ТОП 10:

Уникальность пророчества Моше-рабейну



Все четыре уровня пророчества, перечисленные нами выше, обозначены намеком в тех словах Торы, В которых говорится об уровне пророчества Моше [Шмот, 33:11]: "И говорил Г-сподь, обращаясь к Моше, лицом к лицу - так, как человек говорит со своим другом". Выражение "лицом к лицу" означает, что Моше получал откровение от Всевышнего не через ангела или какого бы то ни было посредника (что соответствует уровню третьей ступени пророчества). "Так, как человек говорит со своим другом" - то есть не ночью, не во сне, и не днем во время внезапно напавшей дремоты (как это характерно для третьей ступени). Но во время получения пророчества свыше Моше бодрствовал, стоял на ногах и слышал голос, обращавшийся к нему, - без страха, без содроганья и телесных страданий (как у пророков, достигших лишь первой ступени). Во всякое время, когда он желал, Моше приходил в Мишкан и слышал голос Всевышнего - как сказано об этом в Торе [Бемидбар, 7:89]: "И, приходя в Шатер откровения, слышал он голос, обращающийся к нему, звучавший над крышкой Ковчега свидетельства, из промежутка между двумя крувами". Другое свидетельство этого же - слова Моше: "Постойте, пока я услышу, что повелевает вам Г-сподь" [Бемидбар, 9:8-10], ответ на которые не заставил себя ждать. Так же - в случае с дочерями Цлофхада [там же, 27:5-7]: "И представил Моше их дело перед Г-сподом", и т.д.

Полнота достижения четырех естественных ступеней - условие достижения пророчества

Однако невозможно, чтобы человек достиг любой из вышеуказанных ступеней пророчества, если предварительно не приобретет он четыре естественных качества, о которых сказали мудрецы наши [Шабат, 92а и Недарим, 38а]: "Пророчество дается только мудрецу, могучему и богатому человеку, обладающему внушительной внешностью". Без этого - просто невозможно, чтобы человек удостоился откровения свыше. Недаром о пророческом сне Яакова сказали: "Сколько ступеней было в той лестнице, что он видел? Четыре" - это намек на то, что достижению Яаковом пророчества не предшествовала ступень руах-гакодеш (как это часто бывает), но только мудрость, которую он приобрел во время четырнадцатилетнего пребывания в доме Эвера, где он скрывался от Эйсава. Если бы не это - пророчество не пришло бы к нему даже во сне (что является самой начальной ступенью пророчества) (36).

Преданность Б-гу - условие властвования над силами природы

И следует знать, что среди пророков, праведников и благочестивых людей есть множество типов, различающихся между собой по степени их преданности Всевышнему. Есть среди них некоторые, настолько привязанные к Нему, что им становятся подвластны высшие духовные силы: эти люди получают возможность действовать в мире так, как захотят. Они в состоянии спасти от опасности и себя, и других людей, своей молитвой они заставляют идти дождь и излечивают больных, дают детей бесплодным и воскрешают мертвых, ради них с неба падает огонь... Таковы были пророки Элиягу и Элиша. Их власть над силами природы была столь непосредственной, что ее можно сравнить с тем, как силы нашего тела немедленно и беспрекословно следуют за всеми движениями нашей души. Например, стоит нам почувствовать аппетитный запах или увидеть, как наш товарищ ест что-либо вкусное, как рот наш наполняется слюной. Точно так же при мысли о близости с женщиной самопроизвольно происходит эрекция и возбуждаются силы, производящие семяизвержение. Вот так же душа, подобная по чистоте и святости душам Элиягу и Элиши, оказывает немедленное и непосредственное воздействие на силы природы, и они беспрекословно подчиняются ей, создавая по ее желанию в нашем мире то, чего ранее в нем не было: росу, дождь или бешеный ветер. Как силы нашего тела сотворены для того, чтобы служить силам души и немедленно исполнять их повеления, так все силы природы, какие только есть в мире, служат таким чистым и святым душам. Дело в том, что весь сотворенный мир представляет собой единый организм, и потому стоит лишь такой душе представить себе дождь, яростный вихрь, землетрясение, появление росы или как в земле Разверзается бездна, тут же приходит в действие та сила природы, которая управляет соответствующими явлениями и исполняет веление души (37).

Возможно, что власть души пророка или праведника станет столь велика, что ей подчинятся высшие духовные силы - и тогда по воле ее с неба будет падать огонь или будут воскресать мертвецы. Причем не имеет значения, пророк или нет, тот, кто обладает этой душой. Все зависит от степени его преданности Всевышнему и привязанности к Нему его души. По мере ее этот пророк, или праведник, или просто благочестивый человек производит в мире нечто новое, творит чудеса и знамения.

Поэтому возможно, чтобы благочестивый человек, очень далекий от ступени пророка, творил чудеса и знамения, какие совершал Хони гамаагель, раби Пинхас бен Яир, раби Ханина бен Доса и подобные им. И также есть великие пророки, которые за всю свою жизнь не совершили ни одного чуда или знамения, как, например, Ирмеягу или Хагай, Зехария и Малахи. Есть и совершившие это только один раз - Шмуэль, вызвавший дождь во время жатвы пшеницы есть совершившие два или три раза - Йешая, нанесший поражение полчищам Санхерива, излечивший царя Хизкиягу и повернувший течение времени вспять есть такие, которые совершили множество чудес - Элиягу и Элиша.

Превосходство чудес, совершенных Моше, над чудесами, совершенными всеми остальными пророками

Чудеса, совершенные всеми пророками, кроме Моше-рабейну, имеют между собой то общее, что они не продолжались долгое время и не были известны даже большинству народа - не то что всему. В противоположность этому те чудеса, которые были совершены Моше-рабейну - непосредственно или косвенно, - совершались на глазах у огромных масс народа и сразу же становились известны всем, а кроме того, продолжались длительное время (как ман в пустыне, как облачный столп днем и столп огня ночью - в течение 40 лет). Вместе с тем своим количеством они превосходят чудеса, совершенные всеми остальными пророками.

Свидетельство Торы об уникальности чудес, совершенных Моше

В самом конце Торы, после того, как коротко, почти намеком, сказано о различии между пророчеством Моше-рабейну и пророчеством всех остальных пророков, констатируется: "И нет в Израиле еще одного пророка, подобного Моше". А затем Тора говорит о том, в чем чудеса, совершенные им, превосходят чудеса, совершенные другими: "по всем чудесам и знамениям, которые послал его Г-сподь совершить" - с точки зрения их многочисленности "в стране египетской для фараона, всех слуг его и для всей страны его" - с точки зрения их общеизвестности, совершения их на глазах тех, кто были противниками Моше. И в заключение - "... и по всему, вызывающему великий благоговейный трепет, совершенному Моше на глазах у всего Израиля" - с точки зрения продолжительности чудес, совершенных им. И сказано еще [Шмот, 40:38]: "Ибо облако Г-спода - над Мишканом днем, и огонь в нем - ночью на глазах у всего Дома Израиля во время всех странствий их". То есть, как мы сказали уже, эти чудеса непрерывно продолжались в течение сорока лет.

Это путь, на котором выявляется суть того, что, представляет собою пророчество, и различия между его ступенями, а также превосходство пророчества Моше-рабейну над пророчеством всех остальных пророков и чудес, совершенных им, над чудесами, совершенными ими (там же, гл.10).







Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.132.132 (0.006 с.)