Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проектирование профильной (тематической) смены пришкольного лагеря дневного пребывания детей

Поиск

Каждому педагогу, проектирующему профильную (тематическую) смену, необходимо учитывать её сущностные особенности и выстраивать процесс жизнедеятельности временного детского коллектива в конкретных условиях, чтобы добиваться реальной результативности.

Проектирование смены в летнем оздоровительном лагере дневного пребывания детей имеет свои особенности. К ним можно отнести следующее:

· состав детей знаком педагогам по образовательному процессу;

· проблемы семей известны и имеют устойчивый характер проявлений;

· ресурсное обеспечение смены ограничивает выбор педагогических средств решения важнейших задач;

· пришкольная территория недостаточно приспособлена для досуговой деятельности.

Перечисленные ограничения могут быть дополнены проблемой, связанной с типом воспитательных отношений (авторитарный, либерально-попустительский, чрезмерно-опекающий, демократический и т. д.), который определяет позицию педагога во взаимодействии с детьми. Проблема отношений усиливается уровнем квалификации педагогов в области досуговой деятельности. Далеко не каждый педагог, отработавший с классом в течение учебного года, способен перестроится на игровое взаимодействие. Лагерная смена предполагает отношения творческого содружества поколений, где взрослый выступает в позиции старшего товарища, наставника, участника общей творческой жизни. Там, где подобные отношения не складываются, преобладает атмосфера чрезмерной мелочной опеки, когда детям позволено играть под присмотром взрослых или заниматься с педагогом дополнительного образования. Пришкольный лагерь достаточно часто похож на продолжение учебного года, где учат отдыхать, а не отдыхают, где учат играть, но не играют. Такая картина связана с тем, что свободное время детей только продекларировано, а взаимодействие в свободе ещё не стало профессиональной нормой.

Анализ условий и выстраивание проекта начинается с работы над концепцией, которая призвана обосновать замысел смены, способствовать осознанной постановке цели. С постановки цели начинается работа над самой программой.

Формулировка цели педагогического проекта характеризуется конкретностью, позволяющей достигать цель в указанный период времени, и замерять адекватный ей результат определённым диагностическим комплексом. Продуманная, чётко обоснованная цель, как системообразующая категория, побуждает отсекать всё лишнее, формальное, наносное. В ходе проектирования формируется понимание прямого результата, соответствующего формулировке цели и круг возможных сопутствующих результатов. Например, целенаправленно будет строиться работа по формированию заботливого отношения к пожилым людям. Прямым результатом будет способность сочувствовать пожилым людям, готовность помочь не только близким, но и дальним, умение общаться с пожилыми людьми, знания социальных проблем и овладение основами социального проектирования решений подобных проблем. К сопутствующим результатам можно отнести: знания живой истории, услышанной от непосредственных участников тех или иных событий; понимание ценности семьи; умение вступать в деловые переговоры, приобретённые в ходе реализации социального проекта, освоение технологии социального проектирования; важность хранить здоровье с детства и т. д.

Проектная работа должна способствовать тому, что в сознании выстраивается чёткая взаимосвязь между целью, как идеальным образом результата, комплексом задач, которые надо решать, чтобы прийти к предполагаемому результату, способами решения этих задач. Самоанализ профессиональной деятельности в пути следования по задуманному проекту должен сочетаться с анализом соответствия задуманного и реального процесса, а также с анализом полученного результата. Такая процедура осмысления педагогической профессиональной деятельности необходима для того, чтобы уйти от приблизительности действий, от непродуктивных затрат времени, сил и средств. Для того чтобы своевременно выверять правомерность применяемых способов решения задач проекта, используется комплекс диагностических методик. Таковы методологические предписания к процессу создания педагогического проекта. В этой последовательности действий, в их логической последовательности всё просто и понятно, однако, на практике возникает много сложностей, связанных с конкретизацией общих педагогических понятий, с определением конкретного уровня возможных достижений. Это объективные трудности. Они связаны с тем, что сама педагогическая наука может дать педагогу объяснение общих тенденций, обоснование каких-то закономерностей и принципов. Реальная практика строится на том, что педагог знает эти общие положения и способен на их основе принять конкретное решение, соответствующее конкретным условиям. В связи с этой особенностью профессиональной деятельности педагогу всегда нужен реальный пример из практики.

