Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие социального обеспечения, его финансовые механизмы

Поиск

Бюджетное устройство федеративных и унитарных государств.

Бюджет является формой образования и расходования денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти.

Совокупность всех видов бюджетов образует бюджетную систему государства. Взаимосвязь м/у ее отдельными звеньями, организацию и принципы построения бюджетной системы называют бюджетным устройством.

Бюджетное устройство определяется государственным устройством. В унитарных (единых) государствах бюджетная система включает два звена: государственный бюджет и многочисленные местные бюджеты. В федеративных государствах бюджетная система состоит из трех звеньев: государственный бюджет (федеральный бюджет или бюджет центрального правительства), бюджеты членов федерации (штатов — в США, земель (ландов) — в ФРГ, провинций — в Канаде) и местные бюджеты.

Унитарное (единое) государство – это форма государственного устройства, при которой административно-территориальные образования не имеют собственной государственности или автономии. В стране действует единая конституция, общие для всех систем права и единые органы власти, централизованное управление экономическими, социальными и политическими процессами в государстве. (Испания, Италия, Франция и др.)

Федеративное (объединенное) государство – это форма государственного устройства, при которой государственные образования или административно-территориальные образования, входящие в государство, имеют собственную государственность и обладают определенной политической самостоятельностью в пределах распределенных м/у ними и центром компетенций. Бюджетная система федеративных государств трехзвенная и состоит из федеративного бюджета, бюджетов членов федерации и местных бюджетов. (Австрийская Республика, Российская Федерация, Федеративная Республика Германия, США, Канада…).

В унитарных государствах местные бюджеты своими доходами и расходами не входят в государственный бюджет, в федеративных государствах — не включаются в бюджеты членов федерации, доходы и расходы которых не входят в федеральный бюджет.

В соответствии с БК РФ, бюджетная система федеративных государств состоит из трех звеньев: государственный бюджет, бюджеты членов федерации, местные бюджеты.

Государственная бюджетная система состоит из трех звеньев и включает: республиканский (федеральный) бюджет; 21 республиканский бюджет в составе РФ, 55 краевых и областных бюджетов, городские бюджеты Москвы и Санкт—Петербурга, 10 окружных бюджетов автономных округов, бюджет Еврейской автономной области; около 29 тыс. местных бюджетов.

Бюджетное устройство в РФ основывается на принципах единства, полноты, реальности, гласности и самостоятельности всех бюджетов, входящих в государственную бюджетную систему.


 

Управление ценой капитала»

Капитал (по Марксу) – это:

1) стоимость, приносящая прибавочную стоимость;

2) самовозрастающая стоимость;

3) не вещь, а производственные отношения между людьми по поводу этих вещей.

Обычно под капиталом понимают источники финансирования предприятия или же объем авансированных в деятельность организации ресурсов.

Цена капитала – это выражение стоимости капитала, а стоимость – это затраты.

Цена (или стоимость) капитала – это плата за его привлечение, выраженная в процентах к суммарной величине капитала.

Стоимость капитала = (Выплаты владельцу / Привлеченный капитал) * 100%

Капитал является главным источником формирования благосостояния его собственников.

На цену капитала влияют: рыночная конъюнктура, средняя ставка ссудного процента, уровень операционного рычага, степень риска осуществляемых операций, отраслевые особенности финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Цена капитала зависит от структуры капитала и от цены каждого источника.

Структура капитала – это соотношение элементов (или удельный вес каждого элемент), привлекаемых в качестве источников финансирования.

Источники капитала делятся на собственные и заемные.

Стоимость капитала определяется в 4 этапа:

1. определяются все источники финансирования;

2. рассчитывается цена каждого источника в отдельности;

3. определяется средневзвешенная стоимость капитала на основании использования удельного веса каждого компонента в общей сумме инвестированного капитала;

4. разрабатываются мероприятия по оптимизации структуры капитала по различным критериям.

Средневзвешенная стоимость капитала – это затраты на привлечение капитала, выраженные в процентах и взвешенные по удельному весу каждой из составных частей в общей сумме.

,

где Ci – цена источника средств, Di – удельный вес i-го источника средств в общей сумме источников.

