Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Структура эмпирического знания. Наблюдение, сравнение, эксперимент. Единство эмпирического и теоретического знанияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В структуре научного познания различают эмпирический и теоре- тический уровень исследований. Эмпирический уровень предполагает непосредственное взаимо- действие исследователя с объектом познания. Здесь познание осуществ- ляется на основе чувственного контакта ученого и предмета познания. Основными структурными элементами эмпирического познания является наблюдение и эксперимент. Наблюдение – это исходная форма эмпирического познания, именно с него начинается познавательная деятельность. Различаются научное наблюдение и обыденное наблюдение. 1. Научное наблюдение, в отличие от обыденного наблюдения, но- сит организованный характер. Исследователь упорядочивает процедуру наблюдения. А обыденное наблюдение носит неорганизованный, слу- чайный характер. 2. Научное наблюдение носит системный характер. Одного или нескольких наблюдений в науке недостаточно. 3. Наблюдение в науке носит целенаправленный характер. Пред- принимая исследование в виде наблюдения, ученый обязательно ставит идеальную цель (подтвердить или опровергнуть существующую теорию и т.д.). Ученый не просто регистрирует какие-то факты, он выбирает те факты, которые имеют отношение к поставленной цели. 4. Научные наблюдения связаны с определенной теорией. В науке наблюдения всегда теоретически нагружены. Ученый связывает эмпириче- ские факты с теоретическими представлениями. Поэтому в науке важные открытия крайне редко делаются неспециалистами. Луи Пастер однажды сказал: «Случай может научить чему-то только подготовленный ум».
5. Научное наблюдение отличается от повседневного также тем, что в нем широко используются специальные устройства и средства (микроскопы, телеаппаратура, ЭВМ и т.д.). Эти приборы компенсируют природную ограниченность органов чувств человека. Следует подчеркнуть, что наблюдение осуществляется без какого- либо изменения изучаемых явлений. Оно предполагает невмешательство исследователя в процесс протекания естественных событий. В некоторых случаях наблюдение является единственно возмож- ным методом эмпирического исследования, что особенно очевидно в астрономии. Виды наблюдения: 1. Естественно – научные наблюдения (наблюдения за природны- ми объектами). 2. Наблюдения в области социальных наук (используются в социо- логии, менеджменте). Специфической разновидностью наблюдения является интроспек- ция – самонаблюдение, которое может применяться в психологии и пе- дагогике. Эксперимент, в отличие от наблюдения, предполагает сознатель- ное вмешательство ученого в исследуемый объект. Современная наука берет начало с Г. Галилея. Именно он начал широко внедрять эксперимент в науку. Эксперимент в союзе с матема- тикой и дал начало подлинно научному познанию. Выдающиеся успехи науки за последние четыре столетия достигнуты благодаря эксперимен- ту. Специфическая особенность эксперимента как эмпирического ме- тода заключается в активном практическом воздействии исследователя
на изучаемые объекты. Исследователь здесь сознательно вмешиваются в естественный ход протекания природных или социальных процессов. Научный эксперимент в большей мере, чем наблюдение, связан с теорией. Идея эксперимента, интерпретация результата эксперимента зависят от теоретических построений. В современной науке эксперименты широко используются не только в точных науках (механика, физика, химия), но также в науках, которые изучают живую природу (генетика, физиология, биология и т.д.). С помощью эксперимента удается связать теорию и практику. Эксперимент иногда называют вопросом, который обращен к природе. Со времен Г. Галилея эксперимент – это важнейшее средство диалога человека и природы. Главная задача эксперимента заключается в опытной проверке ги- потез и теорий. В то же время, эксперимент имеет определенные ограничения. В ряде областей эксперимент не используется или малоэффективен, например в космологии. Ограниченные возможности эксперимент имеет также в исторических науках, поскольку в истории изучаются события, которые уже случились. Во многих социальных и гуманитарных науках применение эксперимента ограничено по этическим соображениям.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 1135; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.52.26 (0.011 с.) |