В основу дальнейших шагов по освоению проектирования программ летней оздоровительной кампании мы возьмём две программы тематических смен, которые были разработаны педагогами Сланцевского района. Каждая из программ имеет свои достоинства и недостатки, но это реальный творческий продукт и мы благодарим их создателей за возможность продвигаться другим по пути профессионального роста.

Создавая программу «Юный Эколог», её авторы исходили из того, что младшие школьники составляют основной возрастной контингент пришкольного лагеря. Они отмечают значимые возрастные особенности, подчёркивая, что в этом возрасте ещё не сложились устойчивые приоритеты, детям хочется делать всё или почти всё, но именно делать. Жажда активной самостоятельной деятельности имеет свои ограничения, связанные с уровнем знаний и спецификой познавательной культуры детей этого возраста. Это характеристики возраста, которые требуют особого внимания и последовательности действий педагога. Какие же характерные особенности способствуют успешному развитию детей младшего школьного возраста? Педагоги выделяют целый ряд замечательных характеристик, связанных с мобильностью, фантазией, открытостью и т. д.

В своей программе «Юный эколог» они поставили цель формирования у детей основ экологической культуры. Соответственно цели поставлены задачи:

1. Развивать интеллектуальные способности и навыки исследовательской деятельности.

2. Приобщать детей к изучению природы Ленинградской области, осознанию связей между человеком и природой.

3. Развивать инициативу и самостоятельность, привычки здорового образа жизни.

4. Обеспечить приобретение начального опыта защиты природной среды и своего здорового образа жизни.

Решение поставленных задач должно, по мнению авторов программы, привести к ожидаемому результату, который они видят таким.

«При активном участии детей и взрослых в реализации программы предполагается, что у каждого возникнет чувство сопричастности к коллективу единомышленников.

Успешность детей в различных мероприятиях повысит социальную активность, даст уверенность в своих силах и способностях.

При хорошей организации питания, медицинских наблюдениях и правильно организованных спортивных мероприятиях предполагается оздоровить детей и своевременно обратить внимание на проблемы со здоровьем, если они существуют.

Осуществление экскурсий, занятий помогут детям в обретении навыков исследовательской деятельности, новых знаний о Ленинградской области и научат их бережно и с любовью относиться к своей малой Родине.

Предполагается, что время, проведенное в лагере, не пройдет бесследно ни для взрослых, ни для детей, и на следующий год они с удовольствием будут участвовать в работе лагеря».

Выстроив в своём сознании такой результат, авторы программы предполагают диагностировать не только конечный результат, когда исправить уже ничего нельзя, а продумывают диагностику, которая будет осуществляться на протяжении всей смены. Они выделили «вводную диагностику» в начале смены, куда включили: выяснение пожеланий и предпочтений, первичное выяснение психологического климата в детских коллективах, анкетирование, беседы в отрядах; обсуждение полученных данных предполагается проводить на планерках администрации лагеря, старших вожатых и воспитателей. Затем пошаговая диагностика на основе цветописи по результатам мероприятий и дел лагеря, и, что очень важно, по итогам отрядных сборах, на которых вместе с ребятами идёт анализ прожитого дня. Итоговая диагностика по перечню методик отличается от двух предыдущих только появлением творческого отзыва, рисунка «Вместе мы отряд». Необходимо отметить, что данный комплекс позволяет выявить степень решения задач программы, но с помощью этих методик трудно увидеть достижение цели по формированию основ экологической культуры.

