Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Лекция 8. Структура научного знания↑ Стр 1 из 6Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
ЛЕКЦИЯ 8. СТРУКТУРА НАУЧНОГО ЗНАНИЯ
Научное знание как сложная развивающаяся система. Многообразие типов научного знания. Классификация наук. Естественные, технические, социальные, гуманитарные науки Научное познание есть целостная система, которая находится в постоянном движении. Наука имеет довольно сложную структуру. Структура – это устойчивые связи между элементами в системе, а проще говоря – элементный состав чего-либо. Структуру науки можно анализировать с различных сторон, ис- пользовать разные основания для выделения элементов научного знания. С точки зрения взаимодействия субъекта и объекта научного по- знания выделяются четыре основных компонента научного познания: 1. Субъект познания – это тот, кто познает и действует. Субъект познания подразделяется на индивидуальный субъект (отдельный уче- ный) и коллективный субъект (исследовательская группа, научное со- общество и т.д.). 2. Объект познания – это то, что изучает данная научная дисци- плина. Иначе говоря, это все то, на что направлена мысль исследователя. В самом общем виде объектами познания могут выступить природа, об- щество, культура и сам человек. 3. Система методов и приемов, которые характерны для данной научной дисциплины, например, это эксперимент и теория. 4. Специфический научный язык. Он делится на естественный и искусственный. В современной науке возрастает роль искусственных языков. По другому основанию в структуре научного знания можно выде- лить следующие элементы:
1. Уровень эмпирического знания. Включает в себя наблюдение, эксперимент, сравнение. 2. Уровень теоретического знания. Включает в себя научную проблему, гипотезу и теорию. 3. Уровень метатеории (оснований науки). Включает в себя нормы научного знания, идеалы, ценности. 4. Методы научного познания. Включает в себя индукцию, де- дукцию, аналогию и т.д. Классификация наук Наука является целостной системой знания. В то же время эта единая, целостная система внутренне дифференцирована, расчленена. Она состоит из отдельных относительно самостоятельных дисциплин. Отсюда возникает проблема классификации, т.е. расположения наук в определенном порядке, последовательности. Глубокую для своего времени классификацию наук предложил О. Конт. Он выделил шесть основных наук: 1. Математика (включая механику); 2. Астрономия; 3. Физика; 4. Химия; 5. Биология; 6. Социология. Значительный вклад в понимании специфики социальных, гумани- тарных наук внесли неокантианцы Вильгельм Дильтей и Генрих Рик- керт. Они отделяют науки о духе от наук о природе. Науки о природе – естественные науки (механика, физика, биология и т.д.) – изучают внешний по отношению к человеку мир. Науки о духе – это гуманитар-
ные науки (история, психология и т.д.), которые изучают человеческие отношения, чувства, переживания. Науки о природе направлены на изучение общих повторяющихся закономерностей, а науки о духе занимаются изучением единичных, не- повторимых, уникальных явлений. Науки о природе свободны от ценностей – добра или зла, справед- ливости или несправедливости, а науки о духе – это царство ценностей. По предмету и методу познания современные науки можно клас- сифицировать на четыре группы 1. Математические науки (математика, кибернетика, механика); 2. Естественные науки (физика, химия, биология); 3. Технические науки (изучают закономерности искусственно со- зданных человеком материальных систем, они достаточно разнообраз- ны); 4. Социально-гуманитарные науки (история, философия, педа- гогика, культурология, социология и т.д.). Кроме этого, науки классифицируются по степени удаленности от практики. В этой связи выделяются: 1. Фундаментальные науки – изучают основные законы и прин- ципы реального мира без прямой ориентации на практику; 2. Прикладные науки – предполагают непосредственное приме- нение результатов исследования на практике. Необходимо иметь в виду, что нет ничего практичнее, чем хоро- шая теория.
Проблема Гипотеза Теория Закон Проблема – форма знания, содержанием которой является то, что еще не познано, но необходимо познать. Это знание о незнании в виде вопроса, который возникает в ходе познания и требует ответа. Проблема включает в себя следующие этапы: 1) постановка проблемы; 2) решение проблемы. При этом в науке важнейшее значение принадлежит первому эта- пу. А. Эйнштейн говорил, что постановка проблемы часто более суще- ственна, чем ее разрешение. В настоящее время в науковедении популярна точка зрения К. Поппера. Он считает, что наука начинается не с наблюдения, а с про- блемы. Развитие науки – это переход от одной проблемы к другой про- блеме. Научные проблемы следует отличать от ненаучных проблем. К ненаучным проблемам можно отнести идею создания вечного двигателя, многие религиозные догматы. Гипотеза – это предположение относительно чего-то. Гипотетиче- ское знание носит вероятностный характер, оно требует проверки и обоснования.
