Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности применения норм праваСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Говоря об особенностях правоприменения, необходимо обратить внимание на следующее. 1. Правоприменительная деятельность (в отличие от других форм реализации права, в которых участвуют физические и юридические лица) осуществляется только специально уполномоченными субъектами. Это – государственные органы (должностные лица), а также негосударственные органы (организации, учреждения), которым государство делегировало полномочия в правоприменительной сфере (органы местного самоуправления, третейские суды и др.). Деятельность по применению права могут осуществлять органы законодательной власти, органы исполнительной власти, судебные и прокурорские органы, администрация предприятий и учреждений, должностные лица, общественные структуры по поручению (с санкции) государства. Граждане, не являющиеся должностными лицами не могут заниматься правоприменительной деятельностью, поскольку государство не уполномочило их на эту деятельность. Вместе с тем это не означает, что граждане не участвуют в правоприменительной деятельности. Нередко именно по их инициативе осуществляется применение права, например, в связи с обращением гражданина с иском в суд по поводу возмещения причиненного вреда, о приеме на работу или увольнения с работы, заявления о назначении пенсии и т.д. 2. Применение права – это властная деятельность органов государства, их должностных лиц и иных уполномоченных субъектов. С учетом содержания данного признака отметим два обстоятельства: 1) к субъектам применения права преимущественно относятся государственные органы (суд, прокуратура, милиция и т.д.) и должностные лица (Президент РФ, губернатор, прокурор, следователь и т.д.), а в ряде случаев иные уполномоченные субъекты (например, органы местного самоуправления); 2) применение права отличается властным характером. Это означает, что правоприменительные органы наделяются государственно-властными полномочиями, их решения обязательны для всех кому они адресованы. Существенно и то, что правоприменительные решения порождают для отдельных лиц права и обязанности, характеризуются обязательностью требований (обязательность явки в суд свидетеля, ответчика, эксперта по вызову суда и т.п.). Властный характер применения права проявляется и в том, что неисполнение правоприменительных решений может повлечь за собой соответствующее правовое воздействие. В такой ситуации возможен принудительный привод обвиняемого, подсудимого, свидетеля и некоторых других лиц в суд, в органы дознания, к прокурору или следователю, в случае их неявки без уважительной причины по вызову. 3. Применение права отличается организационным характером, направлено на обеспечение нормального хода правового регулирования поведения граждан и организаций. Оно осуществляется вслед за общим правовым регулированием, образно говоря, продолжает его конкретизировать, является средством индивидуальной правовой регуляции поведения. Целью применения права в этом аспекте является организация нормального процесса действия права, обеспечение поведения индивидов, организаций согласно правовым предписаниям. Без такого индивидуального регулирования в целом ряде случаев не могут быть достигнуты цели и задачи общего регулирования. Имеется в виду, в частности «подключение» к ситуациям, когда без правоприменительного решения не могут быть реализованы вытекающие из закона права и обязанности граждан (назначение на должность, выделение земельных участков, разрешение спора, решение о выплате пособия и т.д.). Применение права в этом аспекте, образно говоря, обеспечивает, «обслуживает» право, поскольку здесь закон как бы «вверяется», «передается в руки» специальным органам для претворения его норм на практике, в действительности относительно определенных жизненных ситуаций, требующих правового решения (разрешение спора между наследниками). 4. Применение права носит индивидуально-правовой характер. Правоприменение - это конкретизация права применительно к конкретному случаю, подведение частного случая, факта под общую норму права. В этом смысле правоприменение «связывает» общую абстрактную норму права с персонально определенным субъектом, конкретно определенными фактами и обстоятельствами (приговор, решение суда). Применение права, по сути, является «проводником» перевода общих нормативных предписаний закона в фактическое поведение определенных субъектов (назначение на должность, зачисление в вуз, призыв в армию). Данный показатель правоприменения наиболее отчетливо проявляется в деятельности суда. Путем соотнесения конкретной жизненной ситуации с нормами права (спор о правах, правонарушение) суды принимают определенное конкретизированное решение. В нем может официально утверждаться наличие у истцов, ответчиков, подсудимых и иных лиц определенных субъективных прав и обязанностей и т.д., определяться возможность их реализации. 5. Применение права характеризуется творческой направленностью в том смысле, что закон позволяет управомоченным субъектам, не выходя за рамки его предписаний, выбрать наиболее оптимальное решение из нескольких. Например, использование или неиспользование компетентным органом согласительной процедуры для разрешения разногласий между определенными субъектами. 