С опорой на концепцию смены подошли к постановке цели и авторы программы «Истоки». В предыдущем разделе мы анализировали концепцию этой смены и отмечали использование научной терминологии, общность формулировок в сочетании с анализом конкретных условий. Этот же подход прослеживается и в постановке цели. Цель в их программе определена как «Развитие интеллектуально-творческого потенциала личности, содействие формированию краеведческой культуры, гражданско-общественной и коммуникативной компетентности воспитанников».

Цель сформулирована очень масштабно, поэтому достижимость такой цели за 21 день смены вызывает очень большое сомнение.

Авторы программы пошли по проторенному за многие годы пути и дали общее определение направления своей деятельности, сказалась привычка к масштабности образа и красоте фразы. Общность, размытость цели допускает и формулировки задач, в которых педагоги хотят создавать условия для чего-либо. Например, в программе есть такие задачи, как «Обеспечить комплекс условий, способствующих сохранению и укреплению здоровья детей в летний период» или «Создать условия для самореализации детей и подростков посредством приобщения к краеведческой культуре». Если строго следовать требованиям к проекту, то результат должен оцениваться по тому, какие условия были созданы для того или иного вида деятельности и в какой мере они способствовали работе педагога. Масса программ повторяет эти ошибки. Это происходит потому, что за такими формулировками нет обязывающей последовательности действий. Педагог остаётся свободным в реальной практике и руководствуется только требованием ситуации и внутренней педагогической культурой.

Однако внутренняя педагогическая культура прослеживается и у авторов программы «Истоки». Поставив масштабную цель, они выстраивают диагностику совсем по-другому. Именно через диагностику мы можем видеть позицию педагогов, которых волнует сам ребёнок, его состояние, возможность самореализации, понимание процесса развития младших школьников. Вчитайтесь в анкеты, которые проводятся в лагере, чтобы убедиться в том, что реальная педагогическая цель, которую преследовали педагоги, заключалась в том, чтобы выявлять и развивать творческие способности детей, формировать уважительное отношение истории родного края.

ВХОДНАЯ АНКЕТА

Для того чтобы сделать жизнь в нашем лагере более интересной, мы просим тебя ответить на некоторые вопросы:

1. Твои ожидания от лагеря?

2. Есть ли у тебя идеи, как сделать жизнь в нашем лагере интересной и радостной для всех?

3. В каких делах ты хочешь участвовать?

4. Какие творческие объединения и мастерские хочешь посещать?

5. Чему ты хотел бы научиться за время пребывания в лагере?

6. Чему ты мог бы научить других?

7. Интересна ли тебе история, культура, природа родного края?

8. Можешь ли ты подготовить и провести экскурсию?

9. Умеешь ли ты брать интервью, готовить репортажи?

10. Есть ли у тебя навыки экологического поведения в природе?

МЕТОДИКА «ВЫБОР»

Детям предлагается прослушать утверждения и оценить степень согласия с их содержанием по следующей шкале: 4 – совершенно согласен, 3 – в основном согласен, 2 – трудно сказать, 1 – в основном не согласен, 0 – совершенно не согласен.

1. Я жду наступление нового дня в лагере с радостью.

2. В детском лагере у меня обычно хорошее настроение.

3. У нас хорошие воспитатели.

4. Ко всем взрослым в нашем лагере можно обратиться за советом и помощью в любое время.

5. У меня есть любимый взрослый в нашем лагере.

6. В отряде я всегда могу свободно высказывать своё мнение.

7. У меня есть любимые занятия в нашем лагере.

8. Когда смена закончится, я буду скучать по нашему лагерю.

Обработка полученных данных.

Показателем удовлетворённости детей (У) является частное от деления общей суммы баллов на общее количество ответов. У=(общая сумма баллов)/(общее количество ответов). Если У больше 3, то можно констатировать высокую степень удовлетворённости, если же У больше 2, но меньше 3, то это — средняя и низкая степени удовлетворённости детей жизнью в лагере.

