Первоосновы любой науки опираются на данные других наук 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Первоосновы любой науки опираются на данные других наук



Нет сомнения, что первоосновы любой науки не могут быть объяснены в категориях этой самой науки. Они, как правило, заимствованы из другой науки, в рамках которой имеют свой определенный смысл. Так, геометр получает понятия точки и прямой от физика, математик - категорию единого, а физик - категории акциденции (1) и субстанции - от метафизика, а сам метафизик получает понятие о Перводвигателе от физика (2). И то же самое относится к любой новой теории: ее первичные понятия заимствуются извне (3), а затем на их основе строится все здание этой теории или науки, и все доказательства опираются на них - так же, как на первичные понятия разума (4).

Где же источник первооснов Б-жественного закона?

Но если так, то сразу же возникает вопрос: откуда же заимствует свои первоосновы Б-жественная религия? Причем, к Б-жественной Торе этот вопрос относится гораздо в большей степени, нежели к различным конвенциональным законодательствам, - так как ясно, что те заимствуют свои первоосновы (свобода выбора и целесообразность, о которых мы уже говорили) у философа, знатока политической философии. Однако откуда возьмет свои первоосновы Б-жественная Тора?

Если существование Б-га философ выводит из основных положений, вытекающих из первичных понятий, он все же не принимает ни пророчества, ни принципа Б-жественного управления всем сущим - а они-то и являются первоосновами Торы! Однако их существование не может быть доказано, ибо они интуитивно не очевидны и не могут быть выведены из положений, опирающихся на первичные понятия. А философ ничего не принимает на веру - в отличие от того, кто следует Торе (5). Поэтому необходимо рассмотреть вопрос, откуда берет свои первоосновы Тора.

Четыре вида очевидного, не требующего доказательств

Имеется четыре вида очевидного, которое не требует доказательства своей истинности.

1) Первичные понятия - такие, как наше знание о том, что целое больше своей части, что две вещи, равные третьей, равны между собой, что два противоположных утверждения об одном и том же не могут быть истинны оба.

2) Чувственные ощущения - такие, как наше знание о том, что огонь греет, а снег охлаждает, что опиум вызывает ощущение прохлады, а перец - ощущение жара.

3) Знания, подтверждаемые опытом - например, что магнит притягивает к себе железо, или что аскомония слабит (6).

4) Знания, которые являются общеизвестными, - например, что когда-то Иерусалим, Рим и Вавилон были великими городами (несмотря на то, что в настоящий момент это знание не соответствует реальной действительности). Хотя этот вид знаний не поддается проверке нашими органами чувств, мы все же считаем их истинными - поскольку нет человека, который оспаривал бы их.

Нет сомнения, что эти четыре вида очевидного служат первоосновами доказательства. Так, на первичных понятиях строятся доказательства теорем геометрии, на чувственных ощущениях основывается естествознание. В этих случаях их истинность не вызывает никаких сомнений - поскольку ясны первичные элементы, на которые они опираются. Но даже знания, получаемые на основе опытов, мы считаем достоверными несмотря на то, что нам неизвестны причины наблюдаемых явлений поскольку наши органы чувств свидетельствуют о реальном существовании этих явлений, они не вызывают у нас никаких сомнений. Так же, как никто не станет оспаривать факт, что сумма углов треугольника равна двум прямым углам, никто не будет оспаривать факт, что магнит притягивает железо - несмотря на то, что первопричина первого нам известна, а первопричина второго - нет. Потому что факт, подтверждаемый опытом, считается достоверным, и если кто-либо вздумает утверждать нечто противоположное, ему никто не поверит.

Опыт подтверждает первоосновы Торы

Однако Тора не опирается ни на наши первичные понятия, ни на наши чувственные ощущения. Ее первоосновы в этих двух аспектах очевидного непостижимы для нас. Поэтому Всевышний, в Своей несказанной мудрости, дал нам возможность убедиться в истинности Торы на опыте. Ибо, как сказано, сведения, которые нам предоставляет наш опыт, мы считаем достоверными - несмотря на то, что их внутренний смысл нам неизвестен. Так, не возникает никакого сомнения в том, что магнит притягивает железо (хотя мы не знаем причину этого): раз опыт подтверждает этот факт, мы считаем знание о нем непреложным настолько же, насколько мы считаем бесспорным знание о природных явлениях, которые доставляют нам наши органы чувств.

И это относится в равной мере ко всемистинным Б-жественным религиям (7).

Истинность Торы подтверждается и традицией, и исследованием

И все же, для того, чтобы никто не решил, будто первоосновы Торы опираются исключительно лишь на традицию, разъяснил Асаф в главе 78 из книги "Тегилим", что есть среди них такие, что могут быть обоснованы разумом, и есть среди них такие, которые должны быть отнесены к разряду общеизвестных истин, которые никто не оспаривает.

"Внимай, народ мой, Торе моей, - так начинает он эту главу, - приклоните ваше ухо к словам, выходящим из уст моих! Открою я притчей уста мои, явлю вам загадки древности - которые слышали мы, и знаем мы их, которые отцы нам рассказывали". В словах, "которые слышали мы" - намек на принцип Б-жественности Торы, относящийся к виду общеизвестных знаний, никем не оспариваемым. Потому что никто в мире не подвергает сомнению тот факт, что Тора дана Всевышним - точно так же, как никто не сомневается в существовании Египта или Вавилона несмотря на то, что собственными глазами их не видел.

И следует обратить внимание на порядок: после предупреждения, что следует бережно относиться к тому, что говорит Тора ("Внимай, народ мой, Торе моей"), сначала он намекнул на принцип Б-жественности Торы, а затем сказал: "... и знаем мы их", - а это уже намек на принцип существования Б-га и на все корни, связанные с ним. Отличие этого принципа в том, что его постижение доступно и иным путем: через интеллектуальное исследование, опирающееся и на наши чувственные ощущения, и на первичные понятия нашего разума. Слова же, "которые отцы нам рассказывали", указывают на третий принцип - принцип воздаяния в духовном мире, который известен нам единственно из нашей традиции.

И для того, чтобы подтвердить истинность этого принципа, Асаф рассказывает о чудесах, ясно свидетельствующих, что Всевышний управляет миром по Своей воле, что они были совершены для наших предков и о которых мы знаем из нашей традиции. Эти чудеса являются знаками, указывающими на существование будущего мира, в котором душа получает истинное воздаяние за все, совершенное ею на земле. И разъясняет Асаф, что эта традиция должна передаваться от отца к сыну, не прерываясь: "Не скроем от сыновей их - последнему поколению рассказываем о славе Г-сподней...". Потому что источник этой традиции - событие, произошедшее наяву перед всем народом Израиля, которое каждый еврей воспринял органами чувств: "Воздвиг он свидетельство в народе Яакова - дал Тору народу Израиля". И поскольку Всевышний дал Тору народу Израиля таким образом, чтобы о достоверности этого свидетельствовали органы чувств человека, знание об этом непрерывно передается из поколения в поколение (разд. 1, гл. 17).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 150; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.152.173 (0.005 с.)