Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Что такое школьная дезадаптация.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Школьная дезадаптация — нарушение приспособления личности школьника к условиям обучения в школе, проявляющееся как расстройство общей способности к психологической адаптации в связи с какими-либо патологическими факторами. Психологи А.А. Северный и Н.М. Иовчук определяют школьную дезадаптацию как невозможность обучения соответственно природным способностям, когда отсутствует адекватное взаимодействие ребенка с окружением, микросоциальной средой, в которой он существует. Н.Е. Буторина и Г.Г. Буторин приводят данные, которые свидетельствуют о том, что среди детей, обучавшихся в 1—2-х классах общеобразовательных школ, около 30% обнаруживали признаки академической неуспеваемости и нарушений социального функционирования. Большинство исследователей сходятся во мнении, что школьная дезадаптация — сложный многофакторный процесс, имеющий как медико-биологические, так и социально-пси-холого-педагогические корни. Можно выделить три группы этиологических (причинных) факторов школьной дезадаптации: — биологические (резидуально-органическая патология центральной нервной системы, задержка психического развития и др.); — психологические (несоответствие когнитивных стилей ученика и учителя, неадекватный стиль поведения учителя в классе и др.); — социальные (жесткость социальных стандартов поведения ученика в школе, перегруженность учебной программы, частая смена школ, гипертрофированно-оценочная позиция школы по отношению к ученику). Как видим, в социальные и психологические факторы входят и чисто школьные: стрессовая тактика педагогических воздействий, неадекватные стили общения, чрезмерная интенсификация учебного процесса, несоответствие методик и технологий возрастным и функциональным возможностям детей, нерациональная организация учебного процесса. Причинами возникновения школьной дезадаптации могут быть и некоторые психические заболевания: — интеллектуально-мнестические расстройства (психоорганические, церебрастенические, умственная отсталость); — расстройства мышления (астеническая несостоятельность, аутистическое мышление, патологическое фантазирование, сверхценные увлечения и др.); — эмоциональные нарушения (страх, тревога, депрессия); — волевые расстройства (нарушение мотивации, целенаправленного внимания, снижение психического напряжения); — личностные расстройства (патохарактерологические реакции, психопатизация). Именно психоневрологические нарушения формируют школьную дезадаптацию у учащихся младших классов. Во многих случаях она обусловливается минимальными мозговыми дисфункциями. В процессе комплексной диагностики отмечено, что 52,2% школьников имеют проявления школьной дезадаптации или дезадаптированы полностью, а 24% из них — синдром дефицита внимания и гиперактивности. Второй по распространенности причиной школьной дезадаптации являются неврозы и невротические реакции (26,6%). В небольшом количестве случаев они связаны с неврологическими заболеваниями, в том числе с последствиями закрытой черепно-мозговой травмы или перенесенной нейроинфекцией, хроническими головными болями, нейросенсорной тугоухостью, эпилепсией, детским • церебральным параличом, а также относительно редко встречающимися наследственными заболеваниями. В 11,7% случаев причиной бывают психические заболевания (умственная отсталость, аффективные расстройства, шизофрения). Н.М. Иовчук (1995) упоминает о ранних признаках школьной дезадаптации: появление неудовлетворительных оценок у прежде хорошо успевавших детей; увеличение времени, затрачиваемого на подготовку домашних заданий; утрата интереса к учебе; страх перед ситуациями, контролирующими уровень знаний, — отказ отвечать у доски, прогулы, отгороженность, антидисциплинарные поступки. Наиболее часто школьная дезадаптация встречается в кризисные периоды развития ребенка: в начале обучения (1-й класс); при переходе из младшей школы в среднюю (5-й класс); в конце обучения (7—9-е классы). Варианты школьной дезадаптации представлены в табл. 1. Таблица 1 Варианты школьной дезадаптации
Школьная дезадаптация может являться как причиной возникновения нервно-психических заболеваний, так и одним из клинических проявлений. В настоящее время рассматриваются три основных ее компонента: когнитивный (неуспеваемость, недостаточность знаний и навыков), личностный (эмоционально-оценочный, отношение к обучению) и поведенческий (нарушения поведения в школе). Можно выделить еще один компонент — психоневрологический, которому сопутствуют тики, головные боли, астенические расстройства и др. Все эти патологические проявления способствует развитию депрессивного состояния у детей.
Глава 2 ДИАГНОСТИКА ДЕПРЕССИВНОГО СОСТОЯНИЯ У ДЕТЕЙ
|
|||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 493; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.41.80 (0.006 с.) |