Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Профилактика эмоциональных перегрузокСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Профилактикой (от греч. Prophylaktikos — предохранительный) в медицине называют систему мер по предупреждению болезненных и патологических состояний, сохранению психического и физического здоровья и продлению жизни человека. Для того чтобы профилактические мероприятия, направленные на устранение эмоциональных перегрузок, были эффективны и действенны, необходимо ясно представлять себе причины и условия их возникновения. Основными критериями эмоциональной устойчивости ребенка являются психическое и физическое здоровье, социальное благополучие, удовлетворительные условия для учения и приобретения различных навыков, возможность осуществления общественной самореализации через усвоение социальных ролей, общественных норм и ценностей. Каждый день в жизни ребенка требует пристального внимания родителей, учителей, всех близких к нему людей. Мозг детей готов воспринимать и учиться, но без помощи это ему не под силу. Психосоматическое развитие детей и подростков происходит сугубо индивидуально, и в этом вся сложность. Каждый возраст по-своему чувствителен к воспитательным усилиям родителей и по-своему уязвим. В младшем дошкольном возрасте особо хрупко чувство любви и эмоциональное развитие в целом. Пик потребности в любви у четырехлетних детей часто не совпадает с ответным чувством у матери, запаздывающей с его проявлением. В возрасте 5—7 лет на мальчиков травмирующе действует уход отца из семьи, поскольку исчезает модель для идентификации. Часто к осложнению взаимоотношений со сверстниками приводит неоправданная изоляция детей, когда родители чрезмерно опекают их. В этом случае закономерно усиливаются возрастные страхи у детей, подрывающие уверенность в себе. Детей травмируют недоверие к их возможностям, избыток контроля над посещением уроков, интеллектуальный прессинг и предвзятость в оценках. В таких условиях нервно-психическое напряжения порождает эффект «парового котла», взрывающегося рано или поздно при неуклонном повышении давления, если отсутствует «клапан» для его уменьшения. Это чревато психогенным заболеванием — неврозом. Родители, не способные понять истоки заболевания и перестроить свои отношения, усугубляют и без того тягостное состояние своего ребенка, в чем кроются истоки аномального поведения и антиобщественных поступков подростков. Эмоциональный контакт с близкими людьми — источник полноценного развития ребенка. В подростковом возрасте наиболее подвержены психотравмирующему воздействию самосознание и самоуважение, психическая интеграция, интересы и увлечения. Чтобы этого не случилось, нужны психопрофилактическая работа с родителями, их знакомство со специальной литературой по этике и.психологии семейной жизни. Важнейшим элементом среды, определяющим характер развития человека, выступает свобода. Потребность в ней специалисты называют одной из исходных. На обыденном языке свобода предполагает ослабление управления, контроля и давления и предоставление человеку ответственности за свой выбор, реализацию своих возможностей. Обстоятельства, которые вызывают у ребенка (или взрослого) ощущение бессилия, пустоты и беспомощности, способствуют развитию у него жестокости и садизма. К таким обстоятельствам Э. Фромм относит все, что вызывает страх. Это может быть так называемое авторитарное наказание, не связанное с тем или иным проступком, а произвольно определяемое по усмотрению взрослого. В зависимости от индивидуальных особенностей страх перед наказанием может стать доминирующим мотивом в жизни ребенка, что приводит к утрате им чувства собственного достоинства. Другим важным обстоятельством, приводящим к утрате жизненных сил и возрастанию эмоциональной напряженности, являются условия душевного обнищания, когда ребенок живет в безрадостной атмосфере черствости и душевной глухоты. Отсутствие эмоционального тепла, участия, любви вызывает чувство отчаяния и полного бессилия, которое может стать причиной жестокости ребенка. Немаловажный фактор, вызывающий эмоциональную напряженность, — ценностные нормы и ориентиры той социальной группы, частью которой является ребенок. Социальная группа (семья, школа) может усиливать те черты и формы поведения, которые ей соответствуют, отрицательно влияя на формирование личности ребенка и его психоэмоциональное состояние. Известный американский психоаналитик Карен Хорни полагает, что в развитии личности человека доминирует влияние социального окружения. Она исходит из того, что определяющим в структуре личности является бессознательное чувство тревоги, беспокойства, изоляции и беспомощности. Это чувство небезопасности может быть порождением многих вредных факторов среды: прямого и непрямого доминирования, безразличия, нестабильности поведения, дефицита уважения к индивидуальным потребностям ребенка, теплоты, недостатка реального руководства или слишком большого восхищения им, понуждения принимать чью-то сторону в родительских ссорах и т.