Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Первые писатели Средневековья.

Поиск

ТЕРТУЛЛИАН (Tertullianus), Квинт Септимий Флоренс (ок. 160 - ок. 220) - писатель и религиозный философ, один из первых христианских авторов, писавших на латинском языке. Жил в основном в Карфагене. Сохранилось 31 сочинение писателя, среди них наиболее важные: “Защита от язычников”, “Против Марциона”, “Против гностика Гермогена”, “Опровержение язычников”.

АМВРОСИЙ МЕДИОЛАНСКИЙ (Ambrosius Mediolanus) (между 333 и 340 - 397) - латинский христианский писатель, один из отцов церкви. В юности был адвокатом. В 374 был избран епископом Медиолана (Милана) и с того времени активно влиял на церковную и светскую политику своего времени. Автор многочисленных произведений: религиозно-философских трактатов, речей, писем. Особенно значительно влияние Амвросия на развитие церковной музыки: он первым ввел в практику богослужения пение гимнов и сам стал автором многих сочинений этого жанра.

ИЕРОНИМ (Hieronymus), Евсевий Софроний (342 - 419 или 420) – латинский христианский писатель и церковный деятель, один из учителей церкви. Некоторое время жил в Риме, но не был избран римским папой и в 386 отправился в Вифлеем, где занимается организационно-церковной и литературной деятельностью. К 405 завершил перевод на латинский язык большинства библейских книг. Этот перевод, получивший в дальнейшем название “Vulgata” стал общеупотребительным латинским текстом Библии, используемым католической церковью. Перевод Иеронима оказал большое влияние на формирование средневековой литературы.

АВГУСТИН (Augustinus), Аврелий (354 - 430) - латинский христианский философ и писатель, один из отцов церкви. Родился в г. Тагасте в Северной Африке, жил в Карфагене, где под влиянием работ Цицерона начал заниматься философией и риторикой. Первое время был приверженцем манихейства. В 383 переезжает в Рим, где основывает манихейскую школу риторики. В 387 принимает христианство. С 395 - епископ г. Гиппона в Северной Африке. Автор большого количества философских и теологических трудов, среди которых наиболее важный - трактат “О граде Божьем” (413 - 416). Создал первую в историю литературы религиозную автобиографию - “Исповедь”, целью которой было побудить язычников принять христианство. Оказал значительное влияние на развитие средневековой христианской литературы.

БОЭЦИЙ (V – VI вв.) – знаток римской и греческой литературы, философ, математик, теоретик и музыкант. Оказался без достойной культурной среды, т.к. культурный слой Римской империи рассеялся. Он поступил на службу Геодориха, очень успешно работал при его дворе. Он стремился передать те лучи культурных традиций, которыми он владел новым людям Европы. Ему это удалось. Он написал учебники по философии, астрономии, музыке. Перед смертью написал философскую книгу "Об утешении философии". Т.О., литература раннего Средневековья распадается на две основные группы:

1. Памятники народного творчества, на протяжении веков существовавшие в устной форме, а затем записанные на языках местных народностей.

2. Произведения, созданные на языках античных народов – греческом в Византии и латинском в европейских странах.

 

Старшая Эдда

- история развития

В 1643 году исландский любитель старины епископ Бриньольф Свейнссон обнаружил рукописный сборник древних скандинавских песен о богах и героях, который получил название “Старшая Эдда”. Свейнссон решил, что это произведение исландского ученого и якобы чернокнижника Сэмунда Сигфуссона. Оно было заимствовано из книги “Эдда” исландского историка и поэта ХIII века Снорри Стурлусона, источник которой обнаружили исследователи в новонайденных пергаментах, потому что речь там шла о тех же богах и героях.

