Методика «определение эмоций по фотографиям» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика «определение эмоций по фотографиям»



Стимулъный материал: набор из 9 фотографий с изоб­ражением человека, на лице которого отражена та или иная эмоция, и список эмоций.

Порядок проведения. Инструкция: «У меня есть очень интересное задание. Ты знаешь, что все люди иногда раду­ются, порой удивляются или сердятся. Сейчас я покажу тебе несколько фотографий, на которых изображен человек в каком-то определенном эмоциональном состоянии (радо­сти, горя, страха, удивления, презрения, отвращения,, стыда, интереса, гнева). Вот тебе список этих эмоций. Попробуй определить, какая именно эмоция отражена на каждой фо­тографии».

Экспериментатор поочередно показывает 9 фотографий и записывает на бланке ответ ребенка рядом с номером фотографии (табл. 3).

Таблица 3

Бланк для регистрации ответов

№ п/п Фото Ответ испытуемого Примечание
       
       
       
       

Обработка и интерпретация результатов. Учитывается количество правильных ответов, по которым судят о сфор­мированное™ умения определять эмоцию человека по вы­ражению лица. 50% и менее правильных ответов свиде­тельствуют об очень низком уровне способности разли­чать эмоции.

МЕТОДИКА

«ЛИЧНОСТНАЯ АГРЕССИВНОСТЬ

И КОНФЛИКТНОСТЬ»

(Е.П. ильина, П.А. ковалева)

Шкалы обидчивости и мстительности

Цель: определить склонность человека к враждебности, проявляемой через обидчивость и мстительность.

Стимульный материал: тест опросника, состоящий из 20 утверждений, предложенных далее.

Порядок проведения. Инструкция: «Вам предлагается ряд утверждений. При согласии с ними рядом с соответствующим номером утверждения поставьте знак плюс (+), при несогласии — минус (-). Предлагаемые утверждения

1. Мне чаще всего не воздают должное за мои дела.

2. Если по отношению ко мне поступают несправедли­во, то про себя я желаю обидчику всяких несчастий.

3. Ситуации почти всегда складываются благоприятнее для других, чем для меня.

4. Я считаю, что лозунг из мультфильма «Зуб за зуб, хвост за хвост» справедлив.

5. Я часто обижаюсь на замечания других, даже если и понимаю, что они справедливы.

6. Часто я воображаю те наказания, которые могли бы обрушиться на моих обидчиков.

7. Меня обижает отсутствие внимания со стороны ок­ружающих..

8. Ни одно оскорбление не должно оставаться безнака­занным.

9. Я всегда обижаюсь, если среди награжденных за дело, в котором я участвовал, нет меня.

10. Я не успокаиваюсь до тех пор, пока не отомщу обид­чику.

11. У меня такое ощущение, что часто со мной поступают несправедливо,

12. Я считаю, что добро лучше мести.

13. Я не обижаюсь на шутки друзей, даже если они очень злые.

14. Мне нравятся люди, которые не помнят зла.

15. Меня не трогает, если при похвале за общую работу не упоминается мое имя.

16. Я верю, что за зло можно отплатить добром, и посту­паю таким образом.

17. У меня вызывают сожаление чрезмерно обидчивые люди.

18. У меня отрицательное отношение к мстительным лю­дям.

19. Я не вижу ничего обидного в том, что мне говорят о моих недостатках.

20. Справедливо ли мнение: если тебя ударили по одной щеке, то надо подставить и другую?

Обработка и интерпретация результатов. Шкала обид­чивости: за каждое согласие с утверждением по пунктам 1,

3, 5, 7, 9, 11 и за каждое несогласие по пунктам 13, 15, 17, 19 начисляется по одному баллу.

Шкала мстительности: за каждое согласие с утвержде­нием по пунктам 2, 4, 6, 8, 10 и за каждое несогласие по пунктам 12, 14, 16, 18, 20 начисляется по одному баллу. Да­лее подсчитывается сумма баллов по каждой шкале.

Чем больше сумма баллов, тем больше испытуемый скло­нен к обидчивости и мстительности (диапазон от 0 до 10 баллов), а по общей их сумме — к враждебности (в ди­апазоне от 0 до 20 баллов),

Шкала вспыльчивости

Цель: диагностика уровня эмоциональной возбудимос­ти методом самооценки.

Стимульный материал: тест опросника, состоящий из 10 утверждений, предложенных далее.

