Три аспекта бытия науки: наука как познавательная деятельность, социальный институт и особая сфера культуры. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Три аспекта бытия науки: наука как познавательная деятельность, социальный институт и особая сфера культуры.



Наука в собственном смысле (от классического естествознания до современности)

Проблема как форма научного познания.

Осваивая действительность самыми разнообразными методами, научное знание проходит разные этапы. Каждому из них соответствует определенная форма развития знаний. Основными из этих форм являются факт, теория, проблема (задача), гипотеза, программа.

Проблема — форма теоретического знания, содержанием которой является то, что еще не познано человеком, но что нужно познать - это знание о незнании, вопрос, возникший в ходе по­знания и требующий ответа. Проблема не есть застывшая форма зна­ния, а процесс, включающий два основных момента (этапа движения познания) — ее постановку и решение. Правильное выведение про­блемного знания из предшествующих фактов и обобщений, умение верно поставить проблему — необходимая предпосылка ее успешного решения.

«Формулировка проблемы часто более существенна, чем ее разрешение, которое может быть делом лишь математического или экспериментального искусства. Постановка новых вопросов, развитие новых возможностей, рассмотрение старых проблем под новым углом зрения требуют творческого воображения и отражают действительный успех в науке».

В. Гейзенберг отмечал, что при постановке и решении научных проблем необходимо следующее: а) определенная система понятий, с помощью которых исследователь будет фиксировать те или иные феномены; б) система методов, избираемая с учетом целей исследования и характера решаемых проблем; в) опора на научные традиции, поскольку, по мнению ученого, «в деле выбора проблемы традиция, ход исторического развития играют существенную роль», хотя, конечно, определенное значение имеют интересы и наклонности самого ученого.

Как считает К. Поппер, наука начинает не с наблюдений, а именно с проблем, и ее развитие есть переход от одних проблем к другим — от менее глубоких к более глубоким. Проблемы возникают, по его мнению: а) либо как следствие противоречия в отдельной теории; б) либо при столкновении двух различных теорий; в) либо в результате столкновения теории с наблюдениями.

Конечно, рассуждает Поппер, наблюдение и эксперимент играют в науке решающую роль. Однако этим процедурам всегда предшествует вопрос или проблема, т.е. «нечто теоретическое». «Для того чтобы мы могли наблюдать, в нашем уме должен присутствовать конкретный вопрос, который мы могли бы разрешить при помощи наблюдений».

Для успешного решения любой научной проблемы Поппер формулирует два основных условия: а) ясное, четкое ее формулирование; б) критическое исследование различных ее решений.

Тем самым научная проблема выражается в наличии противоречивой ситуации (выступающей в виде противоположных позиций), которая требует соответствующего разрешения. Определяющее влияние на способ постановки и решения проблемы имеет, во-первых, характер мышления той эпохи, в которую формулируется проблема, и, во-вторых, уровень знания о тех объектах, которых касается возникшая проблема. Каждой исторической эпохе свойственны свои характерные формы проблемных ситуаций.

Научные проблемы следует отличать от ненаучных (псевдопроблем), например, проблема создания вечного двигателя. Решение какой-либо конкретной проблемы есть существенный момент развития знания, в ходе которого возникают новые проблемы, а также выдвигаются те или иные концептуальные идеи, в том числе и гипотезы. Наряду с теоретическими существуют и практические проблемы.

Структура эмпирического познания. Эксперимент и наблюдение. Проблема теоретической нагруженности факта.

Второй стиль мышления – познавательный (гносеологический).

Что такое научный метод (мир, теория) и прочее?

Научная картина мира в СГН

Научная картина мира исторична, она опирается на достижения науки конкретной эпохи в пределах тех знаний, которыми располагает человечество. Каждый ученый, как субъект научного познания, помещен в лоно культурно-исторической традиции, его деятельность во многом обусловлена приоритетами и потребностями своей эпохи, отвечает исторически преходящим нормативам, культурно-стилистическим особенностям. Научная картина мира представляет собой синтез научных знаний, соответствующих конкретно-историческому периоду развития человечества. Поэтому она более строгое понятие, чем «образ мира» или «видение мира». В научную картину мира входят знания, отвечающие критериям научности.

