Тема: Современные модели организации обучения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: Современные модели организации обучения.



Цель: сформировать представления студентов о современных моделях организации обучения; развить умения, с учётом предложенного алгоритма, осуществлять полный (общий) анализ урока как основной формы обучения.

План:

1. Урок как основная форма организации обучения. Урок как целостная система.

2. Типология и структура уроков. Полный (общий) анализ урока.

3. Организация учебной деятельности учащихся. Самостоятельная работа учащихся на уроке.

4. Другие формы организации обучения.

Основная литература:

16. Бордовская, Н.В., Реан, А.А. Педагогика: Учебник для вузов / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. – СПб.: Питер, 2011. – 300 с.

17. Борытко Н.М. Педагогика (2-е изд., стер.) учеб. пособие. – М.: Академия, 2009. - 496 с.

18. Загвязинский В.И. Педагогика (1-е изд.) учебник. – М.: Академия, 2011. - 352 с.

19. Пидкасистый П.И. Педагогика: Учебное пособие для вузов (2-е изд.). – М.: Изд-во Юрайт, 2011.- 502 с.

20. Подласый И.П. Педагогика: Учебник для вузов (2-е изд.). М.: Издательство Юрайт, 2011.- 574 с.

Дополнительная литература:

1. Булатова О.С. Искусство современного урока (3-е изд., стер.) учеб. пособие 2008 п., 256 с.

2. Волынкин В.И. Педагогика: Учебное пособие для студ.вузов/В.И.Волынкин.-Ростов-на-Дону:Феникс,2008.-283с.:ил.-(Высшее образование).

3. Осмоловская, И.М. Дидактика: Учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений /И.М.Осмоловская.-2-е изд.,стер.-М:. Академия, 2008.- 240с.

4. Панина, Т.С. Современные способы активизации обучения: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ авт.-сост.Т.С. Панина, Л.Н. Вавилова. - 4-е изд., стер.- М: Академия, 2008.- 176 с.

5. Панфилова А.П. Игровое моделирование в деятельности педагога: Учебное пособие для вузов/А.П.Панфилова; Под ред. В.А. Сластенина, И.А.Колесниковой.- 3-е изд.,испр.-М: Академия, 2008.- 368 с..

6. Ибрагимов, Г.И. Теория обучения: учебное пособие / Е.М. Ибрагимова, Т.М. Андрианова, Г.И. Ибрагимов.- М.: ВЛАДОС, 2011.- (Учебное пособие для вузов). Национальный цифровой ресурс Руконт (Электронная библиотечная система). URL:

http://www.rucont.ru/efd/153818?cldren=0

7. Лихачев, Б.Т. Педагогика: курс лекций / Б.Т. Лихачев.- М.: ВЛАДОС, 2010.- (Педагогическое наследие).- под ред. В.А. Сластенина.- Национальный цифровой ресурс Руконт (Электронная библиотечная система). URL:http://www.rucont.ru/efd/153830?cldren=0

8. Городничева, А.С. Контрольные работы по педагогике: учебные материалы и методические рекомендации для студентов всех педагогических специальностей / А.К. Осин, А.С. Городничева.- 2009. Национальный цифровой ресурс Руконт (Электронная библиотечная система). URL: http://www.rucont.ru/efd/146087?cldren=0

9. Перминова Л. М. Теория обучения в информационном обществе. Он-лайн служба «Ист Вью». URL: http://www.ebiblioteka.ru/searchresults/article.jsp?art=18&id=26491649

10. Н.Ю. Прияткина. Сохранение и развитие культурного и образовательного потенциала Ивановской области: Ч.1. Актуальные проблемы образования / ред.: Е.А. Шмелева, ред.: М.А. Правдов, ред.:.- 2011. Университетская библиотека Он-лайн. URL: http://www.rucont.ru/efd/140647?cldren=0

Методические указания:

1. Изучите примерную схему полного анализа урока. [Приложение № 1.]

2. Познакомьтесь с протоколом урока русского языка. [Приложение № 2.]

