Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Научные традиции, их структура и видыСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Развитие науки совершается путем: диалектики, традиций, иноваторства. Кун впервые рассмотрел традиции как основной конституирующий фактор развития науки. Любая традиция (социально-политическая, культурная) всегда относится к прошлому, опирается на прежние достижения. Со сменой парадигмы начинается этап нормальной науки. На этом этапе ученый работает в жестких рамках парадигмы, традиции. Кун показал, что традиция не только не тормозит это развитие, но выступает в качестве его необходимого условия. Действуя по правилам парадигмы, ученый случайно наталкивается на факты, которые не объяснимы в рамках этой парадигмы. Возникает необходимость изменить правила. Функции традиций: 1-определяет предмет исследования. 2-Контролируют общий ход научного поиска 3-Выступают образцами постановки экспериментов, осуществляют наблюдение. 4-Дают рекомендации по оформлению результатов исследования. В структуре традиции выделяют 2 компонента: 1-Внешне регулятивные (Стиль мышления: Антология (что изучать?)-Гносеология (Как?)-Прогматика (Как обосновать?)); 2-Внутренний регулятив – парадигма (определяет конкретное соответствие научного знания). [1-внешне общие требования ко всем наукам данной эпохи; 2-внутр, специальные требования, вырабатывает которые наука] Виды традиций: 1.Вербализованные и невербализ традиции. 2-Частнонаучные и общенаучные (Соотв идеалам и нормам научного дискуса, стандартам частных дисциплин). 3.Традиции получения знания и традиции представления полученных результатов. По способу существования можно выделить вербализованные (существующие в виде текстов) и невербализованные (не выразимые полностью в языке) традиции. Первые реализованы в виде текстов монографий и учебников. Вторые не имеют текстовой формы и относятся к типу неявного знания. Неявные знания передаются на уровне образцов от учителя к ученику, от одного поколения ученых к другому. Выделяет два типа образцов в науке: а) образцы действия и б) образцы-продукты. Образцы действия предполагают возможность продемонстрировать технологию производства предмета. Такая демонстрация легко осуществима по отношению к артефактам (сделанные руками человека предметы и процессы). Можно показать, как делают нож. Но показать технологию «производства» аксиом, дать «рецепт» построения удачных классификаций еще никому не удалось. Дело в том, что аксиомы, классификации — это некие образцы продуктов, в которых глубоко скрыты схемы действия, с помощью которых они получены. Признание того факта, что научная традиция включает в себя наряду с явным также и неявное знание, позволяет сделать вывод: Научная парадигма — это не замкнутая сфера норм и предписаний научной деятельности, а открытая система, включающая образцы неявного знания, почерпнутого не только из сферы научной деятельности, но из других сфер жизнедеятельности ученого. Достаточно вспомнить о том, что многие ученые в своем творчестве испытали влияние музыки, художественных произведений, религиозно-мистического опыта и т.д. Следовательно, ученый работает не в жестких рамках стерильной куновской парадигмы, а подвержен влиянию всей культуры, что позволяет говорить о многообразии научных традиций. Каждая научная традиция имеет свою сферу применения и распространения. Поэтому можно выделять традиции специально-научные и общенаучные. Но проводить резкую грань между ними трудно. Дело в том, что специально-научные традиции, на которых базируется та или иная конкретная наука, например, физика, химия, биология и т.д., могут одновременно выступать и в функции общенаучной традиции. Это происходит в том случае, когда методы одной науки применяются для построения теорий других наук. Говоря о традициях необходимо учесть их неоднородность. Например, в науке под традициями и их движением в сторону прогресса принимают преемственность знаний. В культуре – стиль и мастерство. В традициях как правило присутствует как прогрессивное, так и регрессивное. Более сложно неоднородность выглядит, когда говорят о первичных традициях и вторичных. Следование первичным традициям ведет к экстенсивному развитию (количеству). Первичные традиции – при смене парадигм. Вторичные традиции особенно активны при объяснении науки и культуры, признаки: - устанавливается не абсолютный, а относительный характер каждой парадигмы. Изменчивость традиции, их смену объясняет процесс накопления новых научных результатов. - смена исторической эпохи. Главное во вторичных традициях состоит в том, что они открывают интенсивный путь развития. Интенсивный – путь качественных преобразований.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 1333; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.91.130 (0.01 с.) |