные учебники в этой школе отсутствуют. Вместо них - система карточек, содержащих математические задачи, грамматические упражнения, рассказы, иные тексты и задания по различным наукам и дисциплинам. На базе карточек создаются обучающие ленты, которые вкладываются для передвижения в специальную машину (прообраз программированного обучения). На одном кадре даётся условие задачи или вопрос, на следующем может находиться рациональный способ решения или ответ.

Чтобы не травмировать психику детей, отметки в школе Френе не выставляются. Взамен существует система оценивания с различными формами поощрения (награждение лучших учеников специальными орденами, возложение на голову венков, напечатание имён в газете и др.).

В. - Почему Френе считал, что выставление отметок успеваемости в принципе ошибочно?

В. - Какие формы, методы и средства образовательной диагностики (контроля, оценивания) использовал Френе? В чём их преимущества и недостатки?

В. - Возможно ли в современных условиях модернизации образования применять подход Френе к оценке результатов учебной деятельности учащихся? Дайте обоснование возможных вариантов.

Задание 6.

Выпишите определения следующих понятий. Используйте при работе различные словари.

Качество

Качество образования

Рейтинг

Задание 7.

Прочитайте определения мониторинга и выделите существенные признаки данного понятия.

· непрерывное, научно обоснованное, диагностико-прогностическое слежение за состоянием, развитием педагогического процесса для оптимального выбора образовательных целей, задач и средств их решения (Белкин А.С. Осно­вы педагогических технологий. Екатерин­бург, 1995);

· выявление и оценивание педагогических действий с обеспечением обратной связи (Шишов С.Е., Кальней В.А. Мониторинг качества образования в школе. М.: Российское педагогическое общество, 1998);

· систематическое наблюдение за состоянием объектов, явлений, процессов с целью их оценки, контроля, прогноза (Социологический энциклопедический словарь под ред. Г.В.Осипова. М.: ИНФА-М-Норма, 1998).

Отслеживание результатов; постоянное наблюдение за каким-либо процессом в образовании с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям (Словарь по педагогике. – Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2008. – 448 с.0.

Задание 8.

Ниже даны различные определения тестов. Выделите наиболее существенные признаки теста в психолого-педагогическом понимании:

Тест — это объективное и стандартизированное измерение, легко поддающееся количественной оцен­ке, статистической обработке и сравнительному ана­лизу.

Тест — стандартизированные задания, по резуль­татам выполнения которых судят о психофизиоло­гических и личностных характеристиках, а также знаниях, умениях и навыках испытуемого.

Тест — это система заданий, позволяющих изме­рить уровень развития определенного психологичес­кого качества (свойства) личности.

Тест — это специфический инструмент, состоя­щий из совокупности заданий или вопросов и проводи­мый в стандартных условиях, позволяющий выявить типы поведения, уровень владения какими-либо вида­ми деятельности и т.п.

Тест — стандартизованное, часто ограниченное во времени испытание, предназначенное для установ­ления количественных и качественных индивидуаль­но-психологических особенностей.

Задание 9.

Вычлените преимущества, которые имеют новые системы оценки качества образования по сравнению с традиционными.

Рейтинг

Портфолио

Тестирование

Задание 10.

Познакомьтесь с описанием ситуации. Выполните задание после текста.

4 класс. В классе 31 человек: 14 девочек и 17 мальчиков. Ввиду того, что школа находится в военном городке, основная часть родителей учеников – военнослужащие. Родители стараются регулярно контролировать успеваемость и поведение детей, по роду своей деятельности это им не всегда удается.

Уровень общественной активности в классе невысок, самостоятельность и добросовестность в выполнении трудовых поручений проявляется лишь у части учащихся. Взаимопомощь проявляется слабо. Состояние успеваемости в классе в целом удовлетворительное.

Общий уровень знаний и учебных навыков средний. При этом у части детей преобладает непроизвольная эмоциональная память. Они достаточно легко запоминают эмоционально насыщенный материал, представляющий для них интерес, в то время как относительно сложный, но обязательный для изучения учебный материал воспринимают
с трудом, заучивают механически путем многократных повторений, не уясняя его смысла.
У части детей произвольное внимание в целом сформировано, но недостаточно развито свойство переключаемости внимания. Отличников в классе 3, неуспевающих - 1. В классе достаточно часты проблемы с дисциплиной. Обучение математике идет по учебнику Э. И. Александровой. Школа оснащена всем необходимым.

Задание: разработайте и представьте на практическом занятии проект системы рефлексивного безотметочного оценивания учебных достижений ребенка, формы и приемы которого позволяют вызвать у детей позитивную учебную мотивацию.

 

Самостоятельная работа №6

Задание № 1.

Изучите проблему неудач учащихся в учебной деятельности.

● Изложите письменно точку зрения автора на данную проблему. Придерживайтесь плана:

- Причины неудач.

- Разновидности педагогических неудач.

- Средства предупреждения, касающиеся педагогических причин неудач.

● Упорядочите в соответствии с критериями деления дидактических причин школьных неудач на относительные независимые и относительно зависимые от учителя следующие причины:

- несовершенные школьные учебники,

- методические ошибки учителя,

- недостаточное знание учащихся учителем,

- перегруженные программы.

 

Задание № 2.

● Проведите рефлексию результатов своей учебной деятельности по курсу "Теория обучения".