или

Допущения при расчете:

· долг и собственный капитал оцениваются по рыночной стоимости;

· существующая структура капитала является оптимальной и должна поддерживаться в будущем.

Экономический смысл средневзвешенной стоимости капитала:

· стоимость капитала компании служит мерой доходности операционной деятельности;

· уровень стоимости капитала конкретного предприятия является важнейшим измерителем уровня рыночной стоимости этого предприятия;

· показатели стоимости капитала являются критерием принятия управленческих решений относительно использования лизинга: если стоимость использования финансового лизинга превышает стоимость капитала предприятия, то его привлечение не выгодно.

Для каждой компании может быть своя оптимальная структура источников финансирования, то есть капитала.

В общем, оптимальная структура капитала для разных стран выглядит следующим образом:

США: заемный капитал – 40%, собственный капитал – 60%.

Россия: заемный капитал – 50%, собственный капитал – 50%.

Япония: заемный капитал – 70%, собственный капитал – 30%.

Оптимальная структура капитала формируется в результате компромисса между достижением максимальной экономии на налогах, обусловленной привлечением заемных средств, и затратами, связанными с возможными финансовыми затруднениями, вероятность которых повышается с ростом заемного капитала.

Заемный капитал – дешевый, но одновременно его цена может существенно возрасти в связи с дополнительными рисками, то есть дешевый источник может превратить в дорогой.

Предельная цена капитал а – это издержки на привлечение дополнительной едины, или же та предельная величина, которую предприятие может заплатить за привлечение капитала из различных источников.


 

ФЗ от 25/02/1999 №39-ФЗ (ред. От 12/12/2011) Гл.3, ст.11

Государственное регулирование инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, ведется органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ.

Государственное регулирование инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, предусматривает:

I. Прямое участие:

— разработки, утверждения и финансирования инвестиционных проектов, осуществляемых РФ совместно с иностранными инвесторами;

- формирование перечня строек и объектов технического перевооружения для федеральных государственных нужд и финансирование их за счет средств федерального бюджета;

- предоставление средств федерального бюджета на возвратной основе в счет кредитов Правительств иностранных государств;

— проведения экспертизы инвестиционных проектов в соответ­ствии с законодательством РФ;

- разработка стандартов, норм и контроль за их соблюдением;

— защиты российских организаций от поставок морально устарев­ших и материалоемких объектов;

— вовлечения в инвестиционный процесс временно приостанов­ленных и законсервированных объектов, находящихся в государственной собственности РФ;

II. Косвенное участие:

- создание благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности:

а) налоговые льготы

б) совершенствование

в) механизм начисление амортизации

г) освобождение от таможенных пошлин и т.д


 

Таблица 1.1. Классификация форм инвестиций

Классификационные признаки Формы инвестиций
По объектам вложений Реальные инвестиции (кап. вложения) Финансовые инвестиции (ц.б., паи и долевые участия, банковские депозиты и т.д.) Инновационные инвестиции (НМА)  
По срокам вложений Краткосрочные инвестиции (до 1 года) Среднесрочные инвестиции (от 1 года до 3-5 лет) Долгосрочные инвестиции (от 3-5 лет)
По направлениям вложений Прямые инвестиции (вложения в основные фонды, осуществляющие без посредника и в объеме не менее 10% от УК) Портфельные инвестиции (вложения в ц.б., осуществляющие без посредника и в объеме не менее 10% от УК) Прочие
По сфере вложений Производственные инвестиции Непроизводственные инвестиции
По формам собственности на инвестиционные ресурсы Частные инвестиции Государственные инвестиции Иностранные инвестиции Смешанные инвестиции
По рискам Агрессивные инвестиции Умеренные инвестиции Консервативные инвестиции

Сбережения – это та часть дохода, которая в данный момент не используется. За счет сбережений в будущем обеспечиваются производственные и потребительские нужды.

Современное состояние экономики, требует постоянного участия временно свободных средств экономических агентов, в том числе и средств граждан, в процессе воспроизводства средств производства и в создании материальных благ. Наиболее простым вариантом вовлечения временно свободных средств граждан является помещение их в банк. Сбережения населения относятся к одному из внешних источников инвестиций.

