Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Психоэмоционального состояния ребенка
И РАЗВИТИЯ ЕГО ЛИЧНОСТИ С поступлением ребенка в школу изменяются социальные условия его развития. Школа — сложный социальный организм, отражающий характер, проблемы и противоречия общества, в том числе и те, которые возникают в семьях. «Родительские» проблемы вместе с детьми приходят в школу и влияют на их поведение. Так, ребенок не будет стремиться к учебе, если в его семье образование не считается ценностью, на него оказывают влияние социальный статус семьи, психология, культура (стереотипы) поведения ближайшего окружения. Социологи оперируют данными, что для детей из районов с низким социальным статусом характерны высокий уровень правонарушений, психических отклонений и трудностей в обучении. В основе этого явления лежит целый комплекс причин, одна из которых — низкий социальный и культурный статус родителей. Специальные исследования подтвердили важную роль различных социально-экономических показателей для интеллектуального развития человека. Интеллект связан с социальным положением родителей, но все-таки не жестко им определен. Есть люди, не использующие благоприятные условия развития, но есть и такие, которые могут эти неблагоприятные условия преодолеть. Отдельным родителям вниманием и правильным воспитанием удается компенсировать ребенку то, чего он лишен из-за низкого социально-экономического статуса семьи. Нередко и сами дети изменяют свой социальный статус благодаря природным задаткам и личностным особенностям. Школа как социальный институт в значительной степени определяет ориентацию личности. Имеет значение тип школы — массовая, элитарная, школа-интернат, спецшкола и пр. Нестабильность преподавательского коллектива и самих школьных классов увеличивает число проблем. Одной из возможных причин нарушения поведения части школьников может стать складывающаяся в настоящее время практика дифференцированного обучения, предполагающая разделение учеников на потоки по показателям интеллекта. Низкий статус коррекционных классов, «приклеивание ярлыков» (на школьном сленге — класс дураков) рождает у детей устойчивое чувство неполноценности, развивает антагонизм между ними. В формировании личности ребенка немаловажную роль играет стиль преподавания. Установлено, что он заметно влияет на характер межличностных отношений в школе, эффективность процесса обучения. Преобладание определенного стиля общения (демократического, авторитарного, либерально-попустительского) сказывается на формировании социальных установок у школьников, способах разрешения детских конфликтов, характере отношений к людям.
Личности педагога отводится особое место в педагогическом процессе. В реальной жизни он демонстрирует модели поведения, социальные нормы и ценности. Еще К.Д. Ушинский отмечал, что в каждом наставнике «важно не только умение преподавать, а также характер, нравственность и убеждения, потому, что в классах малолетних детей и в народных школах большее влияние оказывает на учеников личность учителя, чем наука, излагаемая здесь в самых элементарных началах». Психологи, в частности А.В. Петровский, подчеркивают, если взаимодействие педагога с учениками строится на основе одних лишь нормативно-ролевых предписаний без учета личности и индивидуальности ребенка, это может порождать у детей такие негативные состояния, как лицемерие, негодование, злоба, в результате чего развивается школьная дезадаптация. Ролевой план общения предполагает субъект-объектную форму взаимоотношений. Педагог озабочен главным образом преобразованием когнитивной сферы ученика, его знаний, интеллекта. Критерием его успешной деятельности в этом случае служит соответствие достижений учеников заданным эталонам. Для учителя важно подогнать внешнее школьное поведение под определенные стандарты. Основную цель он видит в усвоении учеником стандартов образования, однако, тогда мотивационно-смысловой аспект школьной жизни ребенка игнорируется, не затрагивается. Обучение становится для ученика скучным, монотонным, формальным. Очень часто функционально-ролевые отношения педагога и ученика сводятся к использованию учителем ролевых штампов воздействия, когда учебные ситуации типологизируются и доминирует подчинение, а не партнерство педагога и учеников. Подобный вариант поведения учителя не способствует актуализации такого важного для учащихся понятия, как «ценность доверия», когда оценки педагога не содержат угрозы «Я» ученика, и в процессе обучения культивируется, по словам А. В. Петровского, «ценность творчества».