Научная картина мира как обоснованное конкретно-историческое представление о мире, обусловливающее стиль и способ научного мышления, имеет свои исторические формы и эволюционирует. Эволюция современной научной картины мира предполагает движение от классической к неклассической и постнеклассической ее стадиям. Европейская наука стартовала с принятия классической научной картины мира, основанной главным образом на достижениях Галилея и Ньютона, и господствовавшей на протяжении достаточно продолжительного периода времени. Объяснительным эталоном считалась однозначная причинно-следственная зависимость. Прошлое определяло настоящее так же изначально, как и настоящее определяло будущее. Все состояния мира могли быть просчитаны и предсказаны. Классическая картина мира осуществляла описание объектов, как если бы они существовали изолированно, в строго заданной системе координат. Основным условием становилось требование элиминации всего того, что относилось к субъекту познания, к возмущающим факторам и помехам.

Неклассическая картина мира, пришедшая на смену классической, родилась под влиянием первых теорий термодинамики, оспаривающих универсальность законов классической механики.

Переход к неклассическому мышлению был осуществлен в период революции в естествознании на рубеже XIX—XX вв., в том числе и под влиянием теории относительности. В неклассической картине мира возникает более гибкая схема детерминации, учитывается роль случая. Развитие системы мыслится направленно, но ее состояние в каждый момент времени не поддается точному определению. Новая форма детерминации вошла в теорию под названием «статистическая закономерность». Неклассическое сознание постоянно ощущало свою предельную зависимость от социальных обстоятельств и одновременно питало надежды на участие в формировании «созвездия» возможностей.

Образ постнеклассической картины мира — древовидная ветвящаяся графика. С самого начала и к любому данному моменту времени будущее остается неопределенным. Развитие может пойти в одном из нескольких направлений, что чаще всего определяется каким-нибудь незначительным фактором. Достаточно лишь небольшого энергетического воздействия, так называемого «укола», чтобы система перестроилась, и возник новый уровень организации. В современной постнеклассической картине мира анализ общественных структур предполагает исследование открытых нелинейных систем, в которых велика роль исходных условий, входящих в них индивидов, локальных изменений и случайных факторов.

Включенность ценностно-целевых структур становится новой характеристикой постнеклассики. И если в неклассической картине мира изучаются саморегулируемые системы, то в постнеклассике речь идет о самоорганизующихся развивающихся системах. В центре внимания постнеклассики находится осмысление процессов синергетики, весьма актуальных в современных исследованиях последних десятилетий. Синергетику — теорию самоорганизации, родоначальником которой признан Г. Хакен, характеризуют, используя следующие понятия: самоорганизация, стихийно-спонтанный структурогенез, нелинейность, открытые системы. Синергетика изучает открытые, т. е. обменивающиеся с внешним миром веществом, энергией и информацией, системы. В синергетической картине мира царит становление, обремененное многовариантностью и необратимостью. Бытие и становление объединяются в одно понятийное гнездо. Время создает или, иначе, выполняет конструктивную функцию. Нелинейность предполагает отказ от ориентации на однозначность и унифицированность, признание методологии разветвляющегося поиска и вариативного знания. Нелинейность как принцип философии науки отражает реальность как поле сосуществующих возможностей. К нелинейным системам относят такие, свойства которых определяются происходящими в них процессами так, что результат каждого из воздействий в присутствии другого оказывается иным, чем в случае отсутствия последнего.

Постнеклассический этап научной картины мира поставил новые задачи. Разработка ведущей идеи синергетики о стихийно-спонтанном структурогенезе предполагает наличие адекватного категориального аппарата. Важной особенностью постнеклассической стадии эволюции научной картины мира является применение постаналитического способа мышления, сочленяющего сразу три сферы анализа: исторический, критико-рефлексивный и теоретический.