Роль инвестиций в экономике государства огромна, они играют значительную роль в поддержании, функционировании и динамическом развитии экономики страны. Происходящие изменения, в количественном соотношении инвестиций, воздействуют на изменения: объема общественного производства, занятости населения, структурных экономических показателей и динамики развития различных отраслей народного хозяйства. Инвестиции, обеспечивают накопление материальных и финансовых ресурсов предприятия, тем самым, увеличивая производственный потенциал компании. Нерациональное же использование инвестиций, может повлечь за собой: застой на предприятии, сокращение объемов производства, отставание по техническим и качественным параметрам от конкурентов и так далее. При достижении желаемого уровня эффективности, инвестирование, ведет к стабильному экономическому росту.


 

3-14. Бизнес-план инвестиционного проекта, его характеристика.

Инвестиционный проект (ФЗ №39 «Об инвестиционной деятельности) – обоснование экономической целесообразности объема и сроков осуществления капитальных вложений, в т.ч. необходимая проектно-сметная документация, разработанная в соответствии с законодательством РФ и утвержденными стандартами, а также описание практических действий по осуществлению инвестиций.

Задача бизнес-плана – дать целостную системную оценку перспектив конкретного инвестиционного проекта. Бизнес-план представляет собой документ, в котором комплексно, системно и детально обосновывается инвестиционное предложение и определяются основные характеристики инвестиционного проекта. Бизнес-проект должен убедительно доказать эффективность принятия инвестиционного решения для его потенциальных участников.

Состав бизнес-плана и степень его детализации зависят от ряда факторов: масштабности проекта, его характера и целевой направленности, степени риска и др. Типовые методики составления бизнес-плана разработаны ЮНИДО (Организация ООН по проблемам промышленного развития), МБРР, ЕБРР.

В настоящее время определилась единая структура бизнес-плана. Она включает:• резюме проекта (краткая характеристика), • характеристика продукции или услуг, • положение дел в отрасли, • анализ рынка, • производственная деятельность, • стратегия маркетинга, • управление реализацией инвестиционного проекта, • оценка рисков и способы их страхования, • финансовый план, • приложения.

СТРУКТУРА ИЗ ЛЕКЦИЙ: 1. Резюме инвест. проекта (имеет важную роль); 2. Раздел маркетинга; 3. Производст. план; 4. Организационный план; 5. Юридический план; 6. Финансовый план; 7. Приложения

Наиболее важным разделом бизнес-плана является финансовый план. Финансовое обоснование проекта выступает критерием принятия инвестиционного решения, поэтому разработка финансового плана должна вестись особо тщательно. Финансовый план включает расчет потребности в инвестициях, обоснование плана доходов и расходов, определение точки безубыточности по инвестиционному проекту, срока окупаемости инвест. вложений, характеристику источников финансирования инвестиционного проекта.

При составлении бизнес-плана инвестиционного проекта руководствуются следующими принципами:

  • объективность и надежность входной и выходной информации;
  • необходимость и достаточность параметров, выходных и промежуточных данных для принятия обоснованных решений по ИП на всех фазах и циклах его реализации;
  • комплексность и системность рассмотрения влияния всех факторов и условий на ход и результаты осуществления ИП;
  • возможная краткость бизнес-плана. Особенно не рекомендуется перегружать начальную часть бизнес-плана;
  • отсутствие общих и неконкретных формулировок, выделение привлекательных, конкретных, бесспорных преимуществ анализируемого проекта;
  • отсутствие приукрашиваний и неверной интерпретации выходных и других данных, влияющих на принятие решений по ИП.

Бизнес-план должен быть убедительным, лаконичным, понятным широкому кругу людей, а не только специалистам, пробуждать интерес у партнера и не изобиловать техническими подробностями. Только заинтересовав потенциального инвестора, фирма-проектоустроитель может надеяться на успех своего дела.
Составление бизнес-плана инвестиционного проекта необходимо для решения следующих основных задач:

  • четкой формулировки целей фирмы-проектоустроителя, определения конкретных количественных показателей их реализации и сроков достижения;
  • разработки взаимоувязанных производственных, маркетинговых и организационных программ, обеспечивающих достижение поставленных целей;
  • определения необходимых объемов финансирования инвестиционного проекта и поиска источников финансовых средств;
  • выявления трудностей и проблем, с которыми придется столкнуться в ходе реализации проекта;
  • организации системы контроля над ходом осуществления проекта;

подготовки развернутого обоснования, необходимого для привлечения инвесторов

Оформление бизнес-плана:

· титул. листа (где, когда и кем составлен данный документ, название проекта)

· оглавление (структуру – номенклатуру разделов или параграфов)

· введение (сведения о предприятии – инициаторе проекта, общие и конкретные цели проекта (какая продукция намечается к выпуску, ее конкурентоспособность, объем намечаемых инвестиционных затрат и т.п+ меморандум о конфиденциальности (если есть секретные разработки).