6. Применение права осуществляется на основаниях и в пределах, предусмотренных законом, и соответствующих ему процессуальных формах. Применение права имеет четко очерченные законом основания и сферы распространения. Как вид государственной деятельности, правоприменение может иметь место только в тех случаях, которые прямо оговорены законом. Процедурный порядок применения права способствует тому, чтобы исключить произвол правоприменителя, побудить его действовать исключительно в соответствии с требованиями законности. Такой порядок, в частности, предусмотрен нормами Уголовно-процессуального кодекса, Гражданско-процессуального кодекса, Кодекса РФ об административных правонарушениях и др. С учетом этого осуществляется правоприменительная деятельность судебных, следственных, административных и иных государственных органов и должностных лиц. 7. Применение права направлено на установление конкретных правовых последствий – субъективных прав и обязанностей, мер поощрения и наказания и т.п. 8. Конечный результат применения права – вынесение акта применения (индивидуального правового решения). По-видимому, там где нет правоприменительного решения, выраженного в специальном правовом акте, там, по сути, нет и применения права. Правоприменительные акты – это приказ о назначении на должность, решение, приговор суда, акт регистрации брака и т.п. Результат правоприменения, т.е. вынесенное решение в виде индивидуального акта, является обязательным для субъектов, которым оно адресовано, и для тех органов, которые должны его исполнять. Итак, применение права – это властно-организующая деятельность компетентных органов, обеспечивающая относительно определенных лиц реализацию юридических норм. Основания применения права. В справочной литературе слово «основание» трактуется как фундамент сооружения или означает основополагающее суждение, относящееся к природе того или иного явления[36]. К основаниям применения права можно отнести следующие ситуации, когда: а) без властного индивидуального решения компетентного органа не могут возникнуть права и обязанности у конкретных лиц. Соответственно, требуется установить наличие или отсутствие конкретных фактов и признать их юридически значимыми. Например, право на пенсию у гражданина реально не возникает, пока не вынесено соответствующее правоприменительное решение компетентного органа (комиссии по назначению пенсии), основанное на анализе определенных фактов и документов. Аналогичная правоприменительная деятельность предшествует признанию гражданина безвестно отсутствующим и др.; б) существует спор о праве, правах и обязанностях и к тому же стороны сами не могут прийти к согласованному решению по поводу сложившейся ситуации. Соответствующий компетентный орган рассматривает дело с целью разрешения конфликта, восстановления нарушенного права. В результате, незаконно уволенный восстанавливается на работе, должник обязывается уплатить долг, продавец – передать проданную вещь и т.д.; в) имеются препятствия, помехи в осуществлении субъективного права (решение суда об истребовании вещи собственника из чужого незаконного владения); г) требуется официальное установление определенных юридических фактов, признание их юридической значимости (наличие фактических брачных отношений, нахождение лица на иждивении, признание гражданина безвестно отсутствующим и т.д.). В таких случаях устанавливаются факты, которые могут быть положены в основу последующих судебных решений и др.; д) необходима официальная регистрация физических или юридических лиц или определенных действий людей, например, регистрация избирательной комиссией кандидата в депутаты, регистрация транспорта в органах ГИБДД и т.д.; е) совершено правонарушение и необходимо установить степень вины правонарушителя, причиненный ущерб и др. и, соответственно определить вид и меру юридической ответственности или другие меры государственного принуждения.
Стадии применения права Правоприменение – сложная последовательная деятельность, которую можно рассматривать как длящийся во времени процесс, представленный взаимосвязанными стадиями. Стадии применения права – это относительно обособленные юридические действия (операции). Такие стадии характеризуют юридическую природу правоприменительной деятельности, ее назначение, содержание. Можно выделить следующие основные стадии правоприменительного процесса: 1) установление и исследование фактических обстоятельств дела; 2) определение юридической основы дела (правовая квалификация); 3) принятие решения по делу и издание акта применения права; 4) доведение содержания принятого решения до сведения заинтересованных лиц и организаций. 1. Установление и исследование фактических обстоятельств дела. Эта стадия состоит из действий правоприменителя, связанных с определением жизненных фактов, явлений действительности, имеющих юридическое значение, образующих фактическую основу правоприменения. На этой стадии устанавливается наличие или отсутствие юридически значимых обстоятельств, при существовании или отсутствии которых применяемая норма действует. Так, при разрешении гражданско-правового спора выясняется следующее: была ли действительно заключена сделка и каковы причины неисполнения условий сделки, каковы убытки и др. При расследовании преступления правоприменитель (следователь и др.) должен собрать и проанализировать материалы, имеющие юридическое значение по делу и позволяющие представить наиболее близкую к реальности картину происшедшего. Круг таких обстоятельств, как правило, предусмотрен законом. Например, при производстве расследования по уголовным делам установлению подлежат событие преступления (время, место, способ и другие обстоятельства его совершения); виновность обвиняемого и мотивы преступления; обстоятельства, влияющие на вид и объем ответственности; характер и размер ущерба; обстоятельства, способствовавшие совершению преступления и др. Очевидно, названные фактические обстоятельства происходили в прошлом, их нельзя наблюдать непосредственно. Поэтому подтверждение этих обстоятельств происходит с помощью доказательств (показания очевидцев, подлинники документов, вещественные доказательства и др.), позволяющих убедиться в достаточности установленных фактов, их обоснованности и т.