Арттерапия эмоционального состояния детей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Арттерапия эмоционального состояния детей



 

Развитие речи Музыка Изобразительное искусство Пластика, ритмика, театральные формы  
I. Формирование представлений о специфике восприятия произведений различных видов искусства  
Дать представление об устной речи, ее акустических особенностях и способах восприятия. Учить внимательно слушать звучащую речь, участвовать в беседе   Дать представление о специфике восприятия музыки как акустического вида искусства, роли органов слуха в ее восприятии. Учить внимательно слушать музыкальное произведение от начала до конца Дать представление о специфике произведений изобразительного искусства, роли органов зрения в их восприятии. Учить внимательно рассматривать произведения живописи Дать представление о связи сенсорных и моторных функций, влиянии первичной информации на двигательные компоненты. Учить координировать движения и определенные пластические компоненты в соответствии с сенсорной деятельностью.  
II. Формирование навыков восприятия содержания произведений различных видов искусства  
Дать представление о соотношении жизни и искусства, о творческом переосмыслении действительности в литературе. Учить соотносить явления действительности с их отражением в произведениях литературы; кратко, пере- сказывать их, сохраняя сюжетную канву и главные мысли Дать представление о музыке как виде искусства. Учить давать словесную характеристику музыки, описывать картины, рождающиеся в воображении при ее прослушивании. Научить воспринимать временную протяженность развития музыкального образа   Дать представление о жанрах живописи. Учить словес- ному описанию сюжета картины, динамики отраженного действия с учетом статичности изображения. Дать представление о двух- мерности живописи и трех- мерности скульптур   Рассказать о возможностях актерской игры и пластики в создании образов персонажей и разыгрывании сюжетных этюдов. Выработать навыки построения пластических этюдов (статических и динамических)      
III. Знакомство с жанровым многообразием произведений искусства  
Ознакомить с особенностями рассказа, сказки, повести, романа, драмы, стихотворения, басни, пословиц, поговорок. Учить на слух при чтении отличать их друг от друга, составлять короткие рассказы, сказки Дать представление о марше, вальсе, других танцах, песне и их особенностях. Учить на слух воспринимать и различать эти жанры Дать представление о портрете, пейзаже, натюрморте, жанровой живописи (батальной, анималистической, бытовой. сказочной). Учить определять жанры произведений живописи Дать представление о мимике, знаковой системе жестов, поз. Научить фиксировать Различные мимические маски, жесты и позы, расшифровывать их
IV. Формирование навыков анализа произведений искусства, средств художественной выразительности 1. Основы восприятия настроения  
Дать представление о роли слова, языковой выразительности в литературном произведении. Учить подбирать синонимы и антонимы к словам, употреблять эпитеты. Показать возможности голоса и интонации в устном общении. Учить эмоционально говорить, задавать вопросы, отвечать на них, используя богатство речевого интонирования Учить пониманию ладового Своеобразия музыки ее мажорного и минорного звучания. Дать представление об интонировании, низких и высоких звуках, учить их различать (нижнего, среднего и верхнего регистров). Учить петь попевки, построенные на релятивной системе с использованием ручных знаков.     Раскрыть особенности живописного колорита, рассказать о теплых и холодных тонах, учить их различать, находить в картине. Рассказать о значении цветовой насыщенности картины. Учить определять доминирующие цвета, их эмоциональное значение     Дать представление о возможности движений и пластики в передаче различных эмоциональных состояний. Учить выражать их мимикой, жестами, позой    
2. Основы восприятия темпоритма  
Дать представление о ритмической организации поэтической речи. Передавать ритм при исполнении стихов. Рассказать об особенностях звуковой динамики и темпе речи. Учить владеть голосовым диапазоном и скоростью речи Рассказать о ритмической организации музыки. Учить повторять заданный ритмический рисунок выученных песен и другой музыки, различать длительность пауз и комбинировать их. Показать возможности тем- па и динамики в создании музыкального образа. Учить на слух определять темп, высоту звука Рассказать о слагаемых живописного образа. Учить выделять линейную, цветовую, пространственную организацию картины. Дать представление о возможностях передачи движения, используя сюжетные, световые компоненты. Учить ощущать движение в живописи и его характер Дать представление о ритмической организации сценических движений. Учить двигаться в разных ритме и темпе, необходимых для создания образа  
3. Основы композиционного построения  
Рассказать о структуре художественной и поэтической речи. Учить выделять фразы и предложения в устной речи. Познакомить с построением сюжета, учить составлять небольшие рассказы по заданным сюжетным ходам Дать понимание музыкальной фразы, мелодии и аккомпанемента, учить выделять их, определять в музыкальном произведении Дать представление о различных характерах рисунка, понятии линейной перспективы. Учить определять удаленность предметов на картине. Рассказать об особенностях разных планов (ближний, средний, дальний), научить их определять. Дать представление об основных и фоновых деталях, учить определять их Рассказать о пространственной относительности, учить ориентироваться в пространстве. Дать представление о главных и второстепенных персонажах в пластических этюдах и инсценировках, учить осмысленно исполнять свою роль в них. Рассказать об элементах сценической композиции (мизансцене, явлении, сцене, действии), учить действовать по заданной сюжетной схеме  
V. Развитие ассоциативного мышления  
Рассказать о роли художественного вымысла в литературе. Учить составлять сюжетные рассказы, основанные на фантазировании. Дать представление о многогранности литературного образа. Учить понимать и расшифровывать его, придумывать (составлять) Объяснить, в чем выразительность музыкального образа, как он соотносится с явлениями действительности. Рассказать об образ- ной взаимосвязи музыки и литературы, живописи и театра. Учить находить общую образность в музыке и других видах искусства Рассказать о роли воображения в восприятии про- изведений изобразительного искусства. Учить словесно дорисовывать живописный сюжет, показать влияние литературы, театра и музыки на содержание изобразительного искусства. Учить искать образные параллели в них Объяснить основы театрального действия, показать роль ассоциаций в создании драматургических образов. Учить ассоциировать себя с определенным сценическим персонажем. Показать возможности импровизаций, самовыражения через пластические и сценические этюды, в том числе по литературным, музыкальным, художественным произведениям  
                     