· «резюме» - информация, дающая представление о фирме и обеспечивающая необходимые данные, которые характеризуют ее коммерческую деятельность

· «Виды товаров и услуг» (другие авторы называют этот раздел «Описание предприятия и отрасли»)

· Ключевой «Описание инвестиционного проекта» («Сущность инвестиционного проекта»), в котором следует раскрыть основные цели проекта, его достоинства, предпосылки к осуществлению, характер и объем планируемой продукции, ее конкурентоспособность.

· «Рыночные исследования и анализ сбыта» («Оценка рынка сбыта и конкурентов») - предоставить инвестору достаточные фактические материалы, чтобы убедить его в конкурентоспособности рассматриваемого проекта, а также помочь определить, кто будет покупать планируемую к выпуску продукцию и какова ее ниша на рынке.

· «План маркетинга» «План производства» «Оценка риска и страхование» финансового плана, Организационный план. В конце бизнес-плана делаются выводы и предложения – краткий, но достаточно информативный итог оценки сущности, целей, задач и возможных результатов реализации инвестиционного проекта.


 

Методика расчета и экономический смысл показателя средневзвешенная цена капитала (WACC).

Средневзвешенная стоимость капитала (WACC)

- затраты на привлечение капитала (в процентах), взвешенные по удельному весу каждой из составных частей в общей сумме.

- используется для вычисления ставки дисконтир. при оценке эффективн. инвестиций, в случае, когда привлекаются средства из разных источников с разной стоимостью.

- для определения средней стоимости привлеченного капитала мы должны учесть долю каждого источника в общей сумме. То есть, мы вычисляем не среднее арифметическое значение, а средневзвешенное. В качестве веса используется доля в общей сумме.

Экономический смысл:

· Стоимость капитала компании служит мерой доходности операционной деятельности

· Уровень стоимости капитала отдельного предприятия является важнейшим измерителем уровня рыночной стоимости этого предприятия

· Показателем стоимости предприятия является критерий принятия управленческих решений относительно использования лизинга (если стоимость использования финан. лизинга превышает стоимость капитала предприятия, то его применение не выгодно)

Трудности на практике:

- Неоднородность структуры собственного капитала, связанная с различиями в определении цены источников собственного капитала (обыкновенных акций, нераспределенной прибыли →при дополнительном выпуске неравнозначные цены, т.к. перед дополнительным выпуском использовалась нераспределенная прибыль – более дешевый источник)→расчет WACC при условии равенства цен обыкновенных акций и нераспред. прибыли, при условии что доп. выпуск акций имеет другую стоимость

- Возрастающие цены отдельных источников по мере увеличения их объемов

- Многообразие способов расчета удельных весов отдельных источников (основные: первоначальное – если предприятие намеренно поддерживает, целевое- при привлечении доп. ресурсов, оптимальное – равновесие риска и уровня доходности)

- Различных подход к определению фактической цены капитала – балансовая или рыночная стоимость. Теория выбирает рыночную стоимость: в расчет принимаются не данные бухгалтерского учета, а данные по котировкам акций и облигаций, а они колеблются. Практика использует балансовую стоимость.

Допуст.отнош. заем. капитала к собственному:США 40-60%, Япония 70-30%, Россия 50-50%

Для каждого пр-я может быть своя оптим./приемл. структ. источн. финансир., т.е. капитала.

Допущения при расчете WACC:

· Долг и собственный капитал рассчитывают по рыночной стоимости

· Сущность структуры использования источников финансирования является целевой/оптимальной и должна поддерживаться в будущем

Оптимальная стоимость капитала формируется в результате компромисса между максимально возможной экономии на налогах, обеспечивающей привлечение заемных средств затрат, связанных с возможными финансовыми затруднениями, вероятность которых повышается с ростом доли заемного капитала.