Предыстория рукописи, как и история самих песен неизвестна. Сборник был составлен во второй половине XIII века неизвестным автором, но вошедшие в него песни написаны гораздо раньше - в эпоху викингов (IX - XI в.), возможно даже в бесписьменный период. Возникли они сами по себе, друг с другом как сейчас связаны не были. Но точно известно, что они были очень популярны в Исландии в ХIII веке.\

Наиболее ранние песни похожи на краткие героич. песни (типа немецкой “Песни и Хильдебранте”) – “Песнь о Велунде”, более поздние обширнее по объему и переходят от сжатого эпического рассказа к психологическому углублению – это песни о любви Брюнхильды и Сигурда. В X-XI вв. – новый жанр героической элегии: традиционный эпический сюжет служит в ней материалом для лирико-драматической обработки (плач Гудрун над телом Сигурда, поездка Брюнх. в Хель).

- история названия

Значение и этимология слова “эдда” неясны - возможно, оно происходит от названия хутора Снорри “Одди”; может быть оно значит “поэтика”; а может быть, это древнее, ушедшее слово, означающее “прабабушка”.

- сюжеты и персонажи

В основной рукописи "Старшей Эдды" 29 песен. Все эддические песни подразделяются на мифологические песни о богах (10) и песни о героях (19).

Мифологические песни. “Прорицание вельвы” -- песнь о сотворении мира, золотом веке и гибели мира. В “Эдде” три активных бога: Один, Тор и Локи. О. - верховный бог, бог войны, мудрости, пророчеств, заклинаний и покровитель поэзии. Одноглазый: второй газ отдал великану Мимиру за знание будущего. Тор – бог грозы, его оружие – каменный молот, который у него однажды украл великан Трюм. Покровитель земледелия. Простодушный. Он людей защищает. Один то защищает людей, то провоцирует раздоры между ними. Его эпитеты – злодей, ужасный, сеятель раздора (не всегда, конечно). Локи – неоднозначная трактовка. Его образ восходит в образу мифологического плута-трикстера. Хитрость. Сначала он был комическим персонажем, а потом стал демоном. Он носитель раздора между богов, в борьбе богов с великанами при конце света встанет на сторону последних. Он отец смерти Хель, восьминогого коня Слейпнира и чудовищного волка Фенрира, который сожрет солнце.

Героические песни. Большая часть посвящена Сигурду, гибели Аттилы и Гуннара, т.е. эпическим сюжетам, сложившимся у континентальных (южных) германцев в эпоху “великого переселения народов”, в VI-VII вв. через сев. Германию проникли в Норвегию и подверглись там, а затем в Исландии, поэтической переработке. (Сюжет “Песни о Нибелунгах”, сами понимаете, оттуда же).Все героические песни возникли отдельно друг от друга, поэтому про одно и то же говорится в разных песнях. Род Вёльсунгов.

- тема судьбы и тема проклятого золота

Проклятое золото – источник всех бед. Уже в “Прорицании вельвы” рассказывается о женщине Гулльвейг (“сила золота” – воплощение жадности к золоту), из-за которой произошла первая война между асами и ванами. А собственно проклятое золото – клад нифлунгов – появляется в “Речах Регина” и далее (рассказывается также в “Пени о Велунде” про жадного конунга Нидуда, который завладел золотом Велунда, в частности, кольцом. Но имеет ли это какое-то отношение к кдаду Нифлунгов, я не знаю.) Золотой клад обладает нечеловеческой силой, все – кто вольно, кто невольно – хотят им завладеть. Роковая власть золота определяет отношения между людьми. (В “Ниб.” – люди определяют отношение к золоту, потому что оно источник могущества).