3. Представьте письменный анализ предложенного варианта урока, оформив результат в виде таблицы:

Ход выполнения:

Аспекты анализа Фактические данные №№ позиций в протоколе урока Выводы
1. Общие сведения, цель, задачи урока ………….      
2. Готовность учителя и учащихся к уроку ………….      
3. Организационная структура урока ………….      
4. Содержание урока ………….      
5. Методическое обеспечение ………….      
6. Поведение и деятельность учащихся на уроке ………….      
7. Характеристика деловых качеств учителя ………….      
8. Общие результаты урока ………….      

В заключение попытайтесь:

1) определить причины недостатков проведённого урока;

2) выскажите пожелания по его совершенствованию.

Приложение № 1.

Примерная схема анализа урока.

1. Общие сведения: класс, дата, тема урока и др.

2. Цел ь, задачи урока (общеобразовательные, воспитательные, развития), их взаимосвязь и пути реализации.

3. Готовность учителя и учащихся к уроку, оборудование урока, наглядные и учебные пособия, ТСО, санитарно-гигиеническое состояние класса и т.д.

4. Организационная структура. Тип урока, его место в системе занятий по предмету, чёткость, последовательность этапов урока, дозировка времени, соответствие этапов урока характеру познавательной активности учащихся.

5. Содержание урока: научность учебного материала, его воспитывающее и развивающее значение; правильность отбора материала по объёму, содержанию и трудности для учащихся; соотношение теоретического и дидактического материалов; группировка, классификация материала вокруг ключевых понятий; направленность материала на связь с жизнью.

6. Методическое обеспечение урока:

а) использование методов и приёмов обучения, характер их сочетания, обоснованность их выбора, целесообразность и эффективность применения (соответствие содержания материала уровню подготовленности учащихся и т.д.), соответствие принципам обучения. Темп учебной работы на уроке;

б) методика проведения различных частей урока:

постановка познавательных задач перед учащимися;

методика проверки домашних заданий;

методика изложения новых знаний;

методика проведения и закрепления учебного материала;

методика проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся;

приёмы активизации познавательной деятельности школьников (их восприятия, памяти, мышления, воображения и т.д.);

организация репродуктивной и творческой деятельности учащихся, их соотношение;

применение на уроке проблемного и элементов программированного обучения (использование учебных карточек, заданий, перфокарт и т.д.);

учёт индивидуальных особенностей и интересов учащихся, уровня их подготовленности, осуществление индивидуализации обучения и дифференцированного подхода;

организация различных видов самостоятельной работы учащихся (воспроизводящих, творческих и др.), их место на уроке;

домашнее задание (как задаётся, объём);

осуществление воспитывающего обучения на уроке; воспитание сознания и убеждений, трудовых, эстетических и физических качеств личности, культуры учебного труда учащихся;

выявление и применение на уроке внутрипредметных и межпредметных связей в учебном материале;

обоснование их педагогической целесообразности.

7. Поведение и деятельность учащихся на уроке:

порядок и дисциплина учащихся, методика их поддержания;

активность, самостоятельность, интерес к занятиям учащихся разного уровня подготовленности; сосредоточенность и устойчивость внимания на разных этапах урока;

деятельность учащихся, их организованность, аккуратность; отношение к неуспевающим и нарушителям дисциплины; характер участия в работе на уроке отдельных учащихся и всего коллектива;

отношение учащихся к учителю и друг к другу (подслушивание, боязнь, доброжелательность, уважение, взаимная помощь, подсказки и т.п.).

8. Характеристика деловых качеств учителя:

уровень научных знаний учителя и его подготовленность к уроку;

знание учителем теории обучения и воспитания учащихся, методики предмета, психологии и гигиены, его умения применять эти знания на уроке;

педагогический такт, стиль в работе, культура труда и поведения, речь учителя;

взаимоотношение учителя с классом и отдельными учащимися, авторитет учителя.

9. Общие результаты урока:

выполнение плана урока;

достижение общеобразовательной, воспитывающей и развивающей целей урока;

общая оценка урока, результаты его, эффективность и качество;

выводы и предложения по дальнейшему усовершенствованию работы, закреплению успехов и устранению допущенных ошибок.

Справочник администрации школы по организации учебно-воспитательного процесса (часть II). -

Приложение № 2.