Параметры диагностики Мои основные результаты Виды деятельности, благодаря которым достигнуты данные результаты
1. Знание фактов, теорий, закономерностей, принципов, современных технологий обучения.    
2. Владение понятиями, умение раскрыть закономерности, применять (обосновать) принципы, правила обучения в конкретных педагогических ситуациях; осуществление на основе теории обучения других практических действий.    
3. Интерес к предмету.    
4. Качества личности, которые а) помогали б) затрудняли познавательную деятельность в области изучаемой дисциплины.    
5. Основные трудности в учебной деятельности.    
6. Изменения - в знаниях по предмету; - в умении чувствовать и ощущать; - в творческих способностях; - в умении осознавать себя (рефлексия).    
7. Общая оценка результатов учебной деятельности по курсу.    

Задание № 3.

● Разработайте программу педагогического мониторинга по изучению интеллектуальной сферы подростка, используя следующую информацию.

"Одна из особенностей педагогического мониторинга заключается в том, что основное внимание направляется на процессуальные характеристики индивидуальности. При проведении педагогического мониторинга целесообразно использовать как педагогические, так и психологические, социологические методы - наблюдение, анкетирование (открытое, закрытое, полузакрытое); изучение документации школы, педагогического опыта; беседы, опросы, интервью, рейтинг; самооценка; парное сравнение; экспертные методы исследования; тестирование. В целом при проведении мониторинга необходимо ориентироваться на следующие требования: адекватность, точность, своевременность, доступность, системность, непрерывность, полнота, структурированность, которые характерны для любого вида и уровня мониторинга. Педагогическая программа изучения интеллектуальной сферы подростка может включать следующее:

1. Анкету для учащегося, направленную на выявление мотивов и интересов в познавательной деятельности учащихся (5-7 вопросов).

2. Анкету диагностики эмоциональной сферы учащегося (5-7 вопросов).

3. Тест на определение волевых качеств учащегося, предусматривающий выявление внешних признаков проявления регулятивных процессов:

- контролирует свои действия, оценивает их;

- исправляет свои ошибки;

- интересуется действиями других учащихся;

- может найти ошибки у других учащихся и предложить способы их исправления;

- объясняет свои действия;

- называет причины (мотивы) исправлений.

4. Схему наблюдения и анализа учебной деятельности учащегося и её продуктов, предусматривающую

- цель наблюдения и анализа;

- содержание наблюдаемых и изучаемых явлений (во время урока, внеурочной деятельности);

- параметры диагностики: признаки познавательной деятельности (познавательная потребность, выполнение мыслительных операций, активность, самостоятельность в решении познавательных задач, заинтересованность в получении знаний, целеустремлённость и др.);

- формы и способы анализа.

Практическая работа № 7.

Тема: Типология и многообразие образовательных учреждений. Авторские школы. Инновационные образовательные процессы.

Цель: закрепить и углубить знания о сущности инновационных процессов в образовании, обусловленных закономерностью педагогических систем в адаптации к потребностям прогрессивного развития социума, признанием самоценности и активности личности; об авторских школах, их разнообразии как наиболее значимых элементах инноваций.

План:

1. Инновации как социально-педагогическое явление.

2. Инновационные учебные заведения.

3. Авторские школы.

Основная литература:

31. Бордовская, Н.В., Реан, А.А. Педагогика: Учебник для вузов / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. – СПб.: Питер, 2011. – 300 с.

32. Борытко Н.М. Педагогика (2-е изд., стер.) учеб. пособие. – М.: Академия, 2009. - 496 с.

33. Загвязинский В.И. Педагогика (1-е изд.) учебник. – М.: Академия, 2011. - 352 с.

34. Пидкасистый П.И. Педагогика: Учебное пособие для вузов (2-е изд.). – М.: Изд-во Юрайт, 2011.- 502 с.

35. Подласый И.П. Педагогика: Учебник для вузов (2-е изд.). М.: Издательство Юрайт, 2011.- 574 с.

Дополнительная литература:

1. Подласый, И.П. Педагогика.В 3-х книгах:Учебник для студ.вузов /И.П.Подласый.-2-е изд.,испр.и доп.-М:Владос.- (Педагогика и воспитание). Кн. 1:Общие основы.-2007.-527с.

2. Подласый, И.П. Педагогика:Учебник для студ.вузов/И. П Подласый.-М:Высшее образование, 2008. -540с.-(Основы. наук).

3. Цырлина Т.В. Гуманистическая авторская школа ХХ века: взгляд из прошлого в будущее. - М., 2001. - Гл. 1

 

Методические указания:

Пункту плана № 1 соответствует задание в форме теста, которое ориентировано на проверку усвоения основных понятий по проблеме инновационных процессов в образовании.

Работа над пунктом плана № 2 предполагает анализ информации о современных разновидностях российских авторских школ и составление таблицы, позволяющей дать сравнительную характеристику данным учебным заведениям как инновационным.

 

Ход выполнения:

Задание № 1. Тест.

1. Что такое педагогические инновации?

- нововведения, направленные на изменение педагогической системы с целью повышения её эффективности;

- замена некоторых элементов педагогической системы новыми;

- мобилизация внутренних резервов педагогической системы.

2. К какому пути совершенствования педагогической системы можно отнести привлечение новых информационных технологий?

- интенсивный путь

- экстенсивный путь

3. Какие направления (по Подласом



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 848; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.135.4 (0.014 с.)