Порядок проведения. Инструкция: «Прочтите предложен­ные вам утверждения, при согласии с ними поставьте рнак плюс (+), при несогласии знак минус (~)».

Предлагаемые утверждения

1. Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь.

2. Если кто-нибудь выводит меня из себя, я не обращаю на это внимания.

3. Я могу скрывать свою раздражительность.

4. Я всегда спокойно реагирую на критику, даже если -она кажется мне несправедливой.

5. Мне очень не нравится, когда надо мной насмеха­ются.

6. У меня никогда не бывает вспышек гнева.

7. Меня возмущает, когда люди толкают меня на улице или в транспорте.

8. В конфликтной ситуации я веду себя спокойно.

9. Я не умею сдерживаться, когда меня незаслуженно упрекают.

10. Обычно меня трудно вывести из себя.

Обработка и интерпретация результатов. При согла­сии по пунктам 1, 3, 5, 7,9 и несогласии по пунктам 2, 4, 6, 8, 10 начисляется по одному баллу. Подсчитывается сумма набранных баллов. Если опрашиваемый набирает 8—10 бал­лов, у него высокая эмоциональная возбудимость, если он набирает 4 балла и меньше, у него низкая эмоциональная возбудимость. Баллы от 5 до 7 характеризуют средний уро­вень эмоциональной возбудимости.

 

КАРТИНОЧНАЯ МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЭМПАТИЙНОСТИ V МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Стимульный материал: набор картинок с изображени­ем различных жизненных ситуаций.

Порядок проведения. Ребенку демонстрируют несколь­ко картинок, на которых художник изобразил различные ситуации из жизни детей и взрослых. Показывают пер­вую картинку и указывают силуэт в правом нижнем углу. Инструкция: «Смотри, ты находишься здесь. Скажи, по­жалуйста, что ты сделаешь в этой ситуации?» Ответ ре­бенка записывают в протокол опроса (табл. 4) под номе­ром картинки. В графе «Примечание» регистрируются эмо­циональные проявления при ответе на вопросы.

Таблица 4

Протокол опроса

Номер картинки и вопрос Реакция испытуемого Примечание
1. Скажет    
Подумает    
Сделает    
2. Скажет    
Подумает    
Сделает    

ТЕСТ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ

(Ф. Филлипс)

Стимульный материал: тест, состоящий из 58 вопросов, которые могут зачитываться школьникам, а могут предла­гаться в письменном виде.

Порядок проведения. Инструкция: «Сейчас вам будет предложен опросник, который состоит из вопросов о том, как вы себя чувствуете в школе. Старайтесь отвечать ис­кренне и правдиво. Над ответами долго не задумывайтесь. Отвечая на вопрос, записывайте его номер и ответ: ставьте знак плюс (Н-), если вы согласны с ним, или минус (—), если не согласны».

Вопросы

1. Трудно ли тебе держаться на одном уровне со всем классом?

2. Волнуешься ли ты, когда учитель говорит, что собира­ется проверить, насколько ты знаешь материал?

3. Трудно ли тебе работать в классе так, как этого хочет учитель?

4. Снится ли тебе временами, что учитель в ярости отто­го, что ты не знаешь урок?

5. Случалось ли, что кто-нибудь из твоего класса ударил тебя?

6. Часто ли тебе хочется, чтобы учитель не торопился при объяснении нового материала, пока ты не поймешь, что он говорит?

7. Сильно ли ты волнуешься при ответе или выполне­нии задания?

8. Случается ли с тобой, что ты боишься высказываться на уроке, потому что тебе страшно сделать глупую ошибку?

9. Дрожат ли у тебя колени, когда тебя вызывают отве­чать?

10. Часто ли твои одноклассники смеются над тобой, ког­да вы играете в разные игры?

11. Случается ли, что тебе ставят более низкую оценку, чем ты ожидал?

12. Волнует ли тебя вопрос о том, не оставят ли тебя на.второй год?

13. Стараешься ли ты избегать игр, в которых делается выбор, потому что тебя, как правило, не выбирают?

14. Бывает ли временами, что ты весь дрожишь, когда тебя вызывают отвечать?

15. Часто ли у тебя возникает ощущение, что никто из твоих одноклассников не хочет делать то, что хочешь ты?

16. Сильно ли ты волнуешься перед тем, как начинаешь выполнять задание?

17. Трудно ли тебе получать такие отметки, каких ждут от тебя родители?

18. Боишься ли ты временами, что тебе станет дурно в классе?

