Особенности проектирования программ профильных смен в летнем оздоровительном лагере 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности проектирования программ профильных смен в летнем оздоровительном лагере



Профильные смены в системе летнего отдыха с каждым годом приобретают всё большую популярность.

Их история достаточно длительна и разнообразна, однако особое место в этой истории принадлежит ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок». Сложившаяся методическая система организации жизнедеятельности детей в «Орлёнке» позволила делать профильные смены особенно яркими и праздничными. Сюда со всей страны съезжались детские коллективы, занимавшиеся определённым видом творческой деятельности: журналисты, музыканты, танцевальные коллективы и т. п. Такие смены были площадкой демонстрации достигнутого уровня мастерства и, одновременно, школой социального опыта. Профильная смена позволяла найти друзей, увлечённых каким-либо делом: изучением космоса, созданием школьной газеты, организацией работы пионерского штаба и т. п. Сочетание любимого дела, приобщение к миру культуры, науки, спорта и стало одним из отличительных признаков таких смен. Возможность увидеть разнообразные грани мастерства, понять как работают другие и, в тоже время, окунуться в мир коллективного творчества, игры и романтики, традиций вечернего сбора «огонька» с его размышлениями о прожитом дне и задушевными песнями, позволяло каждому участнику смены наполниться глубокими впечатлениями, которые помогали ему ещё длительное время в совершенствовании не только своего мастерства, но и в личностном росте.

Традиция профильных смен в ВДЦ «Орлёнок» неизменно сохранялась и в смутные времена, набирала силу с каждой новой сменой. Появилась и примета времени — конкурсность, теперь смена была не только смотром дружбы, но и конкурсом на премии разного уровня — вплоть до премии Президента.

Идея профильных смен в лагере не только сохраняется долгие годы, но и приобретает в современных условиях всё больше новых сторонников. Это связано с теми потенциальными развивающими возможностями, которые кроются в характерных особенностях профильной смены.

Первой особенностью является целостность ценностно-смыслового замысла смены, стержневой педагогической идеи, объединяющей все формы жизнедеятельности временного детского коллектива в течение смены. Вычленение ценностно-смыслового замысла, осознанность его, прежде всего самими педагогами, делают более стройным и логичным весь процесс проектирования смены. Стержневая идея, её ценностно-смысловое единство делают замысел смены интересным и самим педагогам, и детям, потому что увлекает и тех, и других. Ценностно-смысловой замысел всегда отвечает на вопросы: Во имя чего? Зачем? Кому это принесёт радость и пользу? Абстрактность замысла исчезает, когда каждый участник смены осознанно ответит вопрос: А мне зачем это надо?

Ответы на эти вопросы побуждают педагогов убрать лишнее, формально привнесённое, то без чего замысел смены становится прозрачным, понятным, мобилизующим внутренние резервы каждого участника смены. Стержневая идея привносит целеустремлённость, позволяющую каждому ребёнку, и каждому взрослому действовать с высокой степенью самостоятельности, фантазировать, проявлять инициативу.

Вторая особенность связана с тем, что на смену собираются дети, которых объединяет интерес к какому-либо виду деятельности. Сама по себе деятельность, в которую вовлечены дети, не делает их друзьями. Можно долгое время оставаться в паре «педагог-ребёнок», помогать ребёнку достигать в предметной деятельности значительных результатов, добиваться развития его индивидуального творческого почерка, занимать призовые места. Однако сосредотачивать внимание только на одной стороне воспитательного процесса — на индивидуализации развития личности – недостаточно. Необходимо решать не менее важные задачи социализации детей, увлечённых каким-либо видом деятельности. Профильная смена позволяет разворачивать профессиональное сознание педагогов к необходимости формировать сообщество увлечённых полезным, значимым делом людей. Отношение к деятельности, которой занимаешься, проходит разные этапы осмысления и принятия. На каждом этапе формируются межличностные отношения, которые помогают и ребятам, и взрослым что-то обсуждать, о чём-то спорить, совместно искать решение разнообразных, в том числе и жизннено-практических задач. Общность интересов, интенсивность процесса развития межличностных отношений, необходимость согласовывать взаимодействие, совместно принимать решения способствуют созданию временного детского коллектива. В подростковом возрасте особенно важно встретить себе подобных, способных сидеть часами над созданием модели корабля, решать нестандартные задачи, искать способы реализации социального проекта, беспокоится о результатах той или иной акции. Профильная смена создаёт благоприятные условия для формирования устойчивого интеллектуально-нравственного сообщества в подростковой среде, что даёт им уверенность в способности противостоять отрицательным явлениям в социуме.

