Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Реабилитация депрессивного состояния
ПРОГРАММА АРТТЕРАПИИ. ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ
Тема 1 Обследование детей Цель: выявление показателей социальной депривации. Задачи. Определить уровень агрессивности и депрессивного состояния детей 1—4-х классов. Обозначить показатель тревожности у отдельно взятого класса. Детям предлагается нарисовать свое настроение. На выполнение задания отводится 15—20 минут. Затем на обороте их просят написать мини-сочинение по рисунку (задание для 2—4-х классов). В 1-м классе детей просят «рассказать» свой рисунок. После этого педагог собирает рисунки детей для обработки данных. Аналогичным образом проводится занятие по теме 31 после выполнения программы арттерапии. Результаты сравниваются, подводятся итоги проведенных занятий по программе.
Тема 2 Обследование детей Цель: выявление показателей коммуникативной дезадаптации. Задачи. Определить уровень агрессивности детей. Обозначить коммуникативные нарушения у них. Определить их предпочтения. Материал: пластилин, цветная и обычная бумага, картон, карандаши, фломастеры, краски, ножницы, клей. Педагог предлагает детям сделать какую-нибудь одну поделку из того материала, какой каждый из них выберет. На выполнение задания дается 25 минут. Затем педагог опрашивает каждого ученика, почему он выбрал именно этот материал и сделал именно эту поделку. На основе ответов учеников педагог делает выводы по предпочтениям детей. Поделки остаются в классе до следующего занятия. Потом желающие могут забрать их домой. Тема 3 Изображение движения Цель: изучение детьми изменений положения объекта. Задачи. Уточнить, при каких условиях тот или иной объект может изменить положение. Определить способы изображения движения, значение движения в жизни. Материал: альбом, карандаши, фломастеры, краски.1 На предыдущем занятии педагог сообщает детям о том, что им нужно завести альбомы. Они будут храниться в классе, для демонстрации рисунков. Педагог опрашивает устно детей о том, при каких условиях какой-либо объект может изменить свое положение. Дети называют разные объекты: дома, машины, листья, людей и др. Потом они называют условия изменения их положения (Принимаются все ответы, в том числе и шуточные.) Необходимо подвести детей к тому, что объекты могут менять свое положение, когда они сами или кто-то их приводит в движение. Далее обсуждают способы изображения движений в рисовании, лепке и т.д. (Дети называют эти способы.) Педагог просит детей изобразить движение осенних листьев в порыве ветра. На выполнение задания отводится 10—15 минут. После этого педагог опрашивает детей о том, как они думают, каково было состояние листьев в порыве ветра, какие чувства они могли испытывать. Далее обсуждается вопрос: что для нас значит движение? (Ответы детей записываются на доске.) В конце приходят к общим выводам.
