Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Длительная досуговая программа

Поиск

Длительная досуговая программа (ДДП) — это программа, осуществляемая на основе интереса учащихся к какому-либо явлению культуры, искусства, науки или к социальным проблемам. Участие в ней строится на основе свободного выбора. ДДП представляет собой совокупность творческих игровых и других форм деятельности, объединённых общей идеей, темой и осуществляемых в течение трёх месяцев и более.

В досуговой программе приоритет отдается комплексу воспитывающих и развивающих задач, игровая задача подчиняется педагогической и служит средством для ее реализации.

 

Разновидности ДДП.

По направленности: образовательная, воспитательная, социализирующая, оздоровительная.

По адресности: детская, подростковая, юношеская, для взрослых, для детей и взрослых.

По ведущей деятельности: познавательная, художественно-эстетическая, трудовая.

По доминирующей форме: игровая, дискуссионная, праздничная, экскурсионная, конкурсная.

 

Содержание ДДП.

Культурологическая, эколого-биологическая, спортивно-техническая, военно-патриотическая, художественно-эстетическая, социально-педагогическая и др.

 

Участники ДДП.

Программа рассчитана на постоянный состав участников одной смены.

 

Продолжительность ДДП.

События программы могут протекать в течение всей смены, а их развёрнутость во времени зафиксирована в таблице. Приведём пример таблицы, которую используют в программе «Звонкие голоса».

Тематический план и содержание программы (фрагменты)

Тема дня Содержание дня (программа телепередач) Задачи Рекомендуемые формы
«Добро пожаловать!» • Размещение детей в лагере • Час знакомств (знакомство детей друг с другом, с воспитателями, ознакомление с правилами жизни в лагере) • Дизайн–интерьер клуб (конкурс на лучшее название отряда, девиз, песню, эмблему, оформление отрядной комнаты) • Формирование знаний о правилах поведения в лагере. • Ознакомление с планом работы смены. • Воспитание ответственности, чувства товарищества. • Развитие творческой инициативы, фантазии. Беседы, игровые программы, конкурсы.
«День независимости России» • Политическое ток-шоу (в отрядах проводятся беседы о государственной символике, разучивается государственный гимн и т. п.) • Интеллектуальная игра «Моя Россия» (на знание исторических фактов, народных традиций и т. д.) • Играленд (подвижные игры на улице) • Формирование (совершенствование) знаний о государственных символах. • Воспитание толерантности, патриотизма, уважения к государственной символике. • Развитие национального самосознания детей и молодежи в контексте общероссийской гражданственности. • Развитие физических данных, укрепление здоровья. Интеллектуальная, подвижные игры, беседа, рассказ.
«Мой город» • Игра «Колесо истории» (об истории и настоящем г. Пикалево) • Экскурсия «Пикалево для Победы» • Спортивная толкучка (подвижные игры) • Конкурс «Найди тезку» • Формирование знаний об истории и настоящем родного города. • Развитие памяти, внимания, интереса к изучению истории, краеведения. • Воспитание патриотизма, чувства долга, гражданственности. • Воспитание дружелюбия, чувства товарищества, взаимопомощи. • Развитие физических данных и укрепление здоровья. Беседы, игры, экскурсии.
Презентация телекомпаний • Школа дизайна (лучшее оформление отрядного уголка) • Игра-шоу «Телекомпания представляет» (представление «визитки» отряда) • Создание условий для сплочения коллектива детей. • Воспитания чувства товарищества, ответственности за свои поступки. • Развитие фантазии, воображения, творческой активности. Развлекательно-познавательная программа, игры.
«Мы веселы и талантливы» • Заключительный праздник «Мы веселы и талантливы» • Вручение «Тэффи» • Воспитание нравственности, дружелюбия. • Развитие эмоциональной сферы, творческих способностей, актерского мастерства. • Активизация двигательной деятельности детей. • Развитие координации движений. Праздничная программа.
«Закрытие детского телецентра» • Игровая программа «Моя телекомпания» • Акция «От сердца к сердцу» • Подведение итогов работы смены. • Воспитание чувства товарищества, дружелюбия, толерантности. • Развитие творческих способностей. Игры, акция.
«Прощай, веселый телецентр» • Заключительный сбор отрядов • Выставка поделок, рисунков, подведение итогов смены • Развитие коммуникабельности, творческих и интеллектуальных способностей. • Воспитание умения жить и работать в коллективе. Концертная программа, выставка.

