Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
II. Египетское рабство и исход
Пребывание народа Израиля в Египте, его порабощение и освобождение - первый раздел истории народа Израиля. Два момента в этой эпохе особенно привлекают внимание Альбо: 1) ее теологический аспект - то есть анализ, вскрывающий проявление Б-жественного управления миром на примерах этих событий, и 2) ее метаисторический аспект - то есть анализ сокровенного смысла процесса перехода от рабства к свободе. 1. Теологический аспект По мнению Альбо, все описание пребывания народа Израиля в Египте выражает факт, что судьбой этого народа управляет Сам Всевышний. Порабощение и освобождение - это события, как нельзя более ясно свидетельствующие о Б-жественном вмешательстве. Таким образом, Альбо находит здесь массу подтверждений для его теологической и метафизической концепций: "В первой из Десяти заповедей Всевышний заявляет народу Израиля: Я - Тот, Кто все время следил за всем, что происходило с тобой, и Кто вывел тебя из Страны египетской, из дома рабства (5). Суть субботы - указание на Исход из Египта, на примере которого ясно видно, как Всевышний в реальности мира осуществляет Свое желание, Свою волю (6). И Б-жественное управление миром основывается на Его милосердии: это видно из того, как Он следил за всем, что происходило с Израилем в Египте, и как Он вывел Израиль оттуда ради заслуг праотцов (7). "Я - Г-сподь, Б-г твой"... и далее упоминается освобождение "из дома рабства", чтобы указать на Б-жественное вмешательство в судьбу народа Израиля (8). Есть два вида болезней: болезни естественные и те, что Всевышний посылает человеку как наказание... Примером таких болезней служат "тяжкие недуги, постигшие Египет, о которых известно тебе" (9). И, выйдя из Египта, они убедилсь в истинности принципа Б-жественного воздаяния" (10). Р. Й. Альбо связывает уроки египетского изгнания с содержанием некоторых из Десяти заповедей, тем самым обращаясь еще к одному источнику знания - опыту, используя его для подтверждения своих теологических положений. И, кроме того, рассмотрение этой эпохи дает ему материал для определения уникальной особенности управления Всевышним судьбой народа Израиля, которая выражается в двух аспектах: основополагающим моментом здесь является проявление Б-жественного милосердия, Всевышний лично вершит судьбу народа, исключая все прочие влияния, оказывающие воздействие на судьбу других народов (например, влияние небесных светил).
2. Метаисторический аспект Переход Израиля от рабства к свободе рассматривается Альбо как пример диалектики в историческом процессе. Его концепция истории включает в себя как неотъемлемый элемент аспект метаистории, проявляющийся каждый раз, когда он говорит о смене эпох. Так, именно с этой точки зрения он описывает события эпохи египетского изгнания: "Поскольку все явления нашего мира включают в себя противоречия, они находятся в непрестанном движении, развиваясь и изменяясь, фактором чего являются противоречия... Ибо все рождается из разрушения, и все движется к разрушению... Так радость приходит лишь после грусти, так возвышение возможно лишь после унижения. Мы видим в Торе, что лишь после того, как наш народ испытал в Египте все унижения и гонения, Всевышний послал ему спасение и возвышение. Он это раскрыл Моше, сначала сказав: "Увидел Я бедствие народа Моего, который в Египте, и услышал вопль его..." - а затем: "... И решил Я: выведу вас из нужды египетской". Так заложено в природе этого мира, что все, что появляется в нем, появляется в результате разрушения предыдущего (11). Несмотря на то, что народ Израиля грешил и не был тогда достойным столь грандиозного освобождения, Всевышний помог ему по собственному побуждению - как бы под впечатлением его бед и страданий" (12). Иными словами: история пребывания народа Израиля в Египте - это пример диалектического процесса метаисторического характера, когда из уничтожения одного образа жизни рождается совершенно новый по схеме: бытие - уничтожение - новое бытие. Причем, как подчеркивает Альбо, приводя выдержки из текста Торы, эта трансформация выходит за рамки законов природы, но (по крайней мере, в ее историческом аспекте) является демонстрацией Б-жественного управления на основе милосердия. Будучи верен основам своей концепции, Альбо описывает исторические события в терминах теологии. Новое, что появляется здесь, - это обращение к фактическому способу описания событий. Нет более символической трактовки эпохи, событий и личностей, как это имело место по отношению к первой эпохе существования человечества.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 117; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.170.66.78 (0.006 с.) |