ИТОГОВАЯ АНКЕТА

1. Что ты ожидал(а) от лагеря?

2. Что тебе особенно понравилось в лагере?

3. Самое важное событие в лагере?

4. Что тебе не понравилось?

5. В чем лагерь не оправдал твоих ожиданий?

6. Было ли скучно в лагере?

7. Ты пойдёшь на следующий год в лагерь? Если нет, то почему?

8. Тебе хотелось бы остаться на вторую смену?

9. Что из того, чему ты научился в лагере, ты сможешь использовать в своей повседневной жизни уже сейчас?

10. Нравится ли тебе, как кормят и готовят в лагере? Поставь оценку повару (от «пятёрки» до «двойки»).

11. Какую оценку ты бы поставил за организацию досуга в лагере?

12. Какие мастерские и творческие объединения ты посещал с интересом?

13. Появились ли у тебя друзья среди ребят, среди взрослых?

14. Чему ты научился в лагере?

15. Что нового узнал?

16. В каких проектах ты принял участие?

17. В течение смены я (подчеркни верные утверждения): подготовил и провел экскурсию, подготовил репортаж для телегазеты, участвовал в театре народных сказок, подготовил викторину по сказкам А. С. Пушкина, ухаживал за растениями на пришкольном участке, разработал маршрут экологической тропы по пришкольному участку, был организатором весёлых стартов.

Анализ целеполагания и диагностика результата в проектировании программ, на котором мы так долго удерживаем ваше внимание, необходим для того, чтобы убедить педагогов в значимости этого шага для разработки конкретного содержания. Если не осознана цель, то содержанием программы может быть любое «интересненькое», эффектное, даже низкопробное. Отбор содержания и, особенно, способов организации жизнедеятельности должен контролироваться вопросом «ЗАЧЕМ?», зачем мы хотим потратить часть детской, да и своей жизни на освоение этого материала, какие нравственные нормы и духовные ценности несёт он в себе.

Взаимосвязь целей, задач, способов организации жизни и содержательное её наполнение является предметом внимания педагогов, приступающих к данному этапу проектирования. Рассмотрим возможные решения на этом этапе на примере тех же двух программ «Юный эколог» и «Истоки».

Авторы программы «Юный эколог», которая рассчитана на 21 день, выбрали способом организации жизнедеятельности младших школьников игру-путешествие по Ленинградской области, важным атрибутом путешествия стала зелено-голубая бабочка.

Проработка игры-путешествия позволила определиться с методикой организации повседневного пребывания детей в лагере, продумать организационное строение временного детского коллектива, где детям предоставлено большое поле самостоятельной деятельности, продуманы способы стимулирования. Познакомьтесь с отрывком из текста программы, чтобы увидеть авторский путь решения поставленных задач.

«Программа предполагает деление отрядов на две экспедиции, где каждая проходит свой маршрут в течение всей смены. Экспедиции работают в одном направлении, за каждое доброе, полезное дело отряд получает жетон «бабочку».

Вся информация об условиях участия в том или ином деле представлена на информационном стенде. Стенд будет выполнен в виде макета Ленинградской области. Путешествуя по области, участники экспедиции каждый день открывают новый, неизведанный ранее район Ленинградской области. Всего административных районов – 17 и один городской округ – город Сосновый Бор. Экипаж экспедиции, открывший новые знания, устанавливает на макете свой символический флажок. Тем самым будет наглядно видно, какие успехи достигнуты той или иной командой. Рядом с макетом Ленинградской области планируется расположить информационный стенд, на котором будут представлены Законы и Заповеди экспедиции, режим работы, план работы и информация, отражающая результаты прошедшего дня.

В конце смены, при подсчёте «бабочек», победившая экспедиция объявляется лучшими исследователями природы и магистрами экологических наук. Каждый ребёнок получает грамоту, свидетельствующую об этом, но каждый получает ещё и своё собственное звание, в соответствии с тем как он проявил себя в лагере».

