Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности депрессивного состояния
Депрессии сопутствуют заторможенность движений, мышления, снижение активности, безынициативность. Речь у депрессивных детей замедленна, они не вступают в разговор, на вопросы отвечают односложно, часто шепотом; при этом выражение лица скорбное, тоскливое, аппетит снижен, сон нарушен. Различают активную и реактивную депрессию. Активная вызывается психическими и общими заболеваниями, а реактивная связана с тяжелыми жизненными ситуациями: неудачами, обидами, смертью близких людей. Ребенок становится мнительным, мрачным, необщительным, пессимистически ко всему настроенным, у него возникают тягостные переживания, страхи, снижается самооценка. Успехи в учебе и в других областях деятельности падают, появляется отклоняющееся поведение. Депрессивное состояние обычно проходит по прекращению действия основной причины. Если же она не устранена, то депрессия переходит в устоявшееся эмоциональное состояние, которое может сохраняться долго и требует специальной психолого-педагогической коррекции. Социальные психологи отмечают, что люди, находящиеся в депрессии, обычно вспоминают, что родители отвергали и наказывали их. Из этого можно сделать вывод, что главной причиной детской депрессии являются отвержение, неласковость, слишком суровые наказания. Сильным источником детской депрессивности может быть и школа. Дети более тревожны и склонны к депрессии в случаях, когда боятся учителей, администрации; общаются с учителем, чье мнение для них важно или имеет значение (например, при выставлении четвертных и годовых оценок); когда их успехи оценивает комиссия; их поведение разбирается в классе, на собраниях; они находятся в новых или незнакомых ситуациях и не знают, как правильно себя вести; готовятся к чему-то новому, необычному (например, к переходу в новый класс). Для детей в состоянии депрессии характерен негативизм, их взгляд на жизнь окрашен в мрачные тона. Депрессивные дети, как и взрослые, больше внимания обращают на печальные стороны жизни. Они, как им кажется, больше уже ничего хорошего не ждут, склонны смотреть на все пессимистически. (Для детей это противоестественно, они должны быть оптимистами.) Когда дети счастливы, мир кажется им более дружелюбным, решения принимаются легче, мыслят они тогда радостно и широко.
Обычно у депрессивных детей нет настроения, что тоже противоестественно. Дети без настроения — это патология. Они бездеятельны, асоциальны, пассивны, не желают учиться, иногда открыто враждебны, сосредоточены на себе, задумчивы и несчастны. В тяжелой форме депрессия может приводить к саморазрушению: дети и подростки остро чувствуют и усиленно переживают свою незначительность. Для них характерны апатия, нежелание что-либо делать, безразличие к друзьям и семье, плохой сон и аппетит. Чрезмерно пессимистический взгляд на мир заставляет их преувеличенно переживать рядовые события, все им мыслится в черных красках. Конечно же, депрессивное состояние не может не влиять на поведение. Оно становится отклоняющимся и приобретает направленность в зависимости от характера ребенка. Встречаются случаи отчаяния, когда ребенок от безысходности способен на деструктивные действия. Это наблюдается преимущественно в тех случаях, когда длительная депрессия вызвана обездоленностью, безысходностью. Депрессия всегда ведет к нарушению активности ребенка. Вялость, заторможенность, безразличие ко всему — ее постоянные спутники. Нередко депрессия соседствует с аутизмом — заболеванием, которое характеризуется погруженностью в свои переживания. Депрессия проходит после устранения вызвавших ее причин. Но только незначительное количество таких причин может устранить учитель. Педагог не оставит без помощи попавшего в беду, страдающего ребенка. Оказывая помощь депрессивным детям, он заботится прежде всего о том, чтобы создать хорошее настроение, от которого во многом зависит поведение ребенка. Постепенно улучшая настроение ученика, окружая его заботой и вниманием (в том числе по рекомендации педагога дома, в семье), можно способствовать его выздоровлению. Важно, чтобы все дети класса приняли участие в судьбе своего товарища. Для коррекции депрессии полезны отвлечения, связанные с положительными эмоциями. Рекомендуется смена обстановки, усиление разнообразной трудовой нагрузки. Следует больше вовлекать ребенка в игры, приучать его к общению, активнее заниматься с ним физкультурой.
Весьма важно ограждать детей (и не только депрессивных) от плохих новостей. Установлено, что плохие сообщения ввергают в пессимизм и уныние даже самых крепких и эмоционально устойчивых людей. Для выявления и предупреждения депрессии необходимы своевременная диагностика и коррекция в условиях школы и семьи.
ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ Диагностические критерии проявления депрессий у детей разработаны А.Б. Смулевичем с соавторами (1997). В их методике используются признаки позитивной (А) и негативной (Б) эффективности, депрессивного комплекса (В). Для характеристики психического статуса необходимо не менее двух признаков как позитивной, так и негативной аффективности и хотя бы один признак депрессии. Рассмотрим эти признаки. А. Признаки позитивной аффективности 1. Тоска — неопределенное, диффузное (протопатическое) ощущение чаще всего в форме непереносимого гнета в груди или эпигастрии с подавленностью, унынием, безнадежностью, отчаянием. 2. Тревога — беспочвенное предчувствие опасности, грозящей катастрофы с чувством внутреннего напряжения, неопределенного беспокойства, боязливого ожидания (может осознаваться как беспредметное беспокойство). 3. Интеллектуальное и двигательное торможение: трудности сосредоточения, концентрации внимания, замедленность движений, инертность, утрата спонтанной активности (в том числе и при выполнении повседневных обязанностей). 4. Патологические ритм-колебания настроения в течение дня с максимумом плохого самочувствия ранним утром и некоторым улучшением состояния в послеобеденное время и вечером. Б. Признаки негативной аффективности 1. Болезненное бесчувствие (мучительное чувство утраты эмоций, невозможности воспринимать природу, испытывать любовь, ненависть, сострадание, гнев). 2. Явления моральной неудовлетворенности (психический дискомфорт с чувством умственного «оскудения», бедность воображения, угасание фантазии, потеря интуиции, позволявшей прежде безошибочно улавливать нюансы взаимоотношений). 3. Депрессивная утрата жизненного тонуса (ослабление или исчезновение влечения к жизни, инстинкта самосохранения, нарушение сна, аппетита). 4. Апатия — дефицит побуждений (утрата жизненного тонуса, вялость, безразличие ко всему окружающему). 5. Дисфория — угрюмое брюзжание, ожесточенность, сварливость с претензиями к окружающим и демонстративным поведением. 6. Ангедония — утрата чувства наслаждения, способности испытывать удовольствие, радоваться, чувство внутренней неудовлетворенности. В. Депрессивный комплекс 1. Идеи малоценности, греховности, ущерба (неотвязные размышления о собственной никчемности, порочности с негативной переоценкой прошлого, настоящего и перспектив; представления об иллюзорности реально достигнутых успехов, обманчивости высокой репутации, виновности даже в том, что еще не совершено). 2. Суицидальные мысли —- психологически не выводимое осознанное желание умереть (идеи о бессмысленности существования, желательности несчастного случая со смертельным исходом, намерение покончить с собой — суицидомания). 3. Ипохондрические идеи — доминирующие представления об опасности (обычно сильно преувеличенной, тревожные опасения до фобий). Нарушения психосоматических корреляций диагностируются при наличии хотя бы одного признака, содержащегося под буквами А или Б.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 157; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.142.115 (0.01 с.) |