ТОП 10:

ВОЗМОЖНО ЛИ ИЗМЕНЕНИЕ ИСТИННОЙ Б-ЖЕСТВЕННОЙ РЕЛИГИИ?



Теперь мы обратимся к вопросу: возможно ли, чтобы одна и та же Б-жественная религия у одного и того же народа с течением времени была изменена, или же она должна оставаться вечно одна и та же?

Изменение Б-жественной религии невозможно?

На первый взгляд представляется истинным, что для Б-жественной религии нет изменения. Потому что для этого нет предпосылок ни со стороны Дающего, ни со стороны принимающего, ни со стороны самой религии как таковой.

Со стороны Дающего - невозможно представить себе, чтобы воля Всевышнего изменилась до такой степени, что желанное сейчас, стало Ему нежеланным в другой раз, а вместо этого стало желанным нечто противоположное. Ведь это означало бы, что сегодня Всевышнему угодно, чтобы творилось правосудие, а завтра - беззаконие. Но поскольку это невозможно - то чего же изменять Б-жественную религию?

Со стороны принимающего - до тех пор, пока народ, которому дана Б-жественная религия, остается народом, нет причины, чтобы эта религия изменилась с течением времени. Ведь невозможно сказать, что религиозное поведение народа должно изменяться с течением времени наподобие того, как изменяется с возрастом поведение человека - в детстве он ведет себя так, в юности - иначе, а в старости - совсем на другой лад.

Если в человеке это оправданно и даже необходимо, то в политическом обществе совершенно неправомерно. Немыслимо представить себе, чтобы его религиозное поведение изменялось бы точно таким же образом - от детства через зрелость к старости, потому что религия соответствует всем временам в равной мере. Итак, изменение Б-жественной религии исключается также со стороны народа, принимающего ее.

Что же касается третьей стороны - Б-жественной религии как таковой, - то ее изменение невозможно потому, что цель ее состоит в том, чтобы дать людям верное представление об интеллектуальных предметах и истинные знания. Истинные же знания не подвержены изменениям, потому что невозможно, чтобы один раз соответствовал истине монотеизм, другой раз - дуализм, а в третий раз - вера в троицу. Это столь же нелепо, как утверждать, будто то, что существует у всех на глазах, в действительности не существует.

Из всего вышесказанного ясно следует, что не могут возникнуть в Б-жественной религии изменения ни со стороны Дающего ее, ни со стороны принимающего, ни со стороны самой религии как таковой.

Обстоятельства, при которых возможны изменения Б-жественной религии

Однако когда мы углубимся в этот вопрос, то оказывается, что все же, возможность изменений в Б-жественной религии для какого-то одного народа не исключена окончательно. Хотя мотивы для этого не могут появиться ни со стороны Всевышнего, ни со стороны самой Б-жественной религии, они могут появиться со стороны народа, принявшего эту религию.

Один из признаков совершенства дающего в том, что он соразмеряется с воспринимающими возможностями принимающего, и если подготовленность воспринимающих станет иной, то, без сомнения, и дающий будет действовать по-иному. Подчеркнем, что это вовсе не подразумевает изменений в сущности действия.

Например: врач дает определенное предписание больному, действующее вплоть до определенного времени, о котором знает врач, но не больной когда же это время приходит, и оказывается, что больной стал сильнее своей болезни, врач изменяет предписание и разрешает то, что ранее запретил, а то, что ранее разрешал, теперь запрещает. И нечего больному дивиться этому: причина состоит не в изменении первоначальных намерений врача, и также нельзя сказать, что раньше был какой-то изъян в его работе и он не дал предписания, относящегося в равной степени ко всем временам. Потому что врач, давая первое предписание, уже предвидел, сколько времени больной будет ему следовать (хотя и не открыл этого пациенту), он знал, когда нужно будет это первое предписание изменить в соответствии с натурой больного и временем, требующимся ему для выздоровления. Целью первого предписания было усовершенствовать натуру больного, чтобы он смог получить в будущем новое предписание, - после той подготовки, которую создаст в нем первое предписание. И когда приходит нужное время, врач дает больному то предписание, которое он предвидел с самого начала (20).

Изменение - не свидетельство об изъяне

Таким же образом нельзя сказать, что если Всевышний сразу не дал Торы, в равной степени относящейся ко всем временам, это свидетельствует о каком-то изъяне в Его отношении к людям. Потому что еще тогда, когда Он давал первый Закон, Он знал, что дает его лишь на время, определенное Его мудростью, и которого будет достаточно, чтобы усовершенствовать натуру людей и подготовить их к восприятию нового Закона (хоть Он и не открыл этого людям с самого начала). Когда же придет это предопределенное Всевышним время, Он даст повеление следовать новому Закону, хотя в нем будут частности, прямо противоположные первому, так было предрешено Всевышним с самого начала.

Нет сомнения, что мы сочтем изъяном врача, если он пропишет хлеб, мясо, вино - то есть тяжелую пишу - тому, кто только что оправился от болезни, не дожидаясь, чтобы его организм окреп, или же грудным младенцам, не дожидаясь, чтобы они подросли. Точно так же можно было бы счесть несовершенством, если бы Всевышний дал одни и те же заповеди, как начинающим, так и продвинутым в исполнении Б-жественного закона. Однако естественно, если Он в зависимости от подготовленности людей будет разнообразить Свои предписания и после того, как они освоят легкие заповеди, даст им более трудные. Подобно тому, как хлеб, мясо, вино и вообще тяжелая пища не годится маленьким детям, однако прекрасна для взрослых, и потому ее дают детям только после того, как они подрастут, - и то не сразу, а постепенно приучая их к ней. Или другой пример: учитель объясняет сначала то, что легче понять, пока ученик не привыкнет учиться, а потом, мало-помалу усложняя предмет, ведет его к более глубоким и сложным проблемам. А если бы он попытался их дать ученику с самого начала - раньше, чем тот привыкнет к учению, - это означало бы серьезный дефект в преподавании.

Тут кто-нибудь спросит: но ведь немыслимо, чтобы для Всевышнего что-нибудь было невозможно, - почему же Ему не дать всеобщий закон, в равной степени относящийся ко всем людям от мала до велика во все времена?

Вот что надо ответить. Этот вопрос относится к разряду вопросов вроде следующего: почему Всевышний не сотворил всех людей праведниками без малейшего порока и недостатка, всей душой стремящихся к служению Ему, ведь это гораздо больше пристало Его совершенству? Однако такие вопросы в действительности не имеют ни малейшего смысла, как объяснил это Рамбам и как об этом будет сказано ниже.







Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.45.196 (0.006 с.)