ТОП 10:

ДОСТОИНСТВО И ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА



Есть ли у человека преимущество перед животными?

Человек - создание, наиболее достойное уважения в сотворенном мире, более совершенное, чем все остальные творения. Он превосходит все живые существа, во-первых, гармоничностью своего характера и, во-вторых, способностью к интеллектуальному познанию. Подтверждением первого является факт, что человек одинаково реагирует на воздействия диаметрально противоположные (1), а второго - способность человека создавать новые виды работ и области знаний.

Заблуждение, будто животные имеют преимущество перед человеком

Ошибочно думать, будто животные имеют преимущество перед человеком. Они, правда, не нуждаются в тени, защищающей их от зноя, и в крыше, защищающей их от дождя, не должны готовить себе пищу, ибо находят ее сразу в том виде, в каком употребляют. Некоторые из них, как, например, хищные звери и птицы, добывая пищу, проявляют немалую хитрость во время охоты. Поэтому среди древних философов были такие, кто считал человека самым ущербным существом на земле по сравнению со всеми животными: потому что, мол, им не нужно садиться на других животных для того, чтобы достичь отдаленного места, - так как животные превосходят человека в легкости передвижения потому что, мол, им не нужно изготовлять оружие для войны со своими врагами – так как они обладают им по природе своей: у быка есть рога, у свиньи - клыки, у ежа - колючки, у ящерицы - панцырь и т.п. И так же животным не нужно изготовлять одежду - они уже рождаются в ней, и им не надо приготовлять себе пищу - так как они едят ее в том виде, в котором находят ее. Человек же лишен всех этих преимуществ, он вынужден шить себе одежду, строить дом, чтобы защититься от непогоды, тратить много времени на приготовление пищи, чтобы она стала съедобной, и т.д. и т.п. (2).

Взаимная связь между всеми созданиями в мире

Однако если исследовать это мнение поглубже, сразу выявляется его полная несостоятельность. Изучая формы, которые принимает материя во всем, что находится в нашем мире, мы обнаруживаем ее стремление к совершенству. То есть, каждая последующая форма превосходит предыдущую. Словно материя находится в постоянном движении, принимая различные формы - сначала низшие, примитивные, затем все более и более совершенные, поднимаясь со ступеньки на ступеньку от несовершенства к совершенству. В самом начале материя существует лишь в виде элементов (3), затем она принимает форму минералов, по сравнению с которой уровень элементов представляется первичным, затем - форму растений, по сравнению с которой уровень минералов представляется первичным, потом материя поднимается на уровень живых существ, по сравнению с которым первичным является уровень растений, и, наконец, она достигает уровня человека, а животные оказываются лишь первичным уровнем для него, и на этом творение останавливается. Подобно тому, как при движении каждая частица его служит основанием следующей, так, по-видимому, обстоит дело в становлении всего, что наполняет наш мир: каждый этап его служит основанием для следующего. И подобно тому, как любое движение идет к какой-то цели, и она является первопричиной для каждой из частиц движения, так Творение поднимается со ступеньки на ступеньку, пока не достигает уровня человека и не останавливается на ней, потому что он - конечная цель Творения (4).

Доказательством непрерывности движения материи от ущербных созданий к совершенным служит наличие промежуточных ступеней (5). Таков, например, коралл: он является промежуточной ступенью от минерала к растению. Такова морская губка: она - переходная ступень от растения к животному, обладающая только одним отличительным качеством последнего - способностью ощущать прикосновение. Или обезьяна: она - промежуточная ступень от животного к человеку, на котором, как было сказано, Творение останавливается.

Человек - существо, преследующее общие цели и обладающее общими средствами для достижения их

Итак, человек - конечная цель со - творения нашего мира, существо, заслуживающее наибольшего уважения и обладающее наибольшим возможным совершенством. Он включает в себя все предшествующие формы, они - лишь предварительные этапы достижения его уровня. Поэтому человек превосходит их всех, покоряет все живые существа и властвует над ними.

Дело в том, что в то время, как каждое животное преследует лишь какую-то частную цель и обладает для ее достижения каким-то частным средством, человек постигает общие цели и стремится к ним при помощи средств также общего характера. Животное не в состоянии постичь какую бы то ни было цель, выходящую за узкие рамки его существа. Оно наделено лишь индивидуальными способностями защиты и нападения (6). Например, у свиньи есть клыки, у быка - рога, у ежа - колючки, у ящерицы есть панцырь, защищающий ее тело. Человек же в силу того, что он - конечная цель Творения, концентрирует в себе все частные совершенства, какие можно найти во всех остальных живых существах и стремится к целям общего характера. Разум его обладает способностью широчайшего постижения - то есть, он способен ко всему тому, на что способен разум животного, но, кроме того, он способен обобщать все частные цели и постигать цели всеобщие.

Поэтому средства, которыми одарен человек, тоже имеют общий характер. Так, руки его способны владеть всеми видами оружия, чтобы бороться с любыми животными всеми возможными способами и покорить их: не обладая рогами, человек берет в руки копье, вместо клыков - действует мечом, он защищает свое тело щитом или одевает его в панцирь. Но в отличие от животных, оружие которых дано им природой, оружие человека не появляется на свет вместе с ним, чтобы не отягощать его и не вынуждать носить его постоянно.

Творец, в несравненной мудрости Своей, одарил человека орудиями действия, равными по силе всем видам орудий, и дал ему разум, в одинаковой мере способный постигать и все то частное, что способны постигать животные, и всеобщее. Он предоставил человеку пользоваться всеми этими орудиями различным образом тогда, когда в этом есть необходимость, и оставлять их тогда, когда она исчезает, чтобы они не стали человеку в тягость. Творец научил человека делать одежду для своего тела, чтобы тот менял ее в зависимости от времени года - надевал теплую зимой и легкую летом, и чтобы она не была ему в тягость (как шерсть для овцы, которую потом необходимо стричь). И дал Он человеку мудрость и знания, чтобы тот строил прочные дома, в которых он может укрываться от врагов, подобно тому, как животные скрываются в норах и в скалах. И так же чтобы смог человек выдумать все ухищрения, которые употребляют животные, и познать все частные свойства, характерные для них (ч.З, гл.1). /.../

Предназначение человека

У каждого вида созданий есть особое, присущее только ему, свойство (7), которым оно отличается от всех остальных живых существ. Причина наличия этого свойства - цель, для которой Творец предназначил этот вид (8).

Ради нее данное живое существо сотворено в той форме, которую оно имеет. И, поскольку человек - тоже часть природы, более того, он превосходит все остальные создания, в нем также обязательно должно быть какое-то особое свойство, присущее только ему. Причем оно не может быть связано именно с тем, что является общим для всех живых существ, например, не со сферой питания или сферой ощущений: если бы это было так, то совершенство и цель существования осла было бы равным совершенству и цели существования человека (9). Следовательно, это свойство должно выражаться только в том, чем человек отличается от всех прочих живых существ.







Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.204.55.168 (0.004 с.)