Действие начинается в мире богов, потом – у великанов, потом – у людей (в “Ниб.” – сразу у людей, там вообще нет мифологических мотивов.Юношеские подвиги Зигфрида – сказка.) Один, Тор и Локи увидели выдру. Локи ее убил. Оказалось, что это выдра-оборотень, сын великана Хрейдмара, к которому они попросились на ночлег. Боги предлагают за него выкуп. За золотом Л. отправляется к карликам. Хранитель клада – карлик Андвари. Л. отобрал у него весь клад, но А. попросил оставить ему одно кольцо. Л. не согласился. Тогда А. проклял клад, пообещав всем его владельцам несчастье. Золотом карликов боги покрыли всю шкуру выдры, но один волосок из уса торчал наружу. Х. потребовал закрыть и его. Тогда Л. отдал кольцо. После этого в семье Х. начались раздоры. Его сыновья Регин и Фафнир убили отца за клад, потом поссорились друг с другом. Фафнир превратился в дракона и стал хранить клад. Регин хочет его убить. Для этого выковывает своему воспитаннику Сигурду меч Гран (это архаический мотив кузнеца-колдуна, который введен в систему более поздних представлений). С. убивает дракона, жарит его сердце, кровавая пена попадает ему на палец, он его облизывает и начинает понимать язык птиц. Они открыли ему, что Р. хочет его убить. Тогда С. сам убил Р., завладел золотом Фафнира.

Того, кто причастен к кладу, пусть отдаленно, ждет гибель. Мотив золота трансформируется в мотив неизбежной судьбы.

- специфика героического характера

На фоне неизбежной судьбы – разработка героического характера с трагической окраской. Для главных действующих лиц характерны героизм, величие души и бесстрашие перед лицом гибели. Герои эпоса вырублены из одного куска, каждый олицетворяет какое-то качество, детерминирующее его сущность. Его не мучают сомнения и колебания, его характер выявляется в его действиях. Речи его так же однозначны, как и поступки. Эта монолитность героя эпоса объясняется тем, что он знает свою судьбу, принимает ее как должное и неизбежное и смело идет ей навстречу. Эпический герой не свободен в своих решениях, в выборе линии поведения. Собственно, его внутренняя сущность и та сила, которую героический эпос именует Судьбою, совпадают. Поэтому герою остается лишь наилучшим образом доблестно выполнить свое предназначение. Отсюда - своеобразное, немного примитивное величие эпических героев.

- особенности поэтики

Обращает на себя внимание разностильность песен - в них присутствуют трагические (например “Плач Оддрун”) и комические (“Перебранка Локи”) сюжеты, элегические монологи (“Подстрекательство Гудрун”) и драматизированные диалоги, дидактические поучения (“Речи Высокого”) и загадки (“Речи Альвиса”), прорицания (“Сны Бальдра”) и повествования о начале мира, советы житейской мудрости и пословичный фольклор. Напряженная риторика контрастирует в “Эдде” со спокойной объективностью повествовательной прозы, стихи нередко перемежаются с прозаическими кусками. Вместо пространной, неторопливо текущей эпопеи здесь перед нами - динамичная и сжатая песнь, в немногих словах или строфах излагающая судьбы героев или богов, их речи или поступки (“Речих Высокого”, самая длинная эддическая песня, 164 строфы, “Песнь о Нибелунгах” 2379 строф). Составитель эпической поэмы сосредотачивал внимание на избранных им героях и сюжете, оттесняя на периферию повествования многие другие связанные с этим сюжетом предания. Разрабатывая свою тему, он ограничивался лишь намеками на ее ответвления, будучи уверен в том, что его аудитории уже известны все события и персонажи, как воспеваемые им, так и те, которые лишь вскользь им упоминались. Самые широкие картины мифологии или героической жизни в "Старшей Эдде" всегда даются очень лаконично, даже “конспективно”. Особенно это заметно в “тулах” - перечнях мифологических и исторических имен, даваемых без пояснений.

- влияние на последующее литературное развитие

Самое главное здесь – “Кольцо Нибелунга” Вагнера. В. стремился выйти за конкретные пространственно-временные рамки, представить все как изначальный миф. На 1 план вышло проклятое золото, но все действие осмысливается как оппозиция цивилиз./ природа. Кольцо – отделение от природы. Горит и рушится Вальгалла, кольцо попадает в Рейн => природа побеждает цивилизацию, которая запятнала себя ненавистью. Здесь же Толкиен.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 1308; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.3.204 (0.008 с.)