д. Образно говоря, установление фактических обстоятельств должно отвечать на вопросы: что? где? когда? кто? Поэтому все то, что связано с ответами на данные вопросы и имеет юридическое значение, относится к этой стадии правоприменения. 2. Определение юридической основы дела (правовая квалификация). Назначение этой стадии заключается в правовой оценке всей совокупности фактических обстоятельств дела. Речь идет о сопоставлении фактических обстоятельств с определенными правовыми нормами, оценке исследуемой ситуации с точки зрения закона. Более предметно эта стадия начинается с выбора нормы права, распространяемой на данную жизненную ситуацию. Далее устанавливается: а) правильность текста нормативного правового акта, содержащего необходимую норму (нормы); б) действует ли данная норма права на момент разрешения конкретного дела; в) действует ли она на той территории, где решается дело; г) распространяется ли ее действие на субъектов – участников возникающего правоотношения; д) уяснение содержания выбранной нормы права путем толкования. Следовательно, существенный момент этой стадии в решении вопроса о том, на основании какой нормы или каких норм должно решаться данное дело. В результате сопоставления фактических обстоятельств с содержанием определенной юридической нормы решается вопрос, подпадают ли эти обстоятельства под ее действие. Итак, юридическая квалификация – это оценка конкретных фактических обстоятельств с позиции права, на основе их сопоставления с содержанием определенных юридических норм. 3. Принятие решения по делу и издание акта применения права. Вынесение решения по делу и издание акта, закрепляющего это решение – это завершающая и ключевая стадия применения норм права. В ходе данной стадии, по существу, осуществляется применение норма права в собственном смысле слова. Предшествующие стадии (исследование фактических обстоятельств, правовая квалификация) подготавливают предварительные материалы для окончательного решения по делу. До вынесения конкретного решения правоприменитель должен снова убедиться в полноте и достоверности исследованных обстоятельств, в том, что им дана правильная юридическая оценка и, что применяемая норма относится именно к данному фактическому обстоятельству. На основании такой оценки и сложившейся убежденности выносится властное правоприменительное решение (правоприменительный акт). Акт применения права обязателен для тех органов и лиц, которым он адресован, является юридическим фактом. 4. Доведение содержания решения до сведения заинтересованных лиц и организаций. Компетентный уполномоченный орган не только выносит властное решение, но и должен объявить его заинтересованным лицам. Это осуществляется или сразу после принятия решения, например, оглашение приговора, или позже путем направления соответствующего документа определенным субъектам. Очевидно, государственные, общественные организации и граждане должны знать о всех правовых решениях, затрагивающих их интересы, относящихся к их правам, свободам и юридическим обязанностям. В целом отметим: принятое правоприменительное решение властно распространяет действие применяемой нормы на фактические обстоятельства, устанавливает права и обязанности конкретных субъектов, санкции в отношении правонарушителей.
Акты применения норм права Официальной формой и итогом выражения правоприменительной деятельности выступают акты применения права. Посредством таких актов закрепляются решения компетентных органов по конкретному делу. Акт применения права – официальный акт – документ компетентного органа, изданный на основе норм права, содержащий решение (властное веление) по конкретному делу, определяющий права и обязанности определенных лиц. Правоприменительные акты имеют общие черты с нормативными правовыми актами: - представляют собой официальные письменные акты – документы; - проявляют вовне общеобязательную государственную волю; - исходят от государства или по его уполномочию от иных негосударственных структур (органы местного самоуправления и др.); - обладают юридической силой (порождают правовые последствия, обеспечиваются государством). Вместе с тем эти акты отличаются существенными особенностями: нормативные правовые акты содержат государственно-властные предписания общего характера – нормы права, рассчитанные на множество отношений определенного вида (трудовые, имущественные и др.); правоприменительные акты характеризуются производностью (подзаконностью) по отношению к нормативным правовым актам, должны основываться на их нормативных предписаниях, не противоречить им; эти акты, в отличие от нормативных правовых актов, содержат индивидуальные (конкретизированные по субъектам, и по их правам и обязанностям), властные предписания. Они рассчитаны на отдельное, разовое отношение. В этой связи сравним: Федеральный закон «О гражданстве» и Указ Президента РФ о приеме в Российское гражданство конкретного лица. Предписание, содержащееся в акте применения права, не может выходить за пределы предписания общей нормы, содержащейся в нормативном правовом акте.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; просмотров: 585; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.241.205 (0.01 с.) |