Протокол урока русского языка в VI "Г" классе.

Тема: ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ НАРЕЧИЯ.

Цель урока: Понимание и усвоение учащимися значения отрицательных наречий; правописание в отрицательных наречиях под ударением НЕ, в неударном положении НИ; слитное написание НЕ и НИ в отрицательных наречиях; общего и раздельного в значении и правописании отрицательных наречий; овладение практическими навыками правописания отрицательных наречий и отрицательных местоимений. (Цель урока дословно переписана из рабочего плана урока учителя.)

Учительница: - Здравствуйте, садитесь! (Три ученика вообще не встали при входе учителя в класс, продолжая рыться в своих портфелях.)

Учащиеся: - Здравствуйте! (Садятся. В классе очень шумно. Класс к уроку не готов. У многих на партах нет дневников, учебников, тетрадей.)

Ученик Петренко: - Я забыл тетрадь дома.

Учительница: - Возьми чистый лист бумаги. Потом перепишешь в тетрадь. После уроков подойдёшь ко мне. Шаталов и Веденин, опять играете на уроке? Убрать сейчас же! Вы постепенно превращаетесь в бездельников! Безобразие! Запишите: "Восемнадцатое марта".

Учащиеся пишут. В классе шумно, часть учеников вынимает из портфелей тетради. Требование учителя выполнили не все учащиеся.

Учительница: - Кончили? Давайте быстрее! Вахромеева, долго ты будешь там копаться? Сегодня у нас новая тема: "Отрицательные наречия и их правописание". Усвоить её будет очень трудно (пауза). Но вначале повторим правописание НЕ и НИ в отрицательных местоимениях, если на них не падает ударение.

Учащиеся думают. Шум в классе затихает.

Учительница: - Например, НИЧЕМ, НИЧЕГО. Руку, руку, держите, как следует. (Ученику, высоко поднявшему руку.) Ну, давай, Шаталов.

Ученик Шаталов: - Если на частицу не падает ударение, то пишется НИ.

Учительница: - А НЕ? Подождём, пока наговорится Сидоренко с Левиным (пауза). Все слушаем Шаталова.

Ученик Шаталов: - НЕ пишется, если под ударением.

Учительница: - Всем понятно? (Класс молчит.) Запишем: НЕКОГО… НЕКОМУ… НИЧТО… НИКАКОЙ… НИЧЕМ… НЕЧЕМ…

Учащиеся записывают, но в классе не прекращается шум.

Учительница: - Шаталов и Веденин! Я вас удалю с урока сейчас. У вас до этого был урок географии? Вы что там, на головах ходили? Я требую рабочего настроя. Как написать местоимения, Шаталов?

Ученик Шаталов: - НЕКОГО (произносит как НИКОГО) с частицей НИ.

Учительница: - Не с частицей, а с приставкой. Частица, слившись с местоимением, стала приставкой. Садись. (К классу.) Как же написать это местоимение?

Ученик Романов: - Местоимение НЕКОГО я написал с приставкой НЕ. Если под ударением, надо писать НЕ.

Учительница: - Моторина, дай-ка мне сюда эту книгу. (Отбирает постороннюю книгу у ученицы.) Надо работать, а не заниматься посторонними вещами. Ты для кого учишься, для меня или для себя?

Ученица Моторина: - Для себя, конечно.

Учительница: - Так уважай себя и своих товарищей. Веди себя как положено. Проверяем дальше. Сергеев.

Ученик Сергеев встал и молчит.

Учительница: - Кто там подсказывает? Ну-ка встань! (Приглушённый смех.) Сергеев, ты совсем не работаешь. У тебя явно вырисовывается двойка за четверть. Садись. Романов.

Ученик Романов: - НИЧЕГО. Я написал приставку НИ.

Учительница: - Почему? Объясни мне всё сам.

Ученик Романов: - Потому что на неё не падает ударение.

Учительница: - Продолжит Герасимова.

Ученица Герасимова: - НЕКОМУ. НЕ под ударением.

Учительница: - Садись. Семёнова.