д. Все эти факторы способствуют развитию тревоги ребенка. Чтобы преодолеть это состояние, ребенок может прибегать к разным стратегиям. Он становится враждебным и желает расплатиться с теми, кто его отвергал или плохо к нему относился. Другая реакция: он стремится быть послушным, чтобы вернуть потерянную любовь и расположение. В любом случае у него может развиваться неадекватный, нереалистический образ самого себя, чтобы компенсировать чувство неполноценности. Он может «застрять» на жалости к себе, чтобы вызывать сочувствие, искать власти над другими или же прибегать к соревновательности, при этом сама победа оказывается для него важнее, чем достижение как таковое. Возможно обращение агрессии внутрь и самоуничижение. Любая из этих стратегий характеризуется наличием конфликта, который может быть разрешен естественным способом, что говорит о нормальном развитии, или неестественным, что будет свидетельствовать о психоэмоциональных нарушениях. Проблемам развития ребенка, отклонениям в его поведении посвящено множество специальных исследований отечественных и зарубежных ученых, собран огромный фактический материал (А.И. Захаров, М. Раттер, А.Е. Личко, Г.М. Бреслав и др.), что позволяет понять механизмы и причины нарушений и задержки психического развития. Такие нарушения связаны прежде всего с неблагоприятными событиями в детстве. Это — семейные конфликты, недостаток эмоционального тепла, любви, отзывчивости, отношений привязанности. Они же остаются значимыми и в более поздние периоды жизни. Дефицит общения, нарушение, деформация значимых отношений личности, образующих целостную систему, обусловливают развитие личности по невротическому типу. Потребность в признании окружающими, эмоциональных контактах с родителями особенно актуальна в раннем детстве. К 4—5 годам эмоциональное развитие ребенка достигает своего максимума. Нарушение контактов с родителями, прежде всего с матерью, вызывает значительные психологические проблемы в развитии. Недостаток искренних, доверительно-теплых и непосредственно-эмоциональных отношений родителей с детьми становится основой возникновения невроза. У ребенка появляются страх одиночества, ощущение изолированности, забытое -ти и ненужности. Острая потребность в признании — это одновременно и потребность в самоутверждении, ребенок нуждается в раскрытии своего «Я», поддержке и любви. Их недостаточность компенсируется страхами, капризами, у детей формируются замкнутость, недоверие к окружающим. Американский психотерапевт К. Роджерс на основе значительного клинического опыта пришел к убеждению, что в среде, социальном окружении содержатся условия для формирования «полноценно функционирующего человека», прогрессивного личностного развития. Согласно К. Роджерсу, тенденции к самоактуализации и саморазвитию заданы наследственно. Но движение вперед может быть осуществлено только при определенных условиях, когда выбор норм поведения осуществляется сознательно в результате научения. Оценки со стороны окружающих, особенно в детстве, могут искажать внутренние переживания человека. Ребенок на основании положительных или отрицательных оценок его поведения взрослыми старается быть тем, что от него хотят, а не тем, что он есть. Внешние оценки ведут к искажению самоотношения ребенка. Навязанные образы и ценности вытесняют и замещают его переживания и ценности, что ведет к саморазрушению «Я». Такой человек чувствует напряженность, дискомфорт. В детстве «Я-концепция» искажается под влиянием чужих оценок, а следствием такого искажения могут стать агрессивность, конфликтность, замкнутость, тревожность, враждебность по отношению к другим людям. Как этого избежать? К. Роджерс разработал метод психотерапии, который назвал клиент-центрированной терапией. Он полагает, что его метод применим ко всем отношениям с людьми, а не только в работе с имеющими проблемы. Основу метода составляет создание помогающих отношений, которые актуализируют у человека способность к самоизменению и саморазвитию. Создание терапевтических, помогающих отношений возможно при реализации трех важнейших условий. Первое — откровенность, искренность, правдивость отношений с человеком. Значимые люди должны быть с ребенком искренними, не притворяться, не надевать маски. Они должны быть едины и целостны в своих чувствах, в восприятии ребенка и высказываниях о нем. Второе — безусловное принятие человека, т.