 

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

Эстетическое развитие ребенка невозможно без фор­мирования навыков речевого общения, способности ло­гично отвечать на вопросы и рассуждать на предложен­ные темы. В достижении этих целей особое место занима­ют беседы-общения, во время которых коррекционный педагог в непринужденной обстановке провоцирует коллективное обсуждение тех или иных ситуаций, событий, природных явлений.

Задача заключается не только в том, чтобы получить правильный и логичный ответ на тот или иной вопрос, но и чтобы дать возможность каждому ребенку высказать свою точку зрения. Целесообразно начинать такие бесе­ды, давая настрой на заданную тему, подводя детей к ре­шению задач, предусмотренных в процессе занятий, эмо­ционально сориентировать их и закрепить познаватель­ный интерес.

Тематика таких бесед-общений может быть самой раз­нообразной, но в ней всегда должно быть место понятиям нравственности и красоты, иными словами, задача таких бесед — формирование индивидуальной нравственно-эс­тетической позиции.

Следующим элементом развития речи могут быть худо­жественное рассказывание и пересказ литературных про­изведений (сказок, рассказов, притч и др.). Ребенок с дет­ства должен слышать хорошо оформленную звучащую речь, логически связанное построение фраз и сюжетов, эмоци­онально переданное субъективное впечатление от того или иного литературного произведения. Желательно, что­бы для такой работы отбирались произведения уже зна­комые детям, прочитанные ранее. В таком случае предос­тавляется возможность выявить то, что наиболее тронуло каждого ребенка. Педагог должен сам хорошо владеть ус­тной речью и задавать как бы зачин для художественного пересказа. Ребята могут рассказывать истории на предло­женные сюжеты или собственные темы, пересказывать ли­тературные произведения или истории, предложенные пе­дагогом.

Особо стоит обратить внимание детей на то, что про­исходит рядом с ними — в природе, мире растений и животных, окружающих вещей. Каждый предмет может быть обыгран как сюжетный образ, стать основой пове­ствования. За сюжетную фабулу можно взять уже извест­ные литературные ходы. Так, например, деревянную кук­лу Буратино можно заменить на стеклянную, тряпочную, резиновую, соответственно и сюжет известной сказки тог­да будет развиваться по-другому. Желательно избегать дидактики, использовать игровой метод. Далее предло­жено несколько игр, подобные может придумать каж­дый педагог.

Игра «Составляем сказку». Ребята коллективно состав­ляют с помощью педагога устный рассказ на заданную тему, предложенный сюжет. Затем кто-то из них рассказывает эту сказку самостоятельно. При затруднениях остальные помогают рассказчику.

Игра «Перепутаница». Хорошо известную детям сказку педагог умышленно рассказывает с отступлениями от сю­жета и изменением деталей. Дети должны найти ошибки и исправить их.

Игра «Меняем сюжет». Педагог предлагает детям за­менить какую-нибудь существенную деталь в известной сказке и подумать, как будет развиваться сюжет в новом варианте. Например: если в сказке «Снегурочка» предпо­ложить, что она не из снега, а из дерева, как будет назы­ваться сказка? (Деревяночка.) Будет ли она бояться солн­ца? (Нет.) Чего она будет бояться больше всего? (Огня.) Ребята составляют свою сказку с учетом изменения сюже­та с опорой на известную сказку. '

Разминка «Стихи под музыку». Педагог читает стихи. После этого ребята описывают словами, какая музыка могла бы к ним подойти (мажорная или минорная, быстрая или медленная, в высоком или низком регистре). Из несколь­ких музыкальных этюдов дети выбирают тот, который, по их мнению, подходит к стихам. Педагог повторно читает стихотворение уже на фоне музыки (мелодекламирует). Можно предложить детям самим прочитать стихотворе­ние под музыку при условии, что они помнят его наизусть.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 114; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.102.112 (0.007 с.)