Третьей особенностью профильной смены является личностная готовность детей осваивать новое, добиваться более высоких результатов, делиться накопленным опытом. Любая деятельность таит в себе разнообразные способы действия, новизну и сложности содержания, специфику достижения высокого результата или неординарность решения задач. Личностная готовность погружаться в глубины неизведанного, создавать новое является базой для выявления и развития одарённости, т. к. усилия личности концентрируются на достижении результата деятельности в определённый заданный временной отрезок. Личностные ресурсы, связанные с инструментальным аспектом способностей, позволяют педагогу наблюдать и своевременно поддерживать степень проявления специфических стратегий деятельности:

· быстрое освоение деятельности и высокая успешность ее выполнения;

· использование и изобретение новых способов деятельности в условиях поиска решения в заданной ситуации;

· выдвижение новых целей деятельности за счет более глубокого овладения предметом, ведущее к новому видению ситуации и объясняющее появление неожиданных на первый взгляд идей и решений;

· новаторство как выход за пределы требований выполняемой деятельности, что позволяет ребёнку открывать новые приемы и закономерности;

· качественное своеобразие индивидуального стиля деятельности, выражающегося в склонности «все делать по-своему».

Работая рядом продолжительное время, ребята спокойно и естественно перенимают друг у друга приёмы деятельности, сравнивают результаты, обдумывают причины удач или ошибок. Соревновательность, особенно у подростков, играет роль побудительного мотива к достижению успеха, закаляется воля, самоконтроль и самоорганизация.

Четвёртая особенность организации профильной смены связана с особым типом отношения к научному знанию у детей, увлечённых каким-либо видом деятельности и, особенно, у одаренных детей. Много свободного времени, не наполненного активной интеллектуальной деятельностью, вызывает у них скуку и раздражение, ощущение потерянного времени. Эта потребность в интеллектуальном общении влечёт за собой высокую степень интенсивности занятости, которая будет учитывать высокую структурированность знаний и информации, способность видеть изучаемый предмет в системе разнообразных связей. Многообразие различных форм дискуссий, дебатов, конференций, круглых столов, защиты проектов и т. п. получает свою востребованность за счёт того, что реализует способность к мобильному применению знаний, необходимости свернутости знаний в соответствующей предметной области при одновременной их готовности развернуться в качестве контекста поиска решения в нужный момент времени. Участие в таких формах интеллектуальной деятельности является своеобразной образовательной технологией, т. к. позволяет проявляться как в высокой скорости и легкости усвоения и применения знаний, так и в замедленном темпе. Замедленность темпа освоения информации не делает ребёнка изгоем, т. к. есть возможность проявить себя с последующим резким изменением структуры знаний, представлений и умений.

Пятая особенность характеризуется состоянием эмоционально-нравственного климата, который определяется позицией взрослых как единомышленников и наставников в едином ценностном пространстве. Педагог как старший товарищ, наставник, помогает продвигаться в сложном мире открытия нового, освоения уже достигнутого, осознания ценностей окружающего мира. Отношения сотрудничества, возникающие на почве совместной деятельности, позволяют каждому чувствовать себя уверенно, спокойно высказывать самые неожиданные идеи, и на этой основе вырастает доверие друг к другу, укрепляется чувство собственного достоинства, возникает дружба. Творческое содружество представителей разных поколений вырастает не на призывах и увещеваниях, а на опыте совместного созидания, общей заботы о совершенствовании, улучшении чего-либо в предметном мире или окружающей действительности. Это стремление делать лучше, становиться лучше является самым прочным основанием нравственного стержня личности.

Однако широкая практика далеко не всегда в полной мере реализует тот педагогический потенциал, который заложен в профильных сменах. Внешняя простота идеи — собрать вместе детей, увлечённых общим интересом, изначально кажется лёгким делом. Однако профильные смены нуждаются в продуманном проектировании всего процесса жизнедеятельности детей, чётком понимания динамики развития способностей в определённой области знаний или предметной деятельности, что предполагает полноту ресурсного обеспечения от высокой квалификации педагогов и привлекаемых взрослых до особой материально-технической базы. Значительное ресурсное обеспечение профильных смен является в настоящий момент существенным, но не единственным тормозом их организации в системе летнего отдыха детей.

