III. Расцвет нации и строительство государственности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

III. Расцвет нации и строительство государственности



Годы странствования народа Израиля и последующий период, включающий время существования Первого храма - это, по мнению Альбо, одна эпоха. Единая социальная база, уровень духовной жизни - вот характерные качества, отличающие эту эпоху. Разбирая события этой эпохи, Альбо доказывает справедливость своего подхода. По его мнению, эти характерные качества проявились еще в годы странствования Израиля по пустыне.

"А в память о дне, когда царь построил город, ему пристало учредить особый день, соблюдая который, его подданные будут постоянно помнить, что у них есть повелитель... который занимается их судьбой и который вывел их из рабства на свободу. Вот поэтому Всевышний приказал евреям соблюдать день субботний, постоянно напоминающий о сотворении мира Всевышним из ничего и об исходе народа Израиля из Египта - из рабства на свободу (13). И приказала Тора вести счет месяцам года с нисана... потому что в этом месяце сыны Израиля вышли из Египта, и с того дня начался расцвет нашей нации" (14).

Тора дана этому народу для того, чтобы сделать его особым, избранным Б-гом народом: "Вы знаете, что мы жили в Египте... И видели вы их мерзости" - в этих словах Моше подразумевает, что вы собственными глазами убедились в ничтожестве языческих богов. Они - лишь дерево или камень, украшенные множеством серебра и золота... Так неужели вы можете обольститься, подумав, что в них есть действительно нечто божественное?!.. Обо всем этом предупреждает Моше: "Ибо это Г-сподь, Б-г ваш, испытывает вас"... Вы служите Всевышнему из чистой любви, а не потому, что любите награду и боитесь наказания (15). Всевышний обещал вам, когда давал вам Тору: "Если вы будете слушаться Меня и соблюдать Мой союз, то будете у Меня избранным народом из всех народов" (16). Всевышний желал дать Тору через Моше таким образом, чтобы исключить возможность всякого подозрения, малейшего сомнения. И потому поднялся Израиль, принимавший Тору, на ступень пророчества Моше, говорившего со Всевышним "лицом к лицу" (17). Если будет там пророк, то пророчество может прийти и к тому, кто не подготовлен к нему... Это подтверждается тем, что в момент дарования Торы весь Израиль - и глупцы, и мудрецы -поднялся на уровень пророчества Моше, говорившего со Всевышним "лицом к лицу" (18).

Пророчество, жившее в среде народа Израиля в Стране Израиля, должно было способствовать построению государственности, достойной уровня избранного народа: "И так пророчество перешло от Элиягу к Элише... И так Йегошуа достиг благодаря Моше своего уровня в пророчестве... И таким же самым образом благодаря Моше пророчество пришло к семидесяти старцам (19). И следует знать тебе, что достижение недостойным или неподготовленным человеком пророчества благодаря настоящему пророку возможно только тогда, когда в среде нации находятся Ковчег завета и Скрижали завета (20). Суть существования пророчества в человеческом роду заключается в том, чтобы с его помощью отдельный народ или весь человеческий род достиг бы того совершенства, которое уготовано человеку" (21).

Из этого подбора цитат видно, что Альбо видит исторический процесс той эпохи в широкой исторической перспективе. Он считает, что с самого момента Исхода из Египта народ Израиля был ориентирован на создание государственной структуры. Уже во время странствований по пустыне вполне оформился тип этого народа и характер его духовных ценностей. Принятие Торы у горы Синай - антитеза египетскому образу жизни, с его поклонением идолам и погоней за материальным успехом. Эта антитеза - расцвет избранного народа, верного своей вере и соблюдающего союз со Всевышним. А кроме того, дарование Торы - это средство поднятия всего народа на уровень, достойный народа, избранного Всевышним.

Вторая половина этой эпохи, период Первого храма, - это исторический процесс, сплавляющий народ и его государство посредством воплощения религиозных ценностей во всем их объеме. Этой цели служит пророчество: благодаря ему нация должна достигнуть "совершенства, уготованного человеку". Поэтому руководство в стране доверено пророкам. Народ, страна и Храм - три элемента, образующих единое целое. Благодаря этому пророчество переходит из поколения в поколение - как, например, от Моше к Йегошуа, от Элиягу к Элише.

Следует подчеркнуть, что видение этой эпохи р. Йосефом Альбо отличается от того, которое общепринято в среде историков, в двух чрезвычайно важных аспектах. Во-первых, Альбо отмечает то, что отсутствует в рамках исторической науки, игнорирующей множество событий, составляющих суть этой эпохи: странствия в пустыне, остановки, испытания и случаи выражения ропота. Точно так же историческая наука не придает значения личностям, событиям и всему образу жизни евреев в период Первого храма: из ее поля зрения исчезают судьи, цари и когены, войны междоусобные и с внешними врагами. Во-вторых, Альбо продолжает рассматривать исторический процесс совсем не в том свете, в котором принято рассматривать его исторической наукой: по его мнению, дарование Торы и пророчество, два откровения свыше, - факторы, определяющие направление исторического процесса, а вовсе не его порождения. И еще: речь идет об истории, как она представлена в Священном Писании. Поэтому изучающий ее, естественно, не удовлетворяется тем, что лежит на поверхности текста, будучи убежден в том, что более глубокий уровень его содержания и есть тот, на котором полнее раскрывается истина.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 123; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.212.145 (0.004 с.)