Заем. кап-л дешевый, но риск возрастания цены (из-за рисков) деш. источник делает дорогим.

WACC широко используется в инвестиционном анализе, его значение используется для дисконтирования ожидаемых доходов от инвестиций, расчета окупаемости проектов, в оценке бизнеса и других приложениях.

Методика расчета и сущность показателя экономической добавленной стоимости (EVA).

Экономическая добавленная стоимость (EVA) – оценка капитала фирмы, созданной менеджерами в течение года. Сущность EVA проявляется в том, что этот показатель отражает прибавление стоимости к рыночной стоимости предприятия и оценку эффективности деятельности предприятия через определение того, как это предприятие оценивается рынком.

Экономическая добавленная стоимость (EVA) представляет собой прибыль предприятия от обычной деятельности за вычетом налогов, уменьшенная на величину платы за весь инвестированный в предприятие капитал.

Положительное значение → создает стоимость для акционеров, которую они поделят; отрицательное → разрушает стоимость.

EVA = (P - T) - IC * WACC = NP - IC * WACC = (NP / IC - WACC) * IC,

 

где:

P- прибыль от обычной деятельности;

T- налоги и другие обязательные платежи;

IC- инвестированный в предприятие капитал;

WACC- средневзвешенная цена капитала;

NP - чистая прибыль.


 

Текущая доходность

Дает представление о том, на какой доход может рассчитывать инвестор, если приобретет облигацию по текущей рыночной цене. Текущая доходность облигаций рассчитывается по формуле, раскрытой выше.

Полная доходность

Доходность облигаций к погашению отражает весь размер прибыли, на которую может рассчитывать инвестор, в случае если купит ее по текущей цене и будет держать до конца срока ее обращения.

Справедливая стоимость купонной облигации рассчитывается нижеследующим образом:

% ставка – это ставка альтернативного вложения

n – срок до погашения

Справедливая цена бескупонной или дисконтной облигации:


 

4-12. Методика определения текущих финансовых потребностей компании.

Текущие финансовые потребности характеризуют разницу между средствами, авансированными в оборотные активы, и величиной кредиторской задолженности по товарным операциям или общей ее суммой. Их устанавливают по формуле: ТФП = ОА - ДС - КЗ, где ТФП — текущие финансовые потребности; ОА — оборотные активы (итог раздела II баланса); ДС — денежные средства, находящиеся на рас-четных и спец. счетах в банках и кассе; КЗ — кредиторская задолж. на последнюю отчетную дату.
Текущие финансовые потребности как абсолютный показатель оказывают непосредственное влияние на финансовое состояние предприятия и показывают его потребность в краткоср. банк. кредите. ТФП определяют в абсолютной сумме или в процентах к выручке (нетто) от реализ. прод. (объему продаж), а также по времени относительно оборота (в дн/мес).
Относительную величину текущих финансовых потребностей определяют по формуле:
ТФПотп = (ТФП в денежном выражении): (Среднедневной объем выручки от реализации товаров без косвенных налогов) х 100.

Если результат равен 25%, то дефицит оборотных средств у предприятия эквивалентен 1/4 его годового объема продаж. Поэтому 90 дней в году оно работает только на то, чтобы покрыть свои текущие финансовые потребности. Изучение роли ТФП в хозяйственном обороте предприятия требует расчета среднего периода оборачиваемости денежных активов, т. е. времени, необходимого для трансформации средств, вложенных в ма-териальные запасы и дебиторскую задолженность, в наличные денежные средства на счетах в коммерческих банках: ПОДА = ПОз + ПОдз + ПОПР - ПОкз,
где ПОДА — период оборачиваемости денежных активов, дни; ПОэ — период оборачиваемости запасов, дни; ПОдз — период оборачиваемости дебиторской задолженности, дни; ПОПр — период оборачиваемости прочих оборотных активов, дни; ПОкз — период оборач.(средний срок оплаты) кредиторской задолж., дни.