Когда в педагогическом проекте летней смены можно чётко увидеть каким именно образом будет строиться детская жизнь, невольно встаёт следующий вопрос: за счёт какого содержания игра-путешествие может поддерживать интерес детей в процессе решения достаточно сложных для данного возраста задач. Это одна из сложных задач проектирования смены. Чаще всего педагоги делают план-сетку смены, где заранее определено что, в какой день и час будет происходить в лагере, остаётся только «включить» детей в те или иные мероприятия, а затем, конечно, надо «выключить» их самоопределение, но требовать самостоятельности и творческой инициативы.

Современные задачи модернизации системы образования ставят перед педагогами задачи развития самоопределения, самоорганизации, самовыражения каждого школьника. Особое место уделяется проектным технологиям, среди которых социальное проектирование занимает важнейшее место. Летняя лагерная смена незаменима для формирования умения выстраивать жизненную перспективу, а, следовательно, необходимо совместить педагогический проект смены и право детей на выбор форм проведения своего свободного времени. В загородном лагере, где возникшее временное сообщество детей и взрослых должно жить по определённым, принятым всеми нормам и правилам совместной жизнедеятельности, самоуправление является неотъемлемой частью жизни. В практику давно вошла, ставшая классикой, методика коллективной организации жизнедеятельности. Использование данной методики возможно и в лагере дневного пребывания, однако здесь необходимо учитывать определённый временной разрыв, который ставит перед необходимостью каждый вечер так строить завершение дня, чтобы утром не тратить много сил и времени на восстановление мотивации участия в разных делах дня. Возраст младших школьников не предполагает долговременное планирование, их интересы изменчивы, они быстро переключаются с одной деятельности на другую, поэтому содержание смены целесообразно выстраивать по модулям, где заложены возможности гибко реагировать на изменение ситуации.

В лагере «Юный эколог» содержание смены сложилось из следующих модулей: Спортландия, Домисолька, Мир книги, Город мастеров, Ритмопластика и Школа экологии. Модуль «Школа Экологии» является ведущим в реализации программы. Познакомимся с содержанием данных модулей.

Модуль «Школа Экологии»

В условиях летнего отдыха у ребят не пропадает стремление к познанию нового, неизвестного. Просто это стремление реализуется в других, отличных от школьного урока, формах. С другой стороны, ребята стремятся к практической реализации тех знаний, которые дала им школа, окружающая среда.

Задачи Основные формы работы
• Расширение знаний детей и подростков об окружающем мире Ленинградской области • Удовлетворение потребности ребенка в реализации своих знаний и умений • Экскурсии • Занятия по программе Т. А. Кудрявцевой «Бабочка над заливом» • Экологические праздники «Путешествие по Ленинградской области», «День Земли» • Диагностика экологических знаний • Психологические тесты (кружок «Радужный мост»)

Спортландия

Данный модуль занимает особое место в программе, т. к. обеспечивает осознание экологии как основы жизни человека в природе, даёт понимание основ сохранения собственного здоровья.

Задачи Основные формы работы Количество часов
• Вовлечение детей в различные формы физкультурно-оздоровительной работы • Выработка и укрепление гигиенических навыков • Расширение знаний об охране здоровья • Спортивные игры на стадионе, спортивной площадке • Подвижные игры на свежем воздухе (игры-вертушки «Разбойники и королевский замок», «Форд Боярд») • Эстафеты, спортивные мероприятия (спортивная игра «Веселые старты», «Солнце, воздух и вода») • Беседы, лекции «Мое здоровье» (с использованием ИКТ) 12 часов

Домисолька

Задачи Основные формы работы Количество часов
• Приобщение детей к посильной и доступной деятельности в области музыкального искусства, воспитание у детей потребности вносить элементы прекрасного в окружающую среду, свой быт • Формирование художественно-эстетического вкуса, способности самостоятельно оценивать произведения искусства, свой труд • Разучивание детских песен летней тематики • Конкурсная программа «Алло, мы ищем таланты» • Творческие конкурсы («Лагерь – это мы!», «Законы воспитанного человека») • Концерт «Звездопад» • Творческие игры на занятиях в кружках • Дискотеки 12 часов

