Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Научная теория и ее основные функции. Типология научных теорий

Поиск

Теория (греч. θεωρία — рассмотрение, исследование) — учение, система идей или принципов. Является совокупностью обобщенных положений, образующих науку или ее раздел. Теория выступает как форма синтетического знания, в границах которой отдельные понятия, гипотезы и законы теряют прежнюю автономность и становятся элементами целостной системы [1]. В теории каждое умозаключение выводится из других умозаключений на основе некоторых правил логического вывода. Способность прогнозировать — следствие теоретических построений. Теории формулируются, разрабатываются и проверяются в соответствии с научным методом.

В «чистых» науках теория — произвольная совокупность предложений некоторого искусственного языка, характеризующегося точными правилами построения выражений и их понимания.

Функции теории

Любые теории обладают целым рядом функций. Обозначим наиболее значимые функции теории:

-теория обеспечивает использующего её концептуальными структурами;

-в теории происходит разработка терминологии;

-теория позволяет понимать, объяснять или прогнозировать различные проявления объекта теории.

Динамика науки как процесс порождения нового знания

Рост, изменение. развитие- важнейшие характеристики наук.

Процесс эволюции науки:

-миф

-логос(античная наука)

-преднаука(античная и средневековая наука)

-классическая наука

-неклассическая наука

-постнеклассическая наука

В философии существуют три концепции развития науки:

1. Кумулятивный процесс - накопление твердо установленных истин на эмпирическом и теоретическом уровне, т.е. линейно развивающийся процесс.

2. Развитие науки через феномен научной революции. Развитие науки происходит скачкообразно.

3. Развитие науки через кейс-стадии - интуитивный подход.

У первого подхода мало сторонников. Ранее был наиболее распространен второй подход. Понятие научной революции ввел Ф.Энгельс. Существенный вклад в теорию научных революций внес В.Ленин. Академик В.Вернадский описывал научную революцию как "взрыв научного творчества". Т.Кун использовал понятия "парадигма", "нормальная наука" и "научное сообщество". По его мнению, научная революция - это смена парадигм. Парадигмы - признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают модель постановки проблем и их решений научному сообществу.

Существуют три типа научных революций:

Микро-революции (изменения в отдельных науках)

Локальные революции (изменения в фундаментальных науках)

Глобальная революция (изменения затрагивают всю систему научного знания)

В отечественной философии науки выделяют четыре глобальных научных революции:

Доклассическая научная революция (античность 5-6 века д.н.э. - 17 век н.э.)

Классическая научная революция (17-19 века)

Неклассическая научная революция (вторая половина 19 века - первая половина 20 века)

Постклассическая научная революция (вторая половина 20 века - наши дни)

 

 

Обоснование научного знания

Научное познание - высший уровень логического мышления. Результат научного мышления есть знание. Для познания сущностных сторон мира и человека недостаточно форм и средств обыденного мышления, необходимы сложные логические формы мышления, научные эксперименты и наблюдения, методы и методики.

Под обоснованием научного знания понимаются:

-философские основания(Философские основания науки - связующее звено между философским и научным знанием. Они не относятся напрямую ни к науке, ни к философии, так как по своей природе, они скорее являются неким пограничным знанием. Философские основания науки образуют идеи и принципы, обосновывающие идеалы и нормы науки, а также содержательное представление научной картины мира. Кроме того, философские основания науки обеспечивают включение научного знания в культуру.)

-научная картина мира(Научная картина мира (сокр. НКМ) — одно из основополагающих понятий в естествознании — особая форма систематизации знаний, качественное обобщение и мировоззренческий синтез различных научных теорий.)

-идеалы и нормы научного мира(Как и всякая деятельность, научное познание регулируется определенными идеалами и нормами, которые выражают ценностные и целевые установки науки, отвечая на вопросы: для чего нужны те или иные познавательные действия, какой тип продукта (знания) должен быть получен в результате их осуществления и каким способом получить это знание.)

-исследовательская программа(единица научного знания; совокупность и последовательность теорий, связанных непрерывно развивающимся основанием, общностью основополагающих идей и принципов.

Проблема роста научного знания всегда занимала умы учёных и мыслителей, независимо от их взглядов и пристрастий или принадлежности к различным направлениям науки или религии. В некоторых случаях данная проблема является ключевой для всей системы тех или иных научных изысканий.)

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 617; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.12.88 (0.007 с.)