Этические проблемы.

Современная наука имеет ряд особенностей, качественно отличающих ее от науки даже недавнего прошлого.

  • оказывает влияние на все стороны жизни как общества в целом, так и отдельного человека.
  • обеспечивает беспрецедентный технологический прогресс, создавая условия для повышения уровня и качества жизни.
  • выступает и как социально-политический фактор.

Довольно быстро обнаружились и некоторые опасности, связанные с возможным применением достижений современной науки. В 20 в. ученые и философы заговорили о том, что наука, лишенная нравственных императивов, может поставить человечество на грань катастрофы. Сегодня стали очевидными довольно существенные негативные последствия неконтролируемого распространения передовых технологий, косвенно создающее даже угрозу самому выживанию человечества (глобальные проблемы исчерпание ресурсов, загрязнения среды обитания). Этика науки изучает нравственные основы научной деятельности. Этические проблемы науки рождались в связи с развитием физики, биологии, в частности генетики, психологии.

Основные этические проблемы 20 в.: клониро­вание (угроза генетического вырождения человечества и непрогнозируемость ее ближайших и отдаленных последствий), эфтаназия, непрогнозируемая в по­следствиях технизация медицины и появления принципиально новых медицинских технологий и препаратов (пациент как к объект исследования или медицинской практики), этические проблемы за­мены пораженных органов и тканей, замещение поврежденных ге­нов, экспериментирования на животных, эксперименты с человеческими эмбрионами (когда человек становится человеком), проблемы манипуляции над человеческой психикой, воздействия на человеческий мозг, изобретение ядов, атомного, бактериального, психопатогеннго и т.д. оружия.

Большую актуальность приобретает вопрос о социальной ответственности ученого за возможное использование его открытий как важнейшей этической норме научной деятельности. Этот круг проблем также требует неослабного внимания. Важными пунктами в сфере этики ученых являются:

· корректное определение авторства;

· недопустимость плагиата, ориентированность на новизну;

· недопустимость фальсификации эксперимента, научного открытия;

· корректное цитирование, корректные ссылки;

· корректность в научной полемике, недопустимо оскорбление оппонента;

· научная добросовестность при проведении экспериментов, построение научных теорий;

· осознание личной профессиональной ответственности;

· осознание моральной ответственности ученых за негативные последствия.

Этическое регулирование науки и появление высокого уровня эти­ческой культуры, оцениваемые сегодня как жизненная необходимость, являются важной предпосылкой будущего развития науки. Это будет способствовать обеспечению качества моральности современной на­уки. Ученый должен проникнуться сознанием своей ответственности за судьбу человечества.

В 70-е годы XX века ученые впервые объявили мораторий на опасные исследования. В связи с результатами и перспективами биомедицинских и генетических исследований группа молекулярных биологов и генетиков во главе с П.Бергом (США) добровольно объявили мораторий на такие эксперименты в области генной инженерии, которые могут представлять опасность для генетической конституции живущих ныне организмов. Тогда впервые ученые по собственной инициативе решили приостановить исследования, сулившие им большие успехи. Социальная ответственность ученых стала органической составляющей научной деятельности, ощутимо влияющей на проблематику и направления исследований.

Прогресс науки расширяет диапазон проблемных ситуаций, для решения которых недостаточен весь накопленный человечеством нравственный опыт. Большое число таких ситуаций возникает в медицине. В США такими вопросами занимается специальная Президентская комиссия по изучению этических проблем в медицине, биомедицинских и поведенческих исследованиях. Этические проблемы не являются достоянием лишь некоторых областей науки. Ценностные и этические основания всегда были необходимы для научной деятельности. В современной науке они становятся весьма заметной и неотъемлемой стороной деятельности, что является следствием развития науки как социального института и роста ее роли в жизни общества.

 


 

Итак, Вселенная - непрерывно эволюционирующий объект (как и любые его оставляющие). Но внутренние стимулы и возможности развития Вселенной, определяющие процессы самоорганизации, ограничены реальными рамками, берегами допустимых эволюционных каналов.

Язык дарвиновской триады при таком расширении смысла чрезвычайно универсален. С его помощью можно описать широкий круг явлений, описать качественный характер происходящего. Но и его возможности ограничены, его необходимо расширять, наполнять новыми понятиями.

Бифурикацпонный механизм играет важнейшую роль в общей а эволюционной схеме. Именно он является источником роста и разнообразия различных форм организации материи, а следовательно, и непрерывно возрастающей сложности её организации. Кроме того я из-за вероятностного характера бифурикационного процесса, эволюция не может иметь обратного хода, точнее, вероятность обратного хода эволюции стремится к нулю, а это имеет отношение к другому фундаментальному факту - отсутствие обратимости не только эволюции, но и времени. В этом проявляется общая направленность общего эволюционного процесса.

Эта схема позволила выявить такую особенность эволюционных процессов, как их направленность. В своей массе они идут в сторону усложнения организации Вселенной и роста разнообразия организационных форм. Дарвин писал, что это имеет месте для живого мира. Как мы видим, эго справедливо для любых процессов самоорганизации, в том числе и для Вселенной в целом.

Вопрос №18! Статус понятия времени в механических и самоорганизующихся системах

В физике Ньютона и в квантовой физике все уравнения инвариант­ны по времени, поэтому динамика допускает обратимость движения. Время с точки зрения физических динамических уравнений не означает становления. Идеальные физические объекты (например, маятник без трения) будут продолжать свои движения бесконечно. С другой сторо­ны, в реальном мире происходят необратимые процессы, а биологичес­кие системы демонстрируют развитие и эволюцию.

Идея эволюции по­явилась в XIX в. и связана с именем Ч. Дарвина, который показал, что, изучая сообщества особей (популяции), можно понять, как под давле­нием внешней среды происходит процесс индивидуальной изменчивос­ти. Эта идея затем дала толчок развитию принципа глобального эволю­ционизма, представляющего собой экстраполяцию эволюционных идей на все сферы деятельности.

В то же время классическая термодинамика на основе принципа воз­растания энтропии предсказывает диссипацию энергии, ее деградацию до уровня теплового движения и, если рассматривать Вселенную как замкнутую систему, тепловую смерть.

Попытку решить проблему внесения в физику идеи эволюции предпринял И. Пригожин. Он предложил ввести в физику понятие «стрелы времени», используя для этого представления о динамичес­ком хаосе. Этот хаос возникает в системе частиц, движение которых описывается динамическими уравнениями, в которые время входит обратимо. Оказалось, что хаос может обладать различной структурой и разной степенью упорядоченности. Объект классической термоди­намики — статистический хаос — является наименее упорядоченным. Пригожин неоднократно подчеркивал созидательное начало хаоса, возможность создания порядка, упорядоченных структур, информа­ции из хаоса.

 

Вопрос №19! Синергетика и эволюционные идеи в физике

См. вопрос №17!

Вопрос №20! Постнеклассический период развития науки и смена парадигм

Каковы главные характеристики современной постнеклассической науки?

1. Широкое распространение идей и методов синергетики — теории самоорганизации и развития систем любой природы. В этой связи становится все более укрепляющееся представление о мире не толь­ко как о саморазвивающейся целостности, но и о как нестабильно­го, неустойчивого, неравновесного, хаосогенного, неопределенност-ного. Эти фундаментальные характеристики мироздания сегодня выступают на первый план, что, конечно, не исключает «присут­ствия» в Универсуме противоположных характеристик. (Подроб­нее об этом см. вопросы 97, 98.)

2. Укрепление парадигмы целостности, т. е. осознание необходи­мости глобального всестороннего взгляда на мир.

Сегодня стало очевидным, что принятие диалектики целостнос­ти, включенности человека в систему — одно из величайших научных достижений современного естествознания и цивилизации в целом. В чем проявляется парадигма целостности?

а) В целостности общества, биосферы, ноосферы, мироздания и т.п. Одно из проявлений целостности состоит в том, что человек находится не вне изучаемого объекта, а внутри его. Он всегда лишь часть, познающая целое.

б) В формировании нового — «организмического» — видения (понимания природы). Последняя все чаще рассматривается не как конгломерат изолированных объектов и даже не как механическая система, но как целостный живой организм, изменения которого могут происходить в определенных границах. Наруше­ние этих границ приводит к изменению системы, к ее переходу в качественно иное состояние, которое может вызывать необра­тимое разрушение целостности системы. Здесь уже централь­ное место занимает принцип органической целостности приме­нительно и ко всей природе, и к ее различным подсистемам. Организм, вид, биоценоз, биогеоценоз — основные формы орга­низации жизни, уровни (стадии) ее организации.

в) Для начала XXI в. характерной является закономерность, состоящая в том, что естественные науки объединяются, и усиливается сближение естественных и гуманитарных наук, науки и искусства.

Идеи и принципы, получающие развитие в современном естество­знании (особенно в синергетике), все шире внедряются в гуманитар­ные науки, но имеет место и обратный процесс. Освоение наукой са­моразвивающихся «человекоразмерных» систем стирает прежние не­проходимые границы между методологией естествознания и социаль­ного познания. В связи с этим наблюдается тенденция к конвергенции двух культур — научно-технической и гуманитарно-художественной, науки и искусства. Причем именно человек оказывается центром это­го процесса.

г) В выходе частных наук за пределы, поставленные классическойкультурой Запада. Все более часто ученые обращаются к традициям восточного мышления и его методам.

3. Укрепление и все более широкое применение идеи (принципа) ко-эволюции, т. е. сопряженного, взаимообусловленного изменения систем или частей внутри целого.

Будучи биологическим по происхождению, связанным с изучени­ем совместной эволюции различных биологических объектов и уров­ней их организации, понятие коэволюции охватывает сегодня обоб­щенную картину всех мыслимых эволюционных процессов, — это и есть глобальный эволюционизм. Становление эволюционных идей имеет достаточно длительную историю. Уже в XIX в. они нашли применение в геологии, биологии и других областях знания, но воспринимались скорее как исключение по отношению к миру в целом. Однако вплоть до наших дней прин­цип эволюции не был доминирующим в естествознании. Во многом это было связано с тем, что длительное время лидирующей научной дисциплиной была физика, которая на протяжении большей части сво­ей истории в явном виде не включала в число своих фундаменталь­ных постулатов принцип развития.

Характерная особенность постнеклассической науки — стремление построить общенаучную картину мира на основе принципов универ­сального (глобального) эволюционизма, объединяющих в единое це­лое идеи системного и эволюционного подходов.

4. Внедрение времени во все науки, все более широкое распространение идеи развития («историзация», «диалектизация» науки).

В последние годы особенно активно и плодотворно идею «конст­руктивной роли времени», его «вхождения» во все области и сферы специально-научного познания развивал И. Пригожий.

Одна из основных его идей — «наведение моста между бытием и становлением», «новый синтез» этих двух важнейших «измерений» дей­ствительности, двух взаимосвязанных аспектов реальности, однако при решающей роли здесь времени (становления). И. Пригожий счи­тает, что мы вступаем в новую эру в истории времени (которое «про­никло всюду»), когда бытие и становление могут быть объединены — при приоритете последнего.

5. Изменение характера объекта исследования и усиление роли междисциплинарных комплексных подходов в его изучении.

В современной методологической литературе все более склоняют­ся к выводу о том, что если объектом классической науки были про­стые системы, а объектом неклассической науки — сложные систе­мы, то в настоящее время внимание ученых все больше привлекают исторически развивающиеся системы, которые с течением времени формируют все новые уровни своей организации. Причем возникно­вение каждого нового уровня оказывает воздействие на ранее сформи­ровавшиеся, меняя связи и композицию их элементов.

Объектом современной науки становятся — и чем дальше, тем чаще — так называемые «человекоразмерные» системы: медико-био­логические объекты, объекты экологии, включая биосферу в целом (глобальная экология), объекты биотехнологии (в первую очередь ге­нетической инженерии), системы «человек—машина» и т. д.

Изменение характера объекта исследования в постнеклассической науке ведет к изменению подходов и методов исследования. Если на предшествующих этапах наука была ориентирована преимуществен­но на постижение все более сужающегося, изолированного фрагмента действительности, выступавшего в качестве предмета той или иной научной дисциплины, то специфику современной науки все более оп­ределяют комплексные исследовательские программы (в которых при­нимают участие специалисты различных областей знания), междис­циплинарные исследования.

6. Соединение объективного мира и мира человека, преодоление раз­рыва объекта и субъекта.

Уже на этапе неклассического естествознания стало очевидным — и новые открытия все более демонстрировали это, — что «печать субъек­тивности лежит на фундаментальных законах физики» (А. Эдингтон), что «субъект и объект едины», между ними не существует барьера (Э. Шредингер), что «сознание и материя являются различными аспек­тами одной и той же реальности» (К. Вайцзеккер) и т. п. А Луи де Бройль полагал, что квантовая физика вообще «не ведет больше к объек­тивному описанию внешнего мира» — вывод, выражающий, на наш взгляд, крайнюю позицию по рассматриваемой проблеме.

Соединение объективного мира и мира человека в современных науках — как естественных, так и гуманитарных — неизбежно ведет к трансформации идеала «ценностно-нейтрального исследования». Объективно-истинное объяснение и описание применительно к «чело-векоразмерным» объектам не только не допускает, но и предполагает включение аксиологических (ценностных) факторов в состав объясня­ющих положений.

В естествознании XX в. сформировался и получает все более ши­рокое распространение (хотя и является предметом дискуссии) так на­зываемый «антропный принцип» — один из фундаментальных прин­ципов современной космологии. Согласно антропному принципу, Все­ленная должна рассматриваться как сложная самоорганизующаяся система, включенность в нее человека не может быть отброшена как некое проявление «научного экстремизма». Суть антропного принци­па заключается в том, что наличие наблюдателя не только меняет кар­тину наблюдения, но и в целом является необходимым условием для существования материальных основ этой картины.

Таким образом, развитие современной науки — как естествозна­ния, так и обществознания — убедительно показывает, что независи­мого наблюдателя, способного только пассивно наблюдать и не вме­шиваться в «естественный ход событий», просто не существует.

7. Еще более широкое применение философии и ее методов во всех науках.

В том, что философия как органическое единство своих двух на­чал — научно-теоретического и практически-духовного — пронизыва­ет современное естествознание, — в этом, кажется, сегодня не сомне­вается ни один мыслящий естествоиспытатель. В постнеклассичес-ком естествознании еще более активно (прежде всего в силу специфи­ки его предмета и возрастания роли человека в нем), чем на предыду­щих этапах, «задействованы» все функции философии — онтологи­ческая, гносеологическая, методологическая, мировоззренческая, аксиологическая и др.

8. Усиливающаяся математизация научных теорий и увеличивающийся уровень их абстрактности и сложности.

Эта особенность современной науки привела к тому, что работа с ее новыми теориями из-за высокого уровня абстракций вводимых в них понятий превратилась в новый и своеобразный вид деятельности.

В науке резко возросло значение вычислительной математики (став­шей самостоятельной ветвью математики), так как ответ на постав­ленную задачу часто требуется дать в числовой форме. В настоящее время важнейшим инструментом научно-технического прогресса ста­новится математическое моделирование.

Что касается современной формальной (символической, матема­тической) логики и разрабатываемых в ее рамках методов, законов и приемов правильного мышления, то, по свидетельству ее выдающе­гося представителя, «она расплавилась в разнообразных исследовани­ях математики, а также в таких новых дисциплинах на научной сцене, как информатика и когнитология, кибернетика и теория информации, общая лингвистика — каждая с сильным математическим уклоном»[1].

Развитие науки — особенно в наше время — убедительно показы­вает, что математика — действенный инструмент познания, обладаю­щий «непостижимой эффективностью. Вместе с тем становится все более очевидным, что недопустимо как недооценивать математичес­кий аппарат, так и абсолютизировать его.

9. Методологический плюрализм, осознание ограниченности, односторонности любой методологии — в том числе рационалистической (включая диалектико-материалистическую). Эту ситуацию четко выразил американский методолог науки Пол Фейерабенд: «Все дозволено».

В свое время великий физик В. Гейзенберг говорил о том, что надо постигать действительность всеми дарованными нам органами. Но нельзя, подчеркивал он, ограничивать методы своего мышления одной-единственной философией. Вместе с тем недопустимо какой-либо метод объявлять «единственно верным», принижая или вообще отказывая (неважно, по каким основаниям) другим методологичес­ким концепциям. В современной науке нельзя ограничиваться лишь логикой, диалектикой и эпистемологией (хотя их значение очень ве­лико), а еще более, чем раньше, нужны интуиция, фантазия, вообра­жение и другие подобные факторы, средства постижения действитель­ности.

В науке XXI в. все чаще говорят об эстетической стороне позна­ния, о красоте как эвристическом принципе, применительно к теори­ям, законам, концепциям. Красота — это не только отражение гармо­нии материального мира, но и красота теоретических построений. Поиски красоты, т. е. единства и симметрии законов природы, — при­мечательная черта современной физики и ряда других естественных наук. Характерная особенность постнеклассической науки — ее диа­лектизация — широкое применение диалектического метода в разных отраслях научного познания. Объективная основа этого процесса — сам предмет исследования (его целостность, саморазвитие, противо­речивость и др.), а также диалектический характер самого процесса познания.

В научном поиске наших дней все яснее обнаруживается посте­пенное и неуклонное ослабление требований к жестким нормативам научного дискурса — логического, понятийного компонента и усиле­ние роли внерационального компонента, но не за счет принижения, а тем более игнорирования роли разума.

 

Смена парадигм

 

Обсуждая исторические вехи естествознания, мы отмечаем направляющую роль так называемых парадигм. Напомним, что научная парадигма — это определенная совокупность фундаментальных научных достижений, идей, концепций, которые, заслужив всеобщее признание, на некоторый период задают общепринятый характер видения мира и приводят к выработке соответствующей ему стратегии в научном понимании В настоящее время можно уже говорить о наступлении нового, пост неклассического этапа в развитии науки. Его определяющим признаком становится формирующаяся в наши дни эволюционно-синергетическая парадигма.

Важнейшей составляющей новой парадигмы стал принцип глобального эволюционизма, то есть признание невозможности существования всех рождаемых во Вселенной структур вне развития, вне общей эволюции. Эта мысль органически связана с концепцией фундаментального единства материального мира.

Другой составляющей эволюционно-синергетической парадигмы является представление об универсальности алгоритма развития как проявления самоорганизации в самых ракообразных природных и социальных системах, то есть синергетический подход. Синергетика как наука о самоорганизующихся системах создавалась усилиями естествознания, но постепенно идеи синергетики становятся одной из методологических основ общественных и гуманитарных наук. Синергетический подход в этих областях начинается с использования ключевых понятий синергетики для описания сложных социально-гуманитарных явлений. А вслед за этим обнаруживается удивительное сходство поведения казалось бы совершенно несхожих систем. Создается уверенность, что социальные, физико-химические и биологические объекты исследований при всем своем очевидном различии и несводимое друг к другу подчиняются одним и тем же фундаментальным началам, а значит, их поведение может описываться в Принципе одинаковыми моделями. Такое убеждение есть одно из важнейших проявлений утверждающейся в современной науке эволюционно-синергетической парадигмы.

Представление об общих закономерностях эволюции сложных систем, к которым относятся и социальные системы, обусловливает Перспективность синергстнческих идей для обществоведения и гуманитарного знания. Перечень примеров использования представлений синергетики для создания новых гуманитарных, обществоведческих концепций быстро пополняется, ибо в экономике, политике, истории имеют дело со сложными, необратимо эволюционирующими системами. Самоорганизующиеся физические системы выполняют в синергетике роль прототипа при исследовании социокультурных систем.

На основе общих положений синергетики можно осмысливать ход историческою развития, оценивать роль той или иной личности или отдельных социальных слоев в исторических катаклизмах. В точке бифуркации даже ничтожные обстоятельства могут определить ход последующей эволюции системы. С синергетической точки зрения эволюционный процесс, проходя через точки бифуркации, приобретает свойства уникальности, невоспроизводимости.

По словам академика В. Волькенштейна, биологическая эволюция, начавшись заново, привела бы к совершенно иным результатам. Нет оснований считать исключением из этого правила и социальную эволюцию. На бифуркационном этапе истории существует множество обстоятельств, каждое из которых способно принципиально и непредсказуемо повлиять на ход исторических событий. К таким обстоятельствам относится и личностный фактор. Действия энергичной личности, реализующей свои устремления, и таких уелдВпях части; становится своеобразной «флуктуацией», которая и определяет выбор си.чыто неравновесной социальной системой ветви своей дальнейшей эволюции.

Даже в исследовании творческого процесса, искусства основные; понятия и принципы теории самоорганизации позволяют в новом ракурсе увидеть известные закономерности и факты, по новому интерпретировать главный инструмент художественного творчества — интуицию, особое творческое состояние— вдохновение.

Другим примером гуманитарного использования синергетических идей, по-видимому, может являться оценка антропного принципа, суть которого состоит в утверждении, что мир таков, потому что во Вселенной должен был появиться «наблюдатель» Этот принцип разделяется многими современными философами и стал своеобразным атрибутом интеллектуальной моды. Затрагивая самые основы миропонимания, придавая особый смысл появлению и существованию человечества, антропный принцип обретает, таким образом, гуманитарное наполнение. Однако с точки зрения общих эволюционно-синергетических принципов, процесс эволюции Вселенной и ее ничтожнейшей крупицы — планеты Земля — есть процесс, направление и характер которого в известной мере определяется случайными факторами. В связи с этим справедливость антропного принципа явилась бы по меньшей мере неким отклонением от общих закономерностей самоорганизации материи, установленных наукой о самоорганизации — синергетикой. Такое отклонение выглядит необоснованным. Впрочем, сейчас антропный принцип не играет практической роли, и применение к ней идей синергетики для его обсуждения носит чисто теоретический характер. В то же время существуют гуманитарные проблемы, тесно 1 связанные с практической деятельностью человека, такая, например, как развитие цивилизации в условиях все возрастающего антропогенного воздействия на биосферу Методологическое значение идей синергетики заключается здесь в прояснении опасности биосферных «бифуркаций»…

 

Вопрос №21! Детерменированный хаос и эволюционные проблемы

Процесс самоорганизации, образования новых качеств, протекающий в открытой системе, может быть описан не только качественно, но и количественно. Это можно сделать с помощью системы нелинейных дифференциальных уравнений.

Так возникло (в рамках подхода Пригожина) научное представление о диссипативной структуре (системе). Специфика последней состоит в том, что ее существование поддерживается постоянным обменом со средой веществом и энергией. Отсюда термине «диссипативный» (диссипация – рассеяние вещества и энергии). При прекращении такого обмена диссипативная структура разрушается. Этим она существенно отличается от обычных «равновесных» структур (например, кристаллы или жидкости), которые прекрасно существуют без подобного обмена.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 315; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.175.243 (0.069 с.)