Ученица Семёнова: - НИЧТО. Местоимение. Я написала приставку НИ. Она в безударном положении.

Учительница: - Андронов, бесконечно вертишься. Отвечай дальше.

Ученик Андронов: - НИКАКОЙ, НЕ под ударением.

Учительница: - А слышится что?

Ученик Андронов: - НИ в безударном положении.

Учительница: - Читай дальше.

Ученик Андронов: - НИЧЕМ. Я написал НИ. Тоже в безударном положении. И НИКТО, НИ.

Учительница: - Последнее местоимение, Пирогова.

Ученица Пирогова: - НЕЧЕМ, НЕ под ударением.

Учительница: - Теперь повторим, когда НЕ и НИ в отрицательных местоимениях пишутся слитно, когда - раздельно. Как вы написали все местоимения?

Учащиеся: - Слитно.

Голоса с разных мест. В классе шумно. Три человека явно занимаются посторонними делами, а не включены в общеклассную работу.

Учительница: - Я буду зачитывать вопросы, а вы будете на них письменно отвечать в своих тетрадях, употребляя отрицательные местоимения. Кто приходил к тебе вчера?

Учащиеся пишут.

Учительница: - Кого из друзей ты вчера видел?

Учащиеся пишут.

Учительница: - У кого из товарищей ты сегодня был?

Учащиеся пишут.

Учительница: - Моторина, прекрати разговоры. Сейчас ты улыбаешься, а как выходишь к доске, там и улыбка, и дар речи пропадает. Я сколько раз тебе говорила о необходимости более серьёзно относиться к учёбе?

Продолжим работу. К кому ты пойдёшь вечером? Пишите. Иванов, прекрати заглядывать в тетрадь к Иконникову. Думаешь, меня легко обмануть? Я достаточно всех вас хорошо знаю. Помолчи. Работай самостоятельно.

Учащиеся пишут.

Учительница: - Давайте поговорим. Сергеев.

Ученик Сергеев: - Ко мне приходил вчера мой друг Саша.

Учительница: - Где же здесь отрицательное местоимение? Скажи мне, пожалуйста. Нет, я положительно не знаю, что с тобой делать. Где же здесь отрицательное местоимение.

Учащиеся (с места): - Нет отрицательного местоимения.

Учительница: - Как же правильно? Садись, Сергеев.

Учащиеся (опять с места): - Ко мне вчера никто не приходил.

Учительница: - Папанова, встань. Как ты написала НИКТО? Объясни.

Ученица Папанова: - Слитно. Потому что в безударном положении.

Учительница: - Не в том же дело. Почему слитно? Герасимова.

Ученица Герасимова: - Если нет предлога, то местоимение пишется как одно слово.

Учительница: - Верно. Садись. Следующее предложение. Петрова.

Ученица Петрова: - Я вчера никого из друзей не видела. НИКОГО слитно. Нет предлога.

Учительница: - Так. Андронов.

Ученик Андронов: - Я ни у кого из товарищей сегодня не был. Ни у кого - в три слова, есть предлог.

Учительница: - Правильно. Молодец. Семёнова.

Ученица Семёнова: - Вечером я ни к кому не пойду. В три слова, предлог К.

Учительница: - Когда же НЕ и НИ пишутся в отрицательных местоимениях слитно и когда раздельно? Кто ответит? Ну-ка, Романов?

Ученик Романов: - Слитно, когда нет предлога, и раздельно, когда предлог есть.

Учительница: - А теперь посмотрите на доску. На ней написаны наречия: никогда, неоткуда, никуда, нигде, негде, незачем. Чем они похожи на отрицательные местоимения? Кто ответит?

Ученики (с места, не вставая): - Они тоже имеют приставки НЕ и НИ.

Учительница: - Вот такие наречия с отрицательным значением называются ОТРИЦАТЕЛЬНЫМИ НАРЕЧИЯМИ. Вы должны правильно употреблять их в речи. Придумайте устно с каждым из них по одному предложению. Так, Андронов.

Ученик Андронов: - Я никогда не забуду этот случай.

Учительница: - Верно, Андронов. Ты меня сегодня обрадовал. Ставлю тебе "4". Михалёв.