Город мастеров

Задачи Основные формы работы Количество часов
• Приобщение детей к творческой деятельности, воспитание у детей потребности вносить элементы прекрасного в окружающую среду, свой быт • Формирование художественно-эстетического вкуса, способности самостоятельно оценивать произведения искусства, свой труд • Развитие творческих способностей детей Изобразительная деятельность (оформление отряда «Наш отрядный дом», конкурс стенгазет и рисунков «Лето нашей мечты») • Творческие конкурсы («Лагерь — это мы!», «Законы воспитанного человека») • Игровые творческие программы («А мы умеем так!») • Творческие игры на занятиях • Выставки, ярмарки 8 часов

Мир книги

Задачи Основные формы работы Количество часов
• Формирование читательских навыков и их дальнейшее совершенствование, постепенное расширение содержания читательской деятельности • Воспитание у детей некоторых личностных качеств: любовь к чтению, ответственности, заботливости, бережливости • Формирование положительных взаимоотношений между детьми в процессе общения • Посещение библиотеки • Праздники «День рождения А. С. Пушкина», «Писатели Ленинградской области» • Библиотечные уроки 4 часа

Главной характеристикой деятельности в данных программных модулях является творчество. Творческая деятельность, как утверждают авторы программы, — это особая сфера человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей кроме получения удовольствия от проявления духовных и физических сил. Основным назначением творческой деятельности в лагере является развитие креативности детей.

В программе «Истоки» содержание получило своё осмысление дважды. Первый раз в концепции, где через модули уточнялось целеполагание и спектр задач, а второй раз в тексте самой программы. Авторы решили выстроить возможное содержание по описанию направлений работы.

«Содержание программы реализуется через следующие направления: краеведческое, спортивно-оздоровительное и содержательно-досуговое, причем спортивно-оздоровительная и содержательно-досуговая деятельность также имеют краеведческую направленность.

Краеведческое направление:

· организация проектной деятельности краеведческой направленности;

· экскурсионная деятельность;

· поисковая деятельность «Памятные места Принаровья», «Твои люди»;

· газета «Вестник экспедиции»;

· познавательная деятельность по изучению природы родного края «Экологическая тропа», «Я живу в Принаровье».

Спортивно-оздоровительное направление:

· организация оздоровления детей посредством занятий спортом, закаливания, развития навыков гигиены, организации полноценного рационального питания, приобщения их к здоровому образу жизни;

· профилактика здорового и безопасного образа жизни через проведение игровых программ «Азбука пешехода», «В лесу, на воде и в городе»; социально-значимых акций «Письмо водителю — совет пешеходу» (умею сам — научу другого — сделаем безопасность на улицах нашего города реальностью);

· вовлечение детей в активную спортивно-оздоровительную деятельность (спортивно-массовые мероприятия, подвижные игры, народные игры).

Содержательно-досуговое:

· организация работы творческих объединений «Нотка», «Наш театр», «Наш музей»;

· организация массовых мероприятий (праздники, игры, конкурсы, шоу–программы, инсценировки).

Организация жизнедеятельности детей строится через сюжетно-ролевую игру в экспедицию. Каждый день смены — пункт назначения экспедиции — имеет общую направленность, все дела дня объединены единой темой. Комплекс разнообразных ролей, которые дети выбирают по ходу сюжета, позволяет каждому найти интересное для себя дело. Логика построения жизнедеятельности в течение дня предусматривает в первой его половине (до обеда) в основном познавательную направленность (мастерские, творческие объединения, экскурсии, акции, проекты), а во второй половине дня проходят праздники, викторины, фестивали и т. п.»

