ТОП 10:

НЕПОВТОРИМОСТЬ ПРОРОЧЕСТВА МОШЕ-РАБЕЙНУ И УНИКАЛЬНОСТЬ ЕГО ТОРЫ



Первоосновы Б-жественной религии, услышанные народом Израиля из уст Всевышнего, неизменяемы

Из сказанного выше ясно следует, что в Торе не может произойти изменений, затрагивающих три первоосновы ее, указанные выше. Потому что Б-жественность Торы вместе с существованием Б-га, приказывающего ее соблюдать и следящего за поведением человека, чтобы наказывать преступающего Его заветы и награждать тех, кто боится Его, народ Израиля воспринял тогда, когда услышал из уст Самого Б-га: "Я - Г-сподь Б-г твой" и "Да не будет у тебя других богов, кроме Меня". Из слов "Который вывел тебя из Египта, из дома рабства" [Шмот, 20:2] евреи поняли, сколь могущественно детальное наблюдение Всевышнего за всем, что совершается на земле, потому что они видели собственными глазами все, что Он сделал, чтоб наказать египтян и вывести их самих на свободу. И они убедились, что не следует служить никому, кроме Всевышнего, даже как посреднику между людьмии Б-гом (21). Поэтому в заповеди "Да не будет у тебя других богов, кроме Меня" содержится и принцип воздаяния. Тем самым весь народ Израиля удостоверился воочию, что различия между Б-жественными религиями не могут коснуться этих трех первооснов (22).

Однако вопрос, могут ли быть изменены остальные заповеди Торы Моше каким-нибудь другим пророком, требует отдельного рассмотрения.

Может ли пророк менять отдельные заповеди Торы Моше?

Мы сказали, что между заповедями "Я - Г-сподь Б-г твой" и "Да не будет у тебя других богов, кроме Меня", с одной стороны, и остальными из Десяти заповедей - с другой различие заключается в том, что первые две были услышаны непосредственно из уст Всевышнего без участия Моше, в то время как остальные были разъяснены Моше (хотя их тоже слышали из уст Всевышнего). И можно сказать, что такого же рода различие существует между Десятью заповедями в целом и всеми остальными заповедями Торы: Десять заповедей евреи услышали из уст Всевышнего, а все остальные заповеди им были даны через посредство Моше. Теперь поскольку восемь заповедей из десяти (кроме "Я - Г-сподь Б-г твой" и "Да не будет у тебя...") пророк имеет право изменить по специальному временному указанию свыше, то остальные заповеди Торы пророк, вероятно, может менять даже без указания свыше. По этой самой причине в период Второго храма отменили прежний счет месяцев года от нисана по указанию Ирмеягу.

Хаос, возникающий как следствие этой возможности

Однако, если дело будет обстоять таким образом в действительности, что во власти пророка (или хвастающегося, что он пророк) менять любые из заповедей Б-жественной Торы, кроме Десяти заповедей, под предлогом, что настало время для их изменения, - все здание Торы рухнет и не останется никакой возможности ее исполнять. Но сказать, что ни один пророк не имеет права менять никакие из заповедей, данные как Б-жественный закон, также чрезвычайно трудно. Ведь если так, то почему Израиль поверил Моше, изменившему Тору потомков Ноаха, которой следовали евреи как традиции, идущей от их отцов, которые были пророками?

А ведь изменения коснулись не только конвенциональных частностей и положений, связанных лишь с принимающей стороной, - то есть тех, которыми народы отличаются друг от друга и из-за которых возможно, чтобы Б-жественные религии отличались одна от другой (23). Нет, Моше принес заповеди, к которым конвенциональные соглашения между людьми вообще не имеют никакого отношения - как, например, заповеди пара адума, килаим, или те, которые разрешили Израилю то, что было запрещено для потомков Ноаха [см. Сангедрин, 59а]. И если это нас учит, что сказанное однажды одним пророком может быть изменено другим, то откуда нам знать, какая из заповедей может быть вдруг отменена или упразднена вовсе?!

Человек не имеет права отойти от своей веры, истинность которой доказана

Поэтому мы скажем, что - как показывает глубокое изучение этого вопроса с точки зрения Торы - ни один человек не имеет права отойти от своей веры и от традиции, воспринятой им от предыдущих поколений, начало которой положено пророком. Если ему очевидно, что и первоосновы, и корни его религии истинны (то есть отвечают тем требованиям, о которых мы говорили раньше), он обязан следовать ей до тех пор, пока ему не станет абсолютно ясно, что Всевышний желает теперь отменить слова того пророка, от которого продолжается эта традиция.

Впрочем, условием этой абсолютной ясности является доказательство истинности миссии нового пророка - такое, которое примут все. Причём истинность своей миссии он должен доказывать отнюдь не чудесами и знамениями, потому что есть множество людей, отнюдь не пророков, которые творят чудеса и знамения ворожбой или колдовством (как египетские жрецы), или каким-либо иным способом. Кроме того: поскольку те пророки, которые не посланы Всевышним, чтобы дать людям Закон, тоже совершают чудеса и знамения - кто может сказать, что какое-то конкретное чудо или знамение совершено человеком, посланным Всевышним именно с целью научить людей новому Закону?

Может быть, ему дано совершить это знамение лишь как знак, что он в самом деле пророк? Значит, знамение или чудо никак не указывают на цель, ради которой Всевышним послан этот пророк (24).

Только одним способом может пророк подтвердить истинность своей миссии: если доказательство этого будет вполне соответствовать Торе Моше (по причине, о которой говорилось в ч. 1, гл.11 (25). И если истинность его миссии будет доказана тем же способом, каким была доказана истинность миссии Моше, то следует слушаться этого пророка, пришедшего отменить то, что установил первый пророк.







Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.45.196 (0.003 с.)