Ученик Михалёв: - Нигде не мерцают огоньки.

Учительница: - Правильно. Работать всем. Веденин, ты себя, как всегда, ведёшь безобразно. Придумал пример?

Ученик Веденин: - Неоткуда… (думает)… Неоткуда не пришёл… (В классе смех и шум.)

Учительница: - Шута строишь из себя. Неудачное предложение, ты упорно напрашиваешься на неприятности. Тебе б с Андронова брать пример, может быть, меньше бы стал безобразничать. Как правильно, Шаталов?

Ученик Шаталов: - Подъехать к речке было неоткуда.

Учительница: - Кремнева.

Ученица Кремнева: - Никуда неохота было что-то идти.

Учительница: - Достаточно. (Пауза.) Как в отрицательных местоимениях, в отрицательных наречиях под ударением пишется НЕ, а в безударном положении - НИ. И всегда слитно. Раздельно не пишутся вообще, так как в отрицательное наречие нельзя вставить предлог.

Запишем под диктовку предложения и объясним правописание наречий.

Путникам негде было укрыться от дождя.

Написали? Объясним. Сарматова.

Ученица Сарматова: - В этом предложении отрицательное наречие НИГДЕ.

Учительница: - НЕГДЕ. Как написали НЕ?

Ученица Сарматова: - Я написала слитно. Нет предлога.

Учительница: - Его в отрицательных наречиях вообще не бывает. Давайте запишем следующее предложение. Впереди болото, дальше идти некуда. Как в этом предложении написали наречие? Веденин, как ты себя ведёшь? Будет этому когда-нибудь конец? Почему ты не пишешь? Немедленно напиши в тетрадь предложение. Повторяю. Впереди болото, дальше идти некуда. Как ты написал?

Ученик Веденин: - Некуда. Приставка НЕ, она под ударением. Слитно.

Учительница: - Пишем дальше. С самого начала мне никак не везло. Объясним. Хлебникова.

Ученица Хлебникова: - Никак - отрицательное местоимение. Приставка НИ, в безударном положении, пишется слитно.

Учительница: - Хорошо. Ниоткуда не доносилось ни звука. Просим, Фролов.

Ученик Фролов: - Ниоткуда, НЕ.

Учительница: - Что НЕ? На каком слоге ударение?

Ученик Фролов молчит.

Учительница(к классу): - Как написать НИОТКУДА? Романов.

Ученик Романов: - Надо написать НИ, без ударения.

Учительница: - Слитно? Раздельно?

Ученик Романов: - Раздельно, есть предлог ОТ.

Учительница: - Неправильно. Какая часть речи?

Ученик Романов: - Нужно писать слитно. Это наречие.

Учительница: - Наконец-то, садись. Пишем дальше. Незачем было ему сюда приходить. Как написали отрицательное наречие? Шаталов.

Ученик Шаталов: - Незачем. Отрицательное наречие. Я написал приставку НЕ, под ударением. И слитно.

Учительница: - Ему неоткуда ждать писем. Проверим. Михеев.

Ученик Михеев: - Неоткуда. НЕ, потому что под ударением, и слитно, потому что наречие. ОТ - это приставка.

Учительница: - Итак, что нужно знать о правописании НЕ и НИ в отрицательных наречиях? Шаталов.

Ученик Шаталов: - Мы должны знать, что под ударением пишем НЕ, а в безударном положении - НИ.

Учительница: - И ещё.

Ученик Шаталов: - Всегда слитно.

Учительница: - Мне нравится, Шаталов, твоя активная работа на уроке. Ты заслуживаешь четвёрки. А теперь проверим работу по развитию речи. Запишем тему сочинения: "Наша школа". На эту тему мы с вами не писали. Постарайтесь успеть минут за десять. Начали в хорошем темпе.

Учительница(прохаживается меж рядов, заглядывая в тетради учащихся): - Будьте внимательны. Уже есть ошибки. Заканчиваем, время вышло. Послушаем. Сомов, читай.