Каждое предприятие заинтересовано в снижении показателей оборачиваемости отдельных элементов оборотных активов и увеличении среднего срока погашения кредиторской задолженности с целью снижения общего периода оборота всех оборотных активов. Важно, чтобы кредит поставщиков (коммерческий кредит) в большей степени перекрывал деб. задолж., тогда у предприятия-продавца не будет дефицита ден.средств.
На величину текущих финансовых потребностей влияют следующие факторы:

  • темпы инфляции в стране;
  • длительность производственного (операционного) цикла на каждом предприятии;
  • темпы роста объема производства и продажи товаров;
  • сезонность производства и реализации продукции в таких отраслях, как сельское
  • хозяйство и перерабатывающая промышленность;
  • состояние рыночной конъюнктуры;
  • величина маржинального дохода (прибыли) в общем объеме выручки от продаж.

Влияние последнего фактора требует дополнительных пояснений. Величину маржинального дохода (МД) устанавливают по формуле: МД = ВР-ПИ,
где ВР — выручка (нетто) от реализации товаров; ПИ — переменные издержки, которые непосредственно зависят от изменения объема пр-ва (матер. затраты, оплата труда производ. рабочих, трансп. услуги и т. д.).
Определим норму маржинального дохода (НМЛ): Нмд=МД/ВРх100.
Чем меньше объем маржинального дохода, тем в большей степени кредит поставщиков может компенсировать дебиторскую задолженность покупателей (клиентов). Противоречие между указанными параметрами состоит в том, что при высокой норме маржинального дохода и, казалось бы, небольшой степени зависимости предприятия-продавца от закупки сырья и материалов ему приходится просить своих поставщиков о более длительных отсрочках платежей за поставки.
Приведем расчет разумной длительности отсрочек по дебиторской задолженности, а также платежам поставщикам (Кред.Задолж.). Время отсроч. платежа за поставки опред. по формуле: в0 = дз/кз,
В0 — время отсрочки платежа за поставки материальных ресурсов, мес. (дни); ДЗ — дебиторская задолженность в денежном выражении; КЗ — кредиторская зад.

Способы покрытия ТФП предприятий (корпораций) следующие:

  • коммерческий кредит, который часто сопровождается движением векселей;
  • спонтанное финансирование;
  • факторинг (инкассирование — продажа дебиторской задолженности с дисконтом банкам или специальным факторским компаниям);
  • краткосрочный банковский кредит;
  • краткосрочные займы, предоставляемые сторонними организациями (например, финансово-промышленными группами, холдинговыми компаниями и др.).
  • задолженность в стоимостном выражении.

Бюджетное устройство федеративных и унитарных государств.

Бюджет является формой образования и расходования денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти.

Совокупность всех видов бюджетов образует бюджетную систему государства. Взаимосвязь м/у ее отдельными звеньями, организацию и принципы построения бюджетной системы называют бюджетным устройством.

Бюджетное устройство определяется государственным устройством. В унитарных (единых) государствах бюджетная система включает два звена: государственный бюджет и многочисленные местные бюджеты. В федеративных государствах бюджетная система состоит из трех звеньев: государственный бюджет (федеральный бюджет или бюджет центрального правительства), бюджеты членов федерации (штатов — в США, земель (ландов) — в ФРГ, провинций — в Канаде) и местные бюджеты.

Унитарное (единое) государство – это форма государственного устройства, при которой административно-территориальные образования не имеют собственной государственности или автономии. В стране действует единая конституция, общие для всех систем права и единые органы власти, централизованное управление экономическими, социальными и политическими процессами в государстве. (Испания, Италия, Франция и др.)

Федеративное (объединенное) государство – это форма государственного устройства, при которой государственные образования или административно-территориальные образования, входящие в государство, имеют собственную государственность и обладают определенной политической самостоятельностью в пределах распределенных м/у ними и центром компетенций. Бюджетная система федеративных государств трехзвенная и состоит из федеративного бюджета, бюджетов членов федерации и местных бюджетов. (Австрийская Республика, Российская Федерация, Федеративная Республика Германия, США, Канада…).

В унитарных государствах местные бюджеты своими доходами и расходами не входят в государственный бюджет, в федеративных государствах — не включаются в бюджеты членов федерации, доходы и расходы которых не входят в федеральный бюджет.