Некоторая сложность проектирования профильных смен связана с определением объединяющей педагогической идеи, выраженной в общей теме или каком-либо девизе. Например, смена хореографических коллективов может называться «Танец во все времена» и предложить детям игру–путешествие в историю танцев разных народов мира или смена театральных коллективов под названием «В начале было слово» и сделать стержневой идеей культуру речи. Воплощая ценностно-смысловую идею в конкретный проект, педагоги работают над тем, чтобы спроектировать процесс развития способностей, заложить динамику усложнения способов деятельности, продумать углубление и расширение знаний в предметной области, выход на межпредметную связь с другими областями научного знания. В профильной смене не допустим случайный набор занятий, которые взрослые организуют для детей. Полная согласованность между всеми участниками смены достигается за счёт применения методики коллективной организаторской деятельности во всей полноте и точности алгоритма организации жизни временного детского коллектива.

Несмотря на определённые сложности проектирования, профильные смены привлекают внимание педагогов дополнительного образования. Система дополнительного образования объединяет специалистов, способных организовать погружение в практическую деятельность определённого содержания, умеющих интересно строить жизнедеятельность образовательного объединения, следовать в любых ситуациях принципам добровольности, посильности, сотворчества. Немаловажным является сложившаяся в дополнительном образовании практика проектирования образовательных программ.

Образовательная программа профильной смены в летнем оздоровительном лагере может быть как самостоятельной, так и разделом общей комплексной программы образовательного учреждения.

Образовательная программа может служить целям вовлечения ребят в занятия каким-либо видом деятельности, иметь основной задачей «рекрутский» набор. В таких случаях программа рассчитывается на определённый возраст, на предоставление разнообразных возможностей испытать себя, попробовать свои силы, сориентироваться в новом пространстве.

Программа профильной смены как части образовательной программы всего учреждения или отдельных образовательных объединений, спортивных секций, подростковых клубов и т. д. должна учитывать всю полноту признаков, при которых только и достигается высокий уровень результата.

Наиболее часто в реальной практике подобные смены проводят педагоги спортивных школ. Летние тренировочные сборы спортсменов имеют многолетнюю историю, накоплен определённый опыт проведения смен, где время подчинено логике тренировок, которые выстраиваются тренерами-преподавателями в соответствии с базовой программой. Свободное от тренировок время предоставлено педагогам-организаторам, которые проводят для ребят разные мероприятия. Такое состояние программы нарушает практически все признаки профильной смены и лишает её участников возможности достигнуть за этот промежуток времени значительно более высоких результатов. Поиск объединяющей идеи может лежать на поверхности, например, педагоги лагеря «Олимпиец» (ДЮСШ, г. Сланцы Ленинградской области) увидели основную идею в следующих стихотворных строках

К битвам спортивным все мы готовы.
Каждый уверен в силе своей.
И побеждает на финише снова
Дружба и сила команды моей.
Пусть мальчишки и девчонки,
Вся озорная детвора,
Сегодня скажут звонко-звонко:
Добро пожаловать, Олимпийская Игра!

Для детей идея смены выражена в девизе: «Мы хотим всем рекордам наши звонкие дать имена!» Реализация идеи осознания Олимпийских игр как результата личностного роста каждого спортсмена, формирование мотива достижения победы, преодоления себя, роли дружеских отношений в команде, была положена педколлективом в основу длительной ролевой игры. Игровая ситуация создаётся ими за счёт того, что на период смены весь лагерь становится спортивной планетой «Олимпионик». На планете происходит много интересных событий, среди которых не только спортивные соревнования, но и интеллектуальные игры, разнообразные творческие дела, связанные с олимпийской тематикой. Каждый отряд является представителем одной из стран, олицетворяющей какой-либо вид спорта. Игровой сюжет предполагает участие жителей планеты в различных испытаниях, играх, конкурсах, состязаниях. В игре предусмотрены премии и штрафы. Динамика личностного роста каждого участника смены контролируется в процессе ежедневного подведения итогов дня, участие ребят в жизни отряда, победа на состязаниях и в конкурсах оценивается лагерной валютой — «олимпиониками». Сюжет игры позволяет свободно ориентироваться во времени, привлекать всех жителей планеты к решению разных жизненно важных вопросов.

