Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные особенности правотворчества
Правотворчество сложное по содержанию явление, деятельность по формированию общих правил поведения. Они отличаются следующими особенностями: 1) государственный фактор для правотворчества – главный, решающий, поскольку правотворческие государственные органы в основном принимают нормативные правовые акты; 2) правотворчество объективно обусловлено существующими в обществе экономическими, социальными, политическими и иными отношениями; 3) движущее начало (импульс) правотворчества – социальные потребности людей, социальных групп, интересы, свойственные обществу в целом; 4) это активная государственная деятельность, заключающаяся в творчестве права (выявление, всестороннее изучение, объективная оценка существующих на данный момент экономических, социальных и иных правообразующих факторов); 5) правотворческая деятельность осуществляется в рамках строго установленных процедур, специальных правил, содержащихся в регламентах правотворческих органов и других документах; 6) основной результат такой деятельности - юридические нормы, воплощающиеся главным образом в нормативных правовых актах, хотя в действительности, юридические нормы содержатся и в нормативных договорах, правовых обычаях, юридических прецедентах; 7) правотворчество – важное необходимое средство управления обществом, процесс, отражающий динамику общественной жизни, изменений, происходящих в экономической, социальной и иных сферах общественной жизни; 8) это основной способ воздействия государства на общественные отношения, преобладающее средство придания праву юридической силы. Принципы правотворчества
Правотворческий процесс основывается на определенных принципах, реализация которых оказывает существенное влияние на его качество и эффективность. Принципы правотворчества – это руководящие идеи и организационные начала, которые определяют назначение и общие направления этой деятельности. В теории права выделяются следующие принципы правотворчества в современной России: демократизм, законность, научность и обоснованность, профессионализм. 1. Демократизм. Этот принцип прежде всего предполагает то, что в процессе правотворческой деятельности необходимо выявлять и выражать в законах и иных нормативных правовых актах волю народа, интересы различных социальных групп, не всегда совпадающие, способствовать их гармонизации.
Далее, начала демократизма в правотворчестве проявляются и в том, что правотворческой деятельностью в современной России занимаются не только уполномоченные государственные органы, но негосударственные структуры, например, органы местного самоуправления. Гласность обсуждения законопроекта в правотворческом органе, его критика, предложение альтернативных вариантов – также показатель демократизма правотворческого процесса. 2. Законность. Принцип законности означает, что правотворческая деятельность по подготовке и принятию нормативных правовых актов должна осуществляться в рамках закона и прежде всего Конституции РФ. При более конкретном подходе к содержанию этого принципа отметим: 1) правовой акт должен издаваться уполномоченным субъектом только в пределах своей компетенции, в строгом соответствии с специальной правовой процедурой; 2) каждому правотворческому органу предоставлена определенная форма (формы) акта, в которой он закрепляет (фиксирует) свои предписания (закон, указ, постановление и т.д.); 3) строгий учет иерархии нормативных правовых актов, их соподчиненности. Каждый вид акт занимает определенное место, строгую последовательность в системе законодательства; 4) с учетом федерализма необходимо неукоснительно соблюдать распределение компетенции между федерацией и ее субъектами. Федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам, а законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. Речь идет о тех законах, которые приняты по предметам исключительного ведения федеральных органов или по предметам их совместного ведения с субъектами Федерации. 3. Научность и обоснованность. Правотворчество должно максимально соответствовать назревшим потребностям общественного развития, быть научно обоснованным. Названный принцип обусловливает подготовку законопроекта при помощи глубокого анализа социально-экономической ситуации в стране, политической обстановки, потребностей правового регулирования тех или иных сфер общественной жизни. Соответственно, в процессе правотворчества должны учитываться достижения науки и практики, теоретические разработки проблем, требующих нового нормативного регулирования. В Российской Федерации к средствам обеспечения научной обоснованности законов и иных нормативных правовых актов относятся: экспертиза законопроектов, научное прогнозирование и законодательное планирование, исследование общественного мнения, социально-правовой эксперимент и др.
4. Профессионализм. Данный принцип предполагает, что процесс правотворчества должны осуществлять в основном профессионалы. Важную роль в разработке новых правотворческих решений играет участие квалифицированных специалистов: ученых и практиков, работающих в соответствующей сфере, имеющих высокую профессиональную подготовку. На подготовительном этапе такие специалисты включаются в составы рабочих групп, принимают участие в составлении текстов нормативных правовых и иных актов. Разумеется, в дальнейшем решающее значение имеют лица, наделенные полномочиями по принятию нормативных правовых актов. По-видимому, профессионализм в правотворческом процессе способствует поиску наиболее приемлемых правовых решений, подготовке и представлению альтернативных проектов нормативных правовых актов, учитывающих интересы различных социальных групп и интересы общества в целом. Действительно, постичь сложность и глубину такой деятельности могут только компетентные специалисты (юристы, экономисты, управленцы, социологи и др.). Это относится и к депутатам, призванным непосредственно участвовать в принятии законов. Очевидно, дилетантизм в этой сфере отрицательно сказывается на качестве подготовленных и принимаемых нормативных правовых актов. В юридической литературе в числе принципов правотворчества также называют: - оперативность (предполагает своевременность издания нормативных правовых актов); - постоянное техническое совершенствование принимаемых нормативных правовых актов; - сочетание общегосударственных и региональных интересов; - информационное обеспечение правотворческого процесса и др.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; просмотров: 568; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.184.237 (0.007 с.) |