В соответствии с БК РФ, бюджетная система федеративных государств состоит из трех звеньев: государственный бюджет, бюджеты членов федерации, местные бюджеты.

Государственная бюджетная система состоит из трех звеньев и включает: республиканский (федеральный) бюджет; 21 республиканский бюджет в составе РФ, 55 краевых и областных бюджетов, городские бюджеты Москвы и Санкт—Петербурга, 10 окружных бюджетов автономных округов, бюджет Еврейской автономной области; около 29 тыс. местных бюджетов.

Бюджетное устройство в РФ основывается на принципах единства, полноты, реальности, гласности и самостоятельности всех бюджетов, входящих в государственную бюджетную систему.


 

Понятие социального обеспечения, его финансовые механизмы

Официального определения социального обеспечения как многоаспектного явления в законодательстве нет. В научной и учебной литературе понятие социального обеспечения авторами формулируется по-разному, в зависимости от того, какие признаки принимаются за базовые, основные для данного явления.

Социальное обеспечение — форма выражения социальной политики государства, направленная на материальное обеспечение определённой категории граждан из средств государственного бюджета и специальных внебюджетных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством социально значимыми (на данном этапе его развития) с целью выравнивания социального положения граждан по сравнению с остальными членами общества.

Основные критерии (признаки) социального обеспечения:

1. источники финансирования: за счет специальных фондов, образуемых государством (специальных внебюджетных фондов: социального страхования, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, а также средств государственного бюджета, республиканского и территориальных фондов социальной поддержки населения);

2. круг лиц, подлежащих обеспечению: общепринято, что обеспечение за счет общества должно осуществляться не для всех граждан, а лишь для определенных их категорий, установленных в законе применительно к конкретным видам обеспечения (нетрудоспособные; лица, потерявшие кормильца; беременные женщины; дети; семьи, имеющие детей; безработные; лица, имеющие статус беженцев и вынужденных переселенцев; ветераны войны и труда; и т.д.);

3. условия предоставления обеспечения: только при наступлении соответствующих обстоятельств, указанных в законе (достижение определенного возраста, инвалидность, смерть, рождение гражданина и т. д.);

4. цели предоставления обеспечения: ближайшие, промежуточные, конечные. Так, при обеспечении женщины пособием по беременности и родам ближайшей целью является материальная поддержка женщины в тот период, когда она освобождается от работы перед или после родов. Промежуточной целью является забота о здоровье матери и ребенка. Конечной целью является воспитание здорового поколения и рост народонаселения страны. Однако следует полагать, что основной целью каждого вида обеспечения является выравнивание социального положения отдельных категорий граждан с остальными членами общества.

Социальное обеспечение может быть основано на механизме: 1) социального страхования, предусматривающего создание страховых фондов и ориентированного на работающих граждан и членов их семей, и 2) социальной помощи, предусматривающей прямое бюджетное финансирование, направленное на доведение доходов малоимущих граждан до прожиточного минимума.

Социальное страхование – это механизм социальной защиты, который предполагает формирование специального денежного фонда за счет обязательных страховых взносов, расходы которого связаны с осуществлением гарантированных государством социальных выплат, предназначенных для полного или частичного возмещения заработной платы в результате утраты трудоспособности или потери работы, а также основного дохода после потери кормильца.

Риски, подлежащие социальному страхованию, включают в себя: необходимость получения медицинской помощи; временную нетрудоспособность; трудовое увечье и профессиональное заболевание; материнство; инвалидность; наступление старости; потерю кормильца; признание безработным; смерть застрахованного лица или нетрудоспособных членов его семьи, находящихся на его иждивении.

Выделяются следующие виды социального обеспечения:

1) пенсии (по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальные); 2) пособия (по временной нетрудоспособности, беременности и родам, многодетным и одиноким матерям, на детей в малообеспеченных семьях и военнослужащих срочной службы, инвалидам с детства и др.); 3) содержание и обслуживание престарелых и инвалидов в специальных учреждениях (домах-интернатах); 4) профессиональное обучение и трудоустройство инвалидов; 5) протезно-ортопедическая помощь; 6) врачебно-трудовая экспертиза и реабилитация инвалидов; 7) льготы и преимущества инвалидам.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 233; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.192.64 (0.015 с.)