Такой подход к отбору содержания даёт возможность варьировать их последовательность в зависимости от того, как складывается настроение и отношения между участниками смены, какова степень заинтересованности детей той или иной темой экспедиции. По ходу жизни временного детского коллектива вносятся уточнения и дополнения в план экспедиции, которые осуществляются совместно с детьми. Дети и взрослые совместно «делают день» содержательным и интересным. Безусловно, такой подход возможен, если педагоги владеют методикой организации коллективной творческой деятельности.

В предложенных вариантах программ мы считаем необходимым выделить те значимые требования проектирования, которые способствуют достижению значимого результата:

1. Взаимосвязаны цели, задачи и способы решения поставленных задач;

2. Программы имеют чётно выраженную тематическую направленность, которая определяется особенностями воспитательной системы школы, приоритетной направленностью содержания образования;

3. Учёт возраста участников смены определяет содержание деятельности, что очень важно для такого короткого времени как лагерная смена;

4. Организация жизнедеятельности младших школьников строится на потребности возраста в игре;

5. Школьники вовлечены в анализ и оценку достижений в течение прошедшего дня.

Педагогическая практика всегда сталкивается с одной проблемой — всё описать невозможно и положенное на бумагу не исчерпывает всего, что будет или было в реальной жизни. Текст официального документа не передаёт эмоционально-нравственного климата, который складывается в ходе смены и, в конечном счёте, определяет успех или не успех замысла смены. Конкретику образа жизни в каждой смене дорисовывает личный опыт каждого, что невольно приводит к эффекту «кривого зеркала».

Как правило, знакомство с опытом других педагогов, побуждает к сравнению. Одни говорят: мы делаем также. Другие: мы делаем лучше. Третьи: это интересно, можно и нам попробовать. К какой бы группе не отнесли себя те, кто познакомился с программами, произошло очень важное — самоанализ профессиональной деятельности. Самоанализ будет оказывать существенное влияние на рост профессиональной компетенции только в том случае, когда знакомство с опытом других будет строиться без предубеждения, без заведомого отрицания, без зависти — «почему это про них, а не про нас», а с позиций инновационного преобразования собственного опыта.

Проектирование программ летней оздоровительной кампании с каждым годом будет всё прочнее входить в практику, станет привычной работой. Совершенствование владения технологией проектирования позволит педагогам точнее выстраивать профессиональную деятельность, добиваться всё более высоких результатов. На этом пути важно не останавливаться на достигнутом уровне.

Готовясь к очередной летней кампании, важно выбрать из методического пособия не кусочки текста, которые можно вставить в свои документы, а использовать ключевые идеи, которые помогут принять собственное решение и создать собственный умный и красивый замысел.

Список литературы

1. Бедерханова В. П. Становление личностно ориентированной позиции педагога. – Краснодар, 2001.

2. Безрукова В. С. Проективная педагогика: учеб. пособие для инженерно-педагогических институтов и индустриально-педагогических техникумов. – Екатеринбург, 1996.

3. Борытко Н. М. Диагностическая деятельность педагога: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н. М. Борытко; под ред. В. А. Сластенина, И. А. Колесниковой. – М.: Издательский центр «Академия», 2008.

4. Ганичев Ю. В. Подходы к классификации интеллектуальных игр / Сфера досуга – сфера социализации.

5. Григорьева В. Г. Социализация подростков в сфере досуга. – СПБ, 2005.

6. Делай с нами, делай как мы, делай лучше нас! Выпуск второй: сборник методических материалов в помощь руководителям и лидерам детских общественных объединений и организаций / Составитель Якунина С. В.

7. Досуговые программы для детей и подростков: проектирование, реализация, экспертиза / авт.-сост. Л. Б. Малыхина [и др.]. – Волгоград: Учитель, 2012.

8. Дополнительное образование детей: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. О. Е. Лебедева. – М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2003.

9. Ермолаева М. Г. Игра в образовательном процессе. – СПб.: СПб АППО, 2007.

