Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Постнеклассическая научная картина мира↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Классическая научная картина мира господствует в XVII-XIX вв. Она основана на достижениях науки Нового времени. Основателями этой картины мира явились Н.Коперник, Г.Галилей, И.Ньютон. Этало- ном объяснения мира здесь считается однозначная причинно- следственная зависимость. Прошлое изначально определяет настоящее, настоящее изначально определяет будущее. Считалось, что все состоя- ния мира могут быть однозначно просчитаны и предсказаны. Эталоном познания считалась объективность, то есть независимость научных зна- ний от субъекта, от наблюдателя. Неклассическая научная картина мира зарождается на рубеже XIX – ХХ вв. На возникновение этой картины мира повлияли достиже- ния в области термодинамики, открытие явлений электромагнетизма, исследование микромира, идея относительности А. Эйнштейна. В дан- ной научной картине мира случайность считается не чем-то внешним и побочным в развитии объекта, а важнейшей стороной происходящих со- бытий. Изменения осуществляются, подчиняясь закону вероятности и
больших чисел, т.е. выдвигается идея статистического понимания при- чинности. Кроме этого, утверждается, что на результат познания значи- тельное влияние оказывает наблюдатель (субъект), а также используе- мые приборы. Постнеклассическая научная картина мира начинает форми- роваться в 70-е годы ХХ в. На эту картину мира серьезное влияние ока- зали труды бельгийского ученого И. Пригожина о синергетике. С самого начала и к любому данному моменту времени будущее остается непред- определенным. Развитие может пойти в одном из нескольких направле- ний. Предсказать, в каком именно направлении пойдет будущее разви- тие событий, невозможно. Направление развития чаще всего определя- ется каким-то незначительным фактором. Достаточно небольшого «укола» и система перестраивается, выбирает иное направление разви- тия. Придается очень большое значение роли случайности в развитии. Случайное и незначительное событие может вызвать глобальные изме- нения в мире и в развитии системы. Функции научной картины мира: 1. Объяснительная функция. Научная картина мира объясняет природные и социальные процессы на базе имеющихся знаний. 2. Функция систематизации научного знания. В научной картине мира обобщаются наиболее важные узловые научные идеи, характерные для той или иной эпохи.
Методы научного познания и их классификация. Философские, общенаучные и общелогические методы Метод – это совокупность определенных правил, приемов, спосо- бов познания и действия. Метод – это система предписаний, требований, благодаря которым решается конкретная практическая или научная
(теоретическая) задача. Метод дисциплинирует поиск истины, он эконо- мит время и позволяет двигаться к поставленной цели кратчайшим пу- тем. Таким образом, метод – это совокупность определенных способов, приемов, которые применяются в разных видах деятельности для до- стижения поставленных целей. Поэтому различают методы в науке, ме- тоды в политике, методы в производстве и т.д. Примером использования методов в промышленности и сельском хозяйстве являются производ- ственные технологии. Классификация методов может производиться по различным ос- нованиям. По степени общности и по широте применения методы научно- го познания делятся на три группы: Философские методы Научные методы Общелогические методы Философские методы отличаются всеобщим характером приме- нения. Эти методы используются для анализа природных явлений, соци- альных процессов, закономерностей сознательной деятельности челове- ка. Традиционно выделяются два философских метода: Диалектический метод Метафизический метод Эти методы отличаются друг от друга в понимании проблемы свя- зей в мире, а также в понимании проблемы развития. При понимании проблемы связей метафизика рассматривает вещи, отвлекаясь от их связи с другими вещами. Диалектический метод, напротив, призывает познавать вещи и явления, учитывая их связи с другими вещами и явлениями.
При понимании проблемы развития метафизика или игнорирует развитие познаваемого предмета или сводит развитие к простым количе- ственным изменениям предмета. Диалектика же полагает, что понять предмет можно, лишь учитывая тенденции развития этого предмета. Философы-диалектики говорят: «Истина конкретна». Истина в одних условиях может быть ложной в других условиях. Кроме этого, развитие предполагает не только количественные изменения, но и качественные скачки, которые осуществляются при пе- реходе от старого качества к новому качеству. В ходе развития науки метафизика используется на этапе накоп- ления научных фактов, а диалектика используется на этапе теоретиче- ского обобщенного практического материала. Научные методы делятся на два уровня:
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 1086; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.7.212 (0.01 с.) |