ТОП 10:

Первые две заповеди из Десяти



Если некий царь построил город, затем взял и освободил рабов, и поселил их там, с чего ему должно начать, когда он придет в этот город, желая, чтобы его жители признали его власть и подчинились ему? Безусловно, прежде всего, он должен дать им узнать, что именно он - тот самый правитель, который заботится об их судьбе и освободил их из рабства.

Как раз в этом состоит смысл первой заповеди из Десяти [Шмот, 20:2-3]: "Я - Г-сподь Б-г твой, Который вывел тебя из страны египетской, из дома рабства". То есть: Я - Тот, Кто вывел вас на свободу, и поэтому вам надлежит подчиниться Моей воле.

Затем царю из нашего примера следует предупредить своих подданных, что они не должны подчиняться какому-то другому повелителю. Это - смысл второй заповеди, гласящей: "Да не будет у тебя иных богов, кроме Меня". Ему также не мешает предостеречь своих подданых, что им запрещается самим ставить над собой какого-то другого царя. Поэтому Всевышний повелевает: "Не делай себе никакого изваяния или изображения того, что в небесах вверху, и того, что на земле внизу..."

После этого царь должен указать, что его подданные обязаны воздавать ему почести и остерегаться проявлять в отношении его хоть какое-либо пренебрежение - например, ложно клясться именем царя: "Не произноси Имени Г-спода, Б-га твоего, попусту..."

А в память о дне, когда царь построил свой город, ему пристало учредить особый день, соблюдая который, его подданные будут постоянно помнить, что у них есть повелитель, строитель города, где они живут, который и заботится об их судьбе, и который вывел их из рабства на свободу. Вот поэтому Всевышний приказал евреям соблюдать день субботний, постоянно напоминающий о сотворении мира Всевышним из ничего и об исходе народа Израиля из Египта - из рабства на свободу.

"Чти отца своего и мать свою"

Следующая заповедь повелевает нам чтить своих родителей. Продолжая наш пример, можно объяснить это так. Известно, что не в обычае царей показываться своим подданным ежедневно. Поэтому есть опасность, что уже дети и тем более потомки их, не изведавшие рабства, не испытавшие радости освобождения от него и не видевшие въезда царя в город, забудут обо всем этом и начнут считать, будто этот город всегда принадлежал им, будто у них нет никакого правителя, и сбросят с себя иго власти царя. Чтобы предотвратить это, нет иного средства, кроме того, как заставить детей чтить своих родителей, слушаться их и учиться у них. Тогда от родителей дети узнают о том, что раньше они были рабами, и о том, что именно повелитель освободил их, что именно он построил этот город и поселил их в нем, и вечно будут помнить добро, которое царь оказал им. И так будет из поколения в поколение.

Поэтому Всевышний дал пятую заповедь из Десяти, гласящую: "Чти отца своего и мать свою" [Шмот, 20:12], чтобы обеспечить непрерывность преемственности от родителей к детям.

Надо отметить, что этот общий принцип присутствует во всех религиях, потому что их существование невозможно представить без того, чтобы люди подчинялись всему, чему их учат отцы и мудрые сердцем. /.../

Законы, обеспечивающие существование человеческого общества

Теперь настает очередь для тех правил, которые необходимо людям для того, чтобы их собственная жизнь протекала нормально и чтобы их общество, и их государственный строй существовали спокойно. Сначала - запрет посягать на жизнь другого человека - "Не убивай" [там же, 20:13]. Затем - запрет посягать на его достояние - "Не кради", а также на того, кто соединяет в себе оба эти качества - кто близок человеку настолько, что как бы является частью его самого, и в то же время принадлежит ему словно его достояние - "Не прелюбодействуй", то есть не посягай на жену своего ближнего.

А потому Всевышний подчеркивает, что недостаточно, если один человек не причиняет вреда жизни, имуществу и семье товарища своими действиями. Он также обязан остерегаться причинить ему вред даже словом: "Не свидетельствуй о ближнем своем ложно". Более того, надлежит остерегаться даже мыслей об этом: "Не желай жены ближнего своего, не вожделей ни поля его, ни раба его, ни рабыни, ни быка его, ни осла и ничего, что принадлежит ближнему твоему" [Дварим, 5:18].

На этом заканчиваются те повеления, которые необходимы человеку тогда, когда он оказывается вынужден жить совместной жизнью с другими людьми (как мы писали в разделе первом).

И снова укажем на тот факт, что Десять заповедей были размещены на двух скрижалях, и несмотря на различие их аспектов - все они необходимы для достижения человеком совершенства. Одни - в плане личного совершенствования человека, другие - в плане того, что он представляет собой частичку государства. Поэтому на одной скрижали были начертаны первые пять заповедей, объединенные одним общим аспектом, не менее важным, чем второй, а на второй - следующие пять заповедей, также объединенные одним общим аспектом, не менее важным, чем первый. И так сказано в "Торат коганим" ("Кедошим"): "Раби Акива говорит: Заповедь "И люби своего ближнего как самого себя [Ваикра, 19:18] - великое обобщение всей Торы а Бен-Азай говорит: "Это - родословная книга человечества" [Брейшит 5:1,] - еще более великое обобщение".







Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.204.55.168 (0.004 с.)