Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Уникальность пророчества Моше-рабейнуСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Все четыре уровня пророчества, перечисленные нами выше, обозначены намеком в тех словах Торы, В которых говорится об уровне пророчества Моше [Шмот, 33:11]: "И говорил Г-сподь, обращаясь к Моше, лицом к лицу - так, как человек говорит со своим другом". Выражение "лицом к лицу" означает, что Моше получал откровение от Всевышнего не через ангела или какого бы то ни было посредника (что соответствует уровню третьей ступени пророчества). "Так, как человек говорит со своим другом" - то есть не ночью, не во сне, и не днем во время внезапно напавшей дремоты (как это характерно для третьей ступени). Но во время получения пророчества свыше Моше бодрствовал, стоял на ногах и слышал голос, обращавшийся к нему, - без страха, без содроганья и телесных страданий (как у пророков, достигших лишь первой ступени). Во всякое время, когда он желал, Моше приходил в Мишкан и слышал голос Всевышнего - как сказано об этом в Торе [Бемидбар, 7:89]: "И, приходя в Шатер откровения, слышал он голос, обращающийся к нему, звучавший над крышкой Ковчега свидетельства, из промежутка между двумя крувами". Другое свидетельство этого же - слова Моше: "Постойте, пока я услышу, что повелевает вам Г-сподь" [Бемидбар, 9:8-10], ответ на которые не заставил себя ждать. Так же - в случае с дочерями Цлофхада [там же, 27:5-7]: "И представил Моше их дело перед Г-сподом", и т.д. Полнота достижения четырех естественных ступеней - условие достижения пророчества Однако невозможно, чтобы человек достиг любой из вышеуказанных ступеней пророчества, если предварительно не приобретет он четыре естественных качества, о которых сказали мудрецы наши [Шабат, 92а и Недарим, 38а]: "Пророчество дается только мудрецу, могучему и богатому человеку, обладающему внушительной внешностью". Без этого - просто невозможно, чтобы человек удостоился откровения свыше. Недаром о пророческом сне Яакова сказали: "Сколько ступеней было в той лестнице, что он видел? Четыре" - это намек на то, что достижению Яаковом пророчества не предшествовала ступень руах-гакодеш (как это часто бывает), но только мудрость, которую он приобрел во время четырнадцатилетнего пребывания в доме Эвера, где он скрывался от Эйсава. Если бы не это - пророчество не пришло бы к нему даже во сне (что является самой начальной ступенью пророчества) (36). Преданность Б-гу - условие властвования над силами природы И следует знать, что среди пророков, праведников и благочестивых людей есть множество типов, различающихся между собой по степени их преданности Всевышнему. Есть среди них некоторые, настолько привязанные к Нему, что им становятся подвластны высшие духовные силы: эти люди получают возможность действовать в мире так, как захотят. Они в состоянии спасти от опасности и себя, и других людей, своей молитвой они заставляют идти дождь и излечивают больных, дают детей бесплодным и воскрешают мертвых, ради них с неба падает огонь... Таковы были пророки Элиягу и Элиша. Их власть над силами природы была столь непосредственной, что ее можно сравнить с тем, как силы нашего тела немедленно и беспрекословно следуют за всеми движениями нашей души. Например, стоит нам почувствовать аппетитный запах или увидеть, как наш товарищ ест что-либо вкусное, как рот наш наполняется слюной. Точно так же при мысли о близости с женщиной самопроизвольно происходит эрекция и возбуждаются силы, производящие семяизвержение. Вот так же душа, подобная по чистоте и святости душам Элиягу и Элиши, оказывает немедленное и непосредственное воздействие на силы природы, и они беспрекословно подчиняются ей, создавая по ее желанию в нашем мире то, чего ранее в нем не было: росу, дождь или бешеный ветер. Как силы нашего тела сотворены для того, чтобы служить силам души и немедленно исполнять их повеления, так все силы природы, какие только есть в мире, служат таким чистым и святым душам. Дело в том, что весь сотворенный мир представляет собой единый организм, и потому стоит лишь такой душе представить себе дождь, яростный вихрь, землетрясение, появление росы или как в земле Разверзается бездна, тут же приходит в действие та сила природы, которая управляет соответствующими явлениями и исполняет веление души (37). Возможно, что власть души пророка или праведника станет столь велика, что ей подчинятся высшие духовные силы - и тогда по воле ее с неба будет падать огонь или будут воскресать мертвецы. Причем не имеет значения, пророк или нет, тот, кто обладает этой душой. Все зависит от степени его преданности Всевышнему и привязанности к Нему его души. По мере ее этот пророк, или праведник, или просто благочестивый человек производит в мире нечто новое, творит чудеса и знамения. Поэтому возможно, чтобы благочестивый человек, очень далекий от ступени пророка, творил чудеса и знамения, какие совершал Хони гамаагель, раби Пинхас бен Яир, раби Ханина бен Доса и подобные им. И также есть великие пророки, которые за всю свою жизнь не совершили ни одного чуда или знамения, как, например, Ирмеягу или Хагай, Зехария и Малахи. Есть и совершившие это только один раз - Шмуэль, вызвавший дождь во время жатвы пшеницы есть совершившие два или три раза - Йешая, нанесший поражение полчищам Санхерива, излечивший царя Хизкиягу и повернувший течение времени вспять есть такие, которые совершили множество чудес - Элиягу и Элиша. Превосходство чудес, совершенных Моше, над чудесами, совершенными всеми остальными пророками Чудеса, совершенные всеми пророками, кроме Моше-рабейну, имеют между собой то общее, что они не продолжались долгое время и не были известны даже большинству народа - не то что всему. В противоположность этому те чудеса, которые были совершены Моше-рабейну - непосредственно или косвенно, - совершались на глазах у огромных масс народа и сразу же становились известны всем, а кроме того, продолжались длительное время (как ман в пустыне, как облачный столп днем и столп огня ночью - в течение 40 лет). Вместе с тем своим количеством они превосходят чудеса, совершенные всеми остальными пророками. Свидетельство Торы об уникальности чудес, совершенных Моше В самом конце Торы, после того, как коротко, почти намеком, сказано о различии между пророчеством Моше-рабейну и пророчеством всех остальных пророков, констатируется: "И нет в Израиле еще одного пророка, подобного Моше". А затем Тора говорит о том, в чем чудеса, совершенные им, превосходят чудеса, совершенные другими: "по всем чудесам и знамениям, которые послал его Г-сподь совершить" - с точки зрения их многочисленности "в стране египетской для фараона, всех слуг его и для всей страны его" - с точки зрения их общеизвестности, совершения их на глазах тех, кто были противниками Моше. И в заключение - "... и по всему, вызывающему великий благоговейный трепет, совершенному Моше на глазах у всего Израиля" - с точки зрения продолжительности чудес, совершенных им. И сказано еще [Шмот, 40:38]: "Ибо облако Г-спода - над Мишканом днем, и огонь в нем - ночью на глазах у всего Дома Израиля во время всех странствий их". То есть, как мы сказали уже, эти чудеса непрерывно продолжались в течение сорока лет. Это путь, на котором выявляется суть того, что, представляет собою пророчество, и различия между его ступенями, а также превосходство пророчества Моше-рабейну над пророчеством всех остальных пророков и чудес, совершенных им, над чудесами, совершенными ими (там же, гл.10).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 488; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.140.108 (0.011 с.) |