Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основания науки и их структура. Идеалы и нормы исследования. Философские основания науки и ихСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Роль в научном поиске и обосновании научного знания Вспомним, что в структуре научного познания выделяются три основных уровня: Эмпирическое познание Теоретическое познание Метатеория (основания науки) Рассмотрим более детально содержание метатеории. Метатеория (основания науки) является признаком состоявшейся науки, находящей- ся на довольно высоком этапе развития. Основания науки имеют многослойное строение. Можно выде- лить три структурных элемента в основаниях науки: Идеалы и нормы научного познания Философские основания науки Научная картина мира
Идеалы науки – это ценностные ориентации научного мышления ученых, которые занимаются наукой. Ценности есть общезначимые об- разцы, нормы, которые предъявляются к научному исследованию. Идеалы и нормы науки носят исторически развивающийся харак- тер. Например, идеалом классической науки XVII-XIX вв. в понимании причинности была динамическая трактовка причинности: все предопре- делено – прошлое, настоящее, будущее. Идеалом понимания причинности в неклассической науке (конец XIX-XX вв.) является статистическая трактовка причинности. Здесь причинность носит вероятностный характер – события жестко не пред- определены. Большое значение в наступлении того или иного события придаётся случайности. Основные идеалы и нормы научного познания: 1. Непротиворечивость – речь идёт о формальной непротиворе- чивости, т.е. одно высказывание в сфере мышления не должно противо- речить другому высказыванию. 2. Принципиальная проверяемость – верификация. Данная ценность особенно значима в науках, которые имеют дело с конкретны- ми фактами в виде определенных наблюдений, экспериментов. 3. Принципиальная возможность фальсификации, т.е. допуще- ние возможности опровержения того или иного научного положения. 4. Организованность и системность. Это значит, что каждый но- вый результат науки опирается на предыдущий результат. Кроме этого, каждое новое высказывание в науке выводится из других истинных и доказанных высказываний. Например, в математике такими высказыва- ниями являются аксиомы. В конкретных естественных науках такими высказываниями являются законы.
5. Принцип точности – этот идеал ориентирует ученого на выра- жение результатов исследования в точной количественной математиче- ской форме. Данный идеал особенно ценится в естественных и техниче- ских науках. 6. Принцип преемственности в развитии научного познания. Ученые должны стремиться к пониманию связи своей теории с предше- ствующими теориями. И. Ньютону принадлежит высказывание: «Я сто- ял на плечах гигантов». 7. Идеал научного объяснения – задача науки состоит в адекват- ном объяснении мира. 8. Идеал предсказания – наука ценится, когда может предсказы- вать явления и события. 9. Для современной науки особо ценным является идеал возмож- ности практического использования научных выводов в промыш- ленности, сельском хозяйстве, медицине. Философские основания науки На протяжении истории науки философия играла значительную роль в ее развитии. Следует вспомнить, что философия является прама- терью всех наук. Две с половиной тысячи лет назад возникла единая си- стема знаний – философия, которая включала в себя и научную пробле- матику. Первые философы были одновременно и учёными. Философские основания включают в себя четыре вида оснований: 1. Онтологические основания. Именно философия говорит о бесконечности мира, о том, что нет беспричинных явлений и т.д. 2. Гносеологические основания. Философия, а вернее значитель- ная часть ее представителей, говорит о возможности объективной исти- ны, то есть такого содержания знания, которое независимо от человека.
3. Методологические основания. В науке используются такие философские методы, как диалектический метод, системный метод, структурно-функциональный метод, в гуманитарных науках метод гер- меневтики – искусство, умение трактовать, правильно понимать текст. 4. Аксиологические основания. Естественные науки в целом без- различны к ценностям, задача ученых заключается в том, чтобы познать и объяснить окружающий мир. В то же время любой ученый является человеком, он не свободен от ценностей – от понимания добра и зла, справедливости и несправедливости. Эти ценности изучает и привносит в науку философия, прежде всего отрасль философии – этика. Примером влияния философских оснований на развитие науки яв- ляется история с атомистическим учением Демокрита. Демокрит выдви- нул идею о том, что мир состоит из атомов, которые движутся в пустоте. Атомы различаются между собой по форме, по местоположению в про- странстве. Ученик Демокрита Эпикур заявил, что атомы различаются также по весу. Демокрит допускает пустоту для того, чтобы показать вечность движения и изменений в мире. Эта идея Демокрита оказалась исключительно плодотворной для развития науки, особенно для науки эпохи Возрождения и Нового времени, в том числе для таких русских ученых, как М. Ломоносов и Д. Менделеев.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 934; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.134.163 (0.008 с.) |