Классификация досуговых программ 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классификация досуговых программ



Не существует единой классификации досуговых программ. Для использования возможностей досуговых программ представляет интерес несколько основных вариантов их классификации, используемых в теории организации социокультурной деятельности, педагогике досуга. Каждая, из представленных ниже классификаций, имеет право на существование и может быть использована при разработке пакета досуговых программ, оценке их эффективности.

В тексте раздела представлены 3 вида классификации досуговых программ. Представим их, характеризуя возможности использования каждой.

1. Классификация досуговых программ по ведущей функции организации культурно-досуговой деятельности позволяет оценить разнообразие форм организации досуга, обеспечить многофункциональность, разнонаправленность досуговых программ.

2. Классификация по принципам соучастия детей в программе и ее протяженность во времени – позволяет освоить видовое разнообразие досуговых программ, определиться с жанрами программ, их особенностями, основными задачами и принципами проектирования.

3. Классификация досуговых программ, массовых мероприятий, коллективных творческих дел в соответствии с возрастными этапами развития ребенка обеспечивает использование принципа возрастосообразности в организации досуговой деятельности детей, корректный выбор жанра и содержания программы. Опора на сензитивные виды деятельности детей, связанные с возрастными особенностями, лежащими в основе классификации, безусловно, повысит привлекательность программ для детской аудитории, придаст педагогическую целесообразность их проведению.

 

Классификация досуговых программ по ведущей функции организации культурно-досуговой деятельности:

· Сюжетно-игровые — в них преобладают разнообразные игры: подвижные, интеллектуальные, игры-драматизации, аттракционы, аукционы.

· Конкурсно-развлекательные, состоящие из разнообразных конкурсов, позволяющих выделить лидирующих участников или целые группы в какой-либо области знаний или общественно-полезной деятельности.

· Фольклорные, включающие народные игры, песни, танцы, хороводы. В сюжет этих программ вводятся персонифицированные образы.

· Шоу-программы, состоящие из зрелища, пластики, танцев, показа мод, концертных номеров, клоунады, музыки, светового оформления.

· Рекреационно-оздоровительные, включающие методы биоэнергетического оздоровления, восточные оздоровительные системы, шейпинги, аромотерапию, музыкотерапию, арттерапию, диалоготерапию.

· Информационно-дискуссионные, включающие новую и значимую для аудитории информацию, побуждающую к спору, дискуссии, размышлению.

· Праздничные программы, органически сочетающие в себе многообразие содержания и средств художественного воздействия на разновозрастную аудиторию.

· Спортивно-развлекательные программы включают подвижные игры, шуточные поединки, веселые старты, комбинированные эстафеты, спортивные конкурсы.

 

Классификация по принципам соучастия детей в программе и ее протяженности во времени:

· разовая игровая программа;

· конкурсно-игровая программа по заданной тематике;

· игра-спектакль;

· театрализованная игра;

· зрелище;

· праздник;

· длительная досуговая программа.

 

Разовая игровая программа, не требующая подготовки участников, когда ведущий включает детей в игру, массовый танец, пение, непосредственно в ходе программы. Она может длиться от 30 минут и более, в зависимости от возраста детей и выбора развлечений. Такой сеанс «затейничества» может быть и частью более крупной программы, например масштабной, праздничной.

Отличительными чертами игровой программы являются: многообразие используемых форм деятельности, которые реализуется через комплекс воспитательных задач, сюжетность, включенность участников в события программы, зрелищность и сотворчество организаторов и участников. Лучшие образцы современных игровых программ интегрируются в развлекательную шоу-программу, где сотворчество организаторов и участников органически переплетаясь, делают воспитательный процесс ненавязчивым, а естественным внутренним компонентом. Участники программы не чувствуют себя воспитуемыми, а действуют свободно, увлекаясь происходящим, высвобождают личностный потенциал и развитие осуществляется как бы само собой. Достигнув новых для себя результатов, ребёнок радуется им, гордится собой, часто удивляется тому, что он смог сделать. Современные игровые программы, их наиболее удачные образцы предусматривают и деятельностное, и эмоциональное освоение их дидактического содержания. Механизму эмоционального восприятия способствует театрализация программ, которая обогащает воображение, фантазию ребенка, обеспечивает его эмоциональную включённость в события программы.

Конкурсная игровая программа по заданной тематике с предварительной подготовкой участников (КВН, «Брейн-ринг», и т. д.). Готовить такие программы могут как педагоги, так и старшеклассники под их руководством.

Стратегия интеллектуальной игры строится на том, что перед участниками стоит задача наиболее верного планирования участниками своих действий. От того как будут спланированы действия зависит успех или неуспех игрового действия. Для интеллектуальной игры очень важна формулировка вопросов, их примерная характеристика дана в таблице.