Главным является не протяжённость программы во времени, а количество событий, которые она в себя включает — в процессе её реализации должно состояться не менее 5-ти встреч, между которыми осуществляется подготовительная самостоятельная творческая деятельность участников программы.

 

Цель ДДП.

Цель — это идеальный образ ожидаемого результата. Образовательная цель — это качественно новое состояние развития личности ребенка, которое станет результатом осуществления образовательного процесса. Очень важно, чтобы образовательная цель была сформулирована в виде идеально представленного достижимого педагогического результата. Целью в образовательной деятельности является положительные изменения в учащихся, обретение ими новых возможностей, способностей и т. д.

Цели досуговых программ связаны, прежде всего, с созданием условий для развития общей культуры обучающихся, раскрывания их творческой индивидуальности, формирование положительной «Я»-концепции. Реализация цели достигается через комплекс поставленных задач.

Примеры формулировок целевого блока:

· Формирование нравственной позиции ребенка;

· Укрепление мотивов к познавательной деятельности;

· Формирование у детей стремления к здоровому образу жизни;

· Освоение детьми основ этикета;

· Формирование основ зрительской культуры;

· Формирование умений общаться со сверстниками и др.

 

Содержание ДДП.

Телеграфным стилем перечисляются все вопросы, которые раскрывают тему, называются изучаемые ключевые понятия, факты, идеи.

 

Этапы реализации программы и содержание деятельности на этапах.

Выделяются этапы программы (например, вводный, основной, итоговый или тематические блоки), перечисляются события программы. Содержание деятельности может раскрываться в информационно-методической карте, оформленной на каждое мероприятие, и включающей название, форму мероприятия, педагогические задачи, методы (приемы активизации), ожидаемый результат, формы обратной связи.

 

Ожидаемые результаты ДДП.

Конкретная характеристика знаний, представлений, умений и навыков, личностных качеств, которые приобретает ребенок по завершении программы. Ожидаемый результат непосредственно проистекает из задач и является их дальнейшим разукрупнением (дроблением). Любая досуговая программа должна быть ориентирована на достижение определенного результата. Например, в качестве ожидаемых результатов в области формирования ценностного отношения к досугу, может быть запланировано:

· Осознание детьми своих возможностей и способностей, путей и способов их реализации в свободное от учебы время;

· Формирование установок детей на коллективные способы и формы организации своего досуга;

· Приобретение детьми практических навыков проведения конкурсов, организации концертов и т. д.

· Овладение умением организовывать подвижные игры;

· Приобретение детьми умения согласованно работать в малых группах;

· Формирование доброжелательной атмосферы.

Формулируя ожидаемый результат, важно помнить, что образовательный процесс связан с развитием:

— познавательно-мировоззренческих свойств отношения, которые проявляются в понимании закономерностей какого-либо явления; в осознании связей одного явления или факта с другими; в убеждениях, которые формируются в процессе участия в программе; в осознанности жизненной позиции; в расширении кругозора и т. п.

— эмоционально-волевых свойств отношения, которые проявляются в осознанности желаний и интересов, в позитивных побудительных мотивах участия в разных видах деятельности, в увлечённости и высоких нравственных чувствах, стремлении довести начатое дело до логического конца, в ответственности за принятые решения и т. п.

— действенно-практических свойств отношения, которые проявляются в стремлении овладеть способами осуществления какого-либо дела, в осознанном добровольном овладении конкретными умениями, в обогащении личного опыта, и т. п.