Тема 4 Изображение настроения Цель: обучение детей адекватному выражению чувств и настроения. Задачи. Уточнить знания детей о разных эмоциональных состояниях. Определить ситуации, в которых целесообразно реагировать тем или иным чувством. Учить детей прочувствовать ситуацию и зафиксировать ее в цвете (на примере четырех коротких текстов). Материал: альбом для рисования, краски, четыре мини-текста для учителя. Педагог спрашивает детей: «Какие чувства вы знаете?» Получает различные ответы. Если какие-то ответы ошибочны, исправляет, объясняя ошибки. Затем он спрашивает учеников, когда и как реагируют люди. Всегда ли их чувства верны по отношению к конкретной ситуации. Он предлагает детям ситуацию и просит ответить каждого на вопрос: что бы сделал он (как бы поступил)? Получает ответы, подводя детей к правильному выражению чувств. Далее педагог просит детей поделить лист на четыре части и пронумеровать каждую. После того как дети это выполнили, он просит их послушать внимательно мини-рассказы и разукрасить соответствующую часть любым цветом, который, по их мнению, отражает какое-либо чувство. Педагог читает части текста с паузой между ними в 1 минуту. Примеры текстов Злость. Маша отняла игрушку у своей младшей сестры Оли. Оля подошла и сильно стукнула Машу, сказав, что она вредная. Радость. К Саше приехала любимая бабушка и привезла ему красивый конструктор, о котором он давно мечтал. Грусть. Мама Алеши уехала учиться в другой город. Он очень переживает и ждет ее. Удовольствие. Лена купила себе самое вкусное и большое мороженое, съела его и улыбнулась. Затем педагог просит каждого ребенка назвать чувства в рассказах, объяснить, почему он выбрал именно этот цвет. В конце занятия сделать вывод о важности тех или иных чувств в жизни человека. Тема 5 Драматерапия "Театральная азбука" Цель: развитие интереса к театральному искусству, обеспечение процесса самопознания ребенка. Задачи. Раскрыть творческие способности детей. Формировать основы сценической грамотности, проявляющейся в речи, движениях при создании образа. Педагог рассказывает детям о театре, выясняет, что они о нем знают. Если это необходимо, поправляет их, разъясняет особенности. Основную часть урока необходимо посвятить формированию основ сценической грамотности. Для развития сценической речи предложить детям следующие упражнения: — на развитие дыхания (например, «Задуем свечу»); — артикуляционную гимнастику (любые упражнения); — произнесение скороговорок; — упражнение «Словесное действие» (используя текст знакомого стихотворения, необходимо совершить заданное действие). На этом же занятии проводятся упражнения на запоминание физических действий: «стирка белья», «мытье посуды», «печатание на машинке», «переход через ручей». В конце занятия подводятся итоги. Тема 6 «В гостях у морского царя» (кинезотералия) Цель: коррекция психоэмоционального состояния. Задачи. Снять мышечные зажимы, эмоциональное напряжение. Создать радостное настроение средствами свободного движения и воображения. Пол в помещении устлать матами, иметь магнитофон с записью музыки. Педагог выясняет у детей, что они знают о подводном мире. Спрашивает, какие движения характерны для морских обитателей. Сравнивает эти движения с движениями на земле.
Далее педагог просит детей изобразить какой-либо объект. После выполнения движения обсуждаются недостатки и достоинства изображения. Затем под разную музыку дети изображают обитателей моря. В ходе урока педагог интересуется, что нового дети узнали, подводит итоги. Тема 7 Рисунок в парах по очереди Цель: преодоление детьми барьеров в общении. Задачи. Научить детей взаимодействию с партнером. Развивать чувство востребованности и творческие способности детей. Материал: бумага (формат А—4), краски, карандаши. Педагог уточняет представления детей о партнерстве, взаимовыручке, востребованности. Дети должны привести конкретные примеры. После этого он предлагает ученикам на одном листе бумаги нарисовать рисунок вдвоем по очереди. При этом отводится 2 минуты на то, чтобы дети договорились, что рисовать. Затем в течение 16 минут каждые 2 минуты (по сигналу учителя) они передают лист соседу. По выполнении задания они раскрашивают рисунок (5 мин). Далее каждая пара проводит презентацию своего рисунка. Потом учитель спрашивает детей, не возникло ли у них трудностей при выполнении задания. В конце урока подводятся итоги. Тема 8 Рисование вдвоем Цель: развитие лучшего понимания себя и других. Задачи. Снять психическое напряжение. Создать возможности для самовыражения. Научить совместной продуктивной деятельности. Материал: бумага, краски, карандаши. Рассказать детям о предстоящем задании, объяснить, что от них требуется (соответственно задачам). Начать выполнение задания. На работу отводится 20—25 минут. После этого проводятся выставка работ и обсуждение нарисованного, чувств и действий во время рисования. В конце занятия подводятся итоги. Тема 9 Декаративно-прикладное искусство Цель: воспитание у учащихся любви к народному творчеству. Задачи. Познакомить с различными видами народного искусства. Расширять представления школьников о художественных способностях каждого из них. Учить сравнивать. Вербально обозначать различия в элементах каждой техники изображения. Материал: набор цветных диапозитивов (хохломская роспись, дымковская игрушка, городецкая роспись, вологодские кружева). Педагог рассказывает о декоративно-прикладном искусстве, показывает изделия мастеров различных видов. Он обсуждает с детьми их особенности, материал, из которого они сделаны, обращает внимание на узор, его детали. Педагог и дети сравнивают разные узоры.
