Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Научное знание как сложная развивающаяся система. Многообразие типов научного знания. Классификация наук. Естественные, технические, социальные, гуманитарные наукиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Научное познание есть целостная система, которая находится в постоянном движении. Наука имеет довольно сложную структуру. Структура – это устойчивые связи между элементами в системе, а проще говоря – элементный состав чего-либо. Структуру науки можно анализировать с различных сторон, ис- пользовать разные основания для выделения элементов научного знания. С точки зрения взаимодействия субъекта и объекта научного по- знания выделяются четыре основных компонента научного познания: 1. Субъект познания – это тот, кто познает и действует. Субъект познания подразделяется на индивидуальный субъект (отдельный уче- ный) и коллективный субъект (исследовательская группа, научное со- общество и т.д.). 2. Объект познания – это то, что изучает данная научная дисци- плина. Иначе говоря, это все то, на что направлена мысль исследователя. В самом общем виде объектами познания могут выступить природа, об- щество, культура и сам человек. 3. Система методов и приемов, которые характерны для данной научной дисциплины, например, это эксперимент и теория. 4. Специфический научный язык. Он делится на естественный и искусственный. В современной науке возрастает роль искусственных языков. По другому основанию в структуре научного знания можно выде- лить следующие элементы:
1. Уровень эмпирического знания. Включает в себя наблюдение, эксперимент, сравнение. 2. Уровень теоретического знания. Включает в себя научную проблему, гипотезу и теорию. 3. Уровень метатеории (оснований науки). Включает в себя нормы научного знания, идеалы, ценности. 4. Методы научного познания. Включает в себя индукцию, де- дукцию, аналогию и т.д. Классификация наук Наука является целостной системой знания. В то же время эта единая, целостная система внутренне дифференцирована, расчленена. Она состоит из отдельных относительно самостоятельных дисциплин. Отсюда возникает проблема классификации, т.е. расположения наук в определенном порядке, последовательности. Глубокую для своего времени классификацию наук предложил О. Конт. Он выделил шесть основных наук: 1. Математика (включая механику); 2. Астрономия; 3. Физика; 4. Химия; 5. Биология; 6. Социология. Значительный вклад в понимании специфики социальных, гумани- тарных наук внесли неокантианцы Вильгельм Дильтей и Генрих Рик- керт. Они отделяют науки о духе от наук о природе. Науки о природе – естественные науки (механика, физика, биология и т.д.) – изучают внешний по отношению к человеку мир. Науки о духе – это гуманитар-
ные науки (история, психология и т.д.), которые изучают человеческие отношения, чувства, переживания. Науки о природе направлены на изучение общих повторяющихся закономерностей, а науки о духе занимаются изучением единичных, не- повторимых, уникальных явлений. Науки о природе свободны от ценностей – добра или зла, справед- ливости или несправедливости, а науки о духе – это царство ценностей. По предмету и методу познания современные науки можно клас- сифицировать на четыре группы 1. Математические науки (математика, кибернетика, механика); 2. Естественные науки (физика, химия, биология); 3. Технические науки (изучают закономерности искусственно со- зданных человеком материальных систем, они достаточно разнообраз- ны); 4. Социально-гуманитарные науки (история, философия, педа- гогика, культурология, социология и т.д.). Кроме этого, науки классифицируются по степени удаленности от практики. В этой связи выделяются: 1. Фундаментальные науки – изучают основные законы и прин- ципы реального мира без прямой ориентации на практику; 2. Прикладные науки – предполагают непосредственное приме- нение результатов исследования на практике. Необходимо иметь в виду, что нет ничего практичнее, чем хоро- шая теория.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 1383; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.203.27 (0.011 с.) |