19. Будут ли твои одноклассники смеяться над тобой, если ты сделаешь ошибку при ответе?

20. Похож ли ты на своих одноклассников?

21. Выполнив задание, беспокоишься ли ты о том, хорошо ли с ним справился?

22. Когда работаешь в классе, уверен ли ты в том, что все хорошо запомнишь?

23. Снится ли тебе иногда, что ты в школе и не можешь ответить на вопрос учителя?

24. Верно ли, что большинство ребят относятся к тебе по-дружески?

25. Работаешь ли ты более усердно, если знаешь, что ре­зультаты твоей работы будут сравниваться в классе с ре­зультатами твоих одноклассников?

26. Часто ли ты мечтаешь о том, чтобы поменьше волно­ваться, когда тебя спрашивают?

27. Боишься ли ты временами вступать в спор?

28. Чувствуешь ли ты, что твое сердце начинает сильно биться, когда учитель говорит, что собирается проверить твою готовность к уроку?

29. Когда ты получаешь хорошие отметки, думает ли кто-нибудь из твоих друзей, что ты хочешь выслужиться?

30. Хорошо ли ты себя чувствуешь с теми из твоих одно­классников, к которым ребята относятся с особым внима­нием?

31. Бывает ли, что некоторые ребята в классе говорят что-то такое, что тебя задевает?

32. Как ты думаешь, теряют ли расположение других те из учеников, которые не справляются с учебой?

33. Можно ли сказать, что большинство твоих однокласс­ников не обращают на тебя внимание?

34. Часто ли ты боишься выглядеть нелепо?

35. Доволен ли ты тем, как к тебе относятся учителя?

36. Помогает ли твоя мама в организации вечеров, как другие мамы?

37. Волновало ли тебя когда-нибудь то, что думают о тебе окружающие?

38. Надеешься ли ты в будущем учиться лучше, чем раньше?

39. Считаешь ли ты, что одеваешься для посещения шко­лы так же хорошо, как и твои одноклассники?

40. Часто ли ты задумываешься, отвечая на уроке, о том, что думают о тебе в это время другие?

41. Обладают ли способные ученики какими-то особыми правами, которых нет у других ребят в классе?

42. Злятся ли некоторые из твоих одноклассников, когда тебе удается быть лучше их?

43. Доволен ли ты тем, как к тебе относятся однокласс­ники?

44. Хорошо ли ты себя чувствуешь, когда остаешься один на один с учителем?

45. Высмеивают ли временами твои одноклассники твою внешность и поведение?

46. Думаешь ли ты, что беспокоишься о своих школьных делах больше, чем другие ребята?

47. Если ты не можешь ответить, когда тебя спрашивают, чувствуешь ли, что вот-вот расплачешься?

48. Когда вечером ты лежишь в постели, думаешь ли вре­менами с беспокойством о том, что будет завтра в школе?

49. Работая над трудным заданием, чувствуешь ли ты по­рой, что совершенно забыл вещи, которые хорошо знал рань­ше?

50. Дрожит ли слегка твоя рука, когда ты работаешь над заданием?

51. Чувствуешь ли ты, что начинаешь нервничать, когда учитель собирается дать классу задание?

52. Пугает ли тебя проверка твоих знаний в школе?1

53. Когда учитель собирается дать классу задание, чув­ствуешь ли ты страх, что не справишься с ним?

54. Снилось ли тебе временами, что твои одноклассники могут сделать то, что не можешь ты?

55. Когда учитель объясняет материал, кажется ли тебе, что твои одноклассники понимают его лучше, чем ты?

56. Беспокоишься ли ты по дороге в школу, что учитель может дать классу проверочную работу?

57. Когда ты выполняешь задание, чувствуешь ли обычно, что делаешь это плохо?

58. Дрожит ли слегка твоя рука, когда учитель просит выполнить задание на доске перед всем классом?

Обработка и интерпретация результатов. При обработке результатов выделяют вопросы, ответы на которые не со­впадают с ключом теста.

