Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Характеристика эпоса раннего СредневековьяСодержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
- отражение языческих представлений и родового строя - мифологические и сказочные мотивы - жанровая специфика Народно-эпическая поэзия воплотила мифологические представления и концепции исторического прошлого, этические идеалы и коллективистский (родоплеменной) пафос. Причем в наиболее ранних памятниках мифологическое восприятие доминирует и лишь постепенно вытесняется историческими представлениями (и образами). В архаических эпосах сохранилась связь с традицией фольклора, с богатырскими сказками и сказаниями о первопредках. Соответственно эти эпические памятники насыщены мифологической и сказочной фантастикой. Кругозор их творцов практически ограничен родоплеменными отношениями, так что даже великие столкновения народов трактуются как родовая распря. Сильны эл-ты идеализации родовых отношений. В скандинавском мифологическом эпосе гибель родовых отношений трактуется как крушение мира. Форма: краткие песни и сказания (нем. “Песнь о Хильдебранде”), стихотворно-прозаич. и прозаические произведения. РАННЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ Это переходное время, когда начала формироваться средневековая литература. В основе средневековой культуры и литературы лежат три важнейших источника традиций: 1. Христианская религия. Христианство обеспечивает средневековую культуру идейной базой. 2. Наследие культуры античности. Оно было воспринято средневековьем частично. По двум причинам: 1). Западная Европа в средние века имела возможность контактировать с римским наследием, прежде всего в силу своего географического положения. Греческая культура в Западной Европе была недоступна. О ней знали лишь по некоторым пересказам, копиям греческой литературы, которые делали римляне. С Византией у З.Европы были очень слабые связи. 2). Христианскому средневековью были чужды многие идеалы античности: гармонии, героической личности. Чужды интересы к природе, материальному миру, которым характеризовалось античное искусство. Поначалу люди средневековья от многого отказывались, от того, что не согласовывалось с их хр. взглядами. Философские учения античности были восприняты в измененном виде. Они искажались вследствие подведения философской мысли к хр-ву. Средневековье более охотно использовало художественные формы, разработанные античностью: некоторые жанровые формы, стили, но всё это воспринималось, в основном, с формальной стороны. 3. Народное творчество. Это фольклор и прикладное искусство кельтов и германцев. Особое место в Средневековой культуре принадлежит искусству слова. Оно занимает лидирующее положение. Это обусловлено божественным отношением к слову – божественному глаголу, божественной истине. Именно в словарном оформлении (в виде Священного Писания и предания) европейцы получили хр. учение. Именно Слово стало важным способом наставления в вере, оно становится проводником хр. учения. И слово, и книга – непременный элемент хр. службы. Поэтому самые образованные люди – священнослужители, благодаря им уцелели многие тексты античной литературы, сохранился и получил распространение язык народов Римской империи – латынь. Первыми литераторами тоже стали служители хр. культа. Героический эпос. Эпоха раннего Средневековья стала золотым веком для этого жанра. Он прославился единением человека с миром, что воплощается в концепции героя-богатыря. Памятники некоторых эпических произведений уцелели: Кельтские сагии (ирландские сагии) – бытовали в устной традиции народных певцов с III -- VIII вв. После VIII в. сделаны первые записи, но они не сохранились. XII в. фиксируется сага, сохранившаяся. Это прозаическое повествование на кельтском языке с поэтическими вставками. Различается несколько циклов кельтских саг: ® Уладский цикл саг, в центре которого обращение богатыря Кахулина. Старшая Эдда – это комплекс стихотворных песен на древнеисландском языке. Их устное формирование в творчестве эпических певцов завершилось к VIII – IX вв. Единственный список датируется XIII в. Первая часть – это песни о богах мифологического содержания. Вторая часть – песни о героях, образы богатырей-предков. ® Англосаксонский героический эпос – Беовульф, от имени богатыря. Особенности раннесредневекового эпоса: 1. Эти эпопеи создавались в условиях перехода от общины к феодальным отношениям. 2. Этническая картина мира здесь воспроизводит родовые общинные отношения. Так, в Беовульфе, мы видим раннесредневековые отношения, но, в принципе, это отношения вождя и племени. 3. Отражение языческих верований европейцев. Только иногда проявляется явление христианства. Напр., чудовище называется "богомерзким" и т.д. 4. В эпопеях раннего Средневековья угадываются некоторые черты исторического эпоса, но они мифологизированы и переосмыслены. 5. Во всех поэмах богатыри – защитники рода, племени, обладающие сверхчеловеческими способностями (богатырь летит по воздуху, страшный его вид). 6.Тесная связь эпоса с языческими ритуалами (жертвоприношение, погребение), с фольклором, богатырской сказкой. 7. Памятники уцелели на северных и северо-западных окраинах Европы, тм куда слабо достигались новые волны цивилизации. 