Во второй части занятия учащимся предлагаются различные элементы узоров, а также вырезанные из картона и не расписанные изделия (ваза, солонка, чашка и т.д.). Дети подбирают к ним узоры, комбинируют детали и краски, раскрашивают. В конце урока работы выставляют, выбирают лучшие, подводят итоги. Тема 10 Музыка — язык чувств Цель: преодоление детьми барьеров в общении. Задачи. Развить понимание себя и других, активность и творчество детей. Обогатить их представления о разнообразии человеческих чувств, выраженных в музыке. Накоплению музыкальных представлений помогает слушание музыки. Детей необходимо подвести к целостному восприятию музыкального образа, а затем постепенно развивать умение разбираться в характере музыкальных произведений, чувствовать смену настроения внутри одного произведения, а также знать и определять словом средства музыкальной выразительности. На занятии рекомендуется прослушать в записи «Елочную гирлянду» («Полька» М. Глинки), музыкальный этюд «Плакучая ива и спокойный тополь». Дети становятся друг за другом в колонне, положив руки на плечи впереди стоящего, звучит «Елочная гирлянда». На сильную долю первого такта музыкального сопровождения поднимает вверх правую руку первый ребенок, затем второй и т.д., но при этом все дети должны «зажечь» огонек в глазах, «засиять», «осветить» лицо. Когда звучит второй этюд, дети, в зависимости от музыки, самостоятельно выбирают один из двух заранее обговоренных образов (ивы или тополя). В конце занятия подводятся итоги. . Тема 11 и 15 Образ — в движении (два занятия) Цель и задачи. Приобщить детей к выразительной передаче настроения заданного образа посредством мимики, жестов, движений. Проводится работа по воссозданию, воспроизведению чувств. Для этого используются специальные упражнения. 1. «Придумай свою польку, вальс, песенку». Сначала педагог спрашивает детей о том, какие чувства несет в себе прослушанная музыка танца, песенки (озорство, шутка, жизнерадостность, нежность, ласка и т.д.). Затем дети предлагают свои варианты (можно разделить детей на подгруппы). 2. «Сочини песенку на заданный текст». Разделить детей на четыре группы, каждой дать задание, предупредив о том, что они должны вложить в песню определенное настроение, диктуемое текстом. Первая группа: Мама спит, она устала. Ну и я играть не стала, Я волчок не завожу, Я уселась и сижу. Вторая группа: Чудо-чудо-чудеса — На пеньке стоит лиса, Палочкою машет, Два медведя пляшут. Третья группа: Я горжусь своим конем, Он летит, как ветер. Обгоняю я на нем Всех коней на свете. Четвертая группа: Ой, ой, живот болит! Ой, ой, меня тошнит! Ой, мы яблок не хотим. Мы хвораем — Том и Тим.
Дети пропевают отрывки, отражая в движениях, жестах и мимике их содержание. Далее предлагается упражнение «Каждый спит». Педагог читает стихи: ...На дворе встречает он Тьму людей и каждый спит. Тот, не двигаясь, сидит, Тот, как вкопанный идет, Тот стоит, раскрывши рот... Дети изображают прочитанные стихи, застывают каждый в своей позе. В конце урока педагог спрашивает о впечатлениях детей от занятия. Занятие по теме 15 проводятся аналогично, но подбираются другие музыкальные и поэтические материалы, упражнения. Тема 12
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 214; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.54.63 (0.055 с.) |