Органическое единство развития всех трёх сторон личностного отношения учащихся к основным явлениям жизни позволяет говорить о целостности результата воспитания, об осознанной позиции, которая складывалась как результат личностного самоопределения.

 

Способы проверки результата ДДП.

Результативность длительной досуговой программы может отслеживаться как в ходе её осуществления, так и по завершению. В основу оценки качества достигнутого результата ложатся собственные наблюдения педагогов, данные разнообразных диагностических методик (цветопись эмоционального состояния, фото и видео интервью, анкетирование, тестирование и т. д.), среди которых важное место занимает анализ осуществления разнообразных форм жизнедеятельности, отзывы детей и родителей.

 

Самоанализ ДДП.

Завершение работы по проектированию программы предполагает своеобразную проверку выполненной работы. Наиболее продуктивно проверка осуществляется тогда, когда её текст Вы анализируете с позиций: целостности, полноты, наличия взаимосвязи и взаимодействия всех компонентов, новизны и оригинальности, обоснованности, проработанности, целесообразности, соответствия гуманистической педагогической парадигме.

Методическое обеспечение программы содержит дидактический и методический материалы (плакаты, раздаточный материал, перечень видеофильмов, творческие задания, тесты, анкеты и другие материалы). Раздел может быть представлен заполненными Технологическими картами проектирования игровых досуговых программ.

Основные требования к тексту авторской программы — ясность и выразительность языка, простота, четкость и сжатость изложения. Если увидите какие-то недостатки, проблемы, несоответствие этим критериям, постарайтесь осуществить доработку. Ну, а дальнейшую корректировку, доработку, уточнение программы вам придется осуществлять в ходе ее реализации.

 

Особенности проектирования игровой досуговой программы.

Игровая досуговая программа (ИДП) — это самая популярная форма работы с детьми. В условиях лагеря она приобретает особое значение.

ИДП включает в себя многообразие игровых форм организации свободного времени детей и подростков, что делает возможным их проектирование для всех возрастных категорий детей — от дошкольников до подростков.

ИДП представляет собой такой способ отдыха, в котором воспитательный процесс становится скрытым, завуалированным, ребенок чувствует себя свободным в новых для него условиях лагеря. Он легко и естественно включается в игровые события, что делает игровую программу наиболее значимой для успешной организации жизнедеятельности детей.

Обращаясь к особенностям проектирования игровой досуговой программы, можно говорить о двух основных проблемах в этой области: проблема целеполагания и проблема отбора содержания ИДП.

Рассмотрим возможные пути решения указанных проблем.

 

Проблема целеполагания ИДП.

ИДП мы рассматриваем как комплексное средство развития личности учащихся, представляющее собой совокупность разнообразных видов творческо-игровой деятельности участников, объединенных сюжетным (сценарным) ходом. Основным видом деятельности в ИДП является творческо-игровая деятельность, а ее результатом — позитивное развитие сюжета и развязка игровой ситуации. Вожатый должен поставить и игровые цели, которые увлекут участников (спасти сказочного героя, разгадать тайну и пр.), и цели педагогические, то есть цели развивающие, воспитательные, обучающие, которые участникам игры будут неизвестны. Но именно педагогические цели для нас, как для профессионалов, являются главными. Связующим звеном между педагогическими и игровыми целями является идея программы, так как грамотная организация ИДП позволяет ребёнку-участнику осмыслить и присвоить ту идею, вокруг которой строился сюжет игры.

Рассмотреть многообразие ИДП, специфику их проектирования позволяет конкурс игровых программ «Созвездие игры», проводимый Санкт-Петербургским Дворцом творчества юных с 2001 года. Анализ целевого блока игровых программ, представленных на конкурс, показал, что цель чаще воспринимается педагогами как формальный компонент программы, чем как функциональная категория. К наиболее типичным ошибкам в формулировании целей можно отнести следующие:

· размытость, неточность определений («повышение коммуникативной культуры» – какое? в чём оно будет состоять?);

· цели, которые намечают действия педагога («ознакомить», «показать», «продемонстрировать», что являться целями по определению не может);

· цели, которые невозможно достичь в спланированных условиях игровой программы («формирование чувства патриотизма» — за полтора часа?).