В ходе проверки гипотез одни гипотезы становятся истинной тео- рией. Другие гипотезы превращаются в заблуждения, как это произошло с гипотезами эфира и теплорода. Гипотеза как форма теоретического знания должна отвечать не- скольким общим требованиям, критериям: 1. Гипотеза должна соответствовать установленным наукой зако- нам. Так, ни одна гипотеза не является плодотворной, если она не соот- ветствует закону сохранения и превращения энергии. 2. Гипотеза не должна содержать в себе логических, формальных противоречий. 3. Гипотеза должна допускать возможность ее подтверждения (ве- рификации) или опровержения (фальсификации). Теория – это наиболее сложная форма научного знания. Теория дает целостное отражение закономерных и существенных связей в определенной области действительности. Пример: классическая механи- ка И. Ньютона, эволюционная теория Ч. Дарвина, теория относительно- сти А. Эйнштейна. По мнению А. Эйнштейна, научная теория должна отвечать сле- дующим критериям: 1. не противоречить данным опыта; 2. быть проверяемой; 3. отличаться красотой, гармоничностью, изяществом; 4. иметь широкую область своего применения. С точки зрения К. Поппера, научная теория должна отвечать сле- дующим критериям: 1. непротиворечивость – не нарушать законы формальной логики; 2. возможность экспериментальной проверки – верификации;
3.возможность опровержения теории – принципиальной допусти- мости фальсификации. Функции теории: 1. Объяснительная – теория выявляет причины происхождения со- бытий и зависимости между событиями; 2. Предсказательная – теория составляет прогнозы будущего; 3. Практическая – теория должна быть руководством к действию по изменению реальной действительности. Закон – это ключевой момент теоретического знания. Главной за- дачей научного познания является открытие законов в той или иной об- ласти действительности. Теория – не что иное, как система взаимосвя- занных законов. Закон есть объективная, существенная, необходимая, повторяющая- ся связь вещей, явлений, процессов. Это объективная связь, потому что она присуща самому миру. Это существенная связь, потому что проявляется везде, где имеют место соответствующие условия. Это необходимая связь, потому что законы связаны с сущностью, с внутренними сторонами явле- ний. Наконец, закон – это повторяющаяся связь, потому что отражает по- стоянство того или иного процесса. Виды законов: 1. По формам движения материи: а) механические; б) физические; в) химические; г) биологические; д) социальные. 2. По степени общности, по широте сферы действия:
а) Всеобщие законы (например, законы диалектики действуют во всем мире); б) Общие законы (например, закон всемирного тяготения дей- ствуют в неорганической природе); в) Частные законы (например, законы Ома действительны для электромагнитных явлений). 3. По механизму детерминации: а) динамические законы – носят однозначный характер; б) статистические законы – носят вероятностный характер.
Эмпирическое познание Теоретическое познание Философские основания науки Научная картина мира
Идеалы науки – это ценностные ориентации научного мышления ученых, которые занимаются наукой. Ценности есть общезначимые об- разцы, нормы, которые предъявляются к научному исследованию. Идеалы и нормы науки носят исторически развивающийся харак- тер. Например, идеалом классической науки XVII-XIX вв. в понимании причинности была динамическая трактовка причинности: все предопре- делено – прошлое, настоящее, будущее. Идеалом понимания причинности в неклассической науке (конец XIX-XX вв.) является статистическая трактовка причинности. Здесь причинность носит вероятностный характер – события жестко не пред- определены. Большое значение в наступлении того или иного события придаётся случайности. Основные идеалы и нормы научного познания: 1. Непротиворечивость – речь идёт о формальной непротиворе- чивости, т.е. одно высказывание в сфере мышления не должно противо- речить другому высказыванию. 2. Принципиальная проверяемость – верификация. Данная ценность особенно значима в науках, которые имеют дело с конкретны- ми фактами в виде определенных наблюдений, экспериментов. 3. Принципиальная возможность фальсификации, т.е. допуще- ние возможности опровержения того или иного научного положения. 4. Организованность и системность. Это значит, что каждый но- вый результат науки опирается на предыдущий результат. Кроме этого, каждое новое высказывание в науке выводится из других истинных и доказанных высказываний. Например, в математике такими высказыва- ниями являются аксиомы. В конкретных естественных науках такими высказываниями являются законы.
5. Принцип точности – этот идеал ориентирует ученого на выра- жение результатов исследования в точной количественной математиче- ской форме. Данный идеал особенно ценится в естественных и техниче- ских науках. 6. Принцип преемственности в развитии научного познания. Ученые должны стремиться к пониманию связи своей теории с предше- ствующими теориями. И. Ньютону принадлежит высказывание: «Я сто- ял на плечах гигантов». 7. Идеал научного объяснения – задача науки состоит в адекват- ном объяснении мира. 8. Идеал предсказания – наука ценится, когда может предсказы- вать явления и события. 9. Для современной науки особо ценным является идеал возмож- ности практического использования научных выводов в промыш- ленности, сельском хозяйстве, медицине. Философские основания науки На протяжении истории науки философия играла значительную роль в ее развитии. Следует вспомнить, что философия является прама- терью всех наук. Две с половиной тысячи лет назад возникла единая си- стема знаний – философия, которая включала в себя и научную пробле- матику. Первые философы были одновременно и учёными. Философские основания включают в себя четыре вида оснований: 1. Онтологические основания. Именно философия говорит о бесконечности мира, о том, что нет беспричинных явлений и т.д. 2. Гносеологические основания. Философия, а вернее значитель- ная часть ее представителей, говорит о возможности объективной исти- ны, то есть такого содержания знания, которое независимо от человека.
3. Методологические основания. В науке используются такие философские методы, как диалектический метод, системный метод, структурно-функциональный метод, в гуманитарных науках метод гер- меневтики – искусство, умение трактовать, правильно понимать текст. 4. Аксиологические основания. Естественные науки в целом без- различны к ценностям, задача ученых заключается в том, чтобы познать и объяснить окружающий мир. В то же время любой ученый является человеком, он не свободен от ценностей – от понимания добра и зла, справедливости и несправедливости. Эти ценности изучает и привносит в науку философия, прежде всего отрасль философии – этика. Примером влияния философских оснований на развитие науки яв- ляется история с атомистическим учением Демокрита. Демокрит выдви- нул идею о том, что мир состоит из атомов, которые движутся в пустоте. Атомы различаются между собой по форме, по местоположению в про- странстве. Ученик Демокрита Эпикур заявил, что атомы различаются также по весу. Демокрит допускает пустоту для того, чтобы показать вечность движения и изменений в мире. Эта идея Демокрита оказалась исключительно плодотворной для развития науки, особенно для науки эпохи Возрождения и Нового времени, в том числе для таких русских ученых, как М. Ломоносов и Д. Менделеев. Философские методы Научные методы Общелогические методы Философские методы отличаются всеобщим характером приме- нения. Эти методы используются для анализа природных явлений, соци- альных процессов, закономерностей сознательной деятельности челове- ка. Традиционно выделяются два философских метода: Диалектический метод Метафизический метод Эти методы отличаются друг от друга в понимании проблемы свя- зей в мире, а также в понимании проблемы развития. При понимании проблемы связей метафизика рассматривает вещи, отвлекаясь от их связи с другими вещами. Диалектический метод, напротив, призывает познавать вещи и явления, учитывая их связи с другими вещами и явлениями.
При понимании проблемы развития метафизика или игнорирует развитие познаваемого предмета или сводит развитие к простым количе- ственным изменениям предмета. Диалектика же полагает, что понять предмет можно, лишь учитывая тенденции развития этого предмета. Философы-диалектики говорят: «Истина конкретна». Истина в одних условиях может быть ложной в других условиях. Кроме этого, развитие предполагает не только количественные изменения, но и качественные скачки, которые осуществляются при пе- реходе от старого качества к новому качеству. В ходе развития науки метафизика используется на этапе накоп- ления научных фактов, а диалектика используется на этапе теоретиче- ского обобщенного практического материала. Научные методы делятся на два уровня: ЛЕКЦИЯ 8. СТРУКТУРА НАУЧНОГО ЗНАНИЯ
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 6160; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.212.119 (0.009 с.) |