Особое место среди профильных смен занимают смены, связанные с обучением лидеров. Программы лидерского образования, особенно в настоящий период развития страны, напрямую связаны с развитием гражданского общества. Концепция профильной смены для лидеров строится на идее формирования опережающего социального опыта. В связи с этим, концептуальное обоснование замысла смены, можно выстроить на усилении роли самоуправления в учреждениях образования, на роли лидера в общественном объединении, на командообразовании. Любая профильная смена решает задачи социализации подростков. Востребованность инициативной, ответственной личности, обладающей гражданской компетенцией, активной жизненной позицией, делает человека конкурентоспособным на рынке труда. Специфика любой лидерской смены связана с тем, что стрежнем её является продуманная система способов организации жизнедеятельности временного детского коллектива в лагере. При этом особое место отводится правовой основе взаимодействия, осознанию роли закона и прав человека. Демократические ценности входят в сознание каждого ребёнка и взрослого в процессе освоения демократических процедур организации жизни, с осознанием права свободы волеизъявления, выбора способа действия, ответственности перед законами, принятыми общим решением.

Ценностно-смысловая идея каждой лидерской программы предполагает предоставление возможности каждому ребёнку научиться ставить реальную цель, принимать решения, находить пути их самостоятельной реализации и нести ответственность перед другими за выбор способов действия, за полученный результат.

Концепция лидерской смены не может быть обращена только к сознанию педагогов, особенность лидерских смен связана с осознанной позицией каждого участника, а потому должна быть понята и принята каждым её участником. Лидерство, в современных условиях, востребовано в любой области жизнедеятельности, оно очень важно для руководителя предприятия любого масштаба, без него не может существовать общественное объединение, будет буксовать работа команды. Единые стержневые признаки лидерства присущи лидерской позиции личности в каждой области жизни, однако существует определённая специфика действий, связанная с конкретными социальными институтами, где востребовано лидерское образование. Лидер в команде, реализующей социальный проект, будет отличаться от лидера детского общественного объединения или школьника, избранного в органы ученического самоуправления. Стержневая идея смены, её ценностно-смысловая целостность, безусловно, учитывает специфику организаторской деятельности как своеобразной предметной деятельности любого лидера. Организаторская деятельность может строится как коллективная организаторская деятельность и тогда будет осваиваться демократический способ организации жизнедеятельности коллектива. Однако, организация деятельности в группе, имеет уже другой организаторский алгоритм и будет носить специфику взаимодействия в команде, где принципиально другие межличностные отношения, построенные на строгом соподчинении входящих в неё ребят. Максимальное приближение профильной лидерской смены к условиям жизнедеятельности, где предстоит реализация приобретённых знаний и умений, определяет её результативность. Осознание значимости демократических преобразований в реальной жизни школьного сообщества уже не в игровой модели, а в реальной жизни, должно лежать в основе концептуального замысла смены для лидеров ученического самоуправления. Например, педагоги Школы лидеров ученического самоуправления во Всеволожском районе Ленинградской области разработали концепцию летней профильной смены в форме обращения к её участникам. Считаем уместным привести текст этого обращения практически без сокращений.

Обращение педагогического коллектива к участникам Летней школы актива «Регата-2012»

Мы рады видеть каждого участника летней школы актива и очень надеемся на то, что всех нас – и ребят, и взрослых – объединит общая идея.

Такой объединяющей идеей может стать творческий поиск путей совершенствования ученического самоуправления как важнейшего условия создания в школе многогранной, насыщенной интересными событиями жизни.

Поиск путей совершенствования самоуправления поставит нас перед необходимостью обдумывать, обосновывать, прорабатывать разнообразные способы организации не только больших общих дел и праздников, но создание таких условий повседневной школьной жизни, в которых обеспечена защита чести и достоинства каждого школьника, каждого педагога.

Очень важно, ребята, чтобы любая из наших находок позволила осуществлять самоуправление как настоящую демократическую процедуру. Такое самоуправление научит понимать долг и обязанности школьника как юного гражданина своей страны, который осознаёт обязанность каждого вносить свой вклад в благосостояние общества и понимать необходимость совместной выработки правил и проявления заботы друг о друге.

Для того чтобы творческий поиск не отрывался от реальной жизни, вся организация жизнедеятельности коллектива летней школы строится по законам самоуправления.