Ученик Сомов: - Мы учимся в светлой и красивой школе. В нашей школе есть много кабинетов, хороший спортивный зал и большая столовая. А ещё у нас есть спортивная площадка и футбольное поле. Мы очень любим играть в футбол. Когда мы идём со школы, то проходим по липовой аллее, которую сами посадили. Мы любим нашу школу.

Учительница: - Что вы можете сказать о сочинении Сомова?

Ученики молчат. Рук никто не поднимает.

Учительница: - Семёнова.

Ученица Семёнова: - Мне сочинение понравилось. Он написал "со школы", а нужно "из школы".

Учительница: - Ещё кто так думает? (Звонок с урока.) На дом упражнение 726 и выучить параграф. Урок окончен.

Ребята не все записали домашнее задание.

Самостоятельная работа № 4

Задание № 1.

● Выпишите основные понятия дидактики:

Форма обучения -…………………………………………………………………………….

Урок - ………………………………………………………………………………………..

Тип урока - ……………………………………………………………………………………

 

Задание № 2.

Изучите различные подходы педагогов к классификации форм организации обучения.

● Представьте результаты в виде таблицы:

"Классификации форм организации обучения".

Автор Основа классификации Основные разновидности форм обучения
1.      
2.      
3.      
4.      
5.      

Задание № 3.

● Выделите основные преимущества и недостатки различных форм организации обучения, сравнив их между собой.

Формы организации обучения Преимущества Недостатки
1. Классно-урочная система    
2. Белл-ланкастерская система    
3. Батовская система    
4. Мангеймская система    
5. Дальтон-план    
6. План Трампа    
7. Неградуированные классы    
8. "Погружение"    

При составлении таблицы используйте следующую информацию:

" Классно-урочная форма обучения - наиболее распространённая. Её преимущества: чёткая организационная структура, удобство управления деятельностью класса, возможность коллективных взаимодействий и решений учебных задач, постоянное эмоциональное влияние личности учителя на детей, экономия времени обучения. К недостаткам этой системы относится ориентация на среднего ученика, трудность учёта индивидуальных особенностей детей, одинаковый темп и ритм работы, ограниченное общение между учениками, частая смена в расписании учебных предметов, не позволяющая ученикам доводить начатые дела до конца.

Существует множество попыток модифицировать классно-урочную систему обучения или заменить её другими. В 1798 г. английский священник А. Белл и учитель Дж. Ланкастер разработали и применили в школах Англии и Индии белл-ланкастерскую систему взаимного обучения. Старшие ученики под руководством учителя сначала сами изучали материал, потом, получив инструкции, обучали своих младших товарищей. Это позволяло при малом количестве учителей организовывать массовое обучение, однако его качество оказывалось невысоким.

В конце XIX в. в США появилась батовская система, которая делилась на две части: коллективные уроки со всем классом и индивидуальные занятия как с сильными, так и со слабыми учащимися. Со способными учениками работал учитель, с отстающими - его помощник.

Одновременно в Европе стала создаваться мангеймская школа, названная по имени г. Мангейм. Основатель этой системы Й. Зиккенгер предложил создать четыре разных класса в соответствии со способностями детей: классы иностранных языков для наиболее способных; основные классы для детей со средними способностями; классы для малоспособных; вспомогательные классы для умственно отсталых. Отбор в такие классы происходил на основе психометрических замеров, характеристик учителей и экзаменов.

В 1905 г. учительница Елена Паркхерст (г. Долтон Dalton, США) применила систему индивидуализированного обучения, названную Дальтон-план. Цель данной системы - дать ученику возможность учиться с оптимальной для него скоростью и в темпе, соответствующем его способностям. Классы были заменены на лаборатории и мастерские, объяснение материала и уроки отменены. В начале года учащимся выдавались задания по каждому предмету, которые затем конкретизировались по месяцам, и ученики отчитывались по ним в установленные сроки. Единого расписания не было. Коллективная работа происходила один час в день, остальное время - индивидуальная работа в мастерских и лабораториях, в которых постоянно присутствовали учителя.