№ п/п Фактор Номера вопросов
  Общая тревожность в школе   2,3,7, 12, 16,21,23,26,28, 46,47,48,49,50,51,52,53, 54,55,56,57,58 Σ=22
  Переживание социального стресса 5, 10, 15,20,24,30,33,36,39, 42, 44 Σ=11
  Фрустрация потребности в достижении успеха 1,3,6, 11, 17, 19,25,29,32, 35,38,41,43 Σ=13
  Страх самовыражения 27,31,34,37,40,45 Σ=6
  Страх перед ситуацией про­верки знаний 2,7, 12, 16,21,26 Σ=6
  Страх не соответствовать ожи­даниям окружающих 3,8, 13,17,22 Σ=5
  Низкая физиологическая со­противляемость стрессу 9,14, 18,23,28 Σ=5
  Проблемы и страхи в отноше­ниях с учителями 2,6, 11,32,35,41,44,47 Σ=8
         

Ключ к вопросам «+» — Да, «—» — Нет.

1- 17- 33- 49-
2 — 18- 34- 50-
3- 19- 35 + 51-
4- 20 + 36 + 52-
5- 21 - 37- 53-
6- 22 + 38 + 54-
7- 23- 39 + 55-
8- 24 + 40- 56-
9- 25 + 41- 57-
10- 26- 42- 58-
11- 27- 43 +  
12- 28- 44 +  
13- 29- 45-  
14- 30+ 46-  
15- 31- 47-  
16- 32- 48-  

Результаты

1) Число несовпадений («+» — Да, «—» — Нет) по каж­дому фактору (абсолютное число несовпадений, в процен­тах: <50%; >50%; > 75%):

а) общее число несовпадений по всему тесту. Если оно больше 50% от общего числа вопросов теста, можно гово­рить о повышенной тревожности ребенка, если больше 75% — о высокой тревожности;

б) число совпадений по каждому из восьми факторов тревожности, выделяемых в тесте, умножается на коэффи­циент (As). Анализируется общее внутреннее эмоциональ­ное состояние школьника, во многом определяющееся на­личием тех или иных тревожных факторов и их количе­ством.

Для каждого респондента.

2) Представление этих данных в виде индивидуальных диаграмм.

Число несовпадений по каждому измерению для всего класса: абсолютное значение — <50%; > 50%; > 75%.

3) Представление этих данных в виде диаграммы.

4) Количество учащихся, имеющих несовпадения по оп­ределенному фактору <50% и > 75% (для всех факторов).

5) Представление сравнительных результатов при по­вторных замерах.

6) Полная информация о каждом учащемся (по резуль­татам теста).

Содержательная характеристика каждого

синдрома (фактора)

1. Общая тревожность в школе — эмоциональное со­стояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы.

2. Переживание социального стресса — эмоциональное •состояние ребенка, на фоне которого развиваются его со­циальные контакты (прежде всего со сверстниками).

3. Фрустрация потребности в достижении успеха — не­благоприятный психический фон, не позволяющий ребен­ку развивать свои потребности в успехе, достижении вы­сокого результата и т.д.

4. Страх самовыражения — негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей.

5. Страх перед ситуацией проверки — негативное отно­шение и переживание тревоги перед проверкой (особенно публичной) знаний, достижений, возможностей.

6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих — ориентация на значимость других в оценке своих резуль­татов, поступков и мыслей. Тревога по поводу оценок.

7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу — особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекват­ного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды.

8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями — об­щий негативный эмоциональный фон отношений со взрос­лыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка.

 

СОЧИНЕНИЕ-КОНКУРС

«КТО СМЕЕТСЯ — ТОТ УМНЕЕТ»

Цель: выявление особенностей поведения детей. Эта цель замаскирована. Детям нужно сказать о своем поведении коротко и с юмором. Не у всех это получится, но попы­таться стоит. Во-первых, интересно и весело, а во-вторых, могут вырваться наружу скрытые или неосознанные чер­ты характера.

Порядок проведения. Перед началом конкурса учитель ци­тирует выдержки из сочинений третьеклассников, напри­мер: «Чтобы посмотреть, какие зубы у кошки, я попыта­лась открыть ей рот. Зубы хорошие. Моя рука не зажила до сих пор». Призы вручаются за лучшее сочинение, которое дети оценивают с точки зрения правдивости сказанного, юмора, оригинальности описанной ситуации.

Можно задавать конкретную ситуацию. Победа не при­суждается, если дети обнаружат неточности.

Обработка результатов. Учитель, проводя этот конкурс, получает информацию о том: 1) как ребенок оценивает свои поступки; 2) как его оценивают одноклассники; 3) существуют ли различия в самооценке и оценках дру­гих.

При этом накапливаются данные о сильных и слабых качествах, выявляются дети, которым требуется коррекция поведения.

 

 

Глава 4



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 915; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.195.110 (0.042 с.)