Постнеклассическая научная картина мира 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Постнеклассическая научная картина мира



Классическая научная картина мира господствует в XVII-XIX вв. Она основана на достижениях науки Нового времени. Основателями этой картины мира явились Н.Коперник, Г.Галилей, И.Ньютон. Этало- ном объяснения мира здесь считается однозначная причинно- следственная зависимость. Прошлое изначально определяет настоящее, настоящее изначально определяет будущее. Считалось, что все состоя- ния мира могут быть однозначно просчитаны и предсказаны. Эталоном познания считалась объективность, то есть независимость научных зна- ний от субъекта, от наблюдателя.

Неклассическая научная картина мира зарождается на рубеже XIX – ХХ вв. На возникновение этой картины мира повлияли достиже- ния в области термодинамики, открытие явлений электромагнетизма, исследование микромира, идея относительности А. Эйнштейна. В дан- ной научной картине мира случайность считается не чем-то внешним и побочным в развитии объекта, а важнейшей стороной происходящих со- бытий. Изменения осуществляются, подчиняясь закону вероятности и

 

 


больших чисел, т.е. выдвигается идея статистического понимания при- чинности. Кроме этого, утверждается, что на результат познания значи- тельное влияние оказывает наблюдатель (субъект), а также используе- мые приборы.

Постнеклассическая научная картина мира начинает форми- роваться в 70-е годы ХХ в. На эту картину мира серьезное влияние ока- зали труды бельгийского ученого И. Пригожина о синергетике. С самого начала и к любому данному моменту времени будущее остается непред- определенным. Развитие может пойти в одном из нескольких направле- ний. Предсказать, в каком именно направлении пойдет будущее разви- тие событий, невозможно. Направление развития чаще всего определя- ется каким-то незначительным фактором. Достаточно небольшого

«укола» и система перестраивается, выбирает иное направление разви- тия. Придается очень большое значение роли случайности в развитии. Случайное и незначительное событие может вызвать глобальные изме- нения в мире и в развитии системы.

Функции научной картины мира:

1. Объяснительная функция. Научная картина мира объясняет природные и социальные процессы на базе имеющихся знаний.

2. Функция систематизации научного знания. В научной картине мира обобщаются наиболее важные узловые научные идеи, характерные для той или иной эпохи.

 

 

Методы научного познания и их классификация. Философские, общенаучные и общелогические методы

Метод – это совокупность определенных правил, приемов, спосо- бов познания и действия. Метод – это система предписаний, требований, благодаря которым решается конкретная практическая или научная

 


(теоретическая) задача. Метод дисциплинирует поиск истины, он эконо- мит время и позволяет двигаться к поставленной цели кратчайшим пу- тем. Таким образом, метод – это совокупность определенных способов, приемов, которые применяются в разных видах деятельности для до- стижения поставленных целей. Поэтому различают методы в науке, ме- тоды в политике, методы в производстве и т.д. Примером использования методов в промышленности и сельском хозяйстве являются производ- ственные технологии.

Классификация методов может производиться по различным ос- нованиям.

По степени общности и по широте применения методы научно- го познания делятся на три группы:

Философские методы

Научные методы

Общелогические методы

Философские методы отличаются всеобщим характером приме- нения. Эти методы используются для анализа природных явлений, соци- альных процессов, закономерностей сознательной деятельности челове- ка.

Традиционно выделяются два философских метода:

Диалектический метод

Метафизический метод

Эти методы отличаются друг от друга в понимании проблемы свя- зей в мире, а также в понимании проблемы развития.

При понимании проблемы связей метафизика рассматривает вещи, отвлекаясь от их связи с другими вещами. Диалектический метод, напротив, призывает познавать вещи и явления, учитывая их связи с другими вещами и явлениями.

 

 


При понимании проблемы развития метафизика или игнорирует развитие познаваемого предмета или сводит развитие к простым количе- ственным изменениям предмета. Диалектика же полагает, что понять предмет можно, лишь учитывая тенденции развития этого предмета.

Философы-диалектики говорят: «Истина конкретна». Истина в одних условиях может быть ложной в других условиях.

Кроме этого, развитие предполагает не только количественные изменения, но и качественные скачки, которые осуществляются при пе- реходе от старого качества к новому качеству.

В ходе развития науки метафизика используется на этапе накоп- ления научных фактов, а диалектика используется на этапе теоретиче- ского обобщенного практического материала.

Научные методы делятся на два уровня:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 1028; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.163.31 (0.008 с.)