Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Летние каникулы как досуговый проектСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Лето — время весьма ответственное для работников системы образования и здравоохранения, ибо на протяжении трёх месяцев предстоит создать условия для здоровьесберегающего и культуросообразного досуга так, чтобы решить сразу несколько важных задач. Во-первых, создать условия для полноценного отдыха и оздоровления детей, позаботиться об их полноценном питании, обеспечить оптимальный режим отдыха и занятий физкультурой и спортом. Во-вторых, наполнить интересным, познавательным содержанием досуг ребёнка, включив его в разнообразную творческую деятельность. В этой связи летние каникулы можно рассматривать как особый досуговый проект, призванный спрогнозировать оптимальный вариант организации жизнедеятельности ребят разного возраста, и тщательно продумать все необходимые шаги для его воплощения. В рамках данного проекта необходимо учитывать разнообразные возможности лета для организации содержательного досуга школьников. Содержательный досуг способствует решению многочисленных задач освоения современной культуры, духовно-нравственного развития личности школьника. Свободное, от основной программы занятий в школе, время может стать неотъемлемой частью образовательной программы образовательного учреждения. В современной концепции содержания образования, если следовать новому пониманию его сущности, обучение ребёнка решению задач в досуговой деятельности столь же важно, как и в познавательной, осуществляемой в процессе школьного обучения. Так, с точки зрения О. Е. Лебедева образование следует рассматривать как «специально организованный процесс развития у обучаемых способности самостоятельного решения проблем, имеющих социальное и личностное значение, в различных сферах деятельности на основе освоения культуры общества» [23]. Концепция модернизации Российского образования [16] обращает внимание педагогов на то, что содержание образования должно быть направлено на обучение обучающихся решать проблемы не только в познавательной, но и гражданско-общественной, культурно-досуговой, семейно-бытовой, социально-трудовой сферах деятельности. Содержание культурно-досуговой деятельности раскрывается через сущностную характеристику самого понятия «культура», что от латинского — (cultura) — трактуется как возделывание, обрабатывание, т. е. совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и создаваемых человечеством в процессе общественно-исторической практики. Накопленный человечеством опыт, закреплённый в нормах культуры, влияет на все виды деятельности, в которых осуществляется преобразование окружающей природной и социальной реальности, включая самого человека, в соответствии с его потребностями, целями и задачами. Коммуникативная деятельность, как один из видов деятельности активно использующий достижения культуры во всём её многообразии, предполагает взаимодействие, в котором человек реализует, раскрывает себя. В её процессе происходит обмен идеями, проектами, знаниями между людьми в процессе их общения. Сфера досуга предоставляет огромные возможности для освоения культуры, что послужило выделению такого вида как культурно-досуговая деятельность. В культурно–досуговой деятельности осуществляется многоплановая совокупность занятий, развивающих и удовлетворяющих культурно–образовательные, творческие, оздоровительные потребности и интересы детей в сфере их свободного времени. Типология культурно–досуговой деятельности раскрывает особенности позиций, которые занимает человек, включаемый в этот вид деятельности [33]: · «творчески–деятельный» тип — наиболее рациональный, интенсивнее всего влияющий на развитие личности ребёнка в свободное время, для которого характерно его участие в создании духовных ценностей; · «культурно–потребительский» — особенностью которого является не столько создание, сколько потребление духовных ценностей; · «рекреативный» тип, характеризующийся использованием свободного времени только для отдыха и развлечения. В период проектирования летних каникул, как определённого вида досугового проекта, необходимо уделить внимание всем видам культурно–досуговой деятельности. Только в этом случае, можно будет предоставить ребёнку возможность полноценного развития в процессе отдыха и поддержать его жажду освоения новых видов деятельности, дать простор решению различных творческих задач. В стратегических документах, определяющих направления развития современного образования, летнему периоду в жизни ребёнка уделяется значительное внимание. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», раскрывает содержание двух важнейших стратегий развития общего образования: — введение стандартов нового поколения; — работа с талантливыми детьми. В первом случае, НПО актуализирует форму летней работы в части реализации программ внеурочной деятельности; во втором случае, предлагает такие формы работы с одарёнными детьми как летние профильные лагеря, творческие школы и т. п. Так, стандарты нового поколения, в части организации внеурочной деятельности, предполагают использовать это время с целью продолжения работы, начатой в течение учебного года, для более полного достижения ребёнком метапредметных (регулятивных, коммуникативных, познавательных) и личностных образовательных результатов [37]. В федеральной целевой программе на 2011–2015 годы особое значение придаётся распространению на всей территории Российской Федерации современных моделей успешной социализации детей, в числе которых и модели организации системы отдыха, оздоровления и временной занятости детей. В качестве ожидаемых результатов её реализации предполагается создание на всех уровнях не только новых образовательных, но и досуговых программ. Такая постановка вопроса органично связана с реализацией нового содержания образования, сущностной характеристикой которого является формирование у обучающихся способности решать задачи в разных сферах и видах деятельности, в том числе в культурно–досуговой. Характеризуя досуг как деятельность в сфере свободного времени, осуществление которой происходит в русле определённых интересов и целей, которые ставит перед собой человек, при её проектировании необходимо учитывать различные её уровни. С точки зрения авторов пособия «Социокультурная и социально–педагогическая деятельность учреждений дополнительного образования детей» под редакцией А. Б. Фоминой, это: · Отдых, рассматриваемый как восстановление жизненных сил и душевного равновесия, пассивный или же включающий разнообразную, специально подобранную физическую активность. · Развлечения — «психическая разрядка», упражнения «недогружаемых» физических и духовных способностей, компенсирующие недостаток разнообразия в труде и в быту. · Просвещение — средство развития разума, воображения, эстетических и нравственных чувств, открывающее путь к ценностям культуры. · Творчество — способ удовлетворения потребности человека в самовыражении и преобразовании действительности, в поиске, экспериментировании, познании окружающего мира. · Созерцание природы — освобождение от мелких забот, эгоистических желаний, возвышение над «злобой дня». · Праздник — связь прошлого и настоящего путём торжественного, художественного по преимуществу, преображения действительности. В досуговых проектах важно предусмотреть активность ребёнка, включив его в самые разнообразные виды досуговой деятельности. В этом случае досуговые проекты или же программы деятельности можно будет рассматривать как способ формирования культуры досуга, рассматриваемой с позиции внутренней культуры человека, предполагающей наличие у него определённых личностных свойств, которые позволяют содержательно и с пользой проводить свободное время. Рассмотрение каникулярного проекта, как одного из видов досугового проекта, представлено И. А. Колесниковой и М. П. Горчаковой–Сибирской в книге «Педагогическое проектирование». Каникулярный проект они рассматривают как документ, в котором описывается процедура создания и действия педагогических систем, процессов, ситуаций, функционирующих и развивающихся в каникулярное время. Это может быть программа деятельности загородного лагеря, система воспитательной работы школы в каникулярное время и т. д. Специфика каникулярного проекта будет отражена выбором его формата, который определяется: — регламентом организации жизни лагеря (период смены); — определённым временем года, на который выпадает смена; — особенностями территории, на которой располагается место отдыха; — составом детей, которые раньше не были знакомы друг с другом. Процесс создания проектов, т. е. прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния, предшествующих воплощению задуманного в реальном продукте [17], рассматриваемый как проектировочная деятельность, имеет свои особенности. Это: 1) ориентация на получение конкретного результата; 2) предварительная фиксация (описание) результата в виде эскиза в разной степени детализации и конкретизации; 3) относительно жёсткая фиксация срока достижения результата; 4) программирование – планирование во времени с конкретизацией результатов отдельных действий, обеспечивающих достижение общего результата проекта; 5) выполнение действий с их одновременным мониторингом и коррекцией; 6) получение продукта, анализ новой ситуации. Образно проект можно представить как «пять «П» плюс один». В качестве таких «П» названы: проблема; проектирование; поиск информации; продукт; презентация; «портфолио» — папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта. Вовлечение ребят в процесс создания различных видов проектов, должно опираться на знание сущности проекта. Это «ограниченное во времени целенаправленное изменение отдельной системы с установленными требованиями к качеству результатов, возможными рамками расхода средств и ресурсов и специфической организацией» [24]. Причем специфическая организация может быть раскрыта с опорой на определение проекта по Интернет–версии словаря педагогических терминов. В этом прочтении проект не что иное как «разработанные система и структура действий педагога для реализации конкретной педагогической задачи с уточнением роли и места каждого действия, времени осуществления этих действий, их участников и условий, необходимых для эффективности всей системы действий». Таким образом, ребята должны пройти следующие этапы проектировочной деятельности [32]: 1. Поиск значимой для решения проблемы: социальной, исследовательской, информационной… 2. Планирование вариантов решения проблемы, определение продукта и формы его презентации. 3. Поиск информации для выполнения проекта, возможно проведение небольшого исследования. 