В 1950-60-х гг. в США получил известность план Трампа - форма индивидуализированного обучения, сочетающаяся с лекциями, на которые отводилось до 40% времени. Высококвалифицированные педагоги с помощью студентов проводили лекции в больших аудиториях с коллективом от 100 до 1500 человек. Затем малые группы учащихся по 10-15 человек обсуждали материалы лекций, вели дискуссии под руководством рядового учителя или лучшего ученика. Состав малых групп не был постоянным. Объём этих занятий составлял 20%. Кроме того, около 40% времени отводилось на индивидуальную работу учащихся в кабинетах и лабораториях.

В современной практике существуют и иные формы организации обучения. Например, на Западе имеются неградуированные классы, когда ученик по одному предмету может обучаться по программе 7-го класса, а по другому "быть" в 5-м классе.

Особая форма организации обучения - "погружение", когда на протяжении нескольких дней учащиеся осваивают только один или два предмета. Аналогично организуется обучение по эпохам в Вальдорфских школах."

(А.В. Хуторской. Современная дидактика. - СПб., 2008. - С. 300 - 302.)

Задание № 4.

● Используя учебное пособие И.П. Подласого по педагогике и другую литературу, представьте в виде схемы основные классификации типов уроков.

Задание № 5.

● Используя учебник И.П. Подласого ответьте на вопросы:

I. По какому признаку проще всего определить тип и структуру урока? Выберите ответ:

- по дидактическим целям;

- по расположению элементов урока;

- по количеству времени, отводимого на достижение главной цели;

- по количеству структурных частей;

- по деятельности учителя.

II. Для каких типов уроков характерны следующие структуры? Установите соответствие, обозначив связь структуры и соответствующего типа урока:

Структура Тип урока
I.  
- Актуализация чувственного опыта и опорных знаний учащихся - Мотивация учебной деятельности школьников - Сообщение темы, цели, задач урока - Восприятие нового учебного материала - Осмысление учебного материала - Обобщение и систематизация знаний - Подведение итогов урока - Задание на дом     1. Урок усвоения новых знаний     2. Урок формирования умений  
II.  
- Организация работы - Мотивация учения школьников, сообщение цели, задач урока - Применение изученных знаний в новых практических ситуациях - Подведение итогов урока - Задание на дом   3. Урок применения знаний   4. Урок обобщения и систематизации
III.  
- Мотивация учебной деятельности - Сообщение темы, цели, задач урока - Повторение и систематизация основных теоретических положений и ведущих идей предыдущих уроков - Итоги урока - Задание на дом   5. Урок контроля и коррекции   6. Комбинированный урок

Задание № 6.

● Какой документ, составляемый учителем, является основной формой планирования учебной работы? Выберите правильный ответ и обоснуйте свой выбор.

1. Календарный план.

2. Четвертной план.

3. Полугодовой план.

4. План-конспект урока.

Задание № 7.

Познакомьтесь с приведёнными ниже отрывками из педагогической литературы по проблемам форм организации обучения

● Ответьте на вопросы по текстам.

Текст № 1.

Как известно, сложившуюся в России систему образования называют наследием Яна Амоса Коменского. Многие считают его школу воплощением гуманистических взглядов на педагогику, на ребёнка. Но то, во что превратилась система почти за 400 лет своего существования, вызывает сегодня очень жёсткую критику. Её обвиняют в авторитарности, жестоком отношении к ребёнку.

"В середине восьмидесятых годов среди советского учительства были распространены настроения "беженцев от Коменского". Многих учителей угнетало, что жёсткая классно-урочная система не развивает личность ребёнка, не даёт возможности сотрудничать с детьми, заставляет быть начальником над учениками. Педагогика сотрудничества вступила в противоречие с самой природой школы. <…> Стремление к творческому воспитанию, воспитанию в свободе вступает в конфликт с чётко регламентированной организацией школьной жизни. Класс, урок, предмет - три измерения системы Коменского - в конце двадцатого века стали для учителей преградой, камнем преткновения на пути к нормальным отношениям с детьми.

Основной причиной этих противоречий можно назвать отчуждение детей от содержания их собственного образования. То, что Коменский считал одним из главных достоинств своей системы, превратилось в огромный недостаток - тщательно отобранный, хорошо скомпонованный учебный материал, который учитель с лёгкостью (обязательное условие) должен преподавать детям. Оказалось, что если ребёнок не участвует в создании, в порождении этого материала, если пищу для его ума и души готовят без участия ребёнка, а послушному ученику остаётся лишь усвоить кем-то приготовленное, ничего не получается. Ни развития, ни сотрудничества, ни свободы.