Вопросы для интеллектуальных игр

Допустимые Условно допустимые Недопустимые
Вопросы на сообразительность Вопросы типа «неизвестное об известном» Вопросы на логическое и ассоциативное мышление Вопросы «на удачу» Вопросы «на приближение» Воспроизводящие вопросы Вопросы «с уловкой» Вопросы на перечисление Вопросы, предполагающие длинный ответ Вопросы-розыгрыши

Игра-спектакль. Чтобы провести игру-спектакль, необходима группа ведущих игровой программы. Как правило, ими выступают педагоги-организаторы, педагоги дополнительного образования. Сюжет спектакля строится таким образом, что его сторонние участники без предварительной подготовки могут играть небольшие роли или выполнять задания, от которых будто бы зависит судьба героев спектакля. Театрализованная сюжетная игра требует погружения артистов и зрителей в определенную атмосферу, имеет четкую конструкцию игровой ситуации, достаточно длительный период подготовки. Чаще ее проводят в коллективах старших школьников.

Праздник — предполагает разнообразие развлечений, зрелищ, выставок, публичных выступлений с активным участием детей. В зависимости от поставленных педагогических задач праздник может быть торжественным ритуалом, связанным с социально значимым событием или значительным событием в жизни коллектива, например день рождения клуба, объединения, юбилей учреждения. Праздник обязательно рассчитан на активную подготовку к нему всех участников; это одно из главных условий в создании атмосферы ожидания праздника.

Длительная досуговая программа представляет собой систему воспитательной работы педагога или педагогического коллектива. Современные длительные досуговые программы восходят своим содержанием к сюжетно-ролевым играм, которые были широко распространены в практике пионерской организации.

Особенности длительной сюжетно-ролевой игры:

· наличие развивающей социальной идеи (сюжета);

· наличие коллективной творческой деятельности детей (в качестве системообразующего фактора);

· разнообразие игровых ролей, их свободный выбор и смена (для самовыражения личности);

· создание и закрепление в игре положительных моделей поведения;

· конструирование защитной игровой среды, смягчающей воздействие обыденной жизни и диктата взрослых.

В качестве программы деятельности сюжетно-ролевая игра особенно интересно осуществляется в летнем оздоровительном лагере.

В досуговых программах (в т. ч. длительных) используются основные, выделенные в теории игровой деятельности (С. А. Шмаков) виды современных игр, в том числе:

· физические и психологические игры и тренинги;

· интеллектуально-творческие игры;

· социальные игры;

· комплексные игры.

Досуговые программы любого вида будут успешны, если чётко ориентированы на возрастные особенности участников. Одна из классификаций досуговых программ в соответствии с возрастными этапами развития ребенка разработана Н. С. Карповой и представляет следующую возрастную периодизацию.

I этап — возраст от 6 до 10 лет. Период научения детей определенным правилам и нормам. В этом возрасте дети ждут четких указаний; определенные ограничения как бы очерчивают для них некую зону безопасности, в которой маленький ребенок чувствует себя защищенным. Исходя из этого, основным способом осуществления культурно-досуговой деятельности с младшими детьми является действие по образцу, а формами ее реализации могут быть всевозможные игры (игры с правилами, с игрушками, с синхронными действиями), чтение вслух, рисование, коллекционирование, драматизация, праздники.

II этап — возраст 11-13 лет. Детям этого возраста чрезвычайно важно согласовывать свои действия со сверстниками, они хотят участвовать в общем деле и знать, как их деятельность может выражаться в денежном эквиваленте. Подросткам этого возраста взрослый нужен как организатор, способный направить их бурную энергию в «мирное» русло, помочь сделать самостоятельные шаги к самоутверждению. Здесь ведущий способ проведения досуга — организация коллективной творческой деятельности, а наиболее популярными ее формами являются:

· игры на местности;

· игры на восприятие друг друга;

· спортивные игры, туризм;

· вечеринки;

· встречи с кумирами (наяву, через рассказы, видеофильмы);

· система зарабатывания каких-либо благ;

· праздники;

· драматизация.

III этап — возраст 14-17 лет. В этом возрасте подростки проходят период формирования чувства идентичности, «самости», осознания собственной индивидуальности, стремятся выразить себя. На данном этапе формируются жизненные цели личности, складывается мировоззрение, осваиваются навыки взаимодействия с противоположным полом. Подросткам интересен взрослый, способный выступить в роли консультанта, советчика, старшего и более опытного товарища. Учитывая эти особенности, старшим подросткам, как и в предыдущем случае, целесообразнее всего предлагать различные варианты коллективной творческой деятельности, но с учетом их запросов и интересов. Это могут быть:

· вечера современной музыки;

· диско-шоу;

· вечера авторской песни;

· спортивные игры;

· дискуссии;

· тренинги;

· формы общественно-полезной деятельности (благотворительные акции; выезды с концертными программами; этнографические, экологические, археологические, фольклорные экспедиции; трудовые дела).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 7749; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.163.221.133 (0.025 с.)