II. Египетское рабство и исход 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

II. Египетское рабство и исход



Пребывание народа Израиля в Египте, его порабощение и освобождение - первый раздел истории народа Израиля. Два момента в этой эпохе особенно привлекают внимание Альбо: 1) ее теологический аспект - то есть анализ, вскрывающий проявление Б-жественного управления миром на примерах этих событий, и 2) ее метаисторический аспект - то есть анализ сокровенного смысла процесса перехода от рабства к свободе.

1. Теологический аспект

По мнению Альбо, все описание пребывания народа Израиля в Египте выражает факт, что судьбой этого народа управляет Сам Всевышний. Порабощение и освобождение - это события, как нельзя более ясно свидетельствующие о Б-жественном вмешательстве. Таким образом, Альбо находит здесь массу подтверждений для его теологической и метафизической концепций: "В первой из Десяти заповедей Всевышний заявляет народу Израиля: Я - Тот, Кто все время следил за всем, что происходило с тобой, и Кто вывел тебя из Страны египетской, из дома рабства (5). Суть субботы - указание на Исход из Египта, на примере которого ясно видно, как Всевышний в реальности мира осуществляет Свое желание, Свою волю (6). И Б-жественное управление миром основывается на Его милосердии: это видно из того, как Он следил за всем, что происходило с Израилем в Египте, и как Он вывел Израиль оттуда ради заслуг праотцов (7). "Я - Г-сподь, Б-г твой"... и далее упоминается освобождение "из дома рабства", чтобы указать на Б-жественное вмешательство в судьбу народа Израиля (8). Есть два вида болезней: болезни естественные и те, что Всевышний посылает человеку как наказание... Примером таких болезней служат "тяжкие недуги, постигшие Египет, о которых известно тебе" (9). И, выйдя из Египта, они убедилсь в истинности принципа Б-жественного воздаяния" (10).

Р. Й. Альбо связывает уроки египетского изгнания с содержанием некоторых из Десяти заповедей, тем самым обращаясь еще к одному источнику знания - опыту, используя его для подтверждения своих теологических положений. И, кроме того, рассмотрение этой эпохи дает ему материал для определения уникальной особенности управления Всевышним судьбой народа Израиля, которая выражается в двух аспектах: основополагающим моментом здесь является проявление Б-жественного милосердия, Всевышний лично вершит судьбу народа, исключая все прочие влияния, оказывающие воздействие на судьбу других народов (например, влияние небесных светил).

2. Метаисторический аспект

Переход Израиля от рабства к свободе рассматривается Альбо как пример диалектики в историческом процессе. Его концепция истории включает в себя как неотъемлемый элемент аспект метаистории, проявляющийся каждый раз, когда он говорит о смене эпох. Так, именно с этой точки зрения он описывает события эпохи египетского изгнания: "Поскольку все явления нашего мира включают в себя противоречия, они находятся в непрестанном движении, развиваясь и изменяясь, фактором чего являются противоречия... Ибо все рождается из разрушения, и все движется к разрушению... Так радость приходит лишь после грусти, так возвышение возможно лишь после унижения. Мы видим в Торе, что лишь после того, как наш народ испытал в Египте все унижения и гонения, Всевышний послал ему спасение и возвышение. Он это раскрыл Моше, сначала сказав: "Увидел Я бедствие народа Моего, который в Египте, и услышал вопль его..." - а затем: "... И решил Я: выведу вас из нужды египетской". Так заложено в природе этого мира, что все, что появляется в нем, появляется в результате разрушения предыдущего (11). Несмотря на то, что народ Израиля грешил и не был тогда достойным столь грандиозного освобождения, Всевышний помог ему по собственному побуждению - как бы под впечатлением его бед и страданий" (12).

Иными словами: история пребывания народа Израиля в Египте - это пример диалектического процесса метаисторического характера, когда из уничтожения одного образа жизни рождается совершенно новый по схеме: бытие - уничтожение - новое бытие. Причем, как подчеркивает Альбо, приводя выдержки из текста Торы, эта трансформация выходит за рамки законов природы, но (по крайней мере, в ее историческом аспекте) является демонстрацией Б-жественного управления на основе милосердия. Будучи верен основам своей концепции, Альбо описывает исторические события в терминах теологии.

Новое, что появляется здесь, - это обращение к фактическому способу описания событий. Нет более символической трактовки эпохи, событий и личностей, как это имело место по отношению к первой эпохе существования человечества.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 117; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.170.66.78 (0.006 с.)