Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Научные традиции, их структура и виды

Поиск

Развитие науки совершается путем: диалектики, традиций, иноваторства. Кун впервые рассмотрел традиции как основной конституирующий фактор развития науки. Любая традиция (социально-политическая, культурная) всегда относится к прошлому, опирается на прежние достижения. Со сменой парадигмы начинается этап нормальной науки. На этом этапе ученый работает в жестких рамках парадигмы, традиции. Кун показал, что традиция не только не тормозит это развитие, но выступает в качестве его необходимого условия. Действуя по правилам парадигмы, ученый случайно наталкивается на факты, которые не объяснимы в рамках этой парадигмы. Возникает необходимость изменить правила.

Функции традиций:

1-определяет предмет исследования.

2-Контролируют общий ход научного поиска

3-Выступают образцами постановки экспериментов, осуществляют наблюдение.

4-Дают рекомендации по оформлению результатов исследования.

В структуре традиции выделяют 2 компонента:

1-Внешне регулятивные (Стиль мышления: Антология (что изучать?)-Гносеология (Как?)-Прогматика (Как обосновать?));

2-Внутренний регулятив – парадигма (определяет конкретное соответствие научного знания). [1-внешне общие требования ко всем наукам данной эпохи; 2-внутр, специальные требования, вырабатывает которые наука]

Виды традиций:

1.Вербализованные и невербализ традиции.

2-Частнонаучные и общенаучные (Соотв идеалам и нормам научного дискуса, стандартам частных дисциплин).

3.Традиции получения знания и традиции представления полученных результатов.

По способу существования можно выделить вербализованные (существующие в виде текстов) и невербализованные (не выразимые полностью в языке) традиции. Первые реализованы в виде текстов монографий и учебников. Вторые не имеют текстовой формы и относятся к типу неявного знания. Неявные знания передаются на уровне образцов от учителя к ученику, от одного поколения ученых к другому. Выделяет два типа образцов в науке: а) образцы действия и б) образцы-продукты. Образцы действия предполагают возможность продемонстрировать технологию производства предмета. Такая демонстрация легко осуществима по отношению к артефактам (сделанные руками человека предметы и процессы). Можно показать, как делают нож. Но показать технологию «производства» аксиом, дать «рецепт» построения удачных классификаций еще никому не удалось. Дело в том, что аксиомы, классификации — это некие образцы продуктов, в которых глубоко скрыты схемы действия, с помощью которых они получены.

Признание того факта, что научная традиция включает в себя наряду с явным также и неявное знание, позволяет сделать вывод: Научная парадигма — это не замкнутая сфера норм и предписаний научной деятельности, а открытая система, включающая образцы неявного знания, почерпнутого не только из сферы научной деятельности, но из других сфер жизнедеятельности ученого. Достаточно вспомнить о том, что многие ученые в своем творчестве испытали влияние музыки, художественных произведений, религиозно-мистического опыта и т.д. Следовательно, ученый работает не в жестких рамках стерильной куновской парадигмы, а подвержен влиянию всей культуры, что позволяет говорить о многообразии научных традиций.

Каждая научная традиция имеет свою сферу применения и распространения. Поэтому можно выделять традиции специально-научные и общенаучные. Но проводить резкую грань между ними трудно. Дело в том, что специально-научные традиции, на которых базируется та или иная конкретная наука, например, физика, химия, биология и т.д., могут одновременно выступать и в функции общенаучной традиции. Это происходит в том случае, когда методы одной науки применяются для построения теорий других наук.

Говоря о традициях необходимо учесть их неоднородность. Например, в науке под традициями и их движением в сторону прогресса принимают преемственность знаний. В культуре – стиль и мастерство. В традициях как правило присутствует как прогрессивное, так и регрессивное.

Более сложно неоднородность выглядит, когда говорят о первичных традициях и вторичных. Следование первичным традициям ведет к экстенсивному развитию (количеству). Первичные традиции – при смене парадигм. Вторичные традиции особенно активны при объяснении науки и культуры, признаки: - устанавливается не абсолютный, а относительный характер каждой парадигмы. Изменчивость традиции, их смену объясняет процесс накопления новых научных результатов. - смена исторической эпохи. Главное во вторичных традициях состоит в том, что они открывают интенсивный путь развития. Интенсивный – путь качественных преобразований.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 1333; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.91.130 (0.01 с.)