10. Жарков А. Д. Технология культурно-досуговой деятельности: учебное пособие. – М., 2002.

11. Заир-Бек Е. С. Основы педагогического проектирования. – СПб., 1995.

12. Зайцев Г. К., Зайцев А. Г. Педагогика здоровья // Инновации в образовании. – 2004. – № 4.

13. Игорь Петрович Иванов и коммунарская методика. – http://www.kommunarstvo.ru/

14. Карелова И. М. Праздник под созвездием игры. Выпуск 2. – СПб.: Издательство «Специальная литература», 2004.

15. Козловская Л. И. Моделирование культурно-досуговых программ в социокультурной деятельности. – http://www.knukim.edu.ua

16. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. – М., 2002.

17. Колесникова И. А., Горчакова–Сибирская М. П. Педагогическое проектирование: учеб. пособие для высш. учеб. заведений / под ред. И. А. Колесниковой. – М.: изд. центр «Академия», 2007.

18. Крюкова Е. А. Введение в социально-педагогическое проектирование. – Волгоград, 1998.

19. Кульпетдинова М. Е. Подходы к разработке досуговых программ // Ключ к успеху. – 1998. – № 10.

20. Культурно-досуговая деятельность / под ред. А. Д. Жаркова, В. М. Чижикова. – М., 1998.

21. Куприянов Б. В., Рожков М. И. Организация и методика проведения игр с подростками. – М., 2001.

22. Курганский С. М. Организация досуговой деятельности учащихся. – http://festival.1september.ru

23. Лебедев О. Е. и др. Новое качество школьного образования: возможности современной школы. – СПб.: СПбАППО, 2003.

24. Новиков А. М. Образовательный проект (методология образовательной деятельности): пособие для работников образования, участвующих в инновационной деятельности / А. М. Новиков, Д. А. Новиков. – Москва: Эгвес, 2004.

25. Панфилова А. П. Игровое моделирование в деятельности педагога: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под общ ред. В. А. Сластёнина, И. А. Колесниковой. – М.: Издательский центр «Академия», 2006.

26. Педагогика досуга: терминологический словарь / сост. О. Н. Хохлова. – Уфа: Изд-во БГПУ, 2007.

27. Педагогическое проектирование: учеб. пособие для высш. учеб.заведений / И. А. Колесникова, М. П. Горчакова-Сибирская; под ред. И. А. Колесниковой. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.

28. Пономарев В. Д. Педагогика игры. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004.

29. Программа организации досуговой деятельности учащихся «Досуг: развитие и воспитание» // Классный руководитель. – 2002. – № 3.

30. Радианов В. Е. Нетрадиционное педагогическое проектирование. – СПб., 1996.

31. Российское образование. Сетевой подход. Совместный выпуск журнала «На стороне подростка» (2003. – № 3) и газеты «Сельская школа со всех сторон» (2003. – № 9, 10).

32. Сергеев И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся: практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2007.

33. Социокультурная и социально–педагогическая деятельность учреждений дополнительного образования детей / под ред. А. Б. Фоминой. – М.: Перспектива, 2009.

34. Тавстуха О. Г. Особенности разработки культурно-досуговой программы в учреждении дополнительного образования детей. – http://www.orenipk.ru/

35. Титов Б. А. Социализация детей, подростков и юношества в сфере досуга. – СПб.: Государственная Академия культуры, 1996.

36. Учимся вместе решать проблемы. В 3 ч. Ч. 1.: Методическое пособие для учителей. – СПб.: «Образование-культура», 2004.

37. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2010.

38. Шмаков С. А. Игры учащихся – феномен культуры. – М., 1994.

39. Эльконин Д. Б. Возрастные особенности младших подростков. – М., 1967.

40. Ярошенко Н. Н. Педагогические парадигмы социально-культурной деятельности: учебное пособие. – М., 2004.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 1119; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.90.57 (0.021 с.)