Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Достоинство и предназначение человекаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Есть ли у человека преимущество перед животными? Человек - создание, наиболее достойное уважения в сотворенном мире, более совершенное, чем все остальные творения. Он превосходит все живые существа, во-первых, гармоничностью своего характера и, во-вторых, способностью к интеллектуальному познанию. Подтверждением первого является факт, что человек одинаково реагирует на воздействия диаметрально противоположные (1), а второго - способность человека создавать новые виды работ и области знаний. Заблуждение, будто животные имеют преимущество перед человеком Ошибочно думать, будто животные имеют преимущество перед человеком. Они, правда, не нуждаются в тени, защищающей их от зноя, и в крыше, защищающей их от дождя, не должны готовить себе пищу, ибо находят ее сразу в том виде, в каком употребляют. Некоторые из них, как, например, хищные звери и птицы, добывая пищу, проявляют немалую хитрость во время охоты. Поэтому среди древних философов были такие, кто считал человека самым ущербным существом на земле по сравнению со всеми животными: потому что, мол, им не нужно садиться на других животных для того, чтобы достичь отдаленного места, - так как животные превосходят человека в легкости передвижения потому что, мол, им не нужно изготовлять оружие для войны со своими врагами – так как они обладают им по природе своей: у быка есть рога, у свиньи - клыки, у ежа - колючки, у ящерицы - панцырь и т.п. И так же животным не нужно изготовлять одежду - они уже рождаются в ней, и им не надо приготовлять себе пищу - так как они едят ее в том виде, в котором находят ее. Человек же лишен всех этих преимуществ, он вынужден шить себе одежду, строить дом, чтобы защититься от непогоды, тратить много времени на приготовление пищи, чтобы она стала съедобной, и т.д. и т.п. (2). Взаимная связь между всеми созданиями в мире Однако если исследовать это мнение поглубже, сразу выявляется его полная несостоятельность. Изучая формы, которые принимает материя во всем, что находится в нашем мире, мы обнаруживаем ее стремление к совершенству. То есть, каждая последующая форма превосходит предыдущую. Словно материя находится в постоянном движении, принимая различные формы - сначала низшие, примитивные, затем все более и более совершенные, поднимаясь со ступеньки на ступеньку от несовершенства к совершенству. В самом начале материя существует лишь в виде элементов (3), затем она принимает форму минералов, по сравнению с которой уровень элементов представляется первичным, затем - форму растений, по сравнению с которой уровень минералов представляется первичным, потом материя поднимается на уровень живых существ, по сравнению с которым первичным является уровень растений, и, наконец, она достигает уровня человека, а животные оказываются лишь первичным уровнем для него, и на этом творение останавливается. Подобно тому, как при движении каждая частица его служит основанием следующей, так, по-видимому, обстоит дело в становлении всего, что наполняет наш мир: каждый этап его служит основанием для следующего. И подобно тому, как любое движение идет к какой-то цели, и она является первопричиной для каждой из частиц движения, так Творение поднимается со ступеньки на ступеньку, пока не достигает уровня человека и не останавливается на ней, потому что он - конечная цель Творения (4). Доказательством непрерывности движения материи от ущербных созданий к совершенным служит наличие промежуточных ступеней (5). Таков, например, коралл: он является промежуточной ступенью от минерала к растению. Такова морская губка: она - переходная ступень от растения к животному, обладающая только одним отличительным качеством последнего - способностью ощущать прикосновение. Или обезьяна: она - промежуточная ступень от животного к человеку, на котором, как было сказано, Творение останавливается. Человек - существо, преследующее общие цели и обладающее общими средствами для достижения их Итак, человек - конечная цель со - творения нашего мира, существо, заслуживающее наибольшего уважения и обладающее наибольшим возможным совершенством. Он включает в себя все предшествующие формы, они - лишь предварительные этапы достижения его уровня. Поэтому человек превосходит их всех, покоряет все живые существа и властвует над ними. Дело в том, что в то время, как каждое животное преследует лишь какую-то частную цель и обладает для ее достижения каким-то частным средством, человек постигает общие цели и стремится к ним при помощи средств также общего характера. Животное не в состоянии постичь какую бы то ни было цель, выходящую за узкие рамки его существа. Оно наделено лишь индивидуальными способностями защиты и нападения (6). Например, у свиньи есть клыки, у быка - рога, у ежа - колючки, у ящерицы есть панцырь, защищающий ее тело. Человек же в силу того, что он - конечная цель Творения, концентрирует в себе все частные совершенства, какие можно найти во всех остальных живых существах и стремится к целям общего характера. Разум его обладает способностью широчайшего постижения - то есть, он способен ко всему тому, на что способен разум животного, но, кроме того, он способен обобщать все частные цели и постигать цели всеобщие. Поэтому средства, которыми одарен человек, тоже имеют общий характер. Так, руки его способны владеть всеми видами оружия, чтобы бороться с любыми животными всеми возможными способами и покорить их: не обладая рогами, человек берет в руки копье, вместо клыков - действует мечом, он защищает свое тело щитом или одевает его в панцирь. Но в отличие от животных, оружие которых дано им природой, оружие человека не появляется на свет вместе с ним, чтобы не отягощать его и не вынуждать носить его постоянно. Творец, в несравненной мудрости Своей, одарил человека орудиями действия, равными по силе всем видам орудий, и дал ему разум, в одинаковой мере способный постигать и все то частное, что способны постигать животные, и всеобщее. Он предоставил человеку пользоваться всеми этими орудиями различным образом тогда, когда в этом есть необходимость, и оставлять их тогда, когда она исчезает, чтобы они не стали человеку в тягость. Творец научил человека делать одежду для своего тела, чтобы тот менял ее в зависимости от времени года - надевал теплую зимой и легкую летом, и чтобы она не была ему в тягость (как шерсть для овцы, которую потом необходимо стричь). И дал Он человеку мудрость и знания, чтобы тот строил прочные дома, в которых он может укрываться от врагов, подобно тому, как животные скрываются в норах и в скалах. И так же чтобы смог человек выдумать все ухищрения, которые употребляют животные, и познать все частные свойства, характерные для них (ч.З, гл.1). /.../ Предназначение человека У каждого вида созданий есть особое, присущее только ему, свойство (7), которым оно отличается от всех остальных живых существ. Причина наличия этого свойства - цель, для которой Творец предназначил этот вид (8). Ради нее данное живое существо сотворено в той форме, которую оно имеет. И, поскольку человек - тоже часть природы, более того, он превосходит все остальные создания, в нем также обязательно должно быть какое-то особое свойство, присущее только ему. Причем оно не может быть связано именно с тем, что является общим для всех живых существ, например, не со сферой питания или сферой ощущений: если бы это было так, то совершенство и цель существования осла было бы равным совершенству и цели существования человека (9). Следовательно, это свойство должно выражаться только в том, чем человек отличается от всех прочих живых существ.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 139; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.165.235 (0.007 с.) |