е. расположение к нему как к личности, имеющей безусловную ценность, независимой от состояния, поведения или чувств. Человек с рождения испытывает нужду в принятии себя, что предполагает не только уважение и теплые чувства, но и веру в положительные изменения в нем, его развитие. По мысли К. Роджерса, каждый человек чувствует, думает и верит так, как все остальные люди. Однако различия между людьми дают право каждому человеку реализовать свой жизненный опыт по-своему искать и найти в нем свой смысл жизни. Ребенок нуждается в положительном к себе отношении. Взрослые же стремятся оценивать, одобрять или не одобрять его чувства и поведение, пугать лишением любви и привязанности. Чтобы быть «хорошим», ребенок стремится подстраиваться к оценке родителей, что приводит к искажению его «Я-концепции», утрате внутренних регуляторов поведения и дальнейшей незрелости человека, который ориентируется только на внешние оценки. Безусловное принятие ребенка, каков он есть, однако, не означает отсутствия ограничений, дисциплины и отрицательного отношения к его поступкам. Неудовольствие родителей и педагогов должны высказываться не в виде отрицательной оценки личности ребенка, а в виде субъективного отношения к его конкретному поступку, особенностям поведения. Принятие каждой меняющейся частицы внутреннего мира ребенка создает для него теплоту и безопасность в отношениях со взрослым, а любовь и уважение вызывают чувство защищенности, которое необходимо для полноценного развития человека. Третье — эмпатическое понимание, без которого безусловное принятие может означать просто недифференцированное благодушное отношение ко всем. Эмпатическое понимание включает в себя проникновение в чувства и мысли человека, умение видеть проблему с его позиции, встать на его место. Как считает К. Роджерс, сопереживающее понимание является настолько эффективным средством, что может привести к значительным изменениям личности. Модели поведения значимых взрослых (родители, педагоги, «звезды», кумиры) становятся не только основой приобретения привычек, но и выработки способов разрешения конфликтов, жизненных проблем. Особенно важны модели родительского поведения. Если родители уходят от трудностей или становятся агрессивными при столкновении с ними, то ребенок с большой вероятностью будет вести себя в аналогичной ситуации так же. Дети усваивают и те же межличностные отношения, которые они в течение длительного времени наблюдали в семье. Возможны ситуации, когда родители учат каким-то правилам поведения, но сами их не соблюдают, т.е. говорят одно, а делают другое (призывают к честности, но сами обманывают друг друга, требуют от ребенка сдержанности, а сами вспыльчивы, агрессивны и распущенны). В такой ситуации более вероятным становится выбор примера родителей. Ребенок может и расширять модель поведения, заданную ему родителем, тогда его поведение окажется для них неприемлемым, а он станет отвергать родительское. Вместе с тем дети не всегда принимают модели поведения и взгляды родителей. Это зависит и от других людей (друзей, учителей, соседей и др.), а также от отношений с роди гелями. Если отношения с родителями плохие или дети видят, что их поведение приводит лишь к новым трудностям и неудачам, они отвергают родительские нормы. Дисциплинарные требования, характер наказаний и поощрений не менее важны в профилактике эмоциональных перегрузок. Пагубно положение, когда ребенок привыкает ориентироваться на внешний контроль, у него оказываются неразвитыми внутренние механизмы контроля своего поведения, отсутствует собственная система ценностей, с помощью которой он может регулировать свое поведение вне зависимости от поощрений или наказаний со стороны других людей. Специалисты советуют обсуждать с ребенком мотивы его поступков и привлекать его к выработке внутрисемейных норм поведения. Причинами нарушений поведения и эмоциональных расстройств может быть разлука с родителями, жизнь вдали от семьи, потеря одного из родителей, ссоры и конфликты в семье, а также неврозы и патологические особенности личности родителей. Родительские ссоры, драки или враждебность, отчужденность создают атмосферу, в которой с большей вероятностью возникают нарушения поведения, особенно у мальчиков. Агрессивное поведение родителей становится моделью для ребенка. Здесь могут иметь место и другие механизмы. В любом случае асоциальное, криминальное поведение родителей приводит к формированию нарушений поведения детей. Скудность, монотонность окружающей среды, ее ограниченность может приводить к глубоким задержкам психического развития ребенка, тормозить его интеллектуальное развитие, оказывать влияние на него. Предупреждению детской депрессии способствуют методики «Я — хороший, я — плохой» и «Я был, я стал».
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 259; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.113.44 (0.009 с.) |