Авторитарный, функционально-ролевой стиль преподавания (общения) — угрозы, обещания, поощрения и наказания — «вгоняет» некоторых детей в депрессию, создает угнетающую атмосферу. Антиподом является развивающий психологический климат, основанный на внимании, одобрении и поддержке детей, направленный на укрепление человеческого достоинства ребенка, развитие его способностей. Социальный психолог В.Б. Ольшанский, характеризуя развивающий психологический климат в классе, предлагает педагогам пять постулатов, которых следует придерживаться, чтобы создать его. 1. Открытость, непринужденность общения. Никому не нравится, когда с ним хитрят, обманывают, пытаются на чем-то поймать, не умеют убедить. 2. Понимание, способность войти в положение другого. Это вовсе не требует одобрения любого поступка. Но безучастное, безразличное отношение к ребенку, подчеркивание социальной дистанции вызывает недоверие и отчужденность. 3. Не оценка личности ученика, а анализ его поведения. Иногда оценка необходима, но лучше объяснить учащемуся последствия его поступка для других людей и для него лично. Когда двоечник прекрасно ответил урок, но ему порой ставят «3», это значит оценивают его личность, и «5», если мудрый педагог руководствуется только данным фактом. 4. Не приказ, а ориентация на проблему. Ведь человеку остается лишь исполнять чужое решение, когда с его мнением не считаются. Он не станет принимать ответственность за результат и проявлять инициативу. 5. Сослагательность, а не категоричность, скорее, предложение, чем директива. Излишняя строгость унижает человека, продуцирует недовольство. Важнейший фактор развития ребенка — общение со сверстниками. Особое значение оно приобретает в подростковом возрасте, когда главным мотивом поведения учащихся в школе становится их стремление найти свое место в коллективе сверстников. Если этого не происходит, вполне возможно и снижение успеваемости, и изменение поведения, и возникновение аффективных переживаний. Для подростка важно не просто быть вместе со сверстниками, но и занимать среди них удовлетворяющее его поло-• жение. Именно неумение, невозможность добиться такого положения чаще всего являются причиной недисциплинированности и даже правонарушений. Это сопровождается и повышенной конформностью подростков по отношению к компаниям сверстников. Переживания по поводу общения с одноклассниками для ребенка являются наиболее значимыми. Большинство взрослых не имеют представления о динамике мотивов общения ребенка со сверстниками в подростковом возрасте, о смене связанных с таким общением переживаний. Если в 4-м классе доминирующим мотивом является желание быть вместе со сверстниками, что-то делать, играть, то в 5—6-х классах возникает потребность занимать определенное место в коллективе, а в 7—8-х — центральным становится стремление подростка к автономии в коллективе и поиск признания ценности собственной личности. У многих подростков оказывается фрустрированной (неудовлетворенной) потребность быть значимым в глазах сверстников, что приводит к тяжелым переживаниям. При этом непопулярность, социальная отверженность могут стать причиной отклоняющегося поведения подростка.
Причиной психических расстройств среди детей школьного возраста может стать низкая успеваемость (неуспеваемость). Проблеме школьной неуспеваемости посвящено множество работ, в частности, таких авторов, как Н.А. Менчинская, З.И. Калмыкова, Ю.З. Гильбух и др., все они не считают эту проблему решенной. Ведь неуспевающими могут быть и психически здоровые дети, и лишь стойкая неуспеваемость сопряжена с различными нарушениями в поведении. Специалисты выделяют следующие типы отклонений в учебной деятельности: — общее отставание в учении; — специфическое отставание по какому-либо предмету (русскому языку и др.); — специфическое отставание по математике; — отклонение от индивидуального оптимума учебной деятельности. Существует несколько подходов к рассмотрению проблемы неуспеваемости как одного из факторов развития депрессивного состояния у детей. В зарубежных источниках (М. Раттер) рассматривается концепция обучения ниже собственных возможностей, основной смысл которой сводится к тому, что «врожденный потенциал ребенка не соответствует возможностям его обучения в школе». При этом врожденный интеллектуальный потенциал ребенка определяется величиной его коэффициента интеллектуальности, который, в свою очередь, отражает его психологический возраст. Психологический возраст ребенка — предел его интеллектуальных возможностей. Однако эта концепция ни теоретически, ни практически не подтвердилась. Множество данных свидетельствует о том, что коэффициент интеллектуальности не является мерой врожденных способностей. В зарубежной литературе называются также различные типы отклонений в учебной деятельности. Так, Ю.З. Гильбух рассматривает общую и специфическую неуспеваемость. Общую неуспеваемость он связывает с низкими показателями психической активности: отсутствие любознательности, низкий уровень притязания в отдельных областях, инертность нервно-психических процессов, неумение рационально планировать умственную деятельность, неспособность к самоконтролю, самоорганизации. Специфическую неуспеваемость Ю.З. Гильбух связывает с проблемами в усвоении конкретной области умственной деятельности. Например, отставание по родному языку характеризуется сложностями в овладении навыком чтения, бедностью словаря, несформированностью умений выражать полно и четко свои мысли; задержкой речедвигательных процессов, графических навыков письма, отставанием в овладении навыками правописания.
Проблема повышения успеваемости, по мнению ученого, не может ограничиваться преодолением отставания в учении. Необходима полная реализация способностей ученика на данный момент. Любое нарушение в развитии ребенка обусловливается, как правило, совокупностью обстоятельств, взаимодействием биологических, психофизиологических, социально-психологических и педагогических факторов, каждый из которых в отдельных, конкретных случаях может иметь относительно самостоятельное значение и приводить ребенка к депрессивному состоянию. Основные предпосылки нарушений личностного развития складываются в детстве. В качестве информации к размышлению мы предлагаем постулаты, выдвинутые С. Фельдман в книге «Становление нравственной личности» (М., 1996): «Дети, привыкшие к критике, учатся осуждать. Дети, враждою воспитанные, знают как наказать. Дети, в насмешках выросшие, впитывают робость. Много и часто стыдимые — с виною своей неразлучны. Те, кто воспитан терпимостью, постигают науку терпения. Воспитанные ободряющим словом, умеют верить в себя. Дети, взращенные похвалою, умеют видеть хорошее. А воспитание справедливостью учит детей доверию. Дети, воспитанные одобрением, живут с собой в ладу. Одаренные дружбой, душевным теплом — находят в мире любовь». Как видим, депрессия у ребенка может развиваться в тех случаях, если и в школе и дома существуют непонимание, безучастное отношение к его развитию, несправедливая оценка его поведения. В результате может развиваться депрессивное состояние, вызывающее школьную дезадаптацию.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 129; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.245.196 (0.011 с.) |