Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Первые две заповеди из десяти
Если некий царь построил город, затем взял и освободил рабов, и поселил их там, с чего ему должно начать, когда он придет в этот город, желая, чтобы его жители признали его власть и подчинились ему? Безусловно, прежде всего, он должен дать им узнать, что именно он - тот самый правитель, который заботится об их судьбе и освободил их из рабства. Как раз в этом состоит смысл первой заповеди из Десяти [Шмот, 20:2-3]: "Я - Г-сподь Б-г твой, Который вывел тебя из страны египетской, из дома рабства". То есть: Я - Тот, Кто вывел вас на свободу, и поэтому вам надлежит подчиниться Моей воле. Затем царю из нашего примера следует предупредить своих подданных, что они не должны подчиняться какому-то другому повелителю. Это - смысл второй заповеди, гласящей: "Да не будет у тебя иных богов, кроме Меня". Ему также не мешает предостеречь своих подданых, что им запрещается самим ставить над собой какого-то другого царя. Поэтому Всевышний повелевает: "Не делай себе никакого изваяния или изображения того, что в небесах вверху, и того, что на земле внизу..." После этого царь должен указать, что его подданные обязаны воздавать ему почести и остерегаться проявлять в отношении его хоть какое-либо пренебрежение - например, ложно клясться именем царя: "Не произноси Имени Г-спода, Б-га твоего, попусту..." А в память о дне, когда царь построил свой город, ему пристало учредить особый день, соблюдая который, его подданные будут постоянно помнить, что у них есть повелитель, строитель города, где они живут, который и заботится об их судьбе, и который вывел их из рабства на свободу. Вот поэтому Всевышний приказал евреям соблюдать день субботний, постоянно напоминающий о сотворении мира Всевышним из ничего и об исходе народа Израиля из Египта - из рабства на свободу. "Чти отца своего и мать свою" Следующая заповедь повелевает нам чтить своих родителей. Продолжая наш пример, можно объяснить это так. Известно, что не в обычае царей показываться своим подданным ежедневно. Поэтому есть опасность, что уже дети и тем более потомки их, не изведавшие рабства, не испытавшие радости освобождения от него и не видевшие въезда царя в город, забудут обо всем этом и начнут считать, будто этот город всегда принадлежал им, будто у них нет никакого правителя, и сбросят с себя иго власти царя. Чтобы предотвратить это, нет иного средства, кроме того, как заставить детей чтить своих родителей, слушаться их и учиться у них. Тогда от родителей дети узнают о том, что раньше они были рабами, и о том, что именно повелитель освободил их, что именно он построил этот город и поселил их в нем, и вечно будут помнить добро, которое царь оказал им. И так будет из поколения в поколение.
Поэтому Всевышний дал пятую заповедь из Десяти, гласящую: "Чти отца своего и мать свою" [Шмот, 20:12], чтобы обеспечить непрерывность преемственности от родителей к детям. Надо отметить, что этот общий принцип присутствует во всех религиях, потому что их существование невозможно представить без того, чтобы люди подчинялись всему, чему их учат отцы и мудрые сердцем. /.../ Законы, обеспечивающие существование человеческого общества Теперь настает очередь для тех правил, которые необходимо людям для того, чтобы их собственная жизнь протекала нормально и чтобы их общество, и их государственный строй существовали спокойно. Сначала - запрет посягать на жизнь другого человека - "Не убивай" [там же, 20:13]. Затем - запрет посягать на его достояние - "Не кради", а также на того, кто соединяет в себе оба эти качества - кто близок человеку настолько, что как бы является частью его самого, и в то же время принадлежит ему словно его достояние - "Не прелюбодействуй", то есть не посягай на жену своего ближнего. А потому Всевышний подчеркивает, что недостаточно, если один человек не причиняет вреда жизни, имуществу и семье товарища своими действиями. Он также обязан остерегаться причинить ему вред даже словом: "Не свидетельствуй о ближнем своем ложно". Более того, надлежит остерегаться даже мыслей об этом: "Не желай жены ближнего своего, не вожделей ни поля его, ни раба его, ни рабыни, ни быка его, ни осла и ничего, что принадлежит ближнему твоему" [Дварим, 5:18]. На этом заканчиваются те повеления, которые необходимы человеку тогда, когда он оказывается вынужден жить совместной жизнью с другими людьми (как мы писали в разделе первом).
И снова укажем на тот факт, что Десять заповедей были размещены на двух скрижалях, и несмотря на различие их аспектов - все они необходимы для достижения человеком совершенства. Одни - в плане личного совершенствования человека, другие - в плане того, что он представляет собой частичку государства. Поэтому на одной скрижали были начертаны первые пять заповедей, объединенные одним общим аспектом, не менее важным, чем второй, а на второй - следующие пять заповедей, также объединенные одним общим аспектом, не менее важным, чем первый. И так сказано в "Торат коганим" ("Кедошим"): "Раби Акива говорит: Заповедь "И люби своего ближнего как самого себя [Ваикра, 19:18] - великое обобщение всей Торы а Бен-Азай говорит: "Это - родословная книга человечества" [Брейшит 5:1,] - еще более великое обобщение".
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 157; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.182.179 (0.007 с.) |