Структура теоретического знания. Уровни и формы мышления. Проблема, гипотеза, теория, закон 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структура теоретического знания. Уровни и формы мышления. Проблема, гипотеза, теория, закон



Теоретический уровень отличается от эмпирического преоблада- нием рационального момента познания в виде понятий, теорий, законов и других форм мышления. Чувственное познание здесь полностью не

 

 


устраняется, но оно становится подчиненным моментом познавательно- го процесса.

Теоретическое познание отражает явления со стороны их универ- сальных внутренних связей. Это познание осуществляется с помощью абстракций высшего порядка, таких, как понятия, умозаключения, кате- гории, законы и т.д.

Теоретическое знание предполагает использование мышления, а само мышление возможно на основе применения языка.

Язык науки включает в себя естественный язык(английский, рус- ский и т.д.) и искусственный язык (химические формулы, математиче- ские таблицы и т.д.).

Мышление предполагает три основные логические формы:

1. Понятие. Оно фиксирует существенные стороны, признаки яв- лений. Эти признаки закрепляются в определениях (дефинициях). Поня- тия выражаются в языковой форме или в виде отдельных слов (атом, квант), или же в виде словосочетаний (вечный двигатель, генномодифи- цированный продукт).

2. Суждение. Это взаимосвязь понятий в процессе мышления, в суждении осуществляется высказывание о предмете. Суждение может быть истинным (Лондон стоит на берегу Темзы) или ложным (Ижевск – столица России).

3. Умозаключение. Это взаимосвязь суждений в процессе мыш- ления. Здесь на основе логических операций с несколькими суждениями выводится новое знание, также обычно в виде суждения.

Выделяется два вида умозаключения:

1) дедуктивное – движение мысли от общего к частному, единич-

ному;

 


2) индуктивное – движение мысли от единичного, частного к об- щему.

Теоретическое познание как развитая форма знания включает сле- дующие структурные компоненты:

Проблема

Гипотеза

Теория

Закон

Проблема – форма знания, содержанием которой является то, что еще не познано, но необходимо познать. Это знание о незнании в виде вопроса, который возникает в ходе познания и требует ответа.

Проблема включает в себя следующие этапы:

1) постановка проблемы;

2) решение проблемы.

При этом в науке важнейшее значение принадлежит первому эта- пу. А. Эйнштейн говорил, что постановка проблемы часто более суще- ственна, чем ее разрешение.

В настоящее время в науковедении популярна точка зрения К. Поппера. Он считает, что наука начинается не с наблюдения, а с про- блемы. Развитие науки – это переход от одной проблемы к другой про- блеме.

Научные проблемы следует отличать от ненаучных проблем. К ненаучным проблемам можно отнести идею создания вечного двигателя, многие религиозные догматы.

Гипотеза – это предположение относительно чего-то. Гипотетиче- ское знание носит вероятностный характер, оно требует проверки и обоснования.

 

 


В ходе проверки гипотез одни гипотезы становятся истинной тео- рией. Другие гипотезы превращаются в заблуждения, как это произошло с гипотезами эфира и теплорода.

Гипотеза как форма теоретического знания должна отвечать не- скольким общим требованиям, критериям:

1. Гипотеза должна соответствовать установленным наукой зако- нам. Так, ни одна гипотеза не является плодотворной, если она не соот- ветствует закону сохранения и превращения энергии.

2. Гипотеза не должна содержать в себе логических, формальных противоречий.

3. Гипотеза должна допускать возможность ее подтверждения (ве-

рификации) или опровержения (фальсификации).

Теория – это наиболее сложная форма научного знания. Теория дает целостное отражение закономерных и существенных связей в определенной области действительности. Пример: классическая механи- ка И. Ньютона, эволюционная теория Ч. Дарвина, теория относительно- сти А. Эйнштейна.

По мнению А. Эйнштейна, научная теория должна отвечать сле- дующим критериям:

1. не противоречить данным опыта;

2. быть проверяемой;

3. отличаться красотой, гармоничностью, изяществом;

4. иметь широкую область своего применения.

С точки зрения К. Поппера, научная теория должна отвечать сле- дующим критериям:

1. непротиворечивость – не нарушать законы формальной логики;

2. возможность экспериментальной проверки – верификации;

 


3.возможность опровержения теории – принципиальной допусти- мости фальсификации.

Функции теории:

1. Объяснительная – теория выявляет причины происхождения со- бытий и зависимости между событиями;

2. Предсказательная – теория составляет прогнозы будущего;

3. Практическая – теория должна быть руководством к действию по изменению реальной действительности.

Закон – это ключевой момент теоретического знания. Главной за- дачей научного познания является открытие законов в той или иной об- ласти действительности. Теория – не что иное, как система взаимосвя- занных законов.

Закон есть объективная, существенная, необходимая, повторяющая- ся связь вещей, явлений, процессов. Это объективная связь, потому что она присуща самому миру. Это существенная связь, потому что проявляется везде, где имеют место соответствующие условия. Это необходимая связь, потому что законы связаны с сущностью, с внутренними сторонами явле- ний. Наконец, закон – это повторяющаяся связь, потому что отражает по- стоянство того или иного процесса.

Виды законов:

1. По формам движения материи:

а) механические; б) физические; в) химические;

г) биологические; д) социальные.

2. По степени общности, по широте сферы действия:

 


а) Всеобщие законы (например, законы диалектики действуют во всем мире);

б) Общие законы (например, закон всемирного тяготения дей- ствуют в неорганической природе);

в) Частные законы (например, законы Ома действительны для электромагнитных явлений).

3. По механизму детерминации:

а) динамические законы – носят однозначный характер;

б) статистические законы – носят вероятностный характер.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 1260; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.198.43 (0.006 с.)