Время на «Регате-12» не делится на учебное и свободное, все моменты жизни являются составной частью приобретения нового социального опыта, здесь каждый шаг чему-то учит, позволяет решать задачи программы личностного роста лидера… Как известно, наилучшее решение приходит тогда, когда человек обладает необходимым и достаточным объёмом информации.

Мы предлагаем погружение в информационное пространство через осмысление нескольких тем:

Тема первая. Демократия о детях и для детей.

Погружение в информацию по этой теме даст нам возможность задуматься над тем, почему права человека считают нравственной нормой жизни людей в демократическом обществе, рассмотреть основные правила демократии и понять, как можно строить жизнь, совместно решая вопросы, возникающие в жизни школьного сообщества.

Тема вторая. ШУС: Достижения, просчёты, проблемы ошибки.

Погружение в эту тематику задевает каждого члена летней школы, т. к. каждый в течение года осуществлял определённую работу. Именно поэтому, совместный анализ деятельности в прошедшем учебном году, может помочь нам разобраться в том, что у нас получилось хорошо, какие допустили просчёты и почему, какие задачи развития самоуправления мы можем перед собой поставить, и какие пути решения поставленных совместно задач выбираем.

Тема третья. Диалог культур как основа успешности деятельности лидера.

Освоение этой темы позволит задуматься о том, как живёт человек в культурном пространстве современности, осознать носителем какой культуры считает себя каждый и насколько каждый способен вступать в диалог культур.

Тема четвёртая. Развитие способностей, необходимых для продуктивной деятельности лидера.

Освоение этой темы связано с разработкой программы личностного РОСТА каждым участником летней школы. Каждому лидеру необходимо: осознать, к какому типу лидеров он относится, осмыслить характеристики поведения лидера, понять причины его действий, отношений с людьми, особенности организаторской деятельности разных лидеров, главное, осознать к каким результатам может прийти тот или иной лидер.

Вся программа профильной смены для обучения лидеров строиться на освоении информации и опыте практической реализации полученных знаний. Конечно, для такой смены необходимо чёткая проработка организационной структуры, правового поля деятельности, целесообразного подбора основных событий жизни в ходе смены, обеспечивающих динамику развития. Организация жизнедеятельности в ходе смены будет более понятна, если ребятам предложена памятка, которая может быть в виде отдельных плакатов, блокнотов или маленьких книжечек.

Целостность содержания и организации жизнедеятельности предполагает включение в план дня разнообразных форм, тесно связанных между собой и работающих как на ближнюю, так и на дальнюю перспективу. Возможность увидеть специфику организации и подход к построению обучения в лидерской школе даёт знакомство даже с один днём из её жизни.

В образовательной программе «Школа лидеров ученического самоуправления», которая реализуется кафедрой развития дополнительного образования детей ГАОУ ДПО «ЛОИРО» на разных территориальных площадках Ленинградской области, используются разные формы учебных занятий. Особое место среди них занимают творческие учебные мастерские (ТУМы), в которые ребята записываются по желанию, чтобы освоить какую-то сторону мастерства. Теоретические занятия (профильные) проводятся в зависимости от специфики учебного материала, отдельные темы которого нуждаются в общем погружении в проблему. В этих случаях используются либо общие лекции, либо встречи со специалистами (десять вопросов взрослому), либо дискуссии. После общего знакомства с сущностью и основными признаками какого-либо аспекта проблемы её осмысление продолжается в каждой группы отдельно.

Каждый способ организации жизнедеятельности несёт возможность развития социального опыта, самоопределения и ответственности за принимаемые решения.

Каждый день строится по следующей примерной организационной модели:

8.00 Подъём, зарядка, личная гигиена
9.00-9.30 Завтрак
9.30-10.00 Оргсобрание группы: обсуждение плана дня, распределение поручений.
10.05–10.50 Человек в пространстве культуры: взгляд на проблему с разных точек зрения (лекция и общая дискуссия)
10.50-11.00 Переменка
11.00–12.30 Работа по ТУМам (творческая учебная мастерская)
ТУМ «Игра в жизни школы» ТУМ «Школьные СМИ» ТУМ «Социальный проект» ТУМ «Школьный праздник»
13.00–13.45 Обеденный перерыв
13.45–15.00 Личное время, игротека на воздухе
15.00-16.40 Школьное самоуправление — история вопроса. Старт игры–путешествия «Школьные республики: времена, идеи, страны».
16.40-17.05 Работа по группам (выполнение заданий по чередующимся творческим поручениям)
17.15–18.45 Профи I.2 «Я — человек, Я — школьник, Я-концепция» Профи II.1 «Права ребёнка в современном мире» Профи I.4 «Школьная жизнь: события и традиции» Профи IV.3 «Тренинг ЛР (культура речи)»
19.00–19.30 Ужин
19.45–21.00 Путешествие первое в Республику «ШКИД» (просмотр фильма, живые страницы книги о В. Н. Сороке-Россинском, фильм-исследование судеб шкидцев)
21.00–22.00 Групповые аналитические практикумы (вечерние «огоньки»)
22.20 Совет старост групп
22.40 Совет старейшин
23.00 Общий отбой

Построение жизни в течение одного дня позволяет увидеть, что все формы организации жизнедеятельности несут определённую функцию и работают на развитие организаторских умений и социальный опыт каждого участника.

Лидерское образование, которое школьники получают в таких сменах, имеет несколько значимых показателей качества результата. Как показывают наши исследования, подростки на первое место ставят развитие лидерских способностей, решение задач личностного роста. Педагоги при этом отмечают, что каждый развивается в своём темпе, в своей индивидуальной неповторимости и, в тоже время, у всех развиваются навыки организации жизнедеятельности коллектива, формируется социальный опыт, осознанно принимается система нравственных ценностей. На второе место выходит оценка значимости приобретённых знаний, готовность к совершенствованию работы органов самоуправления в школе или детском общественном объединении. И только на третьем месте у значительной части подростков стоит осознание принятых на себя обязательств перед школьным сообществом, перед коллективом сверстников.

Анализ подобного соотношения, который мы осуществляем на протяжении ряда лет, позволил нам прийти к выводу, что осознание социальной ответственности за принимаемые решения и их последствия формируется при последовательной работе по анализу жизнедеятельности, по планированию, совместному выстраиванию перспектив. Если подростки полноправно участвуют в планировании и принятии решений, то и ответственность выстраивается как неотъемлемая часть их жизни. Однако, если они только выполняют поручение, даже творчески выполняют, они прежде всего беспокоятся о том, чтобы понравиться, чтобы было самому интересно, но не видят ребят рядом собой, стремятся к личному успеху, не переживая за успех своей группы. Вероятно, в работе с лидерским составом, уже достигшим определённых высоких результатов, необходимо тьюторское сопровождение, которое предполагает последовательную индивидуальную работу с социально одарёнными детьми.

При разработке концепции лидерской смены можно воспользоваться положениями, принятыми в ВДЦ «Орлёнок» при определении содержания лидерского образования детей и подростков.

«Первое — возможность и необходимость развития лидерских способностей в каждом подростке, независимо от его индивидуальных качеств, характера, жизненных установок. Это определяется тем, что некоторые лидерские качества, такие как общительность, эмпатийность, самостоятельность в осуществлении выбора, организованность, являются личностно значимыми, необходимыми для жизненной успешности каждого человека.

Второе — нацеленность на формирование активной жизненной позиции. Ее проявления разнообразны: от способности изменять окружающую действительность в соответствии с собственными потребностями, до деятельного отношения человека к жизни общества, то есть социальной, гражданской активности. Социально значимое лидерство — это вторая ступенька в лидерском образовании подростка, подняться на которую педагогические условия ВДЦ «Орленок» позволяют, но не обязывают к этому каждого подростка.

Третье — необходимость получения подростком-лидером «допрофессиональных» профильных знаний и умений, то есть компетентности в каком-либо виде деятельности. Это соответствует вариативному подходу к формированию производственной программы Центра, которая включает тематические, профильные смены, а в прочих предполагает наличие обязательного образовательного блока в рамках отрядной или внеотрядной работы».

Профильность содержания смены определяется спецификой предметной деятельности, на которой она построена. Сама предметная деятельность не существует изолированно, а имеет множество связей с окружающим миром, с различными областями научного знания. Искусственное отделение содержания профильной смены от богатства межпредметных связей приведёт к обеднению жизнедеятельности временного детского коллектива в лагере и, в конечном счёте, к потере интереса.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 731; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.69.45 (0.045 с.)