Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Соотношение психологических характеристик,

Поиск

Символизируемых цветом (по М. Люшеру), с соответствующими личностными характеристиками

Психологические характеристики, символизируемые цветом Неврозоподобныс и психические расстройства, при которых данному цвету отдается предпочтение
Красный — агрессивность, актив­ность, возбудимость, властность Психопатоподобные расстройства возбудимого, эпилептоидного, не­устойчивого круга
Желтый — спонтанность, изменчи­вость, ожидание, оригинальность Психопатоподобные расстройства истероидного и возбудимого типов
Зеленый — неустойчивость, само­утверждение, упрямство, напря­женность, автономность Психопатоподобные расстройства тормозимого типа
Синий — эмоциональная утончен­ность, покой, пассивность Психопатоподобные расстройства тормозимого типа
Фиолетовый — мечтательность, незрелость, желание очаровывать Психопатоподобные расстройства истероидного, возбудимого, неус­тойчивого, эпилептоидного типов
Коричневый — дискомфорт, трево­га, перенапряжение, плохое само­чувствие Неврозо-, психопате подобные рас­стройства тормозимого типа
Серый — повышенная тревож­ность, стремление к покою, уста­лость, опустошенность, пассив­ность Неврозо-, психопатоподобные рас­стройства тормозимого типа
Черный — поведение экстремаль­ного типа, протест Неврозо-, психопатоподобные рас­стройства эпилептоидного типа

Было показано, что психологические характеристики, символизируемые цветом по М. Люшеру, в основном соот­ветствуют личностным особенностям при неврозоподоб-ных расстройствах и определенном типе психопатоподоб­ных расстройств, при которых отдается предпочтение оп­ределенным цветам. Результаты дополнительных проб также показали определенное различие в зависимости от нали­чия первичных неврозо- и психопатоподобных расстройств и органического поражения ЦНС с такими нарушениями.

Определенное значение имеет сопоставление результа­тов цветового выбора и особенностей цветовосприятия в сновидениях. При этом оказалось, что корреляция между особенностями цветового выбора и цветоощущения в сно­видениях, выявляемая в контрольной и группе сравнения., нехарактерна для больных с органическим поражением ЦНС, у которых в сновидениях преобладают контрастные, нередко неестественно яркие цвета независимо от резуль­татов цветового выбора. Интересен факт возникновения «феномена блока» у больных с невротическими и неврозоподобными расстройствами, что коррелирует с сужени­ем круга воспринимаемых цветов в сновидениях.

Исследование показало, что цветовой тест М. Люшера может быть широко использован для оценки структуры эмо­ционального состояния, как при органическом поражении ЦНС, так и при пограничных психических расстройствах. Однако этот метод не может использоваться изолированно и требует данных сопутствующих нейропсихологических и объективных методов исследования, дополняющих и уточ­няющих полученные результаты.

 

Глава 7

ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ

МЕТОДИКА

«ИЗУЧЕНИЕ ПОНИМАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ

СОСТОЯНИЙ ЛЮДЕЙ, ИЗОБРАЖЕННЫХ

НА КАРТИНКЕ»

Стимульный материал: портретные картинки (фотогра­фии) с изображением детей и взрослых, у которых ярко выражено эмоциональное состояние (радость, страх, гнев, горе); сюжетные картинки с изображением положитель­ных и отрицательных поступков детей и взрослых.

Порядок проведения. Индивидуально с детьми дошкольного и младшего школьного возраста проводятся две серии опытов.

Первая серия. Ребенку последовательно показывают пор­третные картинки с изображением детей и взрослых и за­дают вопросы: Кто изображен на картинке? Что он дела­ет? Как он себя чувствует? Как ты догадался об этом? Опиши, что ты видишь на картинке?

Вторая серия. Ребенку последовательно показывают сю­жетные картинки и задают вопросы: Что делают дети (взрослые)? Как они это делают (дружно, ссорятся, не об­ращают внимания друг на друга и т.д.)? Как ты догадался? Кому из них хорошо, а кому — плохо? Как ты догадался?

Обработка и интерпретация результатов. Подсчитывают число верных ответов в разных возрастных группах отдельно по каждой серии и по каждой картинке. Выявляют, доступно ли детям понимание эмоциональных состояний взрослых и сверстников, по каким признакам они ориентируются, кого лучше понимают — взрослого или сверстника. Определяют зависимость этих показателей от возраста детей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 133; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.93.183 (0.008 с.)