8. Носителями эпических традиций были эпические певцы: -- фильды (кельты), -- скопы (англосаксы). Светская литература раннего Средневековья представлена не повсеместно, в пространственных культурных очагах, которые периодически возникали при дворах раннефеодальных владык. Таким культурным очагом был двор короля франков Карла Великого. Карл Великий возродил блистательные традиции Римской империи. Его цель – представить себя как нового императора, наследника римского слова и поддержать свой авторитет. Он приглашал ко двору самых образованных людей. В результате там образовалась Академия, учреждаются школы. Все это получило название Каролингского Возрождения. Карл опирался на традиции античной культуры, стремился возродить их и вернуть к современности. Вся литература этого Каролингского Возрождения – латиноязычна. Церковная литература. Смысловую направленность раннесредневековой литературы определяла религиозно- церковная (клерикальная) традиция, использовавшая античную топику и имевшая ярко выраженный морально-дидактический характер, поскольку главной её целью было наставление верующих на путь истинный. Огромной популярностью пользовались жития святых. Ранние жития повествовали по преимуществу о мученичестве христианских праведников. В X в. складываются канон жанра, твердый тип героя (епископа, миссионера, девственницы и др.), обладавшего повторяющимся набором добродетелей, биографическая топика, а также формулы восхваления идеализируемого персонажа. “Спрос” на жития был так велик, что они довольно рано начали пересказываться и по-французски. Таково, например, “Житие св. Алексея” (середина XI в.), где рассказывается о подвиге святости, совершенном знатным римским юношей Алексеем, который, презрев мирские блага и дав обет девственности, 17 лет провел вдали от дома, живя милостыней; вернувшись же неузнанным, прожил еще 17 лет при доме своего отца, творя молитвы и безропотно снося насмешки слуг; подвижничество героя открывается лишь после его смерти, а святость подтверждается тем, что одно только прикосновение к его мертвому телу исцеляет больных и увечных. Таким образом, важнейшей чертой житийной литературы является то, что, наряду с дидактикой, выражавшей идеологию церкви, которая стремилась увлечь паству образцами праведной жизни, в жития активно проникал мотив чудес и чудотворства, отвечавший запросам народной религиозности, а вместе с ним - интерес к авантюрности и фантастике. Популярность житий привела к тому, что, с одной стороны, отрывки из них (“легенды”) читались в церквах во время богослужения, а с другой – сами рассказы о святых стали собираться в своды. Наиболее известный из них - “Золотая легенда” Якова Ворагинского (ХШ в.), получившая распространение по всей средневековой Европе. В жанре видений назидательная цель достигалась в результате того, что ясновидцу открывалась судьба грешных и праведных душ. Здесь весьма часто рассказывалось об участи реальных, всем хорошо известных исторических персонажей, что и обусловило популярность жанра. Видения оказали значительное влияние на позднейшую французскую литературу, в частности на “Роман о Розе” с его сквозным мотивом “откровения во сне”. Значительное место занимали также средневековые “обозрения” - зерцала, содержавшие в себе сведения по какому-либо вопросу либо рассказы о добрых и дурных поступках. В последнем случае пафос жанра заключался в обличении пороков современного общества (как духовенства, так и мирян), нарушающего заповеди христианской морали. Важную роль в раннесредневековой литературе играли проповеди – один из самых распространенных жанров. К числу дидактических жанров относятся всякого рода сентенции, заимствовавшиеся из священного писания и у античных поэтов-сатириков. Такие сентенции объединялись в специальные сборники, служившие учебниками жизненной мудрости. Распространен был и жанр дидактико-аллегорической поэмы (о грехопадении и спасении человека, о страшном суде и т. п.). Естественно-историческая дидактика была представлена в первую очередь латинским переводом александрийского трактата “Физиолог”, где содержится аллегорическая трактовка различных (часто баснословных) свойств животных. Среди лирических жанров господствовали гимны, воспевавшие церковные праздники и святых покровителей различных монастырей и епископств. Гимны обладали собственным каноном. Так, гимны о святых композиционно включали в себя зачин, панегирик святому, описание его деяний, молитву к нему о заступничестве и т. д. В огромной массе гимнографической продукции раннего редневековья особое место занимала жанровая форма секвенции (от лат. sequentia - последовательность), обладавшая гибкой строфой с неупорядоченной последовательностью строк разного объема. Секвенции создавались не только на латыни, но и по-французски. Наиболее ранним французским образцом этого жанра является “Секвенция о св. Евлалии” (IХ в.), повествующая о мученичестве юной христианке во имя правой веры. К эпохе раннего средневековья относится и зарождение литургической драмы, которая вышла из так называемых трипов - диалогических вставок в канонический текст литургии. Так, пасхальная служба открывалась тропом, где одно полухорие спрашивало: “Кого ищете во гробнице, христоревнители?”, а другое отвечало: “Иисуса Назареянина распятого, о небожители” и т. п.; далее следовал канонический чин богослужения. Тропы возникли примерно на рубеже IX-X вв. Сопровождаясь пантомимой, эти диалоги постепенно превращались в сценки (плач Богоматери над гробом и др.), а затем и в небольшие пьески, разыгрывавшиеся духовными лицами возле алтаря, внутри самой церкви. В дальнейшем, к концу XI в., литургическая драма потеряла связь с богослужебным обрядом, перестала быть исключительной драматизацией библейских эпизодов, начала инсценировать жития святых, прониклась мирским и даже “бытовым” началом и превратилась в полулитургическую драму, которая вышла за пределы храма и стала разыгрываться сначала на паперти, а затем и на городской площади. Литургическая драма послужила основой для возникновения средневекового театра, оказав, в частности, прямое влияние на становление жанра мистерии; инсценировки же чудес, совершавшихся святыми и Богоматерью, привели к появлению мираклей.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 3152; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.28.206 (0.013 с.) |