ТОП 10:

ВОЗМОЖНО ЛИ СУЩЕСТВОВАНИЕ НЕСКОЛЬКИХ ИСТИННЫХ Б-ЖЕСТВЕННЫХ РЕЛИГИЙ?



Б-жественная религия должна быть одна?

Вопрос, который теперь нам следует рассмотреть, заключается в следующем: необходимо ли, чтобы у всего человечества была лишь одна Б-жественная религия, или Б-жественных религий может быть много?

Надо сказать, что с первого взгляда кажется, что должна быть только одна Б-жественная религия и основания для этого мы видим и со стороны Того, Кто дает ее, и со стороны тех, кто ее принимает.

Со стороны Того, Кто дает ее - поскольку Всевышний обладает абсолютным единством, то естественно, чтобы и закон, установленный Им, был во всех аспектах единым, потому что отношение Творца ко всем людям едино.

Со стороны тех, кто ее принимает - поскольку все человечество едино (18), то естественно, чтобы устав, побуждающий человека стремиться достичь совершенства, был тоже единым.

Отсюда следует, что, действительно, возможно и необходимо, чтобы у всего человечества была только одна Б-жественная религия.

Возможность существования нескольких Б-жественных религий

Однако после того, как мы углубимся в этот вопрос, станет ясно, что хотя первый аргумент, опирающийся на единство Всевышнего, должен быть признан верным, второй - далеко не столь уж убедительный.

Дело в том, что слишком хорошо известно, насколько люди отличаются друг от друга - и качествами, унаследованными от своих предков, и приобретенными вновь. Вплоть до того, что невозможно найти двух людей, обладающих не то что одинаковыми характерами, но даже одним и тем же каким-то свойством характера. Как писал Ибн-Сина в первой книге своего "Канона", различия между характерами людей достигают самых крайних пределов: один может быть настолько жесток, что убьет своего маленького сына, а другой может быть настолько робким, что не сможет убить даже мышь, даже муравья.

Другая причина различий между людьми - это различия мест их проживания. Потому что между различными странами существует множество различий, зависящих от воздуха, рельефа местности, качества воды и т.п. Например, есть страна, рождающая только грубые, жесткие плоды, потому что воздух ее недостаточно чист и прозрачен. И есть другая страна, в которой все плоды невкусные и нездоровые - потому что нет в этой стране хорошей воды. Животные же, питающиеся этими плодами, неизбежно приобретают качества этих плодов. В другой же стране все наоборот - и плоды иные по качеству, и животные, питающиеся этими плодами, иные по качеству, и потому люди, живущие в этой стране, тоже обладают иными качествами: они и острее умом, и дальновиднее жителей других стран. А отсюда непременно проистекает, что и взгляды, и обычаи, общепринятые в этой стране, будут отличаться от тех, которые общеприняты в странах других. Поэтому в одно и то же время в разных странах потребуются различные законы.

Однако поскольку причиной этого являются различия между теми, кто принимает Б-жественный закон, Но со стороны Дающего все остается по-прежнему, то и изменения в Б-жественном законе должны быть такими, чтобы они отражали лишь качества принимающей стороны. Иными словами: это касается частных положений, принятых по соглашению большинством жителей данной страны, то есть конвенциональных установлений о том, что должно считаться похвальным, а что - порицаемым (и мы действительно находим, что нередко то, что в одной стране считается похвальным, в другой - порицается). Однако в самих общих принципах и ответвляющихся от них корнях - то есть в том, что отражает Дающего, - никакие изменения невозможны.

Частные различия между двумя истинными религиями

Итак, мы находим, что Тора потомков Ноаха и Тора Моше - при всех частных различиях между собой - в своих главных аспектах, отражающих сторону Дающего, совпадают друг с другом. Причем, заметим, обе эти религии существуют в одно и то же время: в то самое время, когда Израилю была дана Тора Моше, у остального человечества была Тора потомков Ноаха. И различия между этими религиями также были связаны и с различиями между странами (то есть между Страной Израиля и остальными странами), и с различиями между народами (с точки зрения происхождения). Нет сомнения, что с помощью Торы потомков Ноаха - в силу того, что она религия Б-жественная - люди достигают того совершенства, которого может достичь человек. Хотя это и не был тот уровень, до которого Тора поднимает народ Израиля, но наши мудрецы сказали: "У благочестивых людей из остальных народов мира есть удел в будущем мире" [Тосефта "Сангедрин", 13:2].

Это учит тому, что вполне возможно, чтобы в одно и то же время у разных народов были разные Б-жественные религии, и все они вели бы тех, кто следует им, к совершенству - хотя и к различным его уровням. Но невозможно, чтобы различия между этими Б-жественными религиями касались тех принципов, на которых они базируются, и тех корней, которые ответвляются от этих принципов. Поэтому тот аспект, который характеризует Тору как таковую, всегда остается без изменений.

Теоретически есть возможность, чтобы и в том аспекте, который связан со способом передачи Б-жественной религии людям - то есть, со стороной посредника между Б-гом и людьми, - возникли какие-то различия между Б-жественными религиями (19). Но, тем не менее, доказательство истинности Б-жественной религии всегда должно быть доказательством прямым - хотя и может быть не таким же, как в другой Б-жественной религии.

Что же касается вопроса о возможности изменения одной и той же Б-жественной религии у одного и того же народа в одной и той же стране, то он будет освещен ниже (там же, гл.25).







Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.45.196 (0.006 с.)