ТОП 10:

Усиление различных видов любви связано с тем, какие из сил души сейчас властвуют



И очевидно, что смена различных видов любви в трех периодах жизни связана с изменениями, которые происходят в душе. В юности, в годы подъема, в душе преобладают те силы, которые порождают страсти, вожделения. В годы зрелости в душе пробуждаются и побеждают силы, влекущие человека к власти, богатству, самоутверждению. А к старости все эти силы ослабевают, и тогда власть над душой переходит к разуму (40). Человек постигает недолговечность и быстротечность всего, что его волновало прежде, и убеждается в том, что нет ничего более надежного и обеспечивающего прочное существование, чем служение Б-гу. И тогда разум направляет его к тому, что наиболее свойственно его природе, - то есть к любви ко Всевышнему как совершенству добра. К этой любви уже не примешиваются другие виды любви: человек любит Б-га не за то, что Он дает ему наслаждения или пользу, но за то, что Б-г - совершенство добра. /.../

На это намекает Писание, говоря: "Люби Г-спода, Б-га твоего всем сердцем твоим, и всей душою твоей, и всем существом твоим". "Всем сердцем твоим" - это любовь к добру, рождающаяся из понимания, что Всевышний - абсолютное добро "всей душою твоей" - это любовь, рождающаяся из стремления человеческой души к тому, что приносит пользу "всем существом твоим" - это любовь к тому, что доставляет наслаждение. И во всех трех случаях Тора повторяет слово "все": "всем сердцем", "всей душою", "всем существом , указывая тем самым, что все мысли, все помыслы, все устремления души надлежит посвятить любви ко Всевышнему, и что это в равной степени относится ко всем периодам жизни человека.

Любовь ко Всевышнему выражается в исполнении Его заповедей

И пристало, чтобы любовь ко Всевышнему нашла свое реальное выражение в служении Ему: чтобы человек тщательно соблюдал Его заповеди в течение всей своей жизни, в каждом из трех ее периодов. Поэтому говорится в Писании [Дварим, 6:6-8]: "И будут эти слова, которые Я заповедал тебе сегодня, в сердце твоем", намекая на то, что человек должен мысли свои устремить на служение Б-гу "и внушай их детям твоим, и говори им" - что человек должен речь свою использовать для служения Б-гу "сидя в доме твоем, идя по дороге своей, ложась и вставая" - то есть, все время. И необходимо, чтобы любовь ко Всевышнему также выражалась в действии: "И повяжи их как знак на руку твою". Но есть дела, что совершаются только при жизни человека, и есть дела, что продолжают существовать после того, как человека уже нет. Поэтому Писание считает нужным намекнуть на оба эти вида деяний: "И повяжи их как знак на руку твою" - это то, что человек делает при жизни своей, а о том, что остается после его смерти, Тора говорит: "И будут они знаками над глазами твоими". Все это означает, что из любви к Б-гу человеку пристало всего себя посвятить служению Ему - и мысли свои, и речи, и дела во все времена своей жизни (там же, гл.35).

Любовь ко Всевышнему приносит человеку высшую радость

Любовь ко Всевышнему дает душе высшее наслаждение. Несмотря на то, что страсть к недостижимому обычно удручает душу и смущает ее, рождая бесконечные мысли о том, как приблизиться к любимому объекту и завладеть им (поэтому-то влюбленные постоянно грустны, волнуются и страдают, пока им не удается достигнуть предмета своей любви), любовь ко Всевышнему не удручает и не терзает, хотя Он и недостижим. Уже то малое, что человек в состоянии узнать о Нем, веселит его душу и дает ей огромное наслаждение. Такова натура влюбленных: то немногое, что им удается получить от предмета их любви, радует их гораздо больше, чем многое, полученное ими от кого-то другого.

И так выразил это царь Шломо [Шир гаширим, 7:7]: "Как прекрасна, как отрадна любовь в наслаждениях!" То есть: как прекрасна, как отрадна любовь ко Всевышнему по сравнению с любой другой любовью! Потому что любовь ко Всевышнему - это "любовь в наслаждениях": то есть, она дает человеку столько наслаждения, сколько не дает ему никакая другая любовь. В любви к Всевышнему есть множество оттенков в соответствии с теми знаниями о Б-ге, которые постигает человек, - в то время как все другие виды любви доставляют человеку неисчислимые страдания. Получив от предмета своей любви хоть немного, человек испытывает огромную радость, но что она в сравнении с теми мучениями, которые пережил человек, стремясь заполучить весь объект своей любви, целиком! И если ему это и удается, то на этом его любовь прекращается, человек успокаивается, и страсти его как не бывало. Однако даже то малое, что человек узнает о Б-ге, обладает столь огромной ценностью, что он не перестает наслаждаться и радоваться без малейшей примеси горя и страдания. Он знает, что Всевышний, благословенно Имя Его, недостижим, и наслаждается тем небольшим, что он имеет, - а по мере того, как возрастают его знания о Всевышнем, возрастает радость, умножается наслаждение.







Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.204.55.168 (0.006 с.)