А к концу двадцатого века стало вдруг очевидно, что именно эти понятия стали основными ценностями человеческой жизни. Это звучит маловероятно, но уже многие учителя считают, что формальные знания вторичны по сравнению с чувством собственного достоинства, способностью к самоопределению, чувством свободы, способностью к сотрудничеству и общению. Изменились образовательные ценности. А система образования осталась прежней. <…>

Бегство учителей из системы Коменского стало первым явным, видимым даже ненаучной общественностью, сигналом: время классно-урочно-предметной системы образования закончилось".

Адамский А. Бегство от Коменского..

 

- Как случилось, что изобретение Я.А. Коменским великой дидактической системы превратилось в жёстко-авторитарную школу?

- То, что система перестала удовлетворять требованиям времени, - это возможно, но почему в ней процветает авторитаризм и не приживается сотрудничество?

- Прав ли, по вашему мнению, автор статьи в своих выводах о том, что классно-урочная система себя полностью исчерпала?

Текст № 2.

"Каким становится сегодня урок? Он приближается к природе ребёнка. В систему школьного обучения не так давно вошла игра, имитация. Заметим, что педагогика очень была увлечена дидактикой в ущерб развитию эмоциональной сферы учеников. Вспомним учителей-новаторов, которые так много внимания уделяли режиссуре урока. Урок, выстроенный по законам режиссёрского искусства, содержит в себе определённым образом заданную логику поведения учеников в предлагаемых обстоятельствах. Что значит пережить ребёнку в день три урока иностранного языка (в вариативных школах вводится билингвизм)? Здесь и утомляемость, и возможность смещения языковых систем, и большое интеллектуальное напряжения, а в итоге - падение учебной мотивации. Учителя переводят поле урока в поле игры. И вот уже второклассники играют в Незнайку, в Петрушку, в Чебурашку и др. Предлагаемые учителем правила аналогичны правилам играющих детей. Снимается страх перед иноязычной лексикой: есть азарт игры в слова, хочется многое узнать, а для этого надо многое и выучить. Происходит целеполагание в учебном процессе: цели деятельности учителя совпадают с целями ученика.

Контакт в игре, как отмечает исследователь этой проблемы, создаётся с помощью моделирования экстремальной ситуации на протяжении всего урока, что и провоцирует ученика на ответную реакцию, может быть даже не словесную, а внутреннюю. Игровым правилам на равных подчиняются учитель и ученики. Такие уроки двуплановы: с одной стороны, выполняются реальные учебные задания, с другой - ряд моментов урока носит условный характер, позволяющий отвлечься от реальной ситуации с её нормативными обстоятельствами. Провоцируя воображение детей, учитель разжигает их к интеллектуальному поединку открытиями. В обычных уроках ученик ищет кратчайший путь к результату, устраняя все препятствия, но если в уроке есть экстремальные ситуации, он добровольно вступает в игру, принимая правила, которые усложняют путь к цели. В данной модели урока ученик испытывает себя на самостоятельность, что и называет Л.С. Выготский зоной ближайшего развития ребёнка. Разумные рамки правил в сочетании со свободой творческой реализации развивают интуицию учеников. Назовём эти правила:

1. Священны смысловые акценты урока.

2. Исключается критика, можно высказывать любую мысль без боязни, что её признают неточной.

3. Поощряется самое необузданное ассоциирование: чем более дикой кажется идея, тем лучше.

4. Разрешается как угодно комбинировать высказанные идеи, а также видоизменять, "улучшать" идеи, выдвинутые другими".

Руднева Т.И. Основы педагогического профессионализма

 

- Какие требования, по вашему мнению, предъявляют подобные правила игры к учителю?

- В контексте данных рекомендаций попытайтесь сконструировать отдельные фрагменты урока (занятия) по "своему" предмету.

 

Практическая работа № 5.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 397; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.93.207 (0.156 с.)