4. Получение продукта проекта. 5. Представление продукта заказчику: его презентация. В то же время нельзя забывать об особенностях проектирования каникулярного проекта. В частности: — идея и цели деятельности заданы извне (тематика смены, профиль лагеря); — предмет проектирования — способ реализации цели и формы своего участия в деятельности; — принципы создания и реализации проекта: ориентация на ребёнка, забота о его здоровье, комфорте, демократизация жизни посредством включения детей в принятие решений по вопросам организации досуговой деятельности через органы со- и самоуправления, обеспечение продуктивного общения детей и взрослых, делая ставку на «роскошь человеческого общения»; — продукт каникулярного проекта — программа жизни детей и взрослых в лагере. В этой связи весьма убедительным является описанный в литературе опыт построения жизнедеятельности лагеря на основе включения ребят в проектировочную игру, рассматриваемую как вид каникулярного проекта. Так, Бедерханова В. П. [1] видит функциональное значение проектировочной игры в: · диагностике степени удовлетворённости детей, педагогов состоянием дел, анализе трудностей и недостатков, выявлении узловых проблем; · прогнозировании путей решения важнейших проблем, поиске стратегических направлений перестройки летней работы; · обучении с использованием различных механизмов и приёмов активизации коллективной творческой деятельности. Она описывает организацию проектирования программы жизни лагеря на основе 4 этапов, название которых отражает специфику целевых установок и ожидаемых результатов деятельности: · «Взятие бастиона идей»; · «Мозговая атака»; · «Создание и защита проектов»; · «Научная сессия конструкторских бюро дружин». Как видим, на первом этапе организации игры важна выработка идей, на основе которых будет строиться лагерная смена. В последующем, с помощью технологии «мозговая атака» осуществляется поиск тем проектов. В процессе работы различных творческих групп происходит разработка конкретных проектов и их последующая реализация. При таком подходе к планированию жизни детей в лагере любого вида возможно достичь целей, сформулированных в стратегических документах развития образования. Ведь ребята в игровой ситуации учатся строить свой досуг, выбирая для этого оптимальные для себя формы, включая в них те виды творческой деятельности, которые созвучны их способностям, интересам и желаниям, в то же время, соизмеряя свои желания со своими сверстниками и взрослыми. Безусловно, проектируя содержание деятельности в рамках летних каникул, педагоги ведут ребят по пути освоения ими даже в это, свободное от учёбы время, целого ряда умений, столь необходимых им в жизни. В их числе [32]: — рефлексивные умения, позволяющие оценить собственную деятельность на всех этапах подготовки проекта; — поисковые (исследовательские) умения, направленные на генерирование интересных значимых идей, умение находить различные варианты решения возникающих проблем на основе, в том числе умения находить для этого необходимую информацию; — умения работать, сотрудничая со сверстниками и взрослыми; — менеджерские умения и навыки, раскрывающиеся в способности проектировать процесс, планировать время и ресурсы, принимать решения и прогнозировать их последствия, анализировать собственную деятельность; — коммуникативные умения, суть которых — в умении инициировать взаимодействие со взрослыми: вступать в диалог, задавать вопросы, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, находить компромисс; — презентационные умения, раскрывающиеся в умении уверенно держать себя во время выступления, в артистизме, умении отвечать на вопросы и т. д. Каникулярные проекты (программы) могут быть весьма разнообразны. При их проектировании мы можем выйти на создание разных их видов, в числе которых может быть: — комплексная программа, включающая организацию в лагере разнонаправленной деятельности, различных видов отдыха и оздоровления детей; — профильная специализированная программа, ориентированная на выбор приоритетного направления деятельности, обусловленного либо спецификой контингента, либо ориентацией на определённую предметную область; — долгосрочные программы, предполагающие реализацию программы в течение ряда лет с разными детьми или же с одним и тем же контингентом детей; — краткосрочные программы, рассчитанные на возможность её реализации в течение одной смены, либо отдельного её временного отрезка. Каждый, кто выходит на создание собственного каникулярного проекта, безусловно, выберет свой вид проекта с учётом имеющихся ресурсов, места, формы его реализации. Опора на выше сформулированные позиции организации летнего отдыха посредством проектировочной деятельности, думается, позволит это сделать интересно и содержательно, с учётом полной целереализации идей летнего отдыха и оздоровления наших детей. Пожелаем педагогам добиться успехов в организации этой работы и признания со стороны тех, для кого и с участием кого она осуществляется — наших детей. Пусть столь сложная, но удивительно интересная и творческая деятельность — осуществление летнего каникулярного проекта приносит только радость всем его создателям и непосредственным участникам.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 961; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.199.240 (0.011 с.) |