Эти ошибки отчасти происходят по неумению, недостаточной компетентности в технологии целеполагания.

Сегодня в педагогике техника целеполагания базируется на идеях Б. Блума, который предъявляет к цели такие требования как полнота, точность, конкретность, достижимость, побудительность. Цель, по своей сущности, является прогнозируемым результатом, т. е. она должна представлять собой те изменения в ребенке, которые произойдут в процессе проведения игровой программы. Отсутствие точной, достижимой цели приводит к отсутствию целостности программы, так как в ней решается одновременно всё и ничего, конкретные идеи не дотягиваются до осмысления их детьми, рассыпается логика программы как педагогического действия. Вожатые зачастую ориентированы, прежде всего, на то, чтобы их программа понравилась детям, увлекла их, чтобы дети были довольны. Поэтому вожатые продумывают игровую цель, интересную игровую ситуацию, яркий образ ведущего, приёмы активизации детей, но развивающие смыслы, педагогическая сущность игровой программы отходят на второй план.

Познакомимся с примером цели, которую поставили педагоги, создавая программу летнего оздоровительного творческого лагеря с дневным пребыванием детей «Звонкие голоса». Педагогами была поставлена цель программы как «создание условий для свободного выбора видов деятельности, удовлетворяющих интересы детей, способствующие их общему развитию, формированию гражданственности и оздоровлению детей». Как видите, педагогам пока не удалось избежать самой распространённой ошибки целеполагания.

К типичным ошибкам проектирования ИДП, которые, по мнению членов жюри и участников конкурса, высвечивает конкурс, относятся:

· недостаточно грамотное целеполагание, которое ставит под сомнение целесообразность программы;

· поверхностная (недостаточно глубокая) идея;

· несогласованность педагогических и игровых задач;

· недостаточная проработка содержания программы, её структуры в целом;

· неумение педагогов смоделировать игровую ситуацию и адекватную реакцию участников.

Очевидно, что педагогическая эффективность ИДП, прежде всего, зависит от качества ее целеполагания.

 

Проблема отбора содержания ИДП.

Анкетирование педагогов, разрабатывающих ИДП, показал, что процесс создания ИДП носит довольно хаотичный характер. На вопрос: «С чего начинается процесс подготовки?» большинство педагогов отвечают: «Со сценария». Таким образом, анализ имеющихся психолого-педагогических проблем, формулировка идеи, постановка педагогических, игровых задач и поиск общего пути воплощения программы, оказывается вторичным.

Исходя из обозначенных вопросов, можно сделать вывод, что существует проблема овладения технологией проектирования ИДП.

Одним из вариантов решения данной проблемы в практике вожатого детского оздоровительного лагеря может стать технологическая карта, разработанная Кабинетом научно-методического сопровождения досуговых программ СПБ ГДТЮ.

Новым в этой карте является то, что точкой отсчёта для разработки становится ребёнок, его чувства, переживания, мысли, стремления и действия. Работа с «технологической картой» позволяет совершенствовать и развивать идеи замысла; спрогнозировать педагогическую результативность; детально проработать каждый эпизод программы; выявить более органичные сочетания и взаимодействия структурных элементов; увидеть целостный образ будущей программы.

Алгоритм разработки и реализации ИДП можно представить в следующей последовательности:

1. Осмысление первичного замысла.

2. Проработка и заполнение карты проектирования.

3. Написание сценария.

4. Подготовительный репетиционный период.

5. Первое апробирование.

6. Анализ и корректировка.

7. Второе апробирование.

8. Диагностика и шлифовка программы.

Технологическая карта позволяет выполнить 1, 2 и 3-й этапы этого алгоритма.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 1112; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.124.202 (0.015 с.)