Средневековая наука, ее идейные и социокультурные особенности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Средневековая наука, ее идейные и социокультурные особенности.



Для эпохи средневековья характер­ны религиозная картина мира и «стиль социокультурного пове­дения», опирающийся на теологические ценности. Западноевро­пейское средневековье в качестве официальной доктрины избрало христианство, независимые от него представления жестоко ка­рались.

В рамках средневековья философия, как и наука, выступают «служанками» богословия. Положения, расходящиеся с христи­анскими догматами, осуждаются. С точки зрения средневековых представлений весь мир наполнен таинственными символическими знаками, которые нужно уметь интерпретировать, согласовывая с религиозными догмами. Молитвенное созерцание истины дос­тигается лишь на основе смирения и любви. Поэтому наука в сред­ние века часто оценивается как своеобразное интеллектуальное Устремление, лишенное свободы поиска и скованное предрассуд­ками и заблуждениями. Задачи научного исследования также на­правляются на достижение благодати и спасения. В науке господ­ствовал схоластический метод с его необходимым компонентом - цитированием авторитетов, что лишало значимости задачу по ис­следованию природных закономерностей.

Схоласты шлифуют и защищают основные догматы офици­альной теологической доктрины, приспосабливая ее к удобствам преподавания в университетах и школах. Они культивируют на­выки интеллектуального мышления. Основной путь постижения Бога видится в логике и рассуждениях. Со схоластикой связан оттачивание логического аппарата, рассудочных способов обосно­вания знания, при которых сталкиваются тезис и антитезис, ар­гументы и контраргументы.

Схоластика опиралась на учение о двойственной истине, раз­делявшее истины богословия и истины философии. Истинное вфилософии может быть ложным в теологии, и наоборот. Прин­цип двойственности истины указывал на наличие двух принци­пиально разных картин мира - теолога и натурфилософа. Пер­вая связывала истину с божественным откровением, вторая - с естественным разумом. В от­личие от веры философия, как и знание, опирается на доказа­тельства разума. Человеческие познания постоянно возрастают, авторитет отодвигается на последнее место.

Кредо средневековья, сформулированное Фомой Аквинским, состоит в том, чтобы философские дисциплины, которые полу­чают свое знание от разума, были дополнены наукой, священ­ной и основанной на откровении. Священное учение есть наука теология, которая к другим наукам прибегает как к подчинен­ным ей служанкам. Таким образом, в средневековье оформился специфический критерий истинности со ссылкой на авторитет Бога.

В эпоху возрождения окончательно завершилось формирование теоретических предпосылок науки. Возникает новое понимание человека, его места в мире и его познавательных способностей. Зарождается пантеизм (Кузанский, Бруно); Бог присутствует во всех природных вещах (мировая душа) и является причиной изменения мира. Природа пронизана магическими силами. Идея бесконечности приписывается самой природе. Кузанский показал единство конечного и бесконечного (совпадение минимума и максимума), т.е. возможное единство противоположностей. Вводит парадокс противоречия, как начало всякого размышления. Античность не допускает противоречии для научного знания. В эпоху возрождения парадокс считается синонимом точного знания. Если мир бесконечен, то отдельные различия исчезают. Т.к. конечное и бесконечное совпадают, это положение привело к возникновению дифференциального исчисления.

Возрождение ставит человека наравне с Богом, возникает идея могущества человеческого разума. Человек – это главная основа изменения мира; чтобы изменить нужно знать, «Знание – сила» (а не вера, как в средневековье).

Средневековая философия вошла в историю мысли под именем схоластики, которое уже с давних пор употребляется в нарицательном смысле как символ оторванного от реальности, пустого словопрения. Особенность схоластики состоит в том, что она сознательно рассматривает себя как науку, поставленную на службу теологии, как «служанку теологии». Начиная примерно с 16 века в средневековых университетах возрастает интерес к проблемам логики, которая в ту эпоху носила название диалектики и предмет которой составляла работа над понятиями. Большое влияние на философов 16—17 веков оказали логические сочинения Боэция, комментировавшего «Категории» Аристотеля и создавшего систему тонких различений и определений понятий, с помощью которых теологи пытались осмыслить «истины веры». Стремление к рационалистическому обоснованию христианской догматики привело к тому, что диалектика превратилась в одну из главных философских дисциплин, а расчленение и тончайшее различение понятий, установление определений и дефиниций, занимавшее многие умы, подчас вырождалось в тяжеловесные многотомные построения. Увлечение таким образом понятой диалектикой нашло свое выражение в характерных для средневековых университетов диспутах, которые иной раз длились по 10—12 часов с небольшим перерывом на обед. Эти словопрения и хитросплетения схоластической учености порождали к себе оппозицию. Схоластической диалектике противостояли различные мистические течения, а в 15 — 16 веках эта оппозиция получает оформление в виде гуманистической светской культуры, с одной стороны, и неоплатонической натурфилософии, с другой. Первые университеты возникли в XII в. в Париже и Болонье. В 13- 15 вв. Европа покрылась целой сетью университетов. Потребность в них обусловливалась в первую очередь нуждами и задачами церкви. В большинстве случаев университеты прямо опирались на поддержку церковных властей. Главная цель университетской науки состояла в изучении и истолковании Священного Писания и Священного Предания (т.е. произведений святых Отцов церкви). Истолкование священных текстов было исключительной прерогативой церкви и связанных с ней университетских ученых, с тем чтобы воспрепятствовать распространению невежественных суждений о христианской вере. К истолкованию допускались ученые не ниже магистерского звания. В соответствии с основной задачей большинство университетов включало в свой состав два факультета - факультет свободных искусств и факультет теологии (богословия). Первый был необходимой подготовительной ступенью ко второму. Факультет теологии имел целью точное изучение Библии путем ее толкования и систематического изложения христианской доктрины. Итогом этой работы были так называемые «Суммы теологии». Магистрами теологии становились лишь те, кто ранее прошел обучение на факультете свободных искусств. Впечатляющими были сроки обучения: на факультете свободных искусств - шесть лет, на факультете теологии - не менее восьми лет. Таким образом, чтобы стать магистром богословия, приходилось затратить на обучение не менее четырнадцати лет. Впрочем, учение не могло не быть увлекательным, поскольку предполагало активное участие в дискуссиях и диспутах. Лекции чередовались с семинарами, на которых учащиеся отрабатывали умение самостоятельно применять полученные знания. Высоко ценились логическая дисциплина ума критическое мышление, острая проницательность.

Университеты решали несколько взаимосвязанных задач: они готовили кадры хорошо обученных и подготовленных идейных защитников христианства, они же произво­дили богословско-философскую продукцию - трактаты различного назначения, с изощренно-логическим.

1) Онтология теоцентризма (учение о бытие): 1. подлиным бытием обладает трансцендентный миру Богу. 2. креационизм-мир сотворен Богом из ничего (способы творения: генерация (родители ребенок), фабрикация (глина горшок), креация (творение Богом)). 3.провиденциализм-все подчиняется воле Бога. 4.эсхатология-учение о конечных судьбах мира, о втором пришествии и страшном суде. 5.телеологизм-каждая вещь стремится к той цели, которую назначил Бог. 6.иерархизм-вещи различаются по степени одухотворен.

2) Гносеология -теория познания. Теотиан «Верую, ибо абсурдно». Августин Блаженный «Верую, чтобы познать». Вильгельм «Знаю, чтобы верить». 1.основной источник знания Библия и другие священные тексты. 2.метод познания признавалась экзегетика – толкование священных текстов (буквальный, эсхотологический – о запретном мире, аллегорический, духовный). 3.критерий истины-это не противоречие священным текстам. 4.вера выше знания. 5.предметом познания полагалось только имеющее отношение к духовному. 6.символизм – всякая вещь означает не саму себя, а является символом Бога. За ней надо видеть идеальный мир.

3) Антропология и аксеология -теория о человеке и ценностей.1.Критерии ценности – это отношение объекта к духовному, священному, церковному. 2.Смысл жизни человека – спасение души. 3.Идеал жизни- покорность, смирение, принятие воли Бога (монашеская жизнь). 4.человек понимался дуалистически, и как божественное существо, и как изменившее ему, т.е. дьявольское.

4) Эпистемология (научное знание). 1.Становление полумистического экспериментального метода познания природы. Идеологический фундамент опытной деятельности: представление о себе, как о деятеле; человек стал восприниматься как хозяин природы, который должен извлекать из нее пользу; труд для монаха –богоугодное дело, допускается деятельность по облегчению этого труда на основе создания механизмов. Наиболее ярко экспериментальная деятельность проявилась в алхимии, ятрохимии (лекарства) и натуральной химии (цель - воздействие на потусторонние силы). Идеолог экспериментального метода Роджер Бекон. Он выделял 2 вида познания: на основе доказательства и опыта, причем опыт ставил выше, а природу предлагал изучать через понятия материи и силы, где первое описывается физически, а второе – материалистически.

2. Качественный характер знания. В основе лежала идея Аристотеля о неоднородном и анизотропном пространстве, в котором все точки и направления неравноценны, т.е. бытие качественно неоднородно.

3. Отрицание объективных законов природы, не являющейся автономной, природа зависит от Бога.

4. Универсализм мировоззрения. Все отдельное, частное рассматривается как порочное, отпавшее от целого, единство обеспечивает Бог. Ценилось комплексное, универсальное, всеобщее знание, основными жанрами «научных» работ были суммы (Сумма против язычников), компендиумы, бестиарии (договоры против чегото).

5. Комментаторский характер знаний.

Основные направления: 1.Патристика (с лат – отец) – это учение «Отцов церкви» (Террушан, Ориген, Августин) имеющие целью теологизацию греко-римской языческой религиозной мысли, с опорой на учение Платона (Догматика, опологетика, казуистика). 2.Схоластика (от греч. «схола»-комментарий) – это направление средневековой мысли 9-14 вв имеющее целью рационализацию и систематизацию христианского учения с опорой на учения Аристотеля (Знание абсолютно текстовое, они были лишь логиками).

Теология – наука о целесообразности: естественная (вытекает из процессов развития общества) и сверхъестественная (исходит от Бога). Познание при таких условиях могло существовать только под контролем церкви. Все то, что противоречило церкви, подлежало запрету. 1131 г. – запрет на медиц. и юридич. лит-ру. В этот период исследуются не реальные вещи и исследования, а понятия. В мире созданном Богом, не было места объективным законам, без этого наука не могла быть. Существовали области знания, к-е подготавливали возможность рождения науки (алхимия, астрология, натур. магия) и др. Универсальным методом исследования была дедукция Аристотеля (идеалистическая дедукция).

Важнейшая хар-ка схоластики - идея рационализации положений христианства, что подразумевало нахождение соответствия м/у Божьим словом и миром. Метод схоластов - построение схол (комментариев к священным текстам): восходящие (от мира к слову Божьему) и нисходящие (от слова к миру). 5 доказательств бытия Бога Фомы Аквинского: 1-док-во от движения (Бог-перводвигатель), 2-док-во от причинности (я –мама и папа… - адам и ева – Бог), 3-док-во от цели (река течет в направление, заданным Богом) 4.док-во от бытия совершенства (наиболее добр, красив, справедлив – Бог), 5-док-во от абсол необход (небытие….Бог).

Важнейшая логическая проблема схоластов - спор об универсалиях (общие понятия обозначающие классы объектов: дом, дерево, человек). Как соотносятся универсалии и вещи: реализм (вначале существовали универсалии - как идеи Бога, а потом на их основе появились вещи); номинализм (береза, дуб, пальма - многол, ствол, крона; дерево – многол растение, имеющее твердый ствол, ветки, крону); концептуалисты (компромиссная позиция: универсалии реальны, но только относительно ума человека).

Негативное значение - мысль схоластов не выходит за пределы текста, не имеет отношения к актуал. проблем.

Важная особенность средневековой науки - становление полумистического опытного знания. Предпосылки опытного знания: 1-Христианское отношение к труду: трудился Иесус, апостолы, а также монахи для усмирения гордыни. 2-Изменение отношения к природе, должна быть трансформирована для принесения пользы людям. Т.О. появляется прослойка людей соединяющих теоретич и практич д-ть, т.е. монашество.

Роберт Гроссетест - неоплатонизм, где бытие - процесс эмонации света из единого, именно свет есть зримое проявление Бож. первоосновы, изучал оптику. Роджер Бекон - «знание - сила человека»: 1)Критика теоретич знания, подвержено 4 порокам: лже авторитет, лже знание, предубеждение и привычки. Предлагает 4 лекарства: изучение древних языков, оптики, математики, 4-опыт (всякое знание полученное непосредственно, а не логически). 2)Учение об опытном познании, включает: веру в авторитеты, логические выводы и опыт. Опыт: внутренний (откровение - сверхест истины) и внешний (на основе органов чувств - естеств истина). Уильям Оккам - учение о знании: 1) интуитивном (ощущения, переживания) 2) абстрагированным (отвлечение от существования и несуществования вещей). Существуют лишь единичные вещи и интенция (устремление души к познанию). Ввел теорию общих понятий (терминизм). Из разновидностей терминов вытекают науки: 1)реальные (о бытие), 2)рациональные (рассматриваются понятия по отношению к другим понятиям – логика).

Магия – это мистическая д-ть, имеющая целью принуждение сверхест-х силы к необходимому шагу, образу действий. Различают черную и белуб. Белая включает в себя: алхимию (опыт: химич экспер, позволил получить лекарство, спирт, яды, возгорающие в-ва и мистика: поиск Красного льва –превращающего все в золото) и астрологию (опыт: астрономич знания, математика, космобиология, астропсихология(знаки зодиака) и мистика – цель астрол поиск путей откровений). В овнове мистики алхимиков лежал поиск путей творения мира. Золотой век (рай) – Грехопадение (смеш) – Искупление (д-ть алхим) – Спасение (рай).

В средние века наука: 1) анбивалентна (соединяет созерцательность и мистические аспекты), поэтому нельзя средневековье назвать началом науки. Еще отсутствовала идея автономности природы (средство выражения духовных сил). 2) качеств-й хар-р знаний: определить сущность вещи – постичь ее божественный замысел, найти ее место в мировой иерархии. 3) полумистич хар-р опытного знания. 4) созерцательный теологотесктовый хар-р познания - божественные тексты имели больший научный статус, чем природа.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 400; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.41.214 (0.011 с.)