Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Что такое школьная дезадаптация.

Поиск

Школьная дезадаптация — нарушение приспособле­ния личности школьника к условиям обучения в школе, проявляющееся как расстройство общей способности к психологической адаптации в связи с какими-либо пато­логическими факторами. Психологи А.А. Северный и Н.М. Иовчук определяют школьную дезадаптацию как не­возможность обучения соответственно природным спо­собностям, когда отсутствует адекватное взаимодействие ребенка с окружением, микросоциальной средой, в кото­рой он существует.

Н.Е. Буторина и Г.Г. Буторин приводят данные, кото­рые свидетельствуют о том, что среди детей, обучавшихся в 1—2-х классах общеобразовательных школ, около 30% обнаруживали признаки академической неуспеваемости и нарушений социального функционирования. Большин­ство исследователей сходятся во мнении, что школьная дезадаптация — сложный многофакторный процесс, име­ющий как медико-биологические, так и социально-пси-холого-педагогические корни.

Можно выделить три группы этиологических (причин­ных) факторов школьной дезадаптации:

биологические (резидуально-органическая патология центральной нервной системы, задержка психичес­кого развития и др.);

психологические (несоответствие когнитивных стилей ученика и учителя, неадекватный стиль поведения учителя в классе и др.);

социальные (жесткость социальных стандартов пове­дения ученика в школе, перегруженность учебной про­граммы, частая смена школ, гипертрофированно-оце­ночная позиция школы по отношению к ученику).

Как видим, в социальные и психологические факторы входят и чисто школьные: стрессовая тактика педагогичес­ких воздействий, неадекватные стили общения, чрезмерная интенсификация учебного процесса, несоответствие методик и технологий возрастным и функциональным возможнос­тям детей, нерациональная организация учебного процесса.

Причинами возникновения школьной дезадаптации мо­гут быть и некоторые психические заболевания:

— интеллектуально-мнестические расстройства (психо­органические, церебрастенические, умственная отста­лость);

— расстройства мышления (астеническая несостоятель­ность, аутистическое мышление, патологическое фан­тазирование, сверхценные увлечения и др.);

— эмоциональные нарушения (страх, тревога, депрес­сия);

— волевые расстройства (нарушение мотивации, целе­направленного внимания, снижение психического на­пряжения);

— личностные расстройства (патохарактерологические реакции, психопатизация).

Именно психоневрологические нарушения формируют школьную дезадаптацию у учащихся младших классов. Во многих случаях она обусловливается минимальными моз­говыми дисфункциями. В процессе комплексной диагнос­тики отмечено, что 52,2% школьников имеют проявления школьной дезадаптации или дезадаптированы полностью, а 24% из них — синдром дефицита внимания и гиперак­тивности.

Второй по распространенности причиной школьной дезадаптации являются неврозы и невротические реак­ции (26,6%). В небольшом количестве случаев они связа­ны с неврологическими заболеваниями, в том числе с по­следствиями закрытой черепно-мозговой травмы или пе­ренесенной нейроинфекцией, хроническими головными болями, нейросенсорной тугоухостью, эпилепсией, детским • церебральным параличом, а также относительно редко встречающимися наследственными заболеваниями. В 11,7% случаев причиной бывают психические заболевания (ум­ственная отсталость, аффективные расстройства, шизо­френия).

Н.М. Иовчук (1995) упоминает о ранних признаках школьной дезадаптации: появление неудовлетворитель­ных оценок у прежде хорошо успевавших детей; увели­чение времени, затрачиваемого на подготовку домашних заданий; утрата интереса к учебе; страх перед ситуация­ми, контролирующими уровень знаний, — отказ отвечать у доски, прогулы, отгороженность, антидисциплинарные поступки.

Наиболее часто школьная дезадаптация встречается в кризисные периоды развития ребенка: в начале обучения (1-й класс); при переходе из младшей школы в среднюю (5-й класс); в конце обучения (7—9-е классы). Варианты школьной дезадаптации представлены в табл. 1.

Таблица 1

Варианты школьной дезадаптации

Продолжительность Сфера преобладающих нарушений Причины развития Степень тяжести (выраженности)
Преходящая (до 6 мес.) Когнитивная Психическое заболевание Угрожаемая по развитию
Длительная (стойкая) школьная дезадаптация (более 6 мес.)   Поведенческая     Патологическое личностное развитие   Наличие школьной дезадаптации  
С нарушением социальных контактов     Психогенные механизмы формирования (в том числе стрессогенное влияние школьной среды)   Выраженная дезадаптация, требующая срочной медико-педагогической коррекции

 

Школьная дезадаптация может являться как причиной возникновения нервно-психических заболеваний, так и од­ним из клинических проявлений. В настоящее время рас­сматриваются три основных ее компонента: когнитивный (неуспеваемость, недостаточность знаний и навыков), лич­ностный (эмоционально-оценочный, отношение к обуче­нию) и поведенческий (нарушения поведения в школе).

Можно выделить еще один компонент — психоневро­логический, которому сопутствуют тики, головные боли, ас­тенические расстройства и др. Все эти патологические про­явления способствует развитию депрессивного состояния у детей.

 

Глава 2

ДИАГНОСТИКА ДЕПРЕССИВНОГО

СОСТОЯНИЯ У